иные особенности, характерные для демократического общества.




В РФ действует принцип разделения властей.

Характерные особенности государства и права России после 1993 г.:

1) высшие органы власти в РФ: Президент РФ (глава государства), Федеральное Собрание (двухпалатный парламент РФ), Правительство РФ (высший орган исполнительной власти в РФ);

2) наблюдается общая гуманизация уголовного и уголовно-исполнительного права России (введен мораторий на применение смертной казни);

3) в гражданских правоотношениях все большее значение приобретает частная собственность (ее охрана в РФ осуществляется в том же объеме, что и охрана государственной собственности);

4) появилась частная собственность на землю (это было недопустимо в период СССР);

5) ужесточение санкций уголовного законодательства за преступления против общественной безопасности и в первую очередь за организацию и исполнение террористических актов (это актуальная проблема современности);

иные особенности, характерные для демократического общества.


 

Декабрьские события в Алма-Ате, известные также как Желтоксан (каз. Желтоқсан көтерілісі) — выступления казахской молодёжи[1], произошедшие 17—18 декабря 1986 года в Алма-Ате, бывшей в то время столицей Казахской ССР, принявшие форму массовых протестов и народных восстаний против коммунистической власти. По официальной версии, волнения начались из-за решения Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва о снятии с должности первого секретаря компартии Казахстана Динмухамеда Кунаева, и замене его на ранее никогда не работавшего в Казахстане Геннадия Колбина, первого секретаря Ульяновского обкома партии. Участники мирного митинга требовали назначить на должность главы республики представителя коренного населения[1]. Позже волнения казахской молодёжи прошли и в других городах и регионах Казахстана[2]. Декабрьские события в Казахстане стали одним из первых в СССР массовых митингов против диктата центра, позже аналогичные события произошли и в других национальных республиках Советского Союза.

Караба́хский конфли́кт (азерб. Qarabağ münaqişəsi, арм. Արցախյան հակամարտություն) — этнополитический конфликт[1] в Закавказье между азербайджанцами и армянами. Межобщинный конфликт, имеющий давние исторические и культурные корни, приобрёл новую остроту в годы перестройки (1987—1988)[2], на фоне резкого подъёма национальных движений в Армении и Азербайджане. К ноябрю — декабрю 1988 года в этот конфликт, как отмечал А. Н. Ямсков, оказались вовлечены большинство жителей обеих республик, и он фактически перерос рамки локальной проблемы Нагорного Карабаха, превратившись в «открытую межнациональную конфронтацию», которую лишь на время приостановило Спитакское землетрясение[3]. Неготовность советского руководства к адекватным политическим действиям в обстановке обострившихся межнациональных распрей, противоречивость принимаемых мер, декларирование центральными властями равной степени вины Армении и Азербайджана в создании кризисной ситуации привели к зарождению и укреплению в обеих республиках радикальной антикоммунистической оппозиции.

Прибалтика. В Эстонской ССР 23 августа 1987 года в таллинском парке Хирве в ознаменование очередной годовщины подписания пакта Молотова-Риббентроппа собралось около двух тысяч сторонников независимости Эстонии. В тот же день аналогичные митинги состоялись в Риге (около 7 тыс. участников) и в Вильнюсе (от 500 до 1 тыс. пришедших)[37].

26 сентября 1987 года в газете тартуского городского комитета Коммунистической партии Эстонии «Edasi» («Вперёд») было опубликовано предложение об экономической автономии Эстонии в составе СССР, получившее значительную поддержку в обществе.

13 апреля 1988 года в ходе телевизионного ток-шоу Эдгар Сависаар предложил создать Народный фронт (эст. Rahvarinne) — общественно-политическое движение, которое должно было способствовать целям горбачёвской перестройки. Такой Народный фронт был создан.

3 июня 1988 г. в Литовской ССР было создано «Литовское движение за перестройку», ставшее известным как Саюдис.

17 июня 1988 года делегация Коммунистической партии Эстонии на XIX партконференции КПСС внесла предложение о передаче дополнительных полномочий во всех сферах общественной, политической и экономической жизни республиканским органам власти.

11 сентября 1988 года на Певческом поле в Таллине прошло музыкально-политическое мероприятие «Песнь Эстонии», на котором собралось около 300 000 эстонцев, то есть около трети от численности эстонского народа. В ходе мероприятия был публично озвучен призыв к независимости Эстонии.

8 — 9 октября 1988 г. Народный фронт был создан и в Латвийской ССР, а весной 1989 года в его рядах было уже 230 тыс. человек

 

Спустя 9 дней после смерти Сталина председателем Совета министров стал Г. М. Маленков. Стали собираться пленумы ЦК. Образовалось 3 центра силы, 3 лидера – триумвират:

- 1-й зам председателя Совета Министров, глава МВД Л. П. Берия;

- председатель Совета министров СССР Г. М. Маленков;

- секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев.

Затяжной характер кризиса власти 1953г., длительная борьба за лидерство среди наследников Сталина имели под собой очевидную причину: отсутствие официального (формального) лидера, обладающего реальной властью. К тому же в системе, где официальные государственные посты не имели реального властного значения, борьба за лидерство могла проходить исключительно скрытыми методами. Сформировавшиеся как политическая элита в условиях режима личной власти Сталина, его наследники усвоили именно сталинскую модель организации власти в качестве личного опыта.

Инициатором реформ в государственной сфере выступил Л. П. Берия. В течение марта-июня он выступил с рядом предложений, главные из которых были направлены на реформу системы МВД. Предлагалось передать лагеря и колонии из МВД в ведение Министерства юстиции (кроме особых лагерей для политзаключенных), пересмотреть сфабрикованные дела, ограничить сферу применения принудительного труда в экономике, отменить пытки при проведении следствия. С целью поднятия своего авторитета Берией были предприняты такие шаги как реабилитация по «делу врачей», массовая амнистия, ограничение вмешательства парторганов в хозяйственные дела.

После смерти Сталина амнистия – Указ Верховного Совета СССР от 27 марта 1953г. освобождала по 58-й «политической» статье только тех, кто был осужден на срок не более 5 лет ИТЛ (исправительно-трудовые лагеря). В 1953г. насчитывалось 2 526,5 тыс. заключенных. Амнистировано было более трети. Уголовники с тяжелыми статьями амнистии не получили.

Стремление Берии стать преемником Сталина, побудило Маленкова и Хрущева объединиться. 26 июня 1953г., при поддержке министра обороны Г. К. Жукова, Берия был арестован и после суда расстрелян как шпион. В сентябре Хрущев был избран 1-м секретарем ЦК КПСС.

После смены верхушки МВД начинается демонтаж ГУЛАГа, т.к. новое руководство стремилось отмежеваться от насилия сталинизма, причем многие мероприятия проходили без огласки. К 1954г. число заключенных сократилось более чем вдвое. В 1953г. были ликвидированы Особые Совещания при МВД и прокуратура войск МВД, Верховный Суд получил право пересмотра постановлений по делам спецподсудности («троек», ОСО и коллегии ОГПУ). Был отменен обязательный минимум трудодней в колхозах, а с 1954г. военные прокуроры приступили к реабилитации незаконно осужденных.

Вследствие разногласий по экономическим и социально-политическим вопросам, 8 февраля 1955г. последовала отставка Маленкова. В итоге, лидерство в стране перешло к Н. С. Хрущеву.

 


 

1921 — 1922. борьба с «рабочей оппозицией», в первую очередь. Против оппозиции лично выступил Ленин, обвинивший её в «анархо-синдикалистском уклоне», а также лично «продавивший» на X съезде (1921) историческую резолюцию «О единстве партии», запретившую фракционную борьбу, которая могла бы в перспективе привести к превращению фракций в отдельные партии.Основным поводом для оппозиционной критики был тот факт, что большевистская партия, называя себя «рабочей», а свою власть — «диктатурой пролетариата», на деле всегда в значительной степени состояла из радикальных интеллигентов. Партии пришлось всё же пойти навстречу этой критике. В ходе Генеральной чистки 1921—1922 годов численность РКП(б) резко сократилась, процент рабочих заметно вырос.

1923-1924. После третьего инсульта Ленина к власти пришла «тройка» Зиновьев-Каменев-Сталин. На короткое, около полутора лет, время, Зиновьев фактически стал лидером партии и государства. «Тройка» развернула ожесточённую борьбу с Троцким, который рассматривался, как один из основных претендентов на роль преемника умирающего Ленина. Также он был особенно опасен, так как в его руках всё ещё находилась армия.

В ЦК сложилось устойчивое большинство «зиновьевцев» и «сталинцев», что в условиях, когда вопросы решались голосованием, означало, что Троцкий оказался изолирован от принятия решений. Начиная с 1921 года, группа его сторонников в ЦК становилась всё меньше. Этому также способствовали начавшиеся с 1923 года регулярные расширения ЦК; на практике они проходили за счёт высших партийных функционеров, сторонников Зиновьева или Сталина.

1925. После «свержения» Троцкого «тройка» немедленно раскололась. В декабре 1924 Сталин впервые выдвинул тезис о «построении социализма в отдельной стране», и начал методичную работу по сколачиванию большинства на приближавшемся XIV съезде. Стремясь создать противовес Зиновьеву и Каменеву, он возвысил группу Бухарина — Рыкова — Томского. Бухарин только в 1924 году был переведён из кандидатов в члены Политбюро. Рыков после смерти Ленина был назначен председателем Совнаркома, в связи с чем даже рассматривался определённой частью населения, как «глава государства».

1926 — 1927. После разгрома Зиновьева осколки всех оппозиций: «троцкисты», «зиновьевцы», остатки бывших «децистов» и «рабочей оппозиции» объединяются. В реальности подобное объединение вчерашних идейных противников привело только к их дальнейшей дискредитации. Оппозицию обвиняли в том, что она продемонстрировала тем самым свою беспринципность, готовность поступиться собственными идеями ради одной цели — захвата власти.Окончательно завоевав с 1925 года большинство в партии, Сталин медленно «выдавливал» оппозиционеров за рамки легального поля. Оказавшись в меньшинстве, они перешли уже к дореволюционным методам, к организации нелегальных типографий и встреч с рабочими. Начались массовые исключения оппозиционеров из партии.После организации 7 ноября 1927 году «параллельной» троцкистской демонстрации Троцкий, Зиновьев и Каменев были исключены из партии в строгом соответствии с механизмом, предложенным лично Лениным в 1921 году против «рабочей оппозиции» — постановлением объединённого пленума ЦК и ЦКК. Вскоре это решение было подтверждено также решением XV съезда (декабрь 1927).

По примеру методов ещё царского правительства, ряд видных оппозиционеров были сосланы, в частности, Троцкий в январе 1928 года был выдворен в Алма-Ату.

1928-1929. Под влиянием кризиса хлебозаготовок 1927 года Сталин провозгласил необходимость форсированной «сверхиндустриализации» за счёт выкачки средств из деревни. Вчерашние союзники, «бухаринцы», стали «правыми уклонистами».

В 1929 году Бухарин был выведен из Коминтерна и Политбюро, в 1930 Рыков был снят с поста председателя Совнаркома. Сталин объявил 1929 год «годом великого перелома». Стратегическими целями государства были декларированы индустриализация, коллективизация и культурная революция.

Тегеранская конференция — первая за годы Второй мировой войны конференция «большой тройки» — лидеров трёх стран: Ф. Д. Рузвельта (США), У. Черчилля (Великобритания) и И. В. Сталина (СССР)[1], состоявшаяся в Тегеране 28 ноября — 1 декабря 1943 года.

Конференция была призвана разработать окончательную стратегию борьбы против Германии и её союзников.

Конференция стала важным этапом в развитии международных и межсоюзнических отношений, на ней был рассмотрен и решён ряд вопросов войны и мира:

установлен точный срок открытия союзниками второго фронта во Франции (и отвергнута предложенная Великобританией «балканская стратегия»),

обсуждались вопросы о предоставлении независимости Ирану («Декларация об Иране»)

положено начало решения польского вопроса

о начале СССР войны с Японией после разгрома нацистской Германии.

были намечены контуры послевоенного устройства мира

достигнуто единство взглядов по вопросам обеспечения международной безопасности и прочного мира

Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав (4–11 февраля 1945) — вторая по счёту многосторонняя встреча лидеров трёх великих держав антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании — во время Второй мировой войны, посвящённая установлению послевоенного мирового порядка.

Все решения Ялты в общем и целом касались двух проблем.

Во-первых, требовалось провести новые государственные границы на территории, ещё недавно оккупированной Третьим рейхом. Одновременно нужно было установить неофициальные, но общепризнанные всеми сторонами демаркационные линии между сферами влияния союзников — дело, которое было начато ещё на Тегеранской конференции.

Во-вторых, союзники осознавали, что после исчезновения общего врага вынужденное объединение Запада и СССР потеряет какой-либо смысл, а поэтому следовало создать процедуры, гарантирующие неизменность проведённых на карте мира разграничительных линий.

В этом вопросе Рузвельт, Черчилль и Сталин, пойдя на взаимные уступки, пришли к соглашению практически по всем пунктам. В результате конфигурация политической карты мира претерпела существенные территориальные изменения.

В Ялте была начата реализация идеи новой Лиги Наций. Союзникам требовалась межгосударственная организация, способная предотвратить попытки изменить установленные границы сфер влияния. Именно на конференциях победителей в Тегеране и Ялте и на промежуточных переговорах в Думбартон-Оксе была сформирована идеология Организации Объединённых Наций.

Было условлено, что в основу деятельности ООН при решении кардинальных вопросов обеспечения мира будет положен принцип единогласия великих держав — постоянных членов Совета Безопасности, имеющих право вето.

При этом страны-победители и впредь предпочитали решать действительно серьёзные вопросы своих взаимоотношений путём двусторонних переговоров, а не в рамках ООН. ООН также не смогла помешать войнам, которые и США, и СССР вели в последующие десятилетия.

Потсдамская конференция состоялась в Потсдаме во дворце Цецилиенхоф с 17 июля по 2 августа 1945 года с участием руководства трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы. Встреча в Потсдаме стала последней для лидеров Большой тройки Сталина, Трумэна и Черчилля (которого в последние дни сменил К. Эттли).

Целями оккупации Германии союзниками провозглашались её денацификация, демилитаризация, демократизация, децентрализация и декартелизация. Была провозглашена также цель сохранения единства Германии.

Большая часть территорий, отторгнутых от Германии, вошла в состав Польши. В состав Советского Союза вместе со столицей Кёнигсбергом (который в следующем году был переименован в Калининград) вошла одна треть Восточной Пруссии, на территории которой была создана Кёнигсбергская (с марта 1946 — Калининградская) область РСФСР.

Были назначены репарационные платежи.

На Потсдамской конференции Сталин подтвердил своё обязательство не позднее трёх месяцев после капитуляции Германии (датой чего Сталин считал только 8 мая) объявить войну Японии. Воюющие с Японией США, Великобритания и Китай также подписали Потсдамскую декларацию (опубликована 26 июля), потребовавшую от Японии безоговорочной капитуляции. 8 августа (после конференции) к декларации присоединился СССР и объявил Японии войну.

По предварительному соглашению Корея оказалась разделена на советскую и американскую зоны оккупации, хотя официально на заседаниях корейский вопрос не поднимался.

Острым вопросом, дискутировавшимся во время конференции, была проблема раздела сохранившегося флота Германии[2].

В завершающий день конференции главы делегаций приняли основополагающие решения по урегулированию послевоенных вопросов, одобренные 7 августа 1945 года с определёнными оговорками Францией, не приглашённой на конференцию.

В Потсдаме обозначились многие противоречия между союзниками, приведшие вскоре к холодной войне.

Взаимодействие СССР в ООН в гуманитарной, научно-технической и миротворческой сферах. НА рубеже 40-50х гг. СССР занимал жёсткую позицию в отношении контроля за вооружением. В период непосредственно после создания ООН сталинское руководство Советского Союза довольно долго не признавало активного участия в миротворческом направлении этой организации, и фактически либо бойкотировало институты ООН, либо занимало индифферентную позицию. Первоначально Советский Союз не разделял западного подхода, рассматривавшего миротворчество ООН как один из способов управления и контроля над определенными стадиями международных конфликтов. СССР исходил из другой теоретической посылки: причины конфликтов лежат в противоречиях между капиталистической и социалистической системами, а управлять международными отношениями можно только в общем смысле понятия. Операции ООН по поддержанию мира подвергались жесточайшей критике со стороны Советского Союза. Однако в 1970-е гг. отмечается признание допустимости собственного участия в форме направления наблюдателей и частичного участия в финансировании миротворческих операций. Причина - позитивные изменения в международной ситуации. «Разрядка», потепление отношений с США сыграли свою роль. С 1948 по 1987 гг. СССР принимал участие в одной наблюдательной миссии (UNTSO в Палестине, с 1973г.), а также в переброске транспортными самолетами участников и снаряжении миссия в Конго в 1960г. (ONUC). Изначально эта акция была организована для обеспечения вывода бельгийских сил, оказания помощи правительству в поддержании правопорядка и для предоставления технической помощи. Впоследствии ее функции были изменены таким образом, чтобы она могла поддерживать территориальную целостность и политическую независимость Конго. Советские наблюдатели также участвовали в наблюдательной миссии на Синайском полуострове в октябре 1973г. (UNEF II) для наблюдения за прекращением огня между египетскими и израильскими вооруженными силами. В октябре 1973 г. по решению правительства СССР в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН на Ближний Восток была направлена первая группа наших офицеров. Им предстояло вести наблюдение за прекращением огня в зоне Суэцкого канала и на Голанских высотах после закончившихся здесь военных действий. Группу возглавлял полковник Николай Белик. Командир первого отряда отечественных «голубых беретов» С этого момента советские миротворцы отправляют во многие роены мира для подержания порядка и мира. Начав с недооценки миротворческих функций ООН, советское руководство на протяжении четырех с половиной десятилетий существенно изменило свой подход, реагируя как на изменения геополитической ситуации в мире и эволюцию самого международного миротворчества, так и на перемены в политико-идеологических установках советского руководства. Таким образом мы можем утверждать что сотрудничество СССР и ООН складывалась тяжело и долго. Первоначально СССР использовало своё право вето для влияния на решения ООН. Это было вызвано политическим противостоянием двух сверх держав СССР и США. В 80-ые года СССР вступает в миротворческую политику ООН, видя в ней один из рычагов влияния. Присутствие советских миротворческих сил в беспокойных районов мира позволяло Советскому союзу хоть и не контролировать ситуацию, но быть в курсе дел.

Вожди́зм — политика, направленная на утверждение одного человека в роли непререкаемого руководителя. Для вождизма характерна личная преданность одному человеку — вождю, признанному идейному руководителю в жёстко централизованных структурах (государстве, партии).

Марксизм-ленинизм, идеологическая основа советской власти, в теории отвергает вождизм, ограничивая «роль личности в истории», что проистекало из марксистского принципа равенства. Однако некоторые учёные считают вождизм естественным следствием ленинизма. Например, русский философ Н. Бердяев считал, что «Ленинизм есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделенного диктаторской властью».

После Октябрьской революции 1917 года в Советской России и СССР стали использоваться во множественном и единственном числе титулы «вожди революции», «вожди пролетариата» и просто «вожди» применительно к В. И. Ленину и Л. Д. Троцкому (последний также именовался «вождём Красной армии», а Г. Е. Зиновьев — «вождём Коминтерна»). После оппозиции и отстранения от власти Троцкого до 1929 года было распространено множественное выражение «вожди партии» по отношению к лидерам партии, а также схожие титулы в единственном числе (например, «ленинградским вождём» называли С. М. Кирова, «вождём Украины» — С. В. Косиора). С обретением всей полноты власти И. В. Сталиным эти выражения практически исчезли, так как в полноценно вождистском обществе вождь может быть только один, которым и был объявлен Сталин во время его пребывания у власти в СССР, когда государственно-партийная система стала сталинизмом. При расцвете его культа личности титулы «Великий вождь», «Великий вождь и учитель», «Вождь мирового протетариата» по отношению к Сталину часто использовались в официальных публицистике и риторике.

Конституцией РСФСР 1918 года провозглашались следующие права и свободы:

- свобода совести;

- свобода собраний;

- свобода союзов;

- полное, всестороннее и бесплатное образование;

- почетное право защищать революцию с оружием в руках.

Провозглашались равные права граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности. В данном документе содержится всего 8 статей, посвященных правам человека и гражданина, но лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав.Конституция СССР 1924 г. вообще не содержит раздела о правах и свободах человека и гражданина.

В соответствии с положениями ст.118-133 Конституции 1936г. граждане СССР имеют право:

- на труд;

- на отдых;

- на материальное обеспечение в старости;

- на образование.

Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.

Как отмечалось в ст. 123 Конституции, равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, караются законом.Законом гарантировались:

- свобода слова;

- свобода печати;

- свобода собраний и митингов;

- свобода уличных шествий и демонстраций.

Формально гражданам СССР обеспечивалась неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора (ст.127 Основного закона). Также конституция гарантировала: неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом..

После тщательно изучения раздела «Права и обязанности граждан» в данной Конституции, действительно, напрашивается вывод, что это была самая демократическая конституция. Но история говорит об обратном.

В Конституции 1977 года находят отражение общепризнанные международные принципы прав и свобод человека и гражданина. Это связано с тем, что СССР становится участником ряда международных Конвенций. В соответствии со ст. 36-46 Основного закона СССР 1977 года, граждане имеют право на:

- труд;

- отдых;

- охрану здоровья;

- материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца;

- жилище;

- образование;

- пользование достижениями культуры.

Сравнивая последнюю советскую Конституцию с остальными, можно сделать вывод, что количество статей, посвященных правам человека и гражданина, увеличилось до 21. Однако, права неотделимы от обязанностей и государство по-прежнему не считает их высшей ценностью.

В ноябре 1986 года и в мае 1988 года законодатель легализует частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных и сервисных областей.

В июне 1987 года принимается Закон «О государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 года), предусматривавший новые начала хозрасчета и самофинансирования. Предприятия получали право: самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать прямые горизонтальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов.

В декабре 1990 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР, перечислявшие в качестве объектов такой деятельности вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническую продукцию, интеллектуальные ценности, имущественные права и др. Субъектами (инвесторами и участниками) могли быть советские и иностранные граждане, юридические лица, государства.

В Законе «О банках и банковской деятельности» (декабрь 1990 г.) давался перечень операций, совершаемых банками. Наряду с государственными банками Закон определял статус и функции коммерческих банков.

Изменения коснулись и аграрного сектора. В 1988 году введение арендных договоров на землю (на срок до 50 лет) заложило основу для формирования фермерства. В новом Положении о колхозах (1988 год) предусматривалось установление размеров приусадебного участка и поголовья скота в личном хозяйстве на основе решений коллектива каждого колхоза.

В конце 1990 — середине 1991 г. принимается целый пакет законов, направленных на развитие новых экономических начал. Среди них: «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О земельной реформе», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Основные изменения происходили в сфере переходной экономики. В феврале 1990 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства СССР и союзных республик о земле. Определялось, что «земля является достоянием народов, проживающих на данной территории». Граждане получали право приобретать землю в пожизненное наследуемое владение или аренду.

В марте 1990 г. был принят Закон «О собственности в СССР», в котором перечислялись ее три основные формы: «собственность граждан», коллективная и государственная.

В апреле 1990 г. был принят Закон «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», разграничивающий полномочия Союза и республик в сфере экономики и финансов.

Демократизация социальных структур отразилась в содержании новых законов «Об общественных объединениях» (октябрь 1990 г.) и «О профессиональных союзах» (декабрь 1990 г.).

В целом законодательство периода перестройки заложило правовую основу для радикальных социально-экономических преобразований последующих лет.

Реформы правительства Ельцина — Гайдара — преобразования в экономике и системе государственного управления, совершённые правительством России под руководством Бориса Ельцина и Егора Гайдара в период с 6 ноября 1991 года по 14 декабря 1992 года.

Правительством Ельцина — Гайдара были проведены либерализация розничных цен, либерализация внешней торговли, реорганизация налоговой системы и другие преобразования, радикально изменившие экономическую ситуацию в стране. Результат реформ знаменовал собой переход России к рыночной экономике.

1 января 1992 года было отменено государственное регулирование цен. Результатом этого стала ликвидация дефицита потребительских товаров, но вместе с тем — гиперинфляция и массовое обнищание населения.

  • 19 декабря 1991 — постановление Правительства РСФСР № 55 «О мерах по либерализации цен».
  • январь 1992 — либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации.
  • 29 января 1992 — Указ о свободе торговли.
  • 11 июня 1992 — постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2980-I утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.».
  • июль-сентябрь 1993 — падение темпов инфляции, отмена рубля СССР (денежная реформа).

. Экономические реформы 1990-х также привели к резкому спаду экономики страны, В 90-е годы произошли значительное ухудшение здоровья населения и рост смертности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: