Тема 1.1 Природоохранный потенциал





Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального

Образования «Нефтяной техникум»

 

«Экологические основы природопользования»

Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионально образования по специальности:

«Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»

«Бурение нефтяных и газовых скважин»»

 

Ижевск

2015 г.
Методические указания

составлены в соответствии

с примерной программой

по дисциплине «Экологические основы природопользования» по специальности 0905,0906,0907,1705

 

Зам. директора по УР _______________Е. А. Волохин

 

Составители:

 

Редактор:

 

Рецензент:

 


ВВЕДЕНИЕ

Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по учебной дисциплине «Экологические основы природоиспользования» разработаны в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям 0906,0907,1701, утвержденных 16.05.2002г. (№ 12-0906-Б, № 12-0907-Б, № 04-1701-Б) и по специальности 0608, утвержденными 13.02.2002г. (№ 11 -0608-Б).

Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» направлена на формирование у студента экологического мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды и относится к естественным наукам, устанавливающим базовые знания для освоения специальных дисциплин, относящихся к ЕН.03.

Настоящие методические указания призваны помочь студенту-заочнику освоить программу курса «Экологические основы природопользования» при самостоятельном изучении предмета и получении консультаций на обзорных и установочных занятиях.

Итогом изучения учебного материала могут быть рефераты, подготовленные по одной из предложенных программой тем, а также сдача зачета и контрольной работы с учетом вопросов для самоконтроля, которые предложены для закрепления после каждой темы.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление: о взаимосвязи организмов и среды обитания; об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса; о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды; об экологических принципах рационального природопользования;

знать: правовые вопросы экологической безопасности.

Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» базируется на знаниях и умениях студентов, полученных в период обучения в общеобразовательном учреждении и является основой для изучения общепрофессиональных дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Охрана труда».

Примерная программа рассчитана на 32 часа для базового уровня профессионального образования.

 

 


 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем Количество аудиторных часов
Введение  
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы
Тема 1.1. Природоохранный потенциал    
Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование
Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами
Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования
Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор
Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду
Всего по дисциплине:

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент должен: иметь представление:

об изменении взаимоотношений человека и природы с развитием хозяйственной деятельности; о современных экологических проблемах: о месте человека, как биологического организма в живой природе: о последствиях вмешательства человека в экологическое равновесие.

 

Значение экологических знаний. Задачи, цель, специфика дисциплины. Проблемы экологии как науки.

Литература: 7, с. 14...17; 9, с. 3...7.

Методические указания

При изучении темы следует обратить внимание на следующие вопросы: структура экологии, история взаимодействия человека и природы, актуальность экологических проблем.

 

Раздел 1 ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

Тема 1.1 Природоохранный потенциал

 

Студент должен: иметь представление:

о современном состоянии окружающей среды России и планеты; о воздействии негативных экологических факторов на человека, их прогнозировании и предотвращении; о планетарных экологических проблемах, о путях ликвидации экологических катастроф.

Природа и общество. Общие и специфические черты.

Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.

Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу.

Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.

Утилизация бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.

Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, "парниковый" эффект и др. Пути их решения.

Литература: 3, с. 59...67:12, с,29...71; 17, с. 227...252, 430...561; 18, с. 224...260;

20, с. 13...27,98...П9;

 

Методические указания

При изучении темы следует обратить внимание на следующие вопросы: состояние окружающей среды РФ и РБ; качество окружающей среды и его влияние на здоровье человека; общие принципы улучшения экологической обстановки городов и своего жилища, а также основные требования к экологической культуре человека; функциональное зонирование территории города; утилизация бытовых и промышленных отходов; экология дома; глобальные проблемы экологии.

Вопросы для самоконтроля

1 .Назовите основные глобальные экологические проблемы. Каковы причины их появления, негативные последствия и пути решения?

2. Какие факторы влияют на состояние здоровья человека?

3. Какие виды загрязнения окружающей среды выделяют по степени негативного
влияния на здоровье человека и состояние объектов окружающей среды?

4. Какие функциональные зоны составляют современный город?

5. Какие вредные факторы влияния урбанизации на состояние биосферы и здоровье
населения вы можете назвать?

6. Какие существуют мероприятия по оздоровлению населенных пунктов?

7.В чем заключается комплексный подход при утилизации бытовых и
промышленных отходов?

 

Тема 1.2 Природные ресурсы и рациональное природопользование

Студент должен: иметь представление:

о взаимосвязи рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды.

Природные ресурсы и их классификация.

Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

Литература: 3, с. 115... 122; 9, С.49...571; 12, С.98...ПЗ, 132... 153, 183...253; 17, с. 177...219, 312...345, 414...433.

 

Методические указания

По данной теме необходимо сформировать понятие о классификации природных ресурсов, иметь представление о последствиях нерационального природоиспользования и об экологических последствиях использования и истощения природных ресурсов. Также следует обратить внимание на принципы рационального природопользования, на экологические последствия деятельности энергетического комплекса и развития сельского хозяйства. Изучению темы должно помочь закрепление знаний о последствиях загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов, почв и ресурсов недр; о влиянии деятельности человека на биологические ресурсы; об особо охраняемых природных территориях, их видах и значении, о мероприятиях по охране природных ресурсов, по рациональному использованию земель, рекультивации и мелиорации земель.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое природные ресурсы и какова их роль в жизни и деятельности человека?

2.По каким признакам классифицируют природные ресурсы?

3. Чем отличаются рациональное и нерациональное природопользование?

4.Назовите принципы рационального природопользования и раскройте их суть.

5. Каково воздействие на окружающую среду топливно-энергетического комплекса,
гидроэнергетики, атомной энергетики?

6. Какие экологически чистые источники энергии Вам известны?

7. Каково воздействие на окружающую среду сельского хозяйства?

8. Укажите факторы, влияющие на снижение плодородия почв.

9. Что такое рекультивация и мелиорация?

10. Какие виды воздействия на ресурсы недр Вам известны?

11. Какие виды особо охраняемых природных территорий имеются в нашем
государстве, республике?

Тема 1.3 Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами

Студент должен: иметь представление

об основных источниках загрязнения окружающей среды; о классификации загрязнителей и путях га воздействия на человека; об экологических последствиях заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.

Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. Основные загрязнители, их классификация.

Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.

«Зеленая» революция и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.

Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.

Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

Литература: 3, с. 43'...52, 152... 162; 13. с. 44...52; 17, с. 71...308; 20, с.28... 150; 21, с. 32...35.

Методические указания

Разберите сущность экологических проблем, причины их возникновения и пути
решения.:

При изучении видов и источников загрязнения окружающей среды разберите негативные последствия влияния на природу приоритетных загрязняющих веществ, а также норматива качества окружающей среды.

Объясните назначение экологического мониторинга.

Приступая к изучению влияния горнодобывающей, нефтегазодобывающей,
металлургической и химической отраслей промышленности на компоненты природы,
необходимо сначала разобрать виды сточных вод и методы их очистки, а также методы
ликвидации последствий аварии на объектах добычи, транспортировки и хранения нефти
и газа.

Вопросы для самоконтроля

1. Антропогенное воздействие на окружающую среду и его классификация.

2. Какие виды загрязнения окружающей среды Вам известны?

3. Какие существуют источники загрязняющих веществ в окружающей среде?

4. Какие существуют нормативы качества окружающей среды и их предназначение?

5. Каковы состав и строение атмосферы?

6. Назовите основные источники и виды загрязнения атмосферного воздуха?
7. Какие нормативы качества атмосферного воздуха Вам известны?

8. Загрязнение атмосферного воздуха автотранспортом.

9. Какие Вам известны загрязнители атмосферы и их источники в нефтяной и газовой
промышленности?

10.В чем заключается проблема чистой воды в мире?

 

Раздел 2 ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Тема 2.1 Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор

Студент должен: иметь представление

об истории становления Российского природоохранного
законодательства; о международных связях,
взаимоотношениях по вопросам охраны окружающей среды;
знать: задачи и цели природоохранных органов управления и надзора.

История Российского природоохранного законодательства.

Природоохранные постановления 1970-1990 годов, принятые законодательными органами СССР. Закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды.

Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды.

Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.

Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи.

Природоохранное просвещение.

Литература: б, с. 238...250; 9, с. 122...124, 135...138; 17, с. 347...360, 457...483;

20, с. 229...251, 360...369; 22.

Методические указания

При изучении основных государственных актов по экологической безопасности, особое внимание следует обратить на закон «Об охране окружающей среды». Нужно выписать в конспект основные разделы, об объектах и принципах природоохранного законодательства.

Объясните необходимость международного сотрудничества в области охраны природы, выпишите информацию об основных международных программах и формах международного сотрудничества.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково назначение природоохранного законодательства?

2. Какие основные природоохранные законы Вам известны?

3. Какие объекты окружающей среды находятся под охраной закона?

4. Что такое лимиты на природопользование?

5. За что взимается плата в природопользовании?

6. Каковы полномочия граждан в области охраны окружающей среды?

7. Каковы формы международного природоохранного сотрудничества?

Тема 2.2 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

Студент должен:

знать :правовые вопросы экологической безопасности.

Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Понятие об экологической оценке производств и предприятий.

Литература: 22.

Методические указания

При изучении темы разберите виды ответственности за нарушение природоохранного законодательства и понятие экологической экспертизы.

Вопросы для самоконтроля

1 .Какие виды природоохранной деятельности предприятия существуют?

2. Какие существуют виды ответственности за экологические правонарушения?

3. Что такое экологическая экспертиза и каковы ее задачи?

 





Читайте также:
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...
Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение...
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.044 с.