Распределение времени по основным учебным проблемам




(по разделу «Изображение на плоскости»)

 

Группа учебных проблем Класс
  I II III IV V
Композиция Пространство Форма, пропорции, конструкция Цвет          
ВСЕГО          

 

Основные требования к содержанию и методам преподавания изобразительного искусства в учреждениях общего среднего образования основаны на следующих принципах:

• органичное сочетание и единство учебно-воспитательного процесса: нравственно-духовное, эстетическое и художественное воспитание должно осуществляться в комплексе с систематическим усвоением учащимися художественных знаний и освоением практических навыков художественной деятельности;

• освоение учащимися изобразительных навыков и технических приемов, которое является не самоцелью, а средством или инструментарием для художественного познания и создания художественного образа;

• учет возрастных особенностей учащихся, сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

• формирование представлений об изобразительном искусстве, его видах и жанрах, понятиях и терминах, овладение техниками и материалами, образной системой;

• формирование стержневых представлений об изобразительном искусстве, которое происходит во взаимосвязи со всеми видами художественной деятельности: эстетическим освоением окружающего мира, восприятием искусства, теоретическим знанием, творческо-практической деятельностью;

• применение разнообразия видов работы и художественных материалов;

• взаимосвязь разных видов искусств (полихудожественность) – изобразительного искусства, музыки, литературы, кино и др., – с помощью которых создается ассоциативно-образная атмосфера, необходимая для оптимального развития художественного мышления учащихся. С этой целью на уроке определенное время отводится просмотру репродукций, слушанию музыки, литературных произведений, просмотру фрагментов фильмов.

На уроках по изобразительному искусству важно, чтобы учащиеся творчески осмысливали особенности его образной системы, языка и выразительных средств.

Особого внимания требуют вопросы развития у учащихся зрительной культуры, визуального восприятия, наблюдательности.

Методы работы с учащимися на уроке желательно разнообразить. Это может быть беседа, рассказ, дискуссия, просмотр мультимедийной презентации, самостоятельная работа с книгой и др. Очень эффективны такие формы организации обучения, как экскурсии в музеи, на выставки, по городу, встречи и беседы с художниками. Огромную роль играют уроки, построенные по законам художественной драматургии, формы других занятий по изобразительному искусству, в том числе и в системе дополнительного образования.

Драматическая канва урока изобразительного искусства на I ступени общего среднего образования должна содержать игровые формы работы с элементами театрализации, что позволяет, во-первых, восполнить недостаток двигательной активности, во-вторых, вызвать у учащихся интерес и эмоциональный отклик на изучаемый материал.

Значительное внимание на уроке должно быть уделено здоровьесберегающим технологиям. Работа учителя изобразительного искусства должна быть направлена на личностное развитие учащихся, повышение их адаптационных способностей.

Особое внимание должно быть обращено на художественно одаренных учащихся, для которых вырабатывается своя система обучения, учитывающая их способности.

Уроки изобразительного искусства должны быть оснащены необходимыми пособиями и средствами наглядности с применением современных технических и электронных средств обучения.

Эффективность учебного процесса находится в прямой зависимости от уровня развития у учащихся практических умений и навыков.

Ведущими умениями образотворческой художественно-познавательной деятельности являются:

• умение дифференцированно и целостно, адекватно и творчески воспринимать художественные произведения различных видов и жанров. I ступень общего среднего образования ориентируется на развитие умений дифференцированного художественного восприятия, II ступень — формирует умение целостного восприятия, в котором ясны функции элементов художественного целого;

• умение анализировать художественные образы. На I ступени общего среднего образования формируются преимущественно умения практического анализа, осуществляемого в различных видах художественной деятельности, на II ступени общего среднего образования, по мере формирования понятийного аппарата, анализ усложняется. Формирование умений целостного и сравнительного анализа художественных образов является «сквозной» задачей художественного образования;

• умение интерпретировать художественные произведения, то есть создавать свой индивидуально-творческий вариант их толкования;

• умение аргументированно оценивать художественный образ, явление. Оценочная деятельность развивается в направлении от интуитивно-эмоциональной к осознанно аргументированной;

• умение создать художественный образ, которое интегрирует все другие умения. Творчество не сводится к навыкам, к сумме технических приемов. Творческое начало должно присутствовать в любых видах художественной деятельности на уроке.

Ведущие умения формируются комплексно во всех видах художественной деятельности. Освоение каждого вида требует формирования частных умений и навыков: живописных, графических, пластических, декоративных, конструктивных; восприятия произведений искусства, освоения их языка, выразительных средств и т. п.

Содержание программы усваивается учащимися без домашнего задания. В качестве домашней работы можно заготовить подсобный материал, понаблюдать определенные объекты или явления, подобрать репродукционный материал, подготовить сообщение о творчестве художника или об отдельном произведении искусства, выполнить зарисовки и наброски с архитектурного или скульптурного памятника, посетить художественный музей или художественную выставку и т. д. Домашнее задание выполняется по желанию учащихся и поощряется учителем. Его основной целью является ориентация учащихся на эстетическое освоение окружающего мира: природного, памятников культуры, архитектурных достопримечательностей своего города или села и т. п.

I КЛАСС

(60 ч)

 

ВОСПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ИСКУССТВА (11ч) Эстетическое восприятие действительности (4 ч)

Эстетическое восприятие объектов природы: разнообразие форм и цвета в природе (цветы, листья, деревья). «Прогулка по городскому (сельскому) парку» (мультимедийная презентация); сравнительный анализ формы, определение оттенков цвета садовых и луговых цветов, нахождение сходства и различия между ними. «Цветы родной земли» (мультимедийная презентация).

Эстетическое восприятие объектов и явлений природы. Мультимедийные презентации «Экскурсия по осеннему парку (саду)», «Экскурсия по весеннему парку (лесу)», «Зима-художница», «Снежные скульптуры» (наблюдение за состоянием природы в разные времена года).

Эстетическое восприятие архитектуры Беларуси. «Красота современных архитектурных сооружений Беларуси» (мультимедийная презентация).

Эстетическое восприятие предметного мира. «Эстетика и польза мира вещей» (мультимедийная презентация).

Восприятие произведений искусства (7 ч)

Виды изобразительного искусства: живопись (картина), графика (рисунок, иллюстрация). Произведения художников: И. Шишкин. «В сосновом бору»; В. Васнецов. «Аленушка»; И. Билибин. Иллюстрации к сказке «Сказка о царе Салтане...»; Ю. Васнецов. Иллюстрации к русским народным сказкам «Три медведя», «Теремок»; А. Кашкуревич. Иллюстрации к сказкам Г. X. Андерсена.

Виды и жанры изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура; натюрморт, пейзаж, портрет) – художественные произведения по выбору учителя.

Художественный образ в различных видах искусства. Образ осени в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Краски, звуки, состояние осенней природы. Образ осени в произведениях художников: С. Катков. «Логойский мотив»; Г. Ващенко. «Перед отлетом», «Картошка»; Л. Шакинко. «Бабье лето»; И. Левитан. «Золотая осень»; И. Бродский. «Опавшие листья»; В. Поленов. «Золотая осень» и др. Образ осени в произведениях композиторов: П. Чайковский. «Осенняя песнь»; А. Вивальди. «Времена года» (фрагмент). Образ осени в стихах русских и белорусских поэтов (А Пушкин, Н. Рыленков, Н. Кончаловская, 3. Федоровская, Я. Колас, Я. Купала и др.; по выбору учителя).

Настроение и состояние природы в пейзажах художников (композиционное и колористическое решение, эмоциональное значение цвета). Времена года в произведениях художников: А Астапович. «Зимний день»; С. Герус. «Зима в Минске»; Л. Дударенко. «Зимний день»; В. Су марев. «Иней»; Н. Ромадин. «Незамерзающая речка»; Ли Ди. «Человек, ведущий буйвола по снежной равнине»; В. Цвирко. «Припять. Весна»; В. Белыницкий-Бируля. «Зеленый май»; П. Крохалев. «Весна. Вяча»; И. Левитан. «Весна – большая вода», «Снова весна»; С. Герасимов. «Ива цветет» (по выбору учителя).

Реалистические и фантазийные образы животных в устном народном творчестве» прикладном искусстве (сказках, изразцах, предметах народного быта и их декоре), произведениях художников-анималистов (иллюстрации Е. Чарушина к книге «Разные звери», «Детки в клетке»; рисунки животных В. Ватагина и др.).

Единство формы предмета и его украшения (оговские куфры, жостовские подносы, хохломская роспись).

Белорусская народная глиняная игрушка. Символический смысл и функция оберега игрушки-свистульки.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (49 ч)

Изображение на плоскости (28 ч)

Композиция (10 ч)

Выбор положения листа бумаги в зависимости от формы и расположения изображаемых предметов. Соответствие размера изображения размеру листа бумаги. «Жираф», «Бегемот», «Крокодил Гена», «Попугай Кеша», «Русалочка», «Кентавр» (художественные материалы по выбору учителя).

Компоновка изображения на листе бумаги. Взаимосвязь изображаемых объектов (фигур) в композиции. «Веселые клоуны», «Воздушные гимнасты», «Дрессировщица и голуби» (гуашь, мелки).

Гармоничное заполнение листа бумаги изображениями, выделение композиционного центра. Рисование по памяти и по представлению пейзажа: «Ясный осенний день», «Грустная осень», «Осенняя непогода» (гуашь).

Иллюстрирование стихотворных и музыкальных произведений: «Здравствуй, осень золотая!», «Падают, падают листья, в нашем саду листопад» (гуашь).

Передача характера и нрава животных (добрый, злой, хитрый, доверчивый, любопытный и т. д.). Рисование по воображению образов белорусских и русских народных сказок («Кот Максим», «Храбры певень», «Змей Горыныч»), рассказов К. Чуковского, С. Маршака («Цыпленок», «Ворона», «Слон») – по выбору учащихся (гуашь).

Передача характерных особенностей внешнего облика и настроения человека. «Вот моя мамочка», «Мы с папой играем в шахматы», «Бабушка вяжет шарфик», «Мой любимый дедушка», «Моя сестричка (братик)» (гуашь).

Понятие о композиционной взаимосвязи изображаемых объектов, расположение предметов относительно друг друга. «Снегурочка», «Два Мороза», «Дед Мороз» (гуашь).

 

Пространство (4 ч)

Передача глубины пространства в рисунке: «на первом плане», «на втором плане». Выполнение композиции. «Летний отдых», «На берегу озера», «На даче», «На пришкольном участке», «Зимняя прогулка» (гуашь).

Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения (рядом, над, под): «На стройке», «На уборке сена», «Убираем яблоки» (гуашь).

 

Форма, пропорции, конструкция (7 ч)

Передача в композиции формы, пропорций и конструкции изображаемых объектов. «Осенний натюрморт», «Дары леса», «Овощи и фрукты» (гуашь).

Передача в рисунке характерных особенностей строения деревьев (форма, конструкция). Рисование на основе наблюдений: «Зимний лес», «Волшебные деревья», «Могучий дуб», «Стройная березка» (тушь, гелевая ручка с черными чернилами, фломастер).

Передача в композиции характерных особенностей строения фигуры человека и животных (конструкция, пропорции). «Артисты цирка на арене» (акробат, клоун, жонглер, дрессировщик и др.; гуашь).

Цвет (7 ч)

Цвет и краски. Понятие об основных (желтый, красный, синий), составных (оранжевый, фиолетовый, зеленый) цветах, светлых и темных оттенках цвета. Выполнение композиций: «Воздушные шары», «Разноцветные флажки», «Цветик-семицветик», «Папараць-кветка», «Аленький цветочек», «Вишня (яблоня) цветет».

Эмоционально-образное содержание цвета (радостный и мрачный, резкий и нежный, спокойный и напряженный): «Добрые и злые персонажи сказок».

Композиционные возможности цвета. Теплый, холодный и смешанный колорит. Выполнение многоплановых композиций: «Ясный осенний (зимний) день», «Грустная осень», «Осенняя непогода», «Выглянуло солнышко».

Эмоциональное и смысловое значение цвета для создания художественного образа. Особенности цвета в декоративном изображении. «Герб моего города», «Эмблема Олимпийских игр».

Лепка (7 ч)

Лепка плодов и фруктов: «Осенний натюрморт» (яблоко, груша, слива, огурец, перец, помидор и др.).

Составление целого из отдельных частей: лепка персонажей сказок и мультфильмов «Чудо-Юдо – трехглавый змей», «Лиса», «Винни-Пух» (разноцветный пластилин), «Животные на арене цирка» (одноцветный пластилин; коллективная работа), «Я катаюсь на санках» (одноцветный пластилин).

Передача пластики и формы тела животных: «Щенок и котенок», «Моя кошка с котятами», «Кролик» (глина, пластилин).

Декоративное решение образа при лепке игрушек. Лепка игрушки в подарок близким людям (глина, пластилин).

Лепка рельефа: «Натюрморт», «Декоративный букет» (разноцветный пластилин).

Декоративно-прикладная деятельность и дизайн (14 ч)

Декоративное обобщение форм предметов. Панно для школьной столовой (кухни) «Декоративный натюрморт» (гуашь).

Декоративное обобщение форм растительного и животного мира (стилизация). Фриз «Цветы, бабочки и птицы» (гуашь).

Приемы выполнения композиции «Цветочные мотивы» в технике «флористика».

Приемы выполнения композиции «Осенний букет» в технике «монотипия».

Приемы выполнения композиции «Древо жизни» в технике «вытинанка».

Приемы создания композиций декоративно-прикладного характера (основные композиционные схемы). Выполнение эскиза «Платок для мамы», «Ковер для куклы» (гуашь).

Роспись силуэтов посуды для животных – героев сказок: кота Максима, Змея Горыныча, Василисы Прекрасной, Бабы-яги и др. (гуашь).

Роспись вылепленной игрушки (гуашь).

Виды орнамента. Украшение орнаментом шубки, рукавичек и шапочки для Снегурочки, подноса для матушки Метелицы (гуашь).

Виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная). Приемы вырезывания элементов аппликации. «Запасливый ёж», «Дрессированный лев», «Пудель Арто», «Веселая обезьянка», «По щучьему велению», «Зимний пейзаж» (сближенные и контрастные по светлоте оттенки бумаги).

Ритм в декоративной композиции. Фриз «Весенние цветы», «Снежинки» (аппликация; коллективная работа).

Приемы выполнения рельефной композиции из бумаги. «Новый год в лесу», «В тридевятом царстве» (коллективная работа).

Приемы выполнения композиций, изделий в технике «бумажная пластика»: «Пригласительный билет», «Поздравительная открытка», елочные игрушки, новогодние сувениры.

 

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ I КЛАССА

 

Учащиеся должны знать:

• отличительные особенности основных видов искусства (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство);

• названия основных и составных цветов; эмоционально-образные возможности цвета;

• названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей и основные правила работы с ними;

• последовательность работы в рисунке, лепке, аппликации, монотипии, вытинанке;

• приемы лепки, трансформации бумаги, выполнения аппликации, вытинанки, монотипии;

• основные композиционные схемы, используемые при создании произведений декоративно-прикладного характера.

Учащиеся должны уметь:

• выбирать формат листа и его положение в зависимости от содержания изображения;

• полностью использовать плоскость листа бумаги, изображать предметы соразмерно формату;

• заполнять рисунок цветом, не оставляя пробелов между фигурами и фоном;

• работать с художественными материалами и принадлежностями (гуашь, пластилин, восковые мелки, тушь, цветная бумага, клей, кисти, палочки);

• соблюдать элементарные правила художественной культуры в работе (организация и уборка рабочего места, аккуратное и бережное отношение к художественным материалам, принадлежностям и своей работе);

• активно участвовать в обсуждении и оценке работ одноклассников.

II КЛАСС

(34 ч)

 

ВОСПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ИСКУССТВА (7 ч)

Эстетическое восприятие действительности (3 ч)

Эстетическое восприятие окружающего мира. Воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту природы в разное время года (экскурсии, мультимедийные презентации).

Особенности цвета и формы объектов природы (красота узоров ветвей, изгибы стволов и пр.). Привлечение музыки, поэзии, художественной прозы.

Восприятие произведений искусства (4 ч)

Виды и жанры изобразительного искусства (иллюстративный материал по выбору учителя).

Сказочные образы. Образы и характеристики сказочных героев в иллюстрациях художников (Н. Селещук, Н. Поплавская, Е. Лось, В. Славук) к белорусским сказкам.

Особенности цвета в иллюстрациях разных художников (И. Билибин, Ю. Васнецов и др.) к детским книгам.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (27 ч)

Изображение на плоскости (16 ч)

Композиция (4 ч)

Выбор положения листа бумаги в зависимости от формы изображаемых предметов и их расположения; заполнение плоскости листа крупными изображениями: поезд, подъемный кран, жираф, крокодил (художественный материал по выбору учителя).

Ритмическая организация изображения способом повтора, чередования: «Летят журавли», «Уточка с утятами», «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» (гуашь).

 

Пространство (2 ч)

Рисование предметов с учетом их взаимного положения (рядом, над, под): «Я с мамой под зонтиком», «Собираем грибы (ягоды)» и др. (гуашь).

 

Форма, пропорции, конструкция (3 ч)

Передача характерных особенностей формы предметов: широкая – узкая, высокая – низкая. Сравнение предметов по величине и форме: лист осины и лист ивы; морковь и свекла; тыква и кабачок (гуашь).

 

Цвет (7 ч)

Выполнение рисунков по памяти и по впечатлению после наблюдений и экскурсий на природу.

Основные и составные цвета: «Салют», «Листопад», «Машины везут овощи и фрукты», «Осинка осенью». Иллюстрация к белорусской сказке «Залатая яблынька».

Светлые и темные оттенки цвета: два яблока, «Сон-трава», «Иван и черт» (по сказке «Як Іван чарцей перахітрыў»).

Подбор цвета в соответствии с эмоциональным содержанием образов (радостный и печальный, спокойный и напряженный): «Самый веселый клоун», «Печальный Пьеро», «Пасмурно», «Солнечный денек».

Лепка (5 ч)

Лепка способом составления из частей: «Утка», «Петушок», «Конек-Горбунок», «Лошадка» (по типу народной игрушки).

Выполнение рельефа и гравировки на поверхности вылепленного предмета: «Сказочный домик», «Курочка Ряба», «Царевна Лебедь», «Крошечка-хаврошечка».

Лепка фигуры человека в движении (из целого куска и способом примазывания): «Волот», «Борец», «Мальчик (девочка) с собачкой».

Соотношение двух предметов по массе и размеру: «Слон и слоненок», «Кот в сапогах и Людоед», «Белоснежка и гномы», «Собака и щенок».

Лепка декоративного сосуда: «Волшебная лампа Аладдина».

Декоративно-прикладная деятельность и дизайн (6 ч)

Декоративное обобщение растительных и животных форм. Вырезывание без предварительно прорисованного контура сложенной бумаги: «Бабочка», «Ромашка», «Василек» и др.

Вырезывание элементов с предварительной прорисовкой контура. Фриз для украшения класса: «Дружат дети всей Земли», «Зимушка», «Весенние цветы» (коллективная работа).

Связь украшения (декора) с формой и назначением предмета. Выполнение эскиза росписи панно, разделочной доски, шкатулки для рукоделия.

Создание объемной скульптуры из природного материала: «Веселые лесовички», «Болотная Кикимора», «Лесные зверюшки».

Изделия, сувениры из различных материалов: ниток, кожи, меха, проволоки, бумаги, ткани, природных материалов и т. д. (по выбору учащихся): «Белорусский сувенир», «Русалочка», «Златовласка», «Принцесса на горошине», «Винни-Пух», «Павлин» и т. д.

Рельефная композиция. «Аленький цветочек», «Папараць-кветка», «Новый год в лесу» (бумажная пластика; коллективное панно).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ II КЛАССА

 

Учащиеся должны знать:

• названия оттенков основных цветов;

• названия художественных материалов, инструментов, принадлежностей, с которыми работают в течение года;

• связь украшения с формой и назначением предмета.

Учащиеся должны уметь:

• пользоваться кистью и красками, смешивать краски;

• ритмически располагать объекты на плоскости листа;

• передавать характерные особенности формы и размеров предметов (высокий, низкий, широкий, узкий);

• заполнять лист крупным изображением;

• выбирать положение листа бумаги в зависимости от формы предметов;

• украшать плоские и объемные предметы орнаментом;

• вырезывать симметричные формы из бумаги, сложенной вдвое;

• лепить способами составления из частей и из целого комка;

• участвовать в коллективной работе;

• бережно относиться к предметам искусства, художественным материалам, принадлежностям и своим работам;

• использовать различные художественные техники для решения творческого замысла.

III КЛАСС

(35 ч)

 

ВОСПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ИСКУССТВА (7 ч) Эстетическое восприятие действительности (2 ч)

Эстетическое восприятие объектов и явлений природы «Родные просторы» (мультимедийная презентация, экскурсия).

Стихи о природе белорусских поэтов. Музыкальные произведения, связанные с картинами природы.

Восприятие произведений искусства (5 ч)

Работа художника-живописца. Художественные материалы живописи (масло, гуашь, акварель). Выразительные средства живописи. Н. Казакевич. «Нарочанская земля»; Ф. Толстой. «Букет цветов, бабочка и птичка»; В. Версоцкий. «Дороги Минщины»; В. Белыницкий-Бируля. «Зимний сон»; К. Петров-Водкин. «Мать», «Утренний натюрморт»; В. Цвирко. «Голубой день»; И. Айвазовский. «Черное море», « Мария в шторм»; С. Катков. «Хутор Альбуть»; Б. Залкинд. «Улица в Вильне»; И. Левитан. «Золотая осень»; Е. Зайцев. «Портрет юного партизана»; 3. Серебрякова. «Катя с натюрмортом»; Н. Опиок. «Розы»; Рембрандт. «Автопортрет»; Рубенс. «Портрет молодой женщины»; Хальс. «Цыганка»; Караваджо. «Юноша с лютней»; Снайдерс. «Фруктовая лавка»; Хеда. «Натюрморт. Завтрак» и др. (по выбору учителя).

Графика. Выразительные средства графики (линия, пятно и цвет). Связь иллюстрации с содержанием произведения. Иллюстрации художников-графиков к детским книгам: Е. Лось, Н. Поплавская, Н. Селещук, В. Славук, В. Лебедев, Е. и Н. Чарушины, А. Порет, И. Билибин, Т. Маврина, В. Фаворский, Ю. Васнецов (по выбору учителя).

Отличие скульптуры от живописи и рисунка: объемность произведения, обозримость с разных сторон. Связь материала с содержанием образа: Микеланджело. «Давид»; А. Глебов. «Франциск Скорина», «Янка Купала»; А. Бембель. «Гастелло»; М. Врубель. «Садко»; В. Ватагин. «Балансирующий медведь»; А. Шатерник. «Коляды» и др. (по выбору учителя); произведения народных мастеров Беларуси (иллюстративный материал по выбору учителя).

Архитектура. Архитектурные памятники Беларуси. Спасо-Ефросиньевская церковь (Полоцк); Казимировский костел (Липшники); Костел Святого Франциска Ксаверия (Гродно) и др. Современные жилые и общественные архитектурные сооружения (иллюстративный материал по выбору учителя).

Декоративно-прикладное искусство. Понятие о декоративном обобщении формы. Народное искусство. Игрушка как произведение народного искусства. «Ритон» (Адыгея); «Чаша для умывания» (Египет); «Короб» (Беларусь); А. Марачева. «Всадник», «Уточка» (Беларусь); Л. Селивончик. «Конь» (Беларусь); Л. Лось. «Козлик» (Беларусь) и др. (по выбору учителя).

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (28 ч)

Изображение на плоскости (17 ч)

Композиция (4 ч)

Выбор нетрадиционного формата композиции: «Новогодняя елка», «Дома на нашей улице», «Весенний луг». Полное использование поверхности листа бумаги для передачи художественного замысла, содержания (преодоление пустот и тесноты): «Сбор урожая», «Катание с гор» (гуашь, акварель, мелки, фломастеры).

 

Пространство (2 ч)

Передача глубины и планов пространства, размещение оснований ближних предметов ниже, дальних — выше: «На катке», «На пляже», «Трактора в поле», «Состязания в Олимпии», «Спортсмены готовятся к Олимпиаде» (гуашь, акварель, фломастеры).

 

Форма, пропорции, конструкция (4 ч)

Передача характера главной формы, ее частей, их взаимного расположения: «На выставке машин», «На троллейбусной остановке», «Новенький трактор» (гуашь, акварель, фломастеры).

Основные особенности строения тела человека и животного, расположения частей тела в движении (туловище, конечности, шея, голова). Выполнение иллюстраций к произведению А. Вольского «Еду в гости к слону» или С. Маршака «Мельник, мальчик и осел» (гуашь, акварель, фломастеры).

Передача вертикального и наклонного размещения предметов в рисунке (стоят, лежат, падают): «Строят новый дом», «Новоселье», «Мост через реку», «Сказочный замок» (карандаш).

Зарисовки по памяти впечатлений от образов народной игрушки: матрешка, дымковская игрушка, игрушка из соломки (гуашь).

 

Цвет (7 ч)

Передача в зарисовках по памяти впечатлений от образов природы: «Лето (осень) в деревне (парке)», «Зима (весна) в городе (селе)».

Передача характерной окраски предметов, узнавание и называние основных и составных цветов предметов при рисовании по памяти: «Радуга», «Нарядные флажки», «Салют», «Огни»; с натуры: рисование цветов, листьев, плодов (художественные материалы по выбору учащихся).

Эмоциональное, образное содержание цвета (радостное, напряженное, спокойное). Передача цветового образа объектов (предметов) и явлений природы: «Праздничный город», «Гроза надвигается», «Закат», «Туманное утро», «Зимний вечер».

 

Лепка (5 ч)

Передача динамики при лепке человека, животного: «Бегущий человек», «Скачущая лошадь» (по наблюдению, представлению).

Взаимодействие фигур в скульптурной композиции: «Уж как я свою коровушку люблю», «Борцы».

Передача характерных поз и движений животных, зверей, людей: «Взъерошенная кошка», «Собака на задних лапах», «Танцующий медведь», «Скачки» (лепка способом вытягивания деталей из целого комка).

Лепка рельефа: птицы, рыбы, узор из растительных форм (пластическая связь элементов, передача движения, соотношение масс).

Составление небольших скульптурных групп: «Животные на арене цирка», «Детские игры» (коллективная работа).

Декоративно-прикладная деятельность и дизайн (6 ч)

Декоративная композиция: ритмическое чередование форм, симметрия. Коврик для игрушек, панно для украшения класса: «Цветы и бабочки», «Танцующие снежинки».

Декоративное обобщение формы: составление фигурок и композиций из засушенных трав, листьев, цветов: «Лесные жители», «Фантастические животные».

Использование фактуры и формы природных материалов. «Осенний букет», «Натюрморт» (монотипия, флористика).

Единство формы предмета и украшения: лепка и роспись фигурок обобщенной формы по типу народных глиняных игрушек: «Олень – Золотые рога», «Барашек», «Лошадка».

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ III КЛАССА

 

Учащиеся должны знать:

• названия и отличительные особенности основных видов искусства (живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство);

• выразительные средства (композиция, цвет, форма, движение);

• названия и последовательность расположения в цветовом круге шести цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый);

• названия оттенков цвета (светло-зеленый, темно-красный);

• особенности строения тела животного, положения частей фигуры (туловище, конечности, шея и голова) при изображении движения.

Учащиеся должны уметь:

• смешивать краски на палитре, добиваясь необходимого несложного цвета (типа светло-зеленый, темно-красный), подбирать оттенки цвета с учетом образного содержания работы;

• при изображении предметов передавать их вертикальное и наклонное положение в пространстве;

• передавать плановость пространства, располагая на листе бумаги основания ближних предметов ниже, верхних – выше;

• лепить способом вытягивания частей из целого комка;

• владеть элементарными навыками работы с гуашью, пластилином, восковыми мелками, цветной бумагой;

• использовать различные художественные техники для решения творческого замысла;

• участвовать в обсуждении работ одноклассников.

IV КЛАСС

(35 ч)

 

ВОСПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ИСКУССТВА (8 ч)

Эстетическое восприятие действительности (3 ч)

Художественные особенности городского и сельского пейзажа, их своеобразие, облик современных городов, сел (мультимедийная презентация).

Охрана природы, памятников культуры и исторических достопримечательностей своего региона.

Знакомство с архитектурой, строительством, язык архитектуры (композиция здания, его назначение, конструкция, форма). Выдающиеся памятники белорусской и зарубежной архитектуры. Архитектурные формы и цвет как средства выразительности в архитектуре.

Восприятие произведений искусства (5 ч)

Цвет и освещение как выразительные средства живописи. Цвет – средство передачи пространства, настроения. В. Цвирко. «Март»; И. Шишкин. «Сосны, освещенные солнцем»; И.Карасев. «Золотая осень»; В. Васнецов. «Три богатыря»; А. Рылов. «В голубом просторе»; М. Чепик. «На Ивана Купала»; Тёрнер. «Китобойные суда»; Констебл. «Телега для сена»; Коро. «Порыв ветра» учителя).

Выражение различного настроения (радость, грусть, тревога, горе), цвет и его оттенки, их звучность, легкость, прозрачность в произведениях живописи белорусских и зарубежных художников (иллюстративный материал по выбору учителя).

Выразительные средства скульптуры (объем, форма, поворот, силуэт), материал (мрамор, бронза, кость, дерево), фактура (гладкая, шероховатая поверхность), освещение скульптуры. Скульптура белорусских и зарубежных мастеров. Мелкая пластика, деревянная скульптура, резьба по кости (иллюстративный материал по выбору учителя).

Выразительные средства графики: линия, пятно. Связь иллюстрации с текстом (содержанием) книги и ее оформлением (иллюстративный материал по выбору учителя).

Выразительные средства декоративно-прикладного искусства: обобщенность формы, ритмическое чередование узоров, яркость цвета, связь формы с украшением и назначением предмета. Произведения народного и декоративно-прикладного искусства: Огово, Кремно, Давид-Городок, Гжель, Жостов, Хохлома, белорусские тканые постилки и пояса, изделия из соломки и льна (иллюстративный материал по выбору учителя).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (27 ч)

Изображение на плоскости (14 ч)

Композиция (4 ч)

Композиционная организация листа, выделение композиционного центра: «Осенний натюрморт» (рисунок с натуры), «В гостях у ветерана Великой Отечественной войны», «Открытие памятника», «Вручение наград олимпийским победителям» (карандаш, гуашь, акварель, мелки, фломастеры).

Передача движения в композиции: «Мальчик запускает воздушного змея», «Мы бежим от дождя» (гуашь, акварель, фломастеры).

Изображение основных пропорций частей тела человека и животного (трехчастное строение конечностей: плечо, предплечье, кисть, бедро, голень, стопа). Рисунки людей и животных по наблюдению и представлению: «На выставке собак», «Дама с собачкой», «Я пасу козочку» (карандаш, фломастеры, гуашь).

Изображение группы людей и животных в движении и покое: «Спортивные игры», «Акробаты», «Дрессировщик», «Вернисаж» (карандаш, фломастеры, гуашь).

 

Пространство (2 ч)

Передача пространственных отношений между предметами: «Развилка трамвайной линии», «Поворот железной дороги» (карандаш).

Пространственные явления при изображении закрытого пространства. Комната во фронтальном положении. Граница излома поверхностей (пол и стена): «У доски», «В моей комнате», «Мама на кухне готовит обед» (фломастеры, гуашь, акварель).

 

Форма, пропорции, конструкция (4 ч)

Пропорции лица человека. Работа над портретом: «Моя бабушка», «Мой друг», «Автопортрет» (карандаш).

Сравнительные размеры предметов, контраст величины и формы. Выполнение иллюстраций к литературным произведениям по теме: «Слон и Моська», «Дюймовочка и крот» (гуашь, акварель).

Конструкция предмета и ее учет при изображении объектов: «Велосипед», «Вертолет прилетел» (карандаш).

Светотеневые градации (свет, блик, полутень, тень, рефлекс, падающая тень); передача явлений света и тени при рисовании графическими материалами натюрморта из простых предметов с натуры.

 

Цвет (4 ч)

Передача разных оттенков одной и той же группы цвета при рисовании предметов с натуры: лист салата и зеленый лук, свекла и редис, редис и морковь.

Использование холодного, теплого и смешанного колорита в создании художественного образа: «Олени на севере», «Верблюды в пустыне», «Хмурая осень», «Золотая веселая осень», «Деревья в бурю», «Рассвет», «Летний солнечный день», «Зимний вечер», «Фольклорный праздник». Эмоциональные возможности цвета.

Изменение цвета ближних и дальних предметов при изображении пространства (рисование по памяти и по наблюдению пейзажей в разное время года): «В Несвижском парке весной», «Зима в Беловежской пуще», «Аисты прилетели».

Цветовая гармония: «Цветовая феерия», «Салют», «Поющие фонтаны», «Цветомузыка» (абстрактные композиции).

Лепка (6 ч)

Цельность скульптурной формы. Обобщенная форма. Лепка из целого комка глины (пластилина): «Свернувшаяся собака», «Медведь в спячке», «Кролик (зайчик)».

Характерные особенности пропорций человека и животного: фигуры спортсменов, сказочный персонаж («Клоун с собакой», «Фокусник», «Скороход», «Олимпийские игры»).

Передача нескольких фигур в движении: «Кот и мыши», «Животные в зоопарке», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Винни-Пух и его друзья», «Маша и Медведь».

Обработка поверхности (фактура) как средство выразительности образа: рельефы «Золотая рыбка», «Жар-птица», «Павлин».

Композиция рельефа в заданном формате (медаль, медальон (талисман)).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: