Б) КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ВЛИЯНИИ РЕЖИМА ДИНАМИЧЕСКИХ ПОЗ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ




Методология и методика

Раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса

НЕКОТОРЫЕ НАУЧНЫЕ ИТОГИ 18-ЛЕТНЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОТОРНО-РАСКРЕПОЩЕННОЙ ТЕЛЕСНОЙ ВЕРТИКАЛИ И РЕЖИМА ДИНАМИЧЕСКИХ ПОЗ В ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЬНИКОВ


5. а) Краткая историческая информация о появлении в широкой педагогической практике технологий динамических поз в построении учебного процесса.

Как уже отмечалось выше, систематические исследования, направленные на изучение особенностей функционального, антропогенетического и психического развития детей, пребывающих в качественно отличающихся телесно-стереотипных позно-статических установках, начали проводиться под нашим руководством на базе Института медицинских проблем Севера СО РАМН с 1977 года (В. Ф. Базарный, Э. Я. Оладо, В. А. Гуров и другие, 1978-1994 гг.). При этом были подтверждены выводы, сделанные И. М. Сеченовым: эффективное раскрепощение физических и психических потенциалов в процессе развития детей возможно лишь на фоне внутренней энергетической избыточности, внешним проявлением которой как раз и является выраженная моторная экспрессия.

 

В то же время наши исследования показали, что у современных детей моторная экспрессия оказалась настолько приглушенной за счет раннего и продолжительного опыта сидения, настолько у них оказалась надломленной видовая моторно-тоническая устремленность к телесной вертикализации, что для многих быстрый переход на рабочую позу в режиме телесной вертикали оказался порой уже затруднительным.
Вот почему изначально нами была избрана методология динамических, т. е. меняющихся поз (стоя-сидя, а иногда и лежа).*)
После тщательного изучения влияния динамических поз, в т. ч. определения допустимой максимальной продолжительности разового стояния в отношении "засиженных" детей (которая оказалась в среднем в пределах до 20—25 мин.), выполняемых в лабораторных условиях, эксперимент был вынесен в практику школьной жизни (школа № 8 г. Красноярска, дир. В. И. Рогова; школа № 24 г. Талнаха, дир. М. А. Убакова; школы г. Дивногорска, Я. Ф. Эфримзон и др.).
После получения убедительно положительных данных с целью доведения выводов данной работы до широкой медицинской и педагогической общественности с 1981 года итоги стали регулярно представляться на ВДНХ СССР. К тому же времени был издан ряд брошюр, в т.ч. и "Система массовой профилактики отклонений в развитии зрения и нарушений осанки у детей и подростков, организованных в детских дошкольных и школьных учреждениях" (М., 1983).
В целом комплекс предложений по физиолого-гигиеническим проблемам реорганизации традиционной школьной среды (в т. ч. и с помощью режима динамических поз) был награжден рядом дипломов, золотой, серебряной и бронзовыми медалями. Вскоре появилась информация о результатах использования целого комплекса физиолого-гигиенических разработок, в т. ч. и режима динамических поз в учебном процессе в газетах и журналах: "Изобретатель и рационализатор" (№ 10, 1986 г.), "Северные просторы" (№ 2, 1986 г.).
Наконец, до широкой общественности результаты данного исследования донесла центральная, в то время, газета "Правда" (от 16 июня 1986 года).
Отрадно, что 2 сентября этого же года эта же газета "Правда" сообщила, что методика проведения занятий в режиме "стояния за конторками" подхвачена школой-интернатом г. Владивостока (дир. - народный учитель СССР Н. Н. Дубинин).
На этом кратком историческом экскурсе мы остановились только потому, что Н. Н. Дубининым были допущены значительные отклонения от физиолого-гигиенических требований, предъявляемых к режиму динамических поз:
1) Допущена произвольность угла наклона рабочей поверх
ности конторки.
2) Исключена регулировка высоты конторки в соответствии
с ростом ученика.
3) Рекомендовано стоять на резиновом коврике.
4) Плоская жесткая поверхность передней стенки конторки
рекомендована в качестве спинки для впереди сидящего уче
ника.
5) Данный вариант конторки предполагает выбрасывание
существующей (даже новой) школьной мебели (столов, стульев)
и другие...
Как выявилось позже, на протяжении продолжительного периода времени в педагогической практике складывалась, мягко говоря, своеобразная нравственно-психологическая обстановка вокруг новаций. Оказалось, что в практике системы образования не отработаны элементарные нравственные навыки соблюдения не только технологической чистоты и чьих-либо авторских прав, но даже элементарных гигиенических требований, предъявляемых к организации школьной среды (соблюдение осанки в процессе занятий, соблюдение ростомер-ной мебели, качества освещенности и т. д.). Поэтому и неудивительно, что многие запатентованные нами технологии в организации и проведений учебного процесса вскоре в видоизмененных вариантах (разумеется, с грубыми физиолого-гигиеническими отклонениями) начали появляться в педагогической практике с новыми именами "новаторов" России.
Однако эта тема для отдельного разговора.

 

б) КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ВЛИЯНИИ РЕЖИМА ДИНАМИЧЕСКИХ ПОЗ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ


РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ

Информация о влиянии традиционной моторно-закрепо-щенной сидяче-учебно-познавательной позы и моторно-раскрепощенного режима динамических поз освещена в специальных научных изданиях (Бюллетень СО РАМН СССР — № 4, 1986; Новые исследования по возрастной физиологии — № 2, 1988; Сборник научно-методических и информационных материалов для медицинских работников службы формирования здорового образа жизни, — М., 1994 и др.), в т. ч. и специальных монографических изданиях: В. Ф. Базарный "Зрение у детей: проблемы развития" ("Наука", 1991), В. П. Щербинина "Педагогика здорового развития" (Гродно, 1992 г.), а так же в ряде брошюр и научных сборников.


Детальное исследование по изучению влияния традиционной сидячей рабочей позы и режима динамических поз на ант-ропогенетические параметры конституции человека, а так же его базовые функциональные системы (сердечно-сосудистая, нервная, опорно-двигательная и др.) выполнено под нашим руководством В. А. Гуровым и изложено в его кандидатской диссертации.
Ниже приведем лишь краткие выводы этих исследований. Во-первых, перевод детей на режим моторной свободы (динамических поз) качественно улучшил не только функциональную ситуацию организма (энергетику, процессы межор-ганной и межсистемной координации), но и такие высшие "духовно-строительные" отражательные способности, как. чувство времени и локализации в пространстве (Рис. 1).

Верхняя линия - учащиеся в режиме моторно-раскрепощенных динамических поз.

Нижняя линия - учащиеся, занимающиеся в традиционной позе моторного закрепощения.

Рис. 1. Вариационные распределения интервалов времени моторной реакции в ответ на предъявления зрительного стимула

Но ведь чувство метризации времени и пространства заложено в базовую конституцию нашего сознания! Именно прежде всего этим обстоятельством мы и объясняем тот факт, что в режиме моторной свободы и динамических поз качественно улучшились не только показатели физического развития и здоровья детей, но и показатели психического развития, в т. ч. детей с дефектами в психической сфере (см. ниже).


Улучшение межорганной (межсистемной) координации и, в частности, зрительно-ручной координации, в т. ч. функции локализации в пространстве, качественно изменили ситуацию с широко 'распространенным среди детей и чрезвычайно устойчивым аномальным психо-моторным навыком — психомоторным закрепощением и низким склонением в процессе письма с вытекающими отсюда неблагоприятными последствиями на качество морфогенетических ростовых процессов, в т. ч. качество формирования конституционально-моторного профиля (осанки) учащихся (Рис. 2-3).

Рис. 2.


Рис. 3. Деформированный конституционно-моторный "профиль" учащихся в условиях продолжительного пребывания их в режиме закрепощающей психомоторной напряженности.

 

Оказалось, в частности, что, если дети во время занятий находились в режиме моторной свободы и телесной вертикали, то ростовые процессы характеризовались равномерностью и устойчивостью. И наоборот, в режиме традиционной моторно-закрепощенной сидячей позы у многих детей в течение учебного года ростовые процессы резко замедлились, либо даже вовсе приостанавливались. И лишь выход детей из школьной среды (например в процессе летних каникул) сопровождался выраженным скачкообразным приростом детей в высоту (Рис. 4).

 

Верхняя линия - традиционный режим моторного закрепощения

Нижняя линия - режим динамических поз

Рис. 4. Динамика роста учащихся, занимавшихся в различных моторных режимах.

Это явление мы назвали синдромом подавления морфоге-нетической ростовой экспрессии в режиме традиционной сидячей рабочей позы и высвобождения ее в режиме моторной свободы и динамических поз.


Необходимо заметить, что, в принципе, данную закономерность замечали многие и родители и педагоги. Замечали, что за 2—3-х месячные летние каникулы вдруг "подросших и окрепших детей не узнать". Не случайно, что именно после школы общество было вынуждено когда-то заниматься "реабилитацией" здоровья детей путем организации летних оздоровительных сезонов. Оздоровительных, значит от школы!?
В последние же десятилетия гигиеническая ситуация в школе еще более усугубилась, с другой стороны - летние сезоны "послешкольного" оздоровления почти исчезли из практики нашей жизни. А в итоге общество лишь пассивно фиксирует: уже до 100% выпускников наших школ страдают теми, либо иными хроническими (как правило, школьными) недугами?!
Принципиальным и несколько неожиданным для нас оказался выраженно положительный иммунологический эффект режима моторной свободы и динамических поз. Дело в том, что в иммунологии сложилось представление, согласно которому формирование того, либо иного уровня иммунологической защиты организма обусловлено прежде всего его генетической "настройкой". При этом степень и глубина иммунной специфичности напрямую связана с генетически сформировавшимся характером реагирования на конкретный возбудитель (Ф. Бер-нет: "Клеточная иммунология". М.: "Мир", 19/1; О. В. Бароян, Д. Г. Партер "Международные и национальные аспекты современной эпидемиологии и микробиологии". М.: "Медицина", 1975; Ю. М. Зарецкая "Клеточная иммунология". М.: "Медицина", 1983 и другие).
К сожалению, даже в указанных фундаментальных работах по иммунологии не затрагивается роль энергетики организма в обеспечении того, либо иного уровня его иммунной защиты. Речь идет о том, что при эффективности генетической иммунной реактивности, достаточности поступления в организм энергопластического материала и даже благоприятного исходного уровня здоровья, организм может оказаться в ситуации хронического энергетического истощения, которое резко меняет всю стратегию иммунной защиты. Именно такая ситуация как раз и описана нами у школьников. В частности, оказалось, что в настоящее время до 90-95% детей поступают в школу в условиях незрелости произвольно-координаторной и образной сфер. Данная ситуация привела к тому, что выполнение произвольных тонко-координированных процессов (письма, рисования, чтения) дети стали осуществлять ценой чрезмерной всеобщей "мобилизации" моторной сферы, придания ей режима генерализованной судорожно-закрепощающей напряженности и, как следствие - истощение нервно-психической энергии и утомляемость детей.
И, наоборот, режим динамических поз, активизируя межсистемную координацию, чувство локализации в пространстве, способствовал повышению эффективности произвольно-моторной деятельности детей и снижению за счет этого напряженности, в т. ч. нервно-психической утомляемости учащихся. В свою очередь это отразилось как на иммунологической характеристике крови, так и на заболеваемости детей. В частности, с помощью люминисцентно-гистохимического метода (В. Ф. Базарный, В. А. Гуров, Э. Я. Оладо, 1994; В. А. Гуров, В. Л. Кондратьева, 1994) установлено: если дети находились в режиме динамических поз, то в лейкоцитах концентрация катехоламинов была существенно выше по сравнению с "сидячими" детьми. Это привело к тому, что в тех классах, в которых дети пребывали в режиме динамических поз, пропуск по заболеваниям был в 2-3 раза ниже по сравнению с детьми этой же школы, но занимающихся в традиционном режиме (В. П. Щербинина, 1992; В. А. Гуров, В. П. Кондратьева, 1994).
И, наконец, целым рядом исследований, выполненных под нашим руководством, установлено, что режим моторной свободы и динамических поз качественно улучшил ситуации со становлением психической сферы. Фундаментальной основой этих процессов, -как отмечалось выше, является установление факта, при котором в условиях моторной свободы и активизации мышечно-телесной тонической активности, наблюдалась активизация чувства меры времени и пространства. Наглядным в этом отношении примером явился положительный опыт коррекционных шкрл № 24 г. Красноярска (дир. заслуженный учитель РФ Т. П. Трубачева) и школы-предприятия г. Магадана (дир. Заслуженный Учитель РФ Н. А. Плахова).
В частности, работами Л. П. Уфимцевой, Т. П. Трубачевой, Л. В. Кожуренко (1992), А. А. Богатчук, С. Б. Павловского (1994) убедительно показано, что режим моторной свободы и динамических поз улучшает уровень психической активности детей, качество внимания, фиксационные способности, мотива-ционно-волевую сферу, синтетические психологические способности, в т. ч. ряд других характеристик умственной деятельности учащихся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: