История развития и современное состояние рынка платных медицинских услуг в Республике Беларусь




Введение

 

Каждый конкретный вид медицинской помощи с экономической точки зрения обладает всеми признаками товара и выступает в форме медицинской услуги.

Порядок предоставления платных видов медицинской помощи и услуг, оказываемых в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь, регламентирован:

· постановлением Совета министров от 25.04.2003 г. №556 «Об утверждении Положения о порядке оказания платных медицинских услуг в государственных организациях здравоохранения и перечня платных медицинских услуг, оказываемых в государственных организациях здравоохранения»;

· приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24.10.1996 г. №217 «О порядке применения платной медицинской помощи и услуг, оказываемых в государственных учреждениях здравоохранения»;

· приказом Министерства здравоохранения от 02.11.1998 г. №290 «О перечне видов медицинской помощи и услуг, не относящихся к разряду социально значимых» [1, c. 3-4].

Оказание платных медицинских услуг в государственных организациях здравоохранения осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. "О здравоохранении".

Платные медицинские услуги являются дополнительными к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи.

Цель предоставления платных медицинских услуг – получение дополнительных финансовых средств для содержания организаций здравоохранения.

Платные медицинские услуги населению предоставляются государственными организациями здравоохранения в соответствии с заключенными в письменной форме договорами с физическими или юридическими лицами на оказание платных медицинских услуг [1, c. 6-7].

 

История развития и современное состояние рынка платных медицинских услуг в Республике Беларусь

Годом официального рождения платной внебюджетной медицины в Республике Беларусь можно считать 1982-ой, когда была открыта 9-ая стоматологическая поликлиника Минска – хозрасчётное предприятие, призванное оказывать платные услуги независимо от места жительства. С тех пор стоматологи возглавляют список самых «коммерциализированных» врачебных специальностей, а платная медицина год от года занимает год от года неизменные 5% в структуре отечественной медпомощи [11, c. 41].

В государственных организациях здравоохранения платные услуги появились в середине 1990-х годов прошлого века. В феврале 1997 года Минздравом было принято «Временное положение о порядке формирования, согласования и утверждения цен на платные медицинские услуги, оказываемые населению».

Конституция Беларуси гарантирует гражданам не бесплатную государственную медицину, как Конституция СССР, а «право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных организациях здравоохранения».

Национальные нормативные документы более низкого порядка оперируют понятиями не «бесплатности», а «доступности медицинской помощи». Так, Закон РБ «О Здравоохранении» конкретизирует: «Граждане Республики Беларусь имеют право на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается предоставлением бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения» [10, c. 71-72].

Система указанных стандартов была введена соответствующим законом в 1999 году. Несмотря на то, что стандарты вышли совсем не минимальными, включив в себя практически все виды амбулаторной и стационарной помощи, само их появление ознаменовало для общества конец бесплатного здравоохранения в советской трактовке этого термина.

Финансирование здравоохранения в нашей стране на протяжении последних 5-ти лет составляет не более 4,3% от ВВП (для сравнения – в странах ЕС – 7-9% ВВП плюс частные инвестиции). К тому же существует практика урезания этих расходов в кризисных ситуациях (к примеру, в 2009 году сократили на 15%).

Поэтому из года в год Минздрав доводит подведомственным учреждениям планы по увеличению объёма платных услуг, и с 2004 года они их исправно перевыполняют. Например, в 2010 году выполнили на 129,5%, что в денежном выражении составило 480,0 млрд. руб. (в 1,3 раза больше, чем в 2009 г). На оказании платных услуг иностранным гражданам в 2010 году учреждения Минздрава заработали около 16 млн. долларов.

Учитывая то, что рынок подобных услуг в Беларуси ежегодно прирастает на 15-20%, а также то, что по данным соцопросов около 20% жителей столицы уже сейчас готовы платить за своё лечение, дальнейшее наращивание платных услуг в госздравоохранении выглядит логичным ходом для пополнения оскудевающих финансовых ресурсов [11].

Белорусский рынок платной медицины сегодня предлагает услуги потребителю как минимум по 34 основным медицинским специальностям. Наиболее широко представлены такие направления, как стоматология, хирургия (особенно пластическая), урология, гинекология, косметология, неврология и психотерапия.

Развитие и внедрение в практику здравоохранения современных медицинских технологий, методик, медицинского оборудования и аппаратуры способствовали расширению спектра медицинских услуг.

По данным маркетингового исследования, в структуре отечественного рынка платных услуг населению доля медицинских услуг занимает около 5% объема рынка. Первоначально, в структуре частной медицины преобладали частные врачи – их доля составляла до 60% от общего объема предложений в области частной медицины, на сегодня она сократилась до 30-35%.

Несмотря на то, что наибольший процент белорусов – около 67% все так же обращается в государственные поликлиники, доля обращающихся в коммерческие учреждения увеличивается, на сегодня она составляет порядка 33%. Минский рынок платной медицины в среднем прибавляет в объеме порядка 20% в год. Более 45% жителей Минска обращаются в платные медицинские учреждения из-за высокого качества оказываемых услуг.

Перечень платных медицинских услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, регламентируется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 10.02.2009 № 182 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 01.02.2010 № 142) [10, c. 65].

Данный перечень включает 37 наименований, в том числе косметологические услуги, пластическую и эстетическую хирургию, физиотерапевтические услуги, стоматологические услуги, оказание медико-социальной помощи по желанию граждан на дому, разработку индивидуальных диет, массаж и т.д.

Основополагающим документом, регулирующим формирование цен на платные медицинские услуги, является Инструкция о порядке формирования и применения тарифов на платные медицинские услуги, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2003 № 51 (с изменениями и дополнениями в соответствии с Постановлением Министерства здравоохранения от 15 июля 2009 г. № 81 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/21344 от 20.08.2009 г.).

Инструкция № 51 устанавливает единый порядок формирования и применения тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В то же время в Республике Беларусь при формировании и насыщении рынка платными медицинскими услугами, выделяются характерные и специфические особенности данного сегмента рынка, к которым следует отнести ниже перечисленные.

1. Потребности потенциального покупателя медицинских услуг в этом сегменте рынка в высшей степени зависят от его личных, индивидуальных, культурных и национальных качеств, а также от конкретной медико-социальной проблемы, трактующей соответствующее падение либо возрастание спроса.

2. В период полного относительного здоровья потенциальный потребитель медицинских услуг (пациент, клиент) убежден, что ему нечего приобретать у производителей медицинских услуг. Отсюда низкий спрос на профилактические медицинские услуги. И действительно, у относительно здорового человека, как правило, не возникает явных потребностей в укреплении и сохранении этого конкретного здорового состояния и отсутствует потребительский спрос на какие-либо медицинские процедуры. Такова объективная психологическая сущность здорового человека.

3. Исходя из предыдущего утверждения, в сегменте рынка профилактических медицинских услуг в определенной степени отмечается отсутствие потребительского спроса, либо спрос этот крайне низок, и неактивное присутствие производителя медицинских услуг на этом рынке оказывается крайне нерентабельным.

4. В рамках данного сегмента рынка высокая дифференциации потенциальных клиентов (дети с широкой потребностью в иммунопрофилактических услугах, люди преклонного возраста с потребностями динамического наблюдения и превентивными мероприятиями по недопущению обострений имеющихся болезней и т.д.). По сути дела эффективная маркетинговая деятельность на этом сегменте рынка – это осуществление отношений медицинского работника с каждым конкретным индивидуальным клиентом. Образно говоря, сегментирование сводится до уровня личности.

5. Сильное влияние на эффективность предоставленной медицинской услуги факторов, напрямую не связанных с медицинской деятельностью. Так, возрастающую роль в развитии рынка платных медицинских услуг играет государство.

Таким образом, наличие сегмента рынка платных медицинских услуг востребовано и внутри и за пределами Беларуси. В то же время требуется рад дополнительных шагов государства, обеспечивающих динамичное развитие коммерческих и государственных лечебных учреждений. Так, развитие медицинского туризма в республике требует пересмотра стоимостей туристических виз в Республику Беларусь, которые в настоящее время для граждан Великобритании составляют 342 долл. США, а для большинства других европейских стран 180 евро. Развитие рынка платных медицинских услуг внутри республики требует реформирования системы белорусского здравоохранения, стимулирование системы добровольного медицинского страхования, создания цивилизованного рынка платных медицинских услуг.

Платные медицинские услуги населению предоставляются государственными организациями здравоохранения в соответствии с заключенными в письменной форме договорами с физическими или юридическими лицами на оказание платных медицинских услуг.

В государственных организациях здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета, платные медицинские услуги могут оказываться:

- штатными работниками организаций здравоохранения в течение установленной продолжительности рабочего времени с использованием при этом оборудования и инвентаря, а также других материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, в помещениях, содержащихся за счет бюджетных средств;

- работниками, состоящими в штате структурного подразделения, содержащегося за счет доходов, получаемых от оказания платных услуг, на площадях и оборудовании, содержащихся за счет внебюджетных средств [10, c. 70-71].

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. N285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 40, 1/371) цены на платные медицинские услуги регулируются Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь устанавливает фиксированные тарифы на платные медицинские услуги в соответствии с перечнем платных медицинских услуг, оказываемых государственными организациями здравоохранения, тарифы на которые утверждаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь.

Тарифы на платные медицинские услуги, включенные в перечень, применяются при расчетах за оказываемые платные медицинские услуги всеми юридическими лицами государственной формы собственности и их структурными подразделениями.

Государственные организации республиканской и коммунальной форм собственности, оказывающие платные медицинские услуги, утверждают самостоятельно тарифы на платные медицинские услуги, за исключением услуг, вошедших в перечень.

Юридические лица негосударственной формы собственности и индивидуальные предприниматели утверждают тарифы на оказываемые платные медицинские услуги самостоятельно.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: