Инструменты монетарной политики




Национальное богатство — это совокупный объем экономических ресурсов и материальных ценностей, необходимых для нормального производства благ — товаров и услуг.

Состав национального богатства:

  • Нефинансовые произведенные активы
  • Нефинансовые непроизведенные активы (возникают не в результате экономического производства, а естественным путем в природе, а также некоторые нематериальные активы).
  • Финансовые активы

23. Валово́й вну́тренний проду́кт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

Валовой региональный продукт (ВРП) — показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путём исключения из суммарной валовой продукции объёмов её промежуточного потребления.

Валовой национальный продукт (ВНП) — ры­ночная стоимость всей совокупности конечных материальных благ и услуг, произведенных с использованием только националь­ных факторов производства, независимо от того, где они распо­ложены — на территории данной страны или за рубежом.

Методы расчета ВВП

ВВП может быть исчислен следующими тремя методами:

  1. как сумма валовой добавленной стоимости (производственный метод);
  2. как сумма компонентов конечного использования (метод конечного использования);
  3. как сумма первичных доходов (распределительный метод)

 

28. Кредитный рынок — это экономическое пространство, где организуются отношения, обусловленные движением свободных денег между заемщиками и кредиторами на условиях возвратности и платности.

Основными участниками кредитного рынка являются:

  • первичные инвесторы свободных финансовых ресурсов;
  • заемщики в лице юридических, физических лиц и государства;
  • специализированные посредники в лице кредитно-финансовых организаций.

К предпосылкам существования кредитного рынка относятся:

1. Несовпадение во времени индивидуальных кругооборотов и оборотов капитала различных отраслей и предприятий, что создает возможность накопления временно свободных денежных средств;

2. Юридическая самостоятельность кредиторов и заемщиков, что обеспечивает экономическую ответственность сторон в процессе кредитных отношений;

3. Экономическая самостоятельность кредиторов и заемщиков в кредитных отношениях. Данное условие выполняет банковская процентная ставка. Ее значение двояко. C одной стороны, она должна обеспечить максимальную прибыль кредитору. C другой стороны — возможность уплаты данных процентов без ущерба для заемщика.

 

29. Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.

Инструменты монетарной политики

К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся:

  • изменение нормы обязательных резервов
  • изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования)
  • операции на открытом рынке

Различают жесткую и гибкую монетарную политику.

Различают стимулирующую и сдерживающую монетарную политику.

31. Под транснационализацией производства и капитала подразумеваются:

■ новые явления, качественные изменения, происходящие в мировой экономике, а именно: рост числа и активности транснациональных компаний (ТНК) и транснациональных банков (ТНБ);

■ новый этап процесса интернационализации мирового хозяйства, отличающийся от предыдущих изменением самого характера вовлечения стран и предприятий в международное разделение труда, что находит проявление в интернационализации научно-технического прогресса и процесса производства, когда мировой рынок фактически диктует стандарты качества и технико-экономические показатели продукции, выпускаемой как материнской компанией, так и ее филиалами и дочерними компаниями;

■ форма интернационализации хозяйственной жизни, результатом которой является развитие международного производства в рамках ТНК, включающего производство на предприятиях материнской компании, ее филиалов и дочерних компаний тех видов продукции, которые участвуют в международном внутрифирменном кооперировании;

■ новый, более высокий уровень интернационализации производства и капитала, когда происходит его переход в новое качество;

■ процесс интернационализации, неразрывно связанный с расширением масштабов деятельности ТНК и превращением ТНК в реальных субъектов международных рыночных отношений;

■ новые формы организации хозяйственной жизни, которые способствуют ее дальнейшей интернационализации.

Глобализация мировой экономики - это преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются информация, товары и услуги, капитал, где непринужденно распространяются идеи и беспрепятственно передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и отлаживая механизмы их взаимодействия.

Экономический национализм — термин, используемый для описания политики, которая подчёркивает внутренний контроль над формированием экономики, труда и капитала, даже если это требует введения тарифов и других ограничений на передвижение рабочей силы, товаров и капитала.

35. В экономической теории различают следующие виды кризисов.

Циклический кризис перепроизводства охватывает все сферы и отрасли экономики. Для него характерно вытеснение морально устаревшего оборудования, снижение издержек производства, обновление структуры производства, что приводит к созданию нового равновесия при более эффективном производстве. Циклические кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса.

Промежуточный кризис отличается от циклического тем, что не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время течение фазы подъема или оживления. Промежуточный кризис является временной реакцией на возникающие диспропорции в экономике. Он менее глубок, менее продолжителен по сравнению с циклическим кризисом и носит локальный характер.

Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что охватывает только одну сферу экономики. Он может произойти как на фазе подъема, так и на фазах оживления и депрессии.

Отраслевой кризис затрагивает какую-либо отрасль экономики. Причинами его возникновения могут быть диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство, рост цен на сырье, приток рабочих-эмигрантов, дешевый импорт и др.

Аграрные кризисы, как правило, вызываются сочетанием природных факторов, недостатками в организации труда, технической отсталостью, несовершенными системами землепользования и землевладения и т.п. Аграрные кризисы отличаются продолжительностью и ацикличностью.

Структурный кризис порождается глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей хозяйства. Он носит длительный характер и охватывает несколько циклов. Предполагает преобразование структуры производства на новой технологической основе. Структурные кризисы могут проявляться в виде как относительного недопроизводства, так и относительного перепроизводства, сопровождать общий экономический цикл или не совпадать с ним. Крупнейший структурный кризис произошел в 1973–1975 гг., когда Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК), резко подняв цены на нефть (почти в 10 раз), усугубила начавшийся в 1974 г. экономический кризис.

программы стабилизации, оздоровления экономики страны, осуществление которых является элементом и условием некоторых форм кредитования со стороны Международного валютного фонда

36. Рынок труда — экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

Социальная функция — заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.

Экономическая функция — рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.

Спрос и предложение на рынке труда — спрос и предложение на рабочую силу, формирующиеся на рынке труда.

37. Трудовые ресурсы — это часть населения, способная работать (в соответствии с трудовым законодательством).

Экономически активное население — это часть населения, которая предлагает свой труд для производства товаров и услуг.

Занятость – деятельность граждан, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей путем получения дохода, основанного на личном труде.

Полная занятость предполагает равновесие между предложением рабочей силы и спросом на нее как по стране в целом, так и по отдельным регионам, что возможно в рыночной экономике как исключение.

38. Безработица — социально-экономическое явления, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг.

Уровень безработицы — отношение численности безработных определенной возрастной группы к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы, %.

Форма безработицы

Характеристика

Причины возникновения безработицы

Фрикционная

Связана с добровольной сменой работы в связи с различными причинами: поиском более высокого заработка или более престижной работы с более благоприятными условиями труда и пр.

Институциональная

Порождается самим устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы

Добровольная

Возникает, когда часть трудоспособного населения по тем или иным причинам просто не желает работать

Структурная

Вызывается изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производства

Технологическая

Связана с переходом к новым поколениям техники и технологии, механизацией и автоматизацией ручного труда

Циклическая

Возникает при общем резком падении спроса на рабочую силу в период спада производства и деловой активности, вызываемом экономическим кризисом

Региональная

Имеет региональное происхождение и формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических обстоятельств

Экономическая

Вызывается конъюнктурой рынка, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе

Сезонная

Вызывается сезонным характером деятельности в отдельных отраслях

Маргинальная

Безработица среди слабо защищенных слоев населения

Продолжительность безработицы, мес.

Краткосрочная

До 4

Продолжительная

4-8

Длительная

8-18

Застойная

Более 18

Внешняя форма проявления безработицы

Открытая

Включает всех незанятых граждан, ищущих работу

Скрытая

Включает работников, фактически занятых в экономике, но в действительности не работающих, а также тех. чей труд не является необходимым

39. Социально-экономические последствия безработицы:

  • замедление темпов роста экономики в результате недоиспользования производственных возможностей;
  • лишение части населения заработков, а следовательно, средств к существованию;
  • сокращение налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами государству, вследствие уменьшения объема ВВП;
  • устаревание знаний, потеря квалификации людьми, которые лишены возможности работать.
  1. Государство устанавливает условия использования труда: меры по ограничению применения детского и женского труда; установление продолжительности рабочего дня, рабочей недели, продолжительности отпуска; установление норм гигиены и безопасности труда.
  2. Государство воздействует на условия оплаты труда. Регулирование заработной платы осуществляется посредством следующих форм: установление минимальной заработной платы; регламентация ряда надбавок к заработной плате; индексация заработной платы в связи с ростом цен; замораживание заработной платы и цен; налогообложение личных доходов; информация об уровне заработной платы в разных секторах экономики и различная методологическая помощь государственных органов фирмам, компенсации, связанные с трудовой деятельностью (страхование на случай безработицы, страхование от несчастных случаев на производстве).
  3. Государство регулирует отношения между наемными работниками и предпринимателями, принуждая их к переговорам как способу урегулирования конфликтов. В результате такой деятельности обычной практикой стало заключение коллективных трудовых соглашений, подробно устанавливающих права и обязанности сторон трудовых отношений.

40. Государственное регулирование развития экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.

К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

  • минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
  • создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
  • обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Методы достижения этих целей подразделяются:

  • на прямые (или дирижистские);
  • косвенные (или экономические)

Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного регулирования экономики:

§ административно-правовые инструменты;

§ финансовая (налоговая) система;

§ кредитно-денежная система государства;

§ государственная собственность;

§ государственный заказ.

 

41. Бюджетная система государства — совокупность бюджетов всех властных структур данного государства (федеральных, муниципальных, региональных).

Структура бюджетной системы государства:

  • Унитарного (Япония, Швейцария, Франция)
    • Госбюджет
    • Местный бюджеты
  • Федерального (США, Канада, Россия)
    • Госбюджет
    • Федеральные бюджеты
    • Местные бюджеты

Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства.

Внебюджетные фонды – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.

Особенности:

1. Имеют строгую целевую направленность;

2. Используются для финансирования расходов, не включаемых в государственный бюджет;

3. Формируются за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

4. Имеют налоговую природу, также как налоги, имеют базу формирования субъектов, систему льгот,

42. 1. налоги; 2. займы; 3. эмиссии денежной массы; 4. кредиты. Источники формирования денежных средств делятся на 3 группы: 1. внешние (займы); 2. внутренние (государственный кредит и налоги); 3. эмиссионные (бумажно-денежные и кредитные эмиссии). II. Налоги. Все доходы государственного бюджета можно разделить на 3 группы: 1.налоговые, 2. неналоговые, 3. доходы целевых бюджетных фондов.

  1. текущие расходы. Обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти. Эти расходы включают:

а) оплату труда государственных служащих, командировочные расходы и расходы на служебные разъезды;
б) выплату процентов по займам, по государственному внешнему долгу, субсидий и трансфертов (населению, предприятиям и организациям);
в) расходы на выплату пенсий, стипендий, пособий;

  1. капитальные расходы бюджета – это денежные затраты государства, связанные с финансированием инвестиционной и инновационной деятельности.

Эти расходы еще называют бюджетом на развитие. Они включают:

а) капитальное вложение в основные фонды;
б) капитальное строительство;
в) капитальный ремонт;
г) приобретение земли;

  1. функциональные расходы отражают расходы государства на выполнение им основных функций. Включают:

а) расходы на исполнительную, законодательную власть, налоговые органы;
б) расходы на судебную систему;
в) расходы на национальную оборону;
г) расходы на правоохранительные органы;
д) расходы на промышленность;
е) расходы на сельское хозяйство;
ж) расходы на транспорт;
з) расходы на финансирование, образование, науку;
и) расходы на обслуживание и погашение государственного долга (как внешнего, так и внутреннего).

43. Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

  • Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

Государственный долг — сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок.

Внешний долг - это долг иностранным государствами, организациями, лицами. Он очень обременителен для страны, так как нужно отдавать ценное сырье, товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Если платежи по внешнему долгу составляют 20-30% поступлений от внешнеэкономической деятельности, то страна попадает в разряд должников и привлечение новых займов для этой страны будет весьма затруднительно.

Внутренний долг государства — это долг своему населению, т.е. долговые обязательства правительственных органов перед юридическими и физическими лицами.

44. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (ВНП).

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

45. Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.
Источник: Галяутдинов Р.Р. Налоговая система России: понятие, структура и уровни налогов // Сайт преподавателя экономики. [2015]. URL: https://galyautdinov.ru/post/nalogovaya-sistema-rossii (дата обращения: 16.06.2017).

 

 

46-47.Инфляция — это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, проявляемое в росте товарных цен.

Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:

  • монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;
  • структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;
  • внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:

§ Ползучая (умеренная) — рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.
Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.

§ Галопирующая (скачкообразная) — рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.

§ Гиперинфляция — рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство

 


Дефляция
– это противопоставление инфляции, т.е. экономическая ситуация характеризующаяся понижением цен и сопровождающая изъятием из оборота части денежных средств, а также повышением налогов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: