Лекция 2
Тема 2. Основы бухгалтерского учета.
Сущность и основные задачи бухгалтерского учета
Метод бухгалтерского учета и элементы метода бухгалтерского учет
2.1. Бухгалтерский учет-формирование документированной систематизированной информации об объектах, в соответствии с требованиями и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Основные этапы процесса бухгалтерского учета:
-сбор и регистрация информации об учетном объекты;
-систематизация и обобщения информации об учетном объекте.
На первом этапе производятся наблюдение, измерение и регистрация хозяйственных операций и строгое их документирование на основе первичных учетных документов.
На втором этапе производится обработка (систематизация и группировка) учетной информации, содержащейся в первичных учетных документах, для последующей ее передачи пользователям.
Отличительные особенности бухгалтерского учета:
-двойная запись на счетах бухгалтерского учета;
-сплошной учет всех хозяйственных операций;
-непрерывность учета во времени;
-учет хозяйственных операций на основании правильно оформленных первичных документов;
- обобщение данных бухгалтерского учета в балансе и других формах бухгалтерской отчетности.
Основные задачи бухгалтерского учета:
-формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности;
-обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
-предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Основные правила (принципы) ведения бухгалтерского учета.
Основные правила ведения бухгалтерского учета организациях установлены Законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», Планом счетов бухгалтерского учета и некоторыми другими нормативными документами.
Основными правилами, требованиями к ведению бухгалтерского учета являются:
· Бухгалтерский учет активов, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ – в рублях;
· Активы, являющиеся собственностью организаций, учитываются обособленно от активов других юридических лиц, находящихся у данной организации;
· Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации до реорганизации или ликвидации;
· Организация ведет бухгалтерский учет активов, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
· Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;
· Текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно;
· Основанием для записи в учетных регистрах являются первичные учетные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственных операций или непосредственно после их окончания и содержать обязательные реквизиты;
· Для систематизации и накопления информации, содержащейся в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых устанавливаются самой организацией при соблюдении ею методических принципов бухгалтерского учета. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной;
· Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении;
· Оценка активов, приобретенных за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на покупку; активов, полученных безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; активов, произведенных в самой организации, - по стоимости их изготовления. Применение других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также нормативными правовыми актами Минфина РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета;
· Обязательность проведения инвентаризации активов и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных законом о бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризаций;
· Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями.
Формируемая организациями учетная политика должна соответствовать требованиям полноты, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.
Требование полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности, т.е. обязательное документирование всех хозяйственных операций в организации, своевременное проведение инвентаризации имущества и отражение ее результатов в учете.
Требование своевременности означает необходимость своевременного отражения в бухгалтерском учете и отчетности фактов хозяйственной деятельности.
Требование осмотрительности означает большую готовностьк учету потерь и пассивов, чем возможных доходов и активов(не допуская скрытых резервов).
Требование приоритета содержания перед формой означает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.
Требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на 1-ое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.
Требование рациональности означает необходимость рационального и экономного ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
В соответствии c Принципами подготовки и составления финансовой отчетности Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) основополагающими бухгалтерскими принципами являются: непрерывность деятельности фирмы и метод начисления. Эти принципы с введением в учетную практику положения «Учетная политика предприятия» (с 1 января 1995 г.) применяются и в отечественной практике.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это система принятых в общественных интересах положений о порядке составления и представления финансовой отчетности. Они определяют основные направления учета и оценки объектов учета. Разрабатываются они Советом по международным стандартам финансовой отчетности. 65% крупнейших отечественных компаний в настоящее время уже отчитываются по МСФО.
2.2. Для бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций нормативно установлены определенные способы и приемы ведения бухгалтерского учета, которые являются едиными для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы.
Совокупность способов и приемов ведения бухгалтерского учета называется методом бухгалтерского учета.
Каждый отдельный способ ведения бухгалтерского учета представляет собой элемент метода бухгалтерского учета.
К элементам метода бухгалтерского учета относят следующие способы:
- первичного наблюдения и регистрации хозяйственных операций – документирование операций и инвентаризация;
- стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета - оценка и калькулирование;
- текущей группировки хозяйственных операций - счета бухгалтерского учета и двойная запись;
- итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности - баланс и другие формы бухгалтерской отчетности.
Документирование операций – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операций, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтерском учете, должна быть оформлена документами, в которых приводится полное описание совершенной операции, ее точное количественное выражение и денежная оценка. Правильность сведений, приводимых в документах, подтверждается подписями лиц, ответственных за совершение операции. Все записи в регистрах бухгалтерского учета делаются на основании названных документов, прошедших проверку правильности и объективности их оформления, а также законности совершенных операций.
Если организация совершает операции, которые не могут быть оформлены типовыми документами, она может разработать свою форму первичного документа, которая должна быть предусмотрена учетной политикой организации. Разумеется, форма документа должна содержать перечень обязательных реквизитов, установленных Законом «О бухгалтерском учете».
Инвентаризация – это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств- путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату.
В результате проведения инвентаризации выявляется соответствие фактических данных показателям учета, а также излишки или недостатки имущества организации. Инвентаризация обеспечивает контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, за полнотой и достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности.
Счета бухгалтерского учета – способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу, размещению и источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.
Двойная запись – взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и по кредиту другого на одинаковую сумму.
Оценка – способ стоимостного измерения имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий период по организации в целом.
Калькулирование – способгруппировки затрат и определения себестоимости произведенной продукции (работ, услуг) и заготовленных материальных ценностей.
Бухгалтерский баланс- способ экономической группировки и обобщения в денежной оценке имущества организации по составу, размещению и источникам формирования (собственные и заемные обязательства), выраженный в денежной оценке и составленный на определенную дату; состоит из двух частей – актива и пассива.
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Бухгалтерский баланс и отчетность есть способ итогового обобщения учетной информации организации за текущий и отчетный период.