Вопросы к зачету
По курсу «Клиническая психология детей и подростков»
для студентов заочного отделения, обучающихся по направлению 44.03.02Психолого-педагогическое образование (Профиль подготовки - Психология и социальная педагогика)
1. Определение клинической психологии в историческом аспекте. Разделы современной клинической психологии.
2. Понятие, предмет, задачи клинической психологии детей и подростков.
3. История возникновения и развития клинической психологии детей и подростков.
4. Взаимосвязь клинической психологии детей и подростков с другими науками.
5. Понятия «норма» и «патология», «здоровье» и «болезнь».
6. Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств в детском и подростковом возрасте.
7. Понятие о психическом дизонтогенезе. Основные положения Л.С. Выготского, имеющие важное значение для психологии аномального развития (о закономерностях психического развития аномальных детей, о сложной структуре дефекта).
8. Патопсихологические параметры и классификация психического дизонтогенеза.
9. Методология клинико-психологического исследования. Построение клинико-психологического исследования.
10. Принципы и методы патопсихологического исследования (эксперимент, беседа, тесты, опросники, анализ продуктов деятельности, проективные методики).
11. Этапы и технология проведения патопсихологического исследования.
12. Рекомендации по патопсихологическому изучению детей раннего и дошкольного возраста.
13. Патопсихологическое изучение детей школьного возраста.
14. Особенности нейропсихологического исследования.
15. Возможные нарушения сознания. Нарушение самосознания – синдром деперсонализации. Методы исследования сознания.
19. Нарушения ощущений, восприятия. Методы исследования.
20. Нарушения памяти и внимания. Методы исследования.
21. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): причины, диагностические критерии, клинические проявления, диагностика СДВГ.
22. Нарушения мышления и воображения. Методы исследования.
23. Специфические расстройства развития речи и языка ( F80 ).
Специфические расстройства развития учебных навыков (F81).
Специфические расстройства развития моторной функции (диспраксия) (F82).
Общие расстройства психологического (психического) развития (F84): детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта.
27. Нарушения эмоциональной сферы. Методы исследования эмоций и чувств.
28. Тревожные расстройства. Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста.
29. Расстройства настроения. Депрессивные расстройства у детей и подростков.
30. Нарушения воли, психомоторики, мимики. Расстройства влечений. Методы исследования воли, психомоторики, мимики.
31. Понятие «невроз». Влияние семьи и стилей семейного воспитания на возникновение неврозов. Причины и виды неврозов (ипохондрический, истерический, депрессивный неврозы, неврастения, невроз навязчивых состояний). Системные неврозы: тики, заикание, энурез, энкопрез.
32. Соматизированные расстройства в детском и подростковом возрасте (понятие, факторы их возникновения, классификация).
33. Конверсионные (диссоциативные) расстройства в детском и подростковом возрасте.
34. Соматоформные расстройства в детском и подростковом возрасте.
35. Нервная анорексия и нервная булимия. Дисморфофобия.
36. Кризисные состояния: понятие, причины, классификация.
37. Острая реакция на стресс и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСТ).
38. Расстройства при переживании горя и утраты.
39. Суицидальное поведение у детей и подростков (понятие суицида, основные формы суицидального поведения, факторы риска суицидального поведения, индикаторы суицидального риска, направления помощи).
40. Характерологические и патохарактерологические поведенческие реакции, свойственные детям и подросткам.
41. Понятие «личностные расстройства» (психопатии). Факторы, способствующие возникновению расстройств личности, условия и критерии превращения поведенческих реакций в патохарактерологические.
42. Классификация личностных расстройств (эксцентрические, демонстративные, тревожно-астенические расстройства личности). Методы исследования нарушений личности.
43. Девиантное поведение подростков: понятие, причины, классификация.
44. Аддиктивные расстройства: понятие, классификация, факторы, способствующие возникновению аддиктивного поведения, тапы формирования аддикции, психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ.
45. Шизофрения: этиология, систематика шизофрении по форме и темпу течения, формы шизофрении, психические нарушения при шизофрении.
46. Эпилепсия: этиология, психические нарушения при эпилепсии.
47. Основы коррекционно-педагогической работы при детской шизофрении и эпилепсии.