Данное регулирование осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, Положением «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»).
Это положение распространяется на водителей, работающих по трудовому договору (контракту) на автомобилях, которые принадлежат организациям, зарегистрированным на территории Российской Федерации.
Состав рабочего времени водителя:
§ время непосредственного управления автомобилем;
§ время остановок для кратковременного отдыха в пути и на конечных пунктах;
§ подготовительно - заключительное время. При междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены (устанавливаются работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему);
§ время на проведение медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
§ время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов (в местах посадки и высадки пассажиров);
§ время простоев не по вине водителя;
§ время на работы по устранению возникших в пути эксплуатационных неисправностей автомобиля;
§ время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при междугородных перевозок (если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем);
§ время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей;
§ время на другие ситуации, возникшие в течение смены, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
По данному законодательству нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может быть больше 40 часов в неделю.
При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 8 часов. При шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем - 7 часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10,11,12 Положения:
«10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов».
Пункты 11 и 12 предусмотрены для водителей, работающих на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, а также водителей, осуществляющих перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб и др.
Суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов.
Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов.
По истечении первых трех часов работы водителя по управлению транспортным средством, водителю должен быть предоставлен отдых не менее 15 минут, а в дальнейшем остановка такой продолжительности - не более чем через каждые 2 часа.
При предоставлении водителю перерыва для отдыха и питания указанные остановки для отдыха не предусматриваются.
Отдых водителей. Водители имеют право на:
§ перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания;
§ ежедневный отдых;
§ еженедельный отдых;
§ отдых в праздничные дни;
§ ежегодный оплачиваемый отпуск;
§ отдых в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Водителям должно предоставляться время на отдых и питание не позднее чем через 4 часа после начала работы. Данный отдых должен быть не более двух часов. При продолжительности ежедневного рабочего времени более 8 часов водителю предоставляется два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с перерывами для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в рабочий день (смену), предшествующий отдыху. Если же экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.
Суммарная продолжительность времени еженедельного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее 42 часов.
При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учетного периода.
Таблица 3.14 Время движения на маршруте Москва - …..
Москва | |||
Москва - (59 км; 0:53) | |||
59 км | 0:53 | ||
(3 км; 0:01) | |||
62 км | 0:54 | ||
80 км | 1:04 | ||
94 км | 1:13 | ||
104 км | 1:24 | ||
136 км | 1:55 | ||
153 км | 2:09 | ||
Московская область - Тульская область | |||
178 км | 2:34 | ||
206 км | 2:58 | ||
218 км | 3:06 | ||
223 км | 3:09 | ||
242 км | 3:22 | ||
280 км | 3:35 | ||
302 км | 4:02 | ||
307 км | 4:07 | ||
319 км | 4:19 | ||
348 км | 4:46 | ||
Тульская область - Липецкая область | |||
420 км | 5:57 | ||
451 км | 6:27 | ||
462 км | 6:38 | ||
474 км | 6:52 | ||
481 км | 6:58 | ||
Липецкая область - Воронежская область | |||
503 км | 7:30 | ||
521 км | 8:04 | ||
549 км | 8:10 | ||
565 км | 8:24 | ||
611 км | 9:11 | ||
668 км | 10:07 | ||
685 км | 10:23 | ||
690 км | 10:28 | ||
695 км | 10:31 | ||
734 км | 10:57 | ||
764 км | 11:17 | ||
Воронежская область - Ростовская область | |||
850 км | 12:15 | ||
884 км | 12:37 | ||
891 км | 12:49 | ||
900 км | 13:12 | ||
985 км | 14:07 | ||
1003 км | 14:25 | ||
1027 км | 14:49 | ||
1059 км | 15:21 | ||
1063 км | 15:25 | ||
1073 км | 15:34 | ||
1085 км | 15:47 | ||
1097 км | 15:56 | ||
1101 км | 15:58 | ||
1114 км | 16:09 | ||
1127 км | 16:22 | ||
Ростовская область - Краснодарский край | |||
1169 км | 17:22 | ||
1203 км | 17:45 | ||
1246 км | 18:14 | ||
1259 км | 18:22 | ||
1260 км | 18:30 | ||
1280 км | 19:03 | ||
1320 км | 19:06 | ||
1335 км | 19:16 | ||
1356 км | 19:30 | ||
1359 км | 19:32 | ||
1362 км | 19:34 | ||
1382 км | 19:48 | ||
1390 км | 19:56 | ||
Краснодарский край - Ставропольский край | |||
1434 км | 20:49 | ||
1449 км | 21:05 | ||
1464 км | 21:18 | ||
1532 км | 22:17 | ||
1551 км | 22:37 | ||
1562 км | 22:47 | ||
1577 км | 23:01 | ||
1586 км | 23:09 | ||
1590 км | 23:14 |
lег = 1590 км
l0 = 8 км
lм = 2∙(1590 + 8) = 3196 км
Время первой смены работы подвижного состава составит:
,
где tТО – время на ежедневное техническое обслуживание подвижного состава (норматив для автопоезда составляет 42 минуты);
tПЗ – подготовительно –заключительное время, включая медицинский осмотр (составляет 23 минуты).
Время движения автопоезда в течении первой смены составит:
,
где tпогр – время простоя автопоезда под погрузкой, ч.;
- при установленной графиком продолжительности ежедневного рабочего времени более 8 часов водителю должны предоставляться 2 перерыва для отдыха и питания, общей продолжительностью не более 2-х часов (два перерыва на питание по одному часу – итого 2 часа);
- после первых 3-х часов непрерывного управления автомобилем предусматривается остановка для кратковременного отдыха, продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более, чем через каждые 2 часа
()
Базовый вариант:
Проектируемый вариант:
Поскольку время движения автопоезда в течение каждой смены условно одинаковое, тогда и норма пробега за смену для первого и последующих дней рейса будет одинаковой.
В дни, когда автопоезд выполняет только движение по маршруту, продолжительность смены составит:
,
Базовый вариант:
Проектируемый вариант:
Определяем суточный пробег автомобиля по маршруту:
,
Базовый вариант:
Проектируемый вариант:
Количество смен, которое потребуется для доставки груза:
,
Базовый вариант:
Проектируемый вариант:
Продолжительность смены, в течение которой автомобиль прибывает
, (2.17) где N/ - количество полных смен
tразг – время простоя автопоезда под разгрузкой, ч
Базовый вариант:
Проектируемый вариант:
Время перевозки груза между пунктами:
,
Базовый вариант:
Проектируемый вариант:
Время оборота подвижного состава:
Базовый вариант:
Проектируемый вариант:
Если организовать скользящий график работы водителей на конкретном автопоезде (бригадный метод), то после каждого оборота время простоя автотранспортного средства можно ограничить 12 часами для выполнения технического осмотра и мелкого ремонта.
Тогда количество оборотов за год одного автопоезда составит:
,
Базовый вариант:
Проектируемый вариант:
Для перевозки всего годового объема груза потребуется, следующее количество подвижного состава (без учета коэффициента выпуска):
, Базовый вариант:
Проектируемый вариант:
Количество подвижного состава с учетом коэффициента выпуска:
,
где aэ – коэффициент выпуска автомобилей на линию, = 0,8
Базовый вариант:
Проектируемый вариант:
Автомобили-часы в работе за год:
,
Базовый вариант:
Проектируемый вариант:
Общий пробег за год:
Базовый вариант:
Проектируемый вариант:
Определяем автомобиле-дни работы:
,
Базовый вариант:
Проектируемый вариант:
Определяем автомобиле-дни в хозяйстве:
,
Базовый вариант:
Проектируемый вариант:
Годовая производительность одного линейного автомобиля в тоннах:
,
Базовый вариант:
Проектируемый вариант:
Годовая производительность одного автомобиля в тонно-километрах:
,
Базовый вариант:
Проектируемый вариант:
Определяем коэффициент использования пробега на данном маршруте:
,
Базовый вариант:
Проектируемый вариант:
Пробег автомобилей с грузом за год:
,
Базовый вариант:
Проектируемый вариант:
[14]
Сравнения технико-эксплуатационных показателей приведены в таблице 3.15.
Таблица 3.15. Сравнение технико-эксплуатационных показателей в результате выбора подвижного состава
Показатели | Базовый | Проектный 1 |
Объем перевозок груза, т | ||
Расстояние перевозки, км | ||
Грузооборот, тыс. ткм | ||
Техническая скорость, км/ч | 67,15 | 67,15 |
Грузоподъемность автомобиля, т | ||
Коэффициент использования грузоподъемности | 1,0 | 1,0 |
Время погрузки разгрузки на ездку, час | 0,5 | 0,85 |
Время оборота, час | 101,18 | 100,04 |
Количество ездок, ед. | ||
Количество автомобилей в эксплуатации, ед. | 0,5 | |
Среднесписочное количество автомобилей, ед | 1,25 | 0,63 |
Коэффициент выпуска автомобилей на линию | 0,8 | 0,8 |
Суточная производительность автомобиля, т | 5,52 | 11,04 |
Суточная производительность автомобиля, ткм | 8776,8 | 17553,6 |
Автомобиле -дни в работе, дн. | ||
Автомобиле - дни в хозяйстве, дн. | 194,4 | 228,75 |
Автомобиле - часы в работе, час | 3223,8 | 2679,04 |
Годовая выработка автомобиля, т | ||
Годовая выработка автомобиля, ткм | ||
Общий пробег автомобилей, км | ||
Пробег с грузом, км | ||
Коэффициент использования пробега | 0,497 | 0,497 |
Время оборота, сут. |
Из таблицы 3.15. видно, что длина доставки грузов не изменилась, при том же годовом объеме перевозок у нас тот же грузооборот, не меняется техническая скорость – потому, что подвижной состав более новый, современный, не теряя своих технических характеристик, к тому же новый автомобиль большей грузоподъемности, что дает возможность сократить автопарк предприятия, но время погрузки-разгрузки увеличивается, увеличивается и годовая выработка одного автомобиля. При этом увеличивается и суточная производительность автомобиля, но снижаются автомобиле-дни в работе и снижается пробег с грузом. Остается прежним коэффициент использования пробега – маршрут маятниковый