Защита прав потребителей финансовых услуг на территории Волгоградской области




Начало пятой статьи гласит: «Можно учиться не только на успешных интервью. Но и на неудачных», с чем я, пожалуй, соглашусь. Владимир в данной рубрике вместе с нами изучает типаж человека, наиболее популярные ошибки интервьеров (дополняя прошлую, четвёртую статью) и рассказывает, чего всё-таки в интервью стоит избегать. Если в предыдущей статье блогер разобрал сильное интервью Ларри Кинга с Майком Тайсоном и Эвандером Холифилдом, то в этот раз он показал слабые стороны интервью Дмитрия Гордона и Сергея Маковецкого. «Очень важно, чтобы человеку рядом с вами было хорошо. Даже если тема непростая, ведь можно её обсуждать по-другому. Даже если список заготовленных вопросов вообще мимо кассы и нужно срочно находить другие» - таким полезным советом заканчивает данную статью Владимир.

Из прочитанного материала я почерпнула, в первую очередь, вдохновение. Автор рассказывает настолько увлекательно, что хочется читать ещё и ещё. А лучше слушать! На какой-нибудь конференции или на парах в университете по дисциплине «Навык интервью». Также я поняла для себя, что же всё-таки такое жанр «интервью», чем он полезен и почему настолько популярен. Теперь мной руководит искреннее увлечение окунуться в изучение этого жанра и делать действительно интересные интервью.

 

 

4. ГЛАВА 3

4.1. Журналистское произведение как единое целое: факторы выбора темы, этапы формирования замысла, выбор жанра, структура текста (специфика заголовков, лидов, особенности композиции), язык произведения.

Создание текста – акт всегда индивидуальный, глубоко личный и сокровенный. Автор (гораздо реже – авторы) остается один на один с материалом, обдумывает его, подвергает анализу, классифицирует и соответствующим образом излагает. Метод изложения, изначально заданный характер интерпретации материала играют большую типообразующую роль.

Автор может пойти совершенно различными путями. Он может предельно субъективировать формально-содержательные структуры произведения. В этом случае процесс смыслопорождения пойдет затрудненно, в семантическом отношении данная текстовая модель окажется имплицитной – не выраженной прямо, неявной. Текст становится самодовлеющим, уже в нем самом, в манере автора высказываться зиждутся зыбкие, нечеткие и капризные смыслы. Такой вариант текстообразования показывает, что «к тексту можно относиться как к уникальному, порожденному своеобразием личности автора произведению, которое представляет интерес само по себе. В этом случае не то, что “за” текстом, а именно он сам и есть “подлинная” реальность». Читателю бывает порой сложно понять такой текст и соответствующим образом его воспринять.

Но это отнюдь не означает, что каждый материал изначально квалифицируется как имплицитный, то есть в известной мере закрытый, лишь подразумеваемый, или, наоборот, как эксплицитный, то есть ясный, недвусмысленный. Большое значение имеет готовность читательской аудитории воспринять предложенный ей текст.

Несмотря на всю сложность строгого разграничения двух означенных текстообразующих моделей – в самом деле, ряд текстов, которые когда-то казались крайне индивидуализированными, позже стали классическими – существует необходимость их хотя бы относительно правильного диагностирования и оценки. Надо понимать, произведен ли текст одной прихотью автора с целью выразить свои исключительно личные, малоинтересные для других чувства или, наоборот, произведен для фиксации материала, созвучного многим людям. Как подчеркивает Г.-Г. Гадамер, «нам придется различать: записку “для себя”, использование которой обеспечивается собственной памятью; письмо, которое благодаря точному адресу само обеспечивает условия для понимания; и, наконец, все виды печатной продукции, лишенные точного читательского адреса».

С какими же мерками подходит журналист к жизненному материалу, на чем основывает свой выбор? Чрезвычайно важны здесь избранные (или заданные) тема и идея произведения.

Тема (греч. thema – положение, о котором рассуждают) – предмет изображения. Это также вопрос, выделенный автором как самый главный для данного материала.

Идея (греч. idea – понятие, представление) – основная мысль произведения, выражение авторской позиции. Идея может предшествовать изучению жизненного материала, она фокусирует взгляды автора на действительность, определяется его нравственными убеждениями, вкусами и пристрастиями.

Если говорить упрощенно, тема – это о чем, а идея – зачем. Так же, как жизненный материал шире литературной основы, так тема шире идеи. Одной и той же теме могут быть посвящены различные журналистские произведения, но идея у каждого из них будет своя.

Иногда тему журналистского произведения автору подсказывает окружающая обстановка, происходящие события или люди, о которых он хочет рассказать, их дела и поступки. Чаще журналист ищет героев в соответствии с избранной (или заказанной редакцией) темой. В любом случае, запомним, что в журналистике, как и в литературоведении, центральные, главные действующие лица произведения называются героями. Люди, которые окружают центральную фигуру, – это персонажи.

Как и в литературе, в журналистском произведении герой необязательно должен быть всецело положительным, так сказать, образцово показательным, идеальным. Вспомните главного героя шолоховского “Тихого Дона” – сколь противоречива мятущаяся личность Гришки Мелехова! И у героев журналистских материалов отнюдь не у всех на груди сияют Золотые Звезды. В жизни редко бывают одноцветные – только белые или только черные – явления, события, факты; и столь же редки однополюсные – положительные или отрицательные – люди. Однако, если центральной фигурой вашего материала становится безусловно отрицательная личность, называть его героем нельзя даже в литературоведческом смысле. Отрицательные образы – это всегда персонажи. Поэтому вы никогда не скажете: “Главным героем статьи “Изувер” в газете “Мегаполис-Экспресс” является маньяк-убийца”. Подобная фраза не просто неграмотна, это – нонсенс.

Но вот завершился первый этап журналистской работы – сбор информации. Жизненный материал изучен, определены тема и идея, отобраны герои и известны все персонажи будущего произведения. С содержанием все ясно. В какую форму выльется накопленный материал? Это, может быть, одна из важнейших составляющих журналистского мастерства – найти форму произведения, адекватную его содержанию. Особое значение здесь имеет композиция.

Композиция (лат compositio – сочинение, составление, связь, соединение) – закономерное построение произведения, гармоничное соотношение отдельных его частей (компонентов), образующих единое целое. Композиция – это принцип организации отображаемого автором материала. Как писал С. Эйзенштейн, говоря о кино, это “такое построение, которое в первую очередь служит тому, чтобы воплотить отношение автора к содержанию и одновременно заставить зрителя так же относиться к этому содержанию”.

Композиция обычно обусловлена темой и идеей, представляя собой такое соединение отобранных событий и фактов, которое раскрывает их глубинную связь и выражает позицию автора. С помощью композиции автор располагает материал в последовательности, соответствующей авторскому замыслу, не дает угаснуть интересу аудитории, фокусирует ее внимание на главном, подводит к необходимым выводам.

Работая над композицией, журналист находится в определенной зависимости от фабулы (лат. fabula – басня, рассказ) – той цепи событий, о которой повествуется в сюжете. В документальном произведении фабула не зависит от автора, это данность, то, что было на самом деле. Исходя из фабулы, автор выстраивает сюжет своего произведения.

Сюжет (фр. sujet – предмет) – ход повествования, способ раскрытия (и развития) темы на основе ее драматургии.

Мы еще вернемся к сюжету, рассмотрению его компонентов, но сейчас следует сказать о новом понятии, возникшем при определении сюжета, настолько важном, что без него, по сути, невозможно создание ни одного сколько-нибудь интересного и увлекательного, соответствующего правде жизни и привлекающего внимание аудитории произведения. Речь идет о драматургическом осмыслении жизненного материала.

Драматургия – это способ организации жизненного материала, в ее основе всегда лежит конфликт – столкновение двух противоположных начал: положительного и отрицательного, добра и зла, благородства и подлости, правды и лжи, чести и бесчестия, жизни и смерти, белого и черного... этот ряд бесконечен, как бесконечно разнообразие материального и духовного мира. В сущности, это и есть жизнь, ее сложная и прекрасная диалектика – постоянное столкновение различных – противоборствующих – начал, постоянное преодоление, стремление к идеалу и недостижимость его – и новое стремление. Жизнь – движение. Движение – прогресс. Движущая сила любого процесса – преодоление: пространства, времени, энергии, мысли...

Умение определить конфликт как движущую пружину общественного развития, человеческих поступков, различных явлений природы, и на основе этого конфликта драматургически выстроить свое произведение – вот один из главных секретов профессионального мастерства журналиста, литератора, художника, артиста. Все эти профессии роднит творческое отношение, осмысление реальной действительности. И для журналиста творческий подход к документальному материалу как раз и выявляется в значительной мере в композиционном своеобразии его произведения.

Конфликт, лежащий в основе драматургии, поможет вам превратить фабулу (реальную последовательность событий) в стройный сюжет (художественно-организованное повествование об этих событиях). Из литературоведения известны составляющие части сюжета:

– экспозиция – своеобразный пролог;

– завязка – начало действия;

– развитие действия – более или менее подробное повествование о происходящих событиях;

– кульминация – высшая точка развития действия (здесь движущая пружина сюжета сжимается до предела, все герои и события соединены как бы в единый фокус с тем, чтобы в результате решающего действия, поступка, события количество перешло в качество, наметилось разрешение конфликта);

– перипетии – события, ведущие к развязке;

– развязка – конец, завершение конфликта, действия;

– эпилог – краткое повествование о том, что было дальше.

Те или иные элементы сюжета могут быть опущены в том или ином журналистском произведении, их последовательность может меняться. Все зависит от авторского замысла. Предположим, вы начинаете свой материал непосредственно с кульминации – важнейшего момента – и только потом расскажете, как развивались события, приведшие к подобному завершению. Сюжет – не композиционная формула, незыблемая по своим параметрам, но инструмент творчества, который в умелых руках дает замечательные результаты.

Чрезвычайно важно начало любого журналистского материала. В западной журналистике первая фраза заметки, статьи, видеосюжета называется лид – от слова “лидер” (первый, ведущий). Действительно, прочитав, услышав “лид”, читатель, слушатель, зритель принимает решение читать ли (слушать, смотреть) ему дальше.

Первая фраза рождается обычно в творческих мучениях. “Лид” можно назвать удачным, если в нем ясно излагается основная информация – причем так, чтобы это не было похоже на другие сообщения той же тематики. “Лид” должен оказывать максимальное воздействие при минимуме слов. Здесь не должно быть места второстепенным деталям, общим или абстрактным фразам, расплывчатости, путанице в хронологии событий.

Журналистский текст, как правило, отличается хорошим литературным языком, образной речью; здесь неуместны канцеляризмы, сленг, ненормативная лексика. Впрочем, в каждом отдельном случае, в каждом конкретном материале язык выполняет свои особые функции, полностью зависит от темы и идеи произведения, а также от индивидуальности автора.

4.2. Практическое задание:

Отредактируйте тексты, максимально подготовив их к публикации. Добавьте заголовки и лиды. Сделайте рекомендации, как можно улучшить материал (дополнить информацией – указать какой, дать ссылку на источники, переструктурировать и т.п.).

 

I

Защита прав потребителей финансовых услуг на территории Волгоградской области

2 декабря 2016 года в конференц-зале отеля «ParkInnByRadisson» в городе Волгограде прошёл семинар по повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования «Защита прав потребителей финансовых услуг».

Семинар был посвящен таким темам как рынок финансовых услуг и личное финансовое планирование; в меньшей степени обсуждались основные новостные тренды и закон о банкротстве физических лиц.

Кстати говоря, учредители семинара совместно с дирекцией отеля «ParkInnByRadisson» организовали шведский стол, так что гости семинара имели возможность пообедать в уютной обстановке. Уже после небольшого обеденного перерыва были затронуты новации в работе журналиста с информацией от регуляторов, а также трудности работы журналиста с комментариями от официальных лиц.

Хочу напомнить, что данный семинар был организован в рамках проекта Минфина России уже не в первый раз. В Волгограде и Волгоградской области подобные мероприятия за последние полгода проводились уже более десяти раз.

 

На мой взгляд, информации недостаточно для подробной новостной заметки. Хочется иметь в обиходе такие факты:

· кем является слушатель (на кого ориентирован семинар), интересующие слушателей вопросы

· присутствие высокопоставленных лиц\руководителей\представителей каких-либо организаций

· корреспонденты, их возможные вопросы

· цитаты учредителей\преподавателей данного семинара

 

II

«Оставить читателя в живых?»

1 ноября в рамках всероссийского образовательного проекта «Медиасмыслы» состоялся мастер-класс для молодых журналистов. Данную конференцию представляли и вели действующие журналисты Донцова А.А., генеральный директор ООО «Благомедиа», редактор и автор журнала «Быть человеком», а также Решетникова М.С., пресс-секретарь, руководитель медиацентраВолГАУ и Зав. сектором информационного обеспечения в центре молодежной политики Волгоградского региона.

Данный проект начался с приветливых слов Антонины Алексеевны «Что же всё-таки такое этика журналиста? Все готовы поговорить на эту тему?» И форум начался!

Оставить читателя в живых или нет? Ответ на этот вопрос дала Донцова, показав юным журналистам собственную презентацию под названием «Этика журналиста. Оставить читателя в живых», что помогло начинающим корреспондентам сделать важные «открытия» в сфере влияния информации на человека. Особо дискуссионным получился вопрос о потере ответственности журналиста перед аудиторией. Все присутствующие имели уникальную возможность задать свой вопрос. Больше всего обсуждались проблемы борьбы журналиста за внимание читателя и согласованности информации с первоисточником. Более важным для каждого встал вопрос – совесть, она же этика журналиста, или же, пометка «не для печати», важна как социальная значимость?

Решетникова поведала о погоне за сенсацией и раскрыла всех интересующий вопрос «Блогер - журналист ли?». Открытое обсуждение множества проблематик в жанре Интервью не оставили никого равнодушным и вызвали бурное обсуждение среди молодых журналистов. Донцова так же поделилась секретами идеального интервью и рассказала, что оно заключается в нахождении точек соприкосновения с личностью и вдохновения человеком, а вовсе не в подготовке вопросов.

В завершении встречи, Антонина Алексеевна Донцова произнесла несколько прощальных слов: «Все мы люди, а журналист в первую очередь должен оставаться человеком. Главная ошибка нашей профессии - недооценивать силу слова. Ваша совесть - ваш главный редактор».

 

Я считаю, что данная статья получилась развёрнутой и достаточно содержательной. Единственное, что я добавила бы, это информацию о периодичности таких мероприятий и о проведении подобных в регионе.

 

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По мере решения стоящих перед журналистом эмпирических и теоретических познавательных задач у него складывается все более отчетливое представление об изучаемой ситуации, которое к моменту завершения работы на объекте обретает концептуальный характер. Можно сказать, что продуктом познавательной стадии журналистской деятельности оказывается концепция изученной ситуации, представляющая собой единство знания о происходящем и отношения к нему. При этом, в соответствии с задачами, которые решались, знание – двупланово: его эмпирический пласт представлен фактами, характеризующими ситуацию, а теоретический осознается как понимание связей этих фактов (прежде всего – причинно-следственных), их значимости, как видение перспектив развития ситуации. Двупланово и отношение: с одной стороны, это система логически выверенных оценок, с другой – их эмоциональная «подсветка», результат более или менее глубокой эмпатии, «вчувствования» журналиста в эмоциональное состояние действующих лиц его будущего материала.

Однако концепция изученной ситуации – пока еще не то знание, которое предназначается потребителю. Это своего рода полуфабрикат, которому предстоит пройти не одну процедуру переработки, прежде чем он превратится в журналистское произведение – информационный продукт, способный с большей или меньшей точностью передать массовой аудитории оперативное знание о том, что происходит в жизни. Степень точности напрямую зависит от того, насколько качественно велся журналистом процесс познания действительности, и насколько умелыми и добросовестными окажутся его действия на следующей стадии работы. В ходе воплощения знаково-символической картины жизни забота об ее адекватности реальным процессам столь же важна, сколь и в ходе собственно познавательной деятельности.

 

В данной курсовой мы исследовали источники информации (их классификацию и надёжность), методы сбора информации и дали понятие, что же всё-таки такое журналистское произведение, подробно рассмотрев его «внутренности».

В завершение работы хочется сказать, что в результате любого проведённого и опубликованного расследования достигается и такая важная цель, как нравственное воспитание аудитории, поскольку любое расследование заключает в себе моральное обобщение, вытекающее из примеров разоблачения каких-либо преступлений. Здесь, на мой взгляд, особо важны для журналиста нравственные ценности, включающие в себя представления о достоинстве личности или группы лиц, о моральных нормах, принципах, понятиях добра и зла, справедливости, счастья. На их основе формируются нравственные качества, являющиеся профессиональными для настоящего журналиста.

 

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ОСНОВЫТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА, Ред.-сост. С.Г. Корконосенко СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000 г. (СЛАГАЕМЫЕ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРОФЕССИИ. (С.М. Виноградова); ЖУРНАЛИСТСКОЕ ПОЗНАНИЕ МИРА. (Г.В. Лазутина); МЕТОДИКА СБОРА ИНФОРМАЦИИ. (Б.Н. Лозовский); ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ТЕКСТЕ. (Б.Я. Мисонжников); ПРАВОВАЯ И ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА. (С.Г. Корконосенко))

2. Цвик В.Л. - Введение в журналистику. Учебное пособие - 2000

3. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Уч. для студ. Вузов

4. Лукина М. М. Технология интервью/ М. М. Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2008

5.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

6. https://zsj.ru/istochniki-informatsii-v-zhurnalistike.html

7. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Lazut/6_2.php



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: