Тема 1. Предмет и задачи дисциплины. Правовые формы использования специальных знаний в системе уголовно-процессуальных институтов




Юридический факультет

Кафедра уголовного права и процесса

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

 

по дисциплине

 

 

Использование специальных знаний в уголовном судопроизводстве

    Направление подготовки: 40.04.01 Юриспруденция Профиль подготовки: «Уголовный процесс, криминалистика, теория оперативно-розыскной деятельности».   Квалификация (степень) выпускника: магистр     Форма обучения: очная  

 

Тула 2013 г.


Методические указания составлены доцентом кафедры УПиП Ю.Л. Дябловой и обсуждены на заседании кафедры юридического факультета.

«___» ____________ 2013 г., протокол № ____.

 

Зав. кафедрой ___________________________ Е.С. Дубоносов

 


Одной из важных форм изучения дисциплины «Использование специальных знаний в уголовном судопроизводстве» является семинарские занятия, которые представляют собой групповую творческую борьбу магистрантов, проводимую под руководством и с участием преподавателя.

Целью семинарских занятий является повышение теоретического уровня знаний магистрантов, их умение ориентироваться в законодательном и нормативном материале, приобретение навыков осмысленного, творческого использования знаний в будущей практической деятельности.

Одновременно семинарские занятия дают возможность магистрантам проверить, а преподавателю проконтролировать уровень усвоения тех или иных вопросов, выявить пробелы в знаниях и наметить пути их устранения.

Семинарские занятия наилучшим образом способствуют выработке у магистрантов умений грамотно и четко формировать и излагать свои мысли, вести творческую дискуссию, отстаивать свои мнения и убеждения.

Естественно, что цель семинарского занятия может быть достигнута лишь при условии должной подготовки к нему.

При изучении дисциплины решаются следующие задачи:

1) изучение основных нормативных правовых актов;

2) преподавание магистрантам практических навыков решения самых разнообразных конкретных юридических задач;

3) помощь магистрантам в усвоении соответствующего нормативного и теоретического материала;

4) выработка у магистрантов умения анализировать нормативные правовые акты.

По всем темам семинаров дан перечень наиболее важных вопросов курса, а также указан список литературы, которую необходимо изучить при подготовке к занятию. Начинать подготовку к семинару надо с уяснения содержания вопросов, указанных в плане занятия. В определенных случаях от магистранта потребуется уточнение специальной терминологии, что поможет правильно сориентироваться в материале и определить тот конкретный объем информации, который необходим для полного и четкого ответа. Далее целесообразно обратиться к действующему законодательству, включая нормативные материалы (если они указаны в плане семинара), постановления Президиумов Верховных Судов СССР и РСФСР (РФ), ориентирующих практические органы на правильное применение правовых норм. Содержание закона и указанных постановлений следует изучать по первоисточникам, а не по учебной литературе. Следующим этапом подготовки является изучение соответствующих разделов в учебниках и учебных пособиях, и только после этого, когда уже имеется теоретическая база для уяснения более сложного материала, необходимо приступить к изучению рекомендованной литературы, содержащей информацию по проблемным вопросам темы. В случае затруднения нужно обратиться за помощью к преподавателю, который ведет семинары, поэтому подготовку к семинару всегда следует начинать заблаговременно.

При подготовке к семинарским занятиям магистрант должен использовать:

1. Действующее законодательство Российской Федерации;

2. Материалы постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (РФ);

3. Рекомендованную в плане семинаров специальную литературу;

4. Учебники по уголовному процессу.

Если магистрант не подготовился к семинару или пропустил его (в том числе по уважительной причине), он обязан отчитаться по этой теме перед преподавателем, ведущим занятия. Соблюдение указанных основных требований по подготовке к занятиям позволит довольно полно уяснить вопросы темы и более эффективно подготовиться к семинарским занятиям, что в конечном итоге окажется на уровне знаний магистрантов.

Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Предмет и задачи дисциплины. Правовые формы использования специальных знаний в системе уголовно-процессуальных институтов


Понятие судебной экспертизы по уголовному делу. Судебная экспертиза как вид познавательной, исследовательской деятельности. Назначение и производство судебной экспертизы как следственное действие и как уголовно-процессуальный институт.
Процессуальное значение и соотношение понятий «специальные знания (познания)», «эксперт», «специалист», «заключение и показания эксперта», «заключение и показания специалиста», «допрос эксперта», «допрос специалиста», «экспертное учреждение», «привлечение специалиста», «назначение экспертизы», «производство экспертизы».
Заключение эксперта как вид доказательств. Соотношение с показаниями свидетеля, освидетельствованием; отграничение от других следственных действий. Предмет и объекты судебной экспертизы по уголовным делам.


Тема 2. Правовые и организационные основы государственной судебно-экспертной деятельности. Негосударственная экспертная деятельность

Министерства и ведомства, имеющие в своей структуре экспертные учреждения. Экспертные учреждения Министерства юстиции РФ, МВД РФ, ФСБ, Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства обороны, Федеральной службы госнаркоконтроля, Таможенного комитета РФ. Структура федеральных ведомственных экспертных учреждений. Региональные и межрегиональные экспертно-криминалистические центры, отделы, отделения, группы в системе Министерства внутренних дел России, система судебно-медицинских экспертных учреждений. Перспективы развития системы государственных экспертных учреждений.
Федеральный закон №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 года. Соотношение его положений с положениями Уголовно-процессуального кодекса РФ, Федерального закона №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 года в части нормативной регламентации использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве. Ведомственные подзаконные нормативно-правовые акты о работе экспертных учреждений. Их роль в регулировании судебно-экспертной деятельности по уголовным делам.


Тема 3. Субъектный состав и содержание правоотношений, возникающих в связи с использованием специальных знаний по уголовным делам


Субъекты уголовно-процессуального права, назначающие производство экспертиз. Участники процедуры назначения экспертизы. Виды уголовно-процессуальной деятельности, сопровождающие производство экспертных исследований. Ходатайства эксперта. Допрос эксперта. Участие специалиста в производстве процессуальных действий. Допрос специалиста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: