Основные правила (принципы) ведения бухгалтерского учета.




Лекция 2

Тема 2. Основы бухгалтерского учета.

Сущность и основные задачи бухгалтерского учета

Метод бухгалтерского учета и элементы метода бухгалтерского учет

2.1. Бухгалтерский учет-формирование документированной систематизированной информации об объектах, в соответствии с требованиями и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основные этапы процесса бухгалтерского учета:

-сбор и регистрация информации об учетном объекты;

-систематизация и обобщения информации об учетном объекте.

На первом этапе производятся наблюдение, измерение и регистрация хозяйственных операций и строгое их документирование на основе первичных учетных документов.

На втором этапе производится обработка (систематизация и группировка) учетной информации, содержащейся в первичных учетных документах, для последующей ее передачи пользователям.

Отличительные особенности бухгалтерского учета:

-двойная запись на счетах бухгалтерского учета;

-сплошной учет всех хозяйственных операций;

-непрерывность учета во времени;

-учет хозяйственных операций на основании правильно оформленных первичных документов;

- обобщение данных бухгалтерского учета в балансе и других формах бухгалтерской отчетности.

Основные задачи бухгалтерского учета:

-формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности;

-обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

-предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Основные правила (принципы) ведения бухгалтерского учета.

Основные правила ведения бухгалтерского учета организациях установлены Законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», Планом счетов бухгалтерского учета и некоторыми другими нормативными документами.

Основными правилами, требованиями к ведению бухгалтерского учета являются:

· Бухгалтерский учет активов, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ – в рублях;

· Активы, являющиеся собственностью организаций, учитываются обособленно от активов других юридических лиц, находящихся у данной организации;

· Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации до реорганизации или ликвидации;

· Организация ведет бухгалтерский учет активов, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

· Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;

· Текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно;

· Основанием для записи в учетных регистрах являются первичные учетные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственных операций или непосредственно после их окончания и содержать обязательные реквизиты;

· Для систематизации и накопления информации, содержащейся в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых устанавливаются самой организацией при соблюдении ею методических принципов бухгалтерского учета. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной;

· Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении;

· Оценка активов, приобретенных за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на покупку; активов, полученных безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; активов, произведенных в самой организации, - по стоимости их изготовления. Применение других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также нормативными правовыми актами Минфина РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета;

· Обязательность проведения инвентаризации активов и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных законом о бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризаций;

· Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями.

Формируемая организациями учетная политика должна соответствовать требованиям полноты, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Требование полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности, т.е. обязательное документирование всех хозяйственных операций в организации, своевременное проведение инвентаризации имущества и отражение ее результатов в учете.

Требование своевременности означает необходимость своевременного отражения в бухгалтерском учете и отчетности фактов хозяйственной деятельности.

Требование осмотрительности означает большую готовностьк учету потерь и пассивов, чем возможных доходов и активов(не допуская скрытых резервов).

Требование приоритета содержания перед формой означает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

Требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на 1-ое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

Требование рациональности означает необходимость рационального и экономного ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

В соответствии c Принципами подготовки и составления финансовой отчетности Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) основополагающими бухгалтерскими принципами являются: непрерывность деятельности фирмы и метод начисления. Эти принципы с введением в учетную практику положения «Учетная политика предприятия» (с 1 января 1995 г.) применяются и в отечественной практике.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это система принятых в общественных интересах положений о порядке составления и представления финансовой отчетности. Они определяют основные направления учета и оценки объектов учета. Разрабатываются они Советом по международным стандартам финансовой отчетности. 65% крупнейших отечественных компаний в настоящее время уже отчитываются по МСФО.

2.2. Для бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций нормативно установлены определенные способы и приемы ведения бухгалтерского учета, которые являются едиными для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы.

Совокупность способов и прие­мов ведения бухгалтерского учета называется методом бухгалтерского учета.

Каждый отдельный способ ведения бухгалтерского учета представляет собой элемент метода бухгалтерского учета.

К элементам метода бухгалтерского учета относят следующие способы:

- первичного наблюдения и регистрации хозяйственных операций – документирование операций и инвентаризация;

- стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета - оценка и калькулирование;

- текущей группировки хозяйственных операций - счета бухгалтерского учета и двойная запись;

- итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности - баланс и другие формы бухгалтерской отчетности.

 

Документирование операций – письменное свидетельство о совершенной хозяйст­венной операций, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бух­галтерском учете, должна быть оформлена документами, в которых приводится полное описание совершенной операции, ее точное количест­венное выражение и денежная оценка. Правильность сведений, приво­димых в документах, подтверждается подписями лиц, ответственных за совершение операции. Все записи в регистрах бухгалтерского учета де­лаются на основании названных документов, прошедших проверку пра­вильности и объективности их оформления, а также законности совер­шенных операций.

Если организация совершает операции, которые не могут быть оформлены типовыми документами, она может разработать свою форму первичного документа, которая должна быть предусмотрена учетной по­литикой организации. Разумеется, форма документа должна содержать перечень обязательных реквизитов, установленных Законом «О бухгалтер­ском учете».

 

Инвентаризация – это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств- путем сопоставления их с данными бухгалтер­ского учета на определенную дату.

В результате проведения инвентаризации выявляется соответствие фак­тических данных показателям учета, а также излишки или недостатки имущества организации. Инвентаризация обеспечивает контроль за со­хранностью материальных ценностей и денежных средств, за полнотой и достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности.

 

Счета бухгалтерского учета – способ текущего взаимосвязанного отра­жения и группировки имущества по составу, размещению и источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно однород­ным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых изме­рителях.

 

Двойная запись – взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно за­писывается по дебету одного счета и по кредиту другого на одинаковую сумму.

 

Оценка – способ стоимостного измерения имущества, обязательств и хо­зяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий пе­риод по организации в целом.

 

Калькулирование – способгруппировки затрат и определения себестоимости произведенной продукции (работ, услуг) и заготовленных материальных ценно­стей.

 

Бухгалтерский баланс- способ экономической группировки и обобщения в денежной оценке имущества организации по составу, размещению и источникам формирования (соб­ственные и заемные обязательства), выраженный в денежной оценке и составленный на определенную дату; состоит из двух частей – актива и пассива.

 

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по ус­тановленным формам.

Бухгалтерский баланс и отчетность есть способ итогового обобщения учетной информации организации за текущий и отчетный пе­риод.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: