Лекция 1
Тема 1. Бухгалтерский учет и его место в системе управления организацией
Виды хозяйственного учета
Пользователи бухгалтерской информации
Объекты бухгалтерского учета и их классификация
Измерители бухгалтерского учета.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета
1.1. В России можно выделить четыре вида хозяйственного учета: статистический учет (статистика), оперативный (или оперативно- технический), бухгалтерский (бухгалтерия) и налоговый.
Статистический учет изучает закономерности и взаимосвязи массовых общественных явлений и процессов. В статистическом учете исчисляют количественные и качественные показатели производительности труда, объема производства, заработной платы и др.
Статистический отличается широким кругом изучаемых объектов. В статистическом учете используют данные бухгалтерского и оперативного учета, организуют первичный учет на предприятиях, организациях и учреждениях.
Оперативный учет применяют для наблюдения и контроля за отдельными фактами и операциями хозяйственной деятельности предприятия, организаций, учреждений с целью оперативного на них воздействия. Оперативный учет характеризуется краткостью и быстротой получения учетных сведений. При оперативном учете пользуются тремя видами измерителей (стоимостными, чаще натуральными и трудовыми).
Бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации о фактах хозяйственной жизни, активах, обязательствах, источниках финансирования, доходах и расходах и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятий, учреждений, организаций и их объединений.
Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет.
Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов.
Для определения налоговой базы по налогу на прибыль необходимо определить:
· порядок учета доходов и расходов организации для целей налогообложения;
· величину расходов, принимаемых в расчет в отчетном периоде;
· величину расходов отчетного периода, подлежащих включению в расходы следующих отчетных периодов;
· порядок формирования резервов;
· порядок расчета сумм задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль.
Существует два варианта осуществления налогового учета:
· налоговый учет на основе бухгалтерского учета;
· автономный налоговый учет.
1.2. Пользователями бухгалтерской информацией являются:
1) администрация организации;
2) сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом;
3) сторонние пользователи информации с косвенным финансовым интересом.
Администрацию организации представляют совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений. Представители администрации -одни из основных пользователей бухгалтерской информации. Состав информации для каждого представителя определяется в зависимости от его функций и уровня занимаемой должности.
Основные критерии при определении состава и информации для каждого работника администрации:
· ее соответствие функциям работника;
· стоимость информации;
· необходимость соблюдения коммерческой тайны.
Сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом – сегодняшние или потенциальные инвесторы, банки, поставщики основных средств и производственных запасов и другие кредиторы. Пользуются бухгалтерской отчетностью и делают выводы о финансовых перспективах, ликвидности и платежеспособности организации.
Сторонние пользователи информации с косвенным финансовым интересом - налоговые органы, казначейство, департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, аудиторские фирмы, Госкомстат, органы уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, органы планирования экономики и другие пользователи (фондовые биржи, работники профессиональных союзов, научные консультанты, покупатели и др.) Налоговые органы и казначейство имеют право пользоваться всей учетной информацией и обязаны хранить коммерческую тайну. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем организации.
Остальные сторонние пользователи информации используют данные бухгалтерской отчетности для оценки финансового состояния.
1.3. Предмет бухгалтерского учета – хозяйственная деятельность организации. Предмет бухгалтерского учета представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменении, выражающаяся в сплошном, непрерывном, документальном отражении всех хозяйственных операций.
Объектами, или составными частями, предмета являются:
1) факты хозяйственной жизни;
2) активы;
3) обязательства;
4) источники финансирования его деятельности;
5) доходы;
6) расходы;
7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операции, которые оказывают влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и движение денежных средств.
Активы – это хозяйственные средства, которые должны приносить экономические выгоды в будущем.
Обязательство – это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов (кредиторская задолженность и задолженность организации по кредитам банков и займам, полученным от других организаций и физических лиц).
Источники финансирования деятельности могут быть собственные и привлеченные.
К собственным источникам относят прибыль, остающуюся в распоряжении организаций, амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, средства фондов накопления, страховые возмещения, полученные в покрытие потерь и убытков от страховых случаев.
К привлеченным источникам относят долгосрочные кредиты банков, займы, средства внебюджетных фондов, средства федерального бюджета и некоторые другие.
Доход - это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вклада собственников(выручка от реализации продукции, работ, услуг, проценты и дивиденды к получению, арендная плата и прочие доходы).
Расход – это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, кроме изменений, обусловленных изъятиями собственниками (затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), оплата труда работникам, амортизационные отчисления, а также потери (утери от стихийных бедствий, продажи основных средств; изменений валютных курсов и др.))
По составу и функциональной роли активы организации подразделяют на две группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).
Внеоборотные активы включают основные средства, нематериальные активы, капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения, доходные вложения в материальные ценности и отложенные налоговые активы.
Основные средства - это активы со сроком полезного использования более одного года и стоимостью выше установленного лимита. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а постепенно, частями, по мере износа.
Нематериальные активы - это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: права пользования патентами, «ноу-хау»,программными, товарные знаки и др. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а постепенно, частями, по мере износа.
Капитальные вложения – затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательные, геолого-разведочные и буровые работы и др.)
Финансовые вложения – инвестиции организации в государственные ценные бумаги (облигации и др. долговые обязательства), ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, займы предоставленные другим организациям. Финансовые вложения на срок более одного года считают долгосрочными, а на срок до одного – краткосрочными. Долгосрочные финансовые вложения входят в состав внеоборотных активов.
Доходные вложения в материальные ценности – это материальные ценности, приобретенные организацией для предоставления организацией за плату во временное пользование, - здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму.
Отложенный налоговый актив – это часть отложенного налога на прибыль, которая должна уменьшить налог на прибыль в последующих отчетных периодах.
Внеоборотные активы отражаются в первом разделе актива баланса.
Оборотные активы (оборотный капитал) состоят из материальных оборотных средств, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и средств в расчетах.
Материальные оборотные средства – это сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, животные на выращивании и откорме, расходы будущих периодов, готовая продукция, предназначенная для реализации, т.е. находящаяся на складе, и отгруженная покупателям.
Денежные средства – остатки наличных денег в кассе организации, на расчетных счетах и других счетах в банках.
Средства в расчетах – различные виды дебиторской задолженности (задолженность покупателей за купленную у данной организации продукцию, подотчетных лиц за выданную им под отчет денежные суммы и пр.)
Оборотные активы отражаются во втором разделе актива баланса.
Источники формирования хозяйственных средств по их принадлежности и целевому назначению подразделяются на собственные и заемные.
Собственные источники (собственный капитал) состоят из уставного капитала, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли, резервов предстоящих расходов.
Собственный капитал отражен в первом разделе пассива баланса.
Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью организации и ее обязательствами.
Нераспределенная прибыль – это чистая прибыль, не распределенная между акционерами (учредителями), использованная на накопление имущества, хозяйствующего субъекта.
Уставный капитал - это совокупность денежных средств и иных хозяйственных средств, вносимых в качестве вкладов учредителями (собственниками) организации в размерах, зафиксированных в учредительных документах организации.
Резервный капитал-размер имущества предприятия, который предназначен для покрытия убытков, для погашения облигаций и выкупа акций в случае отсутствия иных средств. Резервный капитал в соответствии с действующим законодательством в обязательном порядке создают акционерные общества, по своему усмотрению и другие организации. Резервный капитал не может быть использован в других целях. АО обязаны создавать резервный фонд не менее 5 % от уставного капитала, формируется путем ежегодных отчислений.
Добавочный капитал -это сумма дооценки внеоборотных активов, средств ассигнований из бюджета, направленные на пополнение оборотных активов, эмиссионный доход, безвозмездно переданные основные фонды.
Резервы предстоящих расходов - резервы, создаваемые организацией в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу. К резервам предстоящих расходов относятся резервы на предстоящую оплату отпусков, на ремонт основных средств, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и др.
Заемный капитал – это долгосрочные и краткосрочные кредиты банка, кредиторская задолженность, займы, отложенные налоговые обязательства и обязательства по распределению.
Долгосрочные кредиты организация получает на срок от одного года на внедрение новой техники, организацию и расширение производства, механизацию производства и другие цели, краткосрочные кредиты- на срок до одного года под запасы товарно-материальных ценностей, расчетные документы в пути и другие нужды.
Кредиторская задолженность -это задолженность данной организации другим юридическим и физическим лицам, которые называются кредиторами.
Займы -это средства, полученные от других организаций или физических лиц в долг денежные средства или товары на условиях возвратности, срочности и платности (как правило, с уплатой процентов), средства, полученные от выпуска и продажи акций и облигаций организации.
Кредиты банков – денежные ссуды, выдаваемые организации банком на определенный срок на условиях возвратности и уплаты кредитного процента.
Отложенные налоговые обязательства - это часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога в последующие отчетные периоды (признаются в том отчетном периоде, котором возникают налогооблагаемые временные разницы).
Обязательства по распределению -это задолженность рабочим и служащим по заработной плате, по страховым платежам с заработной платы и налоговым органам по платежам в бюджет. Отличаются от других привлеченных средств, т.к. образуются путем начисления, а не поступают со стороны.
1.4. В бухгалтерском учете используют натуральные, трудовые и денежные измерители.
Натуральные измерители применяются для количественного учета объектов, выражаются в единицах счета, в мерах линейных, площади, объема, веса, мощности и др.(килограммы, центнеры, тонны, метры, квадратные метры, кубометры, штуки, литры и др.)
Трудовые измерители применяются для определения затрат труда на производство продукции (работ, услуг) и использования рабочего времени (месяцы, дни, часы, минуты, человеко-дни, человеко-часы).
Денежные измерители применяются в качестве единого обобщающего показателя для определения стоимости разнородного имущества организации. Денежный измеритель объектов бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности – валюта РФ (рубль).
1.5. В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов.
Первый уровень – законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».
Второй уровень – Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, определяемые Правительством РФ.
Третий уровень – методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы; подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровня. Сюда относятся планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по их применению.
Четвертый уровень – документы по организации и ведению бухгалтерского учета в разрезе отдельных видов имущества, обязательств v хозяйственных операций, которые носят обязательный характер. Сюда относятся рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаются руководителем организации в пределах принятой учетной политики. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, атакже, порядки подготовки и утверждения определяет руководитель организации.
В последние годы в системе ведения бухгалтерского учета в России произошли значительные изменения, дополнения и уточнения. Поэтому: при разработке учетной политики организации должны обязательно исходить из Федерального закона о бухгалтерском учете, иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, положений, приказов, Плана счетов бухгалтерского учета, инструкций Минфина РФ и других нормативных документов.