ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОДОЙ
1. «Свойства воды».
Цель: познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
Материалы: несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.
Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.
Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
2. «Вкус воды».
Цель: выяснить, имеет ли вкус вода.
Материалы: вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.
Процесс. Спросите у детей перед опытом, какого вкуса вода. После этого дайте детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль, в другой - сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?
Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
3. «Запах воды».
Цель: выяснить, имеет ли запах вода.
Материалы: стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.
Процесс. Спросите у детей, чем пахнет вода. После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. Снова спросите, чем теперь пахнет вода.
Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
4. «Цвет воды».
Цель: выяснить, имеет ли цвет вода.
Материалы: несколько стаканов с водой, краска разного цвета, кисточки, белая бумажная салфетка.
Процесс. Попросите детей смочить салфетку водой. Салфетка останется белой. Затем попросите окунуть кисти в разные краски и ополоснуть их в стаканах с водой. Спросите, какого цвета вода теперь. Вода окрасится в тот цвет, в который обмакивали кисть. Попросите детей салфетки смочить окрашенной водой. Цвет смоченной салфетки изменится.
|
Итог. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
5. «Живая вода».
Цель: познакомить детей с животворным свойством воды.
Материалы: свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев с нераспустившимися почками, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».
Процесс. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд с ними - на видное место. Пройдет время, и они оживут. Появятся первые листочки. Если это ветки тополя, они пустят корни.
Итог. Одно из важных свойств воды - давать жизнь всему живому.
6. «Вода при замерзании расширяется».
Цели: выяснить, как снег сохраняет тепло, защитные свойства снега; доказать, что вода при замерзании расширяется.
Материалы: две стеклянные бутылки или банки с водой.
Процесс. Предложите детям вынести на прогулку две емкости с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Спросите, что произошло с водой. Почему в снегу вода не замерзла?
Итог. В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло; на поверхности вода превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед, лопнет, то сделать вывод: вода при замерзании расширяется.
7. Какие свойства?
Цели: сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия.
Материал: емкости со снегом, водой, льдом.
Процесс. Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед в воде растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает, воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет, снега и льда (не взаимодействуют). Дети рассуждают, как сделать лед непрозрачным (измельчить его).
|
Итог. Вода при растворении в ней льда или снега становится холоднее и увеличивается в объеме.
8. Откуда берется вода?
Цель: познакомить с процессом конденсации.
Материал: емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.
Процесс. Накрыть емкость с горячей водой холодной крышкой. Через некоторое время рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать рукой. Выяснить, откуда взялась вода. (Это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке.) Опыт повторить с теплой крышкой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет.
Итог. Процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОЗДУХОМ
1. «Свойства воздуха».
Цель: познакомить детей со свойствами воздуха.
Материал: ароматизированные салфетки, корки апельсинов.
Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
|
2. «Воздух сжимается».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
Материалы: пластмассовая бутылка, ненадутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.
Процесс. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко ненадутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.
Итог. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается.
3. «Как обнаружить воздух».
Цели: установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить; определить поток воздуха в помещении.
Материалы: полиэтиленовый пакет, стеклянные шарики или крупные бусины, свеча.
Процесс.
1. Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой - воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.
2. Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха.
Подержать «змейку» (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к «змейке», и «змейка» вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух.
3. Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема или форточки. Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый, а холодный тяжелее - он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.
Итог. Воздух окружает нас; теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.
4. «Где теплее?».
Цель: выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.
Материал: два термометра, чайник с горячей водой.
Процесс. Дети выясняют, если в комнате прохладно, то где теплее - на полу или на диване, то есть выше или ниже, сравнивают свои предположения с показаниями термометров. Дети выполняют действия: держат руку выше или ниже батареи; не прикасаясь к чайнику, держат руку над водой. Выясняют с помощью действий, где теплее воздух: сверху или снизу.
Итог. Теплый воздух легче холодного, и поэтому сверху теплее.
5. «Реактивный шарик».
Цели: выявить, что воздух обладает упругостью; понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Материалы: воздушные шары.
Процесс. Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета. Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Итог. Воздух обладает упругостью, его сила может заставить двигаться предмет.
6. «Большие - маленькие».
Цель: выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется (занимает больше места).
Материал: пластиковые бутылки с пробками, воздушный шарик, монетка.
Процесс. Дети выносят на улицу (в морозную погоду) пустую бутылку, закрытую пробкой. Через некоторое время вносят ее в помещение, определяют температуру емкости (холодивная, обращают внимание на форму (как бы помятая). Объясняют изменение формы. (Воздух внутри бутылки остыл и стал занимать меньше места, а воздух снаружи давит по-прежнему, поэтому стенки бутылки вдавлены внутрь.) Затем растирают бутылку теплыми руками, наблюдают за изменением ее формы. Объясняют, почему бутылка приняла прежнюю форму. (Воздух внутри нагрелся и стал давить на стенки бутылки, выпрямляя их.) Дети вносят в теплое помещение охлажденную бутылку без крышки, плотно закрыв отверстие рукой. На отверстие кладут монету (она подпрыгивает). Объясняют, почему это происходит. (Воздух в бутылке становится теплым, занимает больше места и выходит из бутылки, толкая монету.) Дети выносят бутылку без крышки на холод; через некоторое время заносят в помещение; быстро надевают воздушный шарик на горлышко; опускают бутылку в горячую воду (или согревают руками). Проверяет, что происходит с шариком. (Он надувается, так как воздух в бутылке нагревается, увеличивается в объеме, уже не помещается в бутылке и переходит в шарик, надувая его.)
Итог. Воздух при нагревании увеличивается в объеме.
7. «Подводная лодка».
Цели: обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.
Материал: изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.
Процесс. Дети выясняют, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Они выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают под него воздух. В конце опыта делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него.
Итог. Воздух легче воды - попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.
8. «Упрямый воздух» (1).
Цель: обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.
Материал: шприцы, емкость с водой (подкрашенной).
Процесс. Дети рассматривают шприц, его устройство (цилиндр, поршень) и демонстрируют действия с ним: отжимают поршень вверх, вниз без воды; пробуют отжать поршень, когда пальцем закрыто отверстие; набирают воду в поршень, когда он вверху и внизу. Взрослый предлагает детям объяснить результа-ты опыта: рассказать о своих ощущениях при выполнении действий.
Итог. Воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.
9. «Упрямый воздух» (2).
Цель: обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.
Материал: пипетки, емкость с водой (подкрашенной).
Процесс. Дети рассматривают устройство пипетки (резиновый колпачок, стеклянный цилиндр). Проводят опыт аналогично предыдущему (сжимают и разжимают колпачок).
Итог. Воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.