Проявление силы и характера




 

16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. 17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. 18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.

19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; 20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

 

21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. 22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. 23 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: 24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. 25 Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. 26 Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. 27 И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? 28 И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.

29 Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном. 30 Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. 31 Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им. 32 При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. 33 И весь город собрался к дверям. 34 И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос. 35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. 36 Симон и бывшие с ним пошли за Ним 37 и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. 38 Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел. 39 И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.

 

40 Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. 41 Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. 42 После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.

43 И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его 44 и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им. 45 А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду.

 

 

1. Это первый, хотя и не очевидный, из многочисленных «рассказов в рассказе» - наиболее часто встречающейся формы построения текста в Евангелии от Марка. Взаимосвязь между призванием первых учеников и исцелением прокаженного не сразу бросается в глаза, однако это не говорит о том, что ее нет. Призывая учеников Иисус обещает сделать их ловцами людей, а посылая исцелившегося от проказы к священникам, Он дает пример того, как это делать. Да и основной рассказ, собственно, о том же: Иисус изгоняет бесов и проповедует, а когда в Капернауме поднимается ажиотаж — говорит, что пришел проповедовать.

2. Большой интерес вызывает призвание Иисусом первых учеников, поскольку представляет собой обетование. Именно обетование, а не повеление. Стать ловцом человеков находится вне сферы возможностей и ответственности человека. Однако, любое обетование имеет условия, на основании которых оно исполняется. Иисус говорит: «Идите за Мною...» Это и есть условие, точнее три условия:

1) идите,

2) идите за Мною,

3) идите за Мною.

От учеников требовалось в буквальном смысле идти, сопровождать Иисуса во всех Его перемещениях. Если же говорить о нас, то от нас требуется, во-первых, проследовать за Иисусом по страницам Евангелия, а во-вторых, не сидеть сложа руки в ожидании того, когда же наконец обетование исполнится. Многие посетители современных церквей похожи на человека, который возвращаясь ночью домой ключи потерял. И вот, когда он, ползая на карачках возле фонаря, ищет свои ключи, к нему подходит полицейский и спрашивает, что он делает. Тот отвечает, мол ключи потерял. Он снова спрашивает: «А где потерял-то?» Бедолага машет рукой куда-то в темноту и говорит: «Да, там где-то». Полицейский в недоумении: «А почему здесь ищешь?!» Ответ был бесподобен: «А здесь светлее...» Потерянные, гибнущие грешники находятся во тьме, но в привычном распорядке жизни, в привычном кругу знакомств оно как-то «светлее». Но условие остается условием — Иисус сказал: «Идите».

Однако, Иисус говорит, что идти нужно за Ним, а не впереди Него. Слишком часто мы торопим события. Мы хотим сказать пару слов первому встречному человеку и чтобы он тут же покаялся, крестился, отдал десятину и стал миссионером. Мы — дети своей эпохи. Мы привыкли нажимать на кнопки и получать мгновенный результат. Еще двадцать лет назад, чтобы поговорить с человеком из другого города часто нужно было идти на переговорный пункт. Современные молодые люди понятия не имеют о том, что это такое. Мы привыкли к атмосфере мгновенности. И если ответ на наше смс-сообщение приходит не сразу, то мы начинаем нервничать. Если мы входим в комнату и свет загорается не сразу после нажатия на выключатель, то нам уже не комфортно. Таков искусственный мирок в который человек пытается убежать из природы, из мира созданного Богом. А в природе все устроено иначе. В мире природы нет мгновенности — все происходит постепенно. Постепенно всходит и заходит солнце. Постепенно времена года сменяют друг друга. Постепенно происходит рост живых организмов. Книга природы — это сборник духовных истин. В сфере духовного тоже нет ничего мгновенного. А значит нам нужно научиться терпению и не бежать впереди Иисуса, но смиренно следовать за Ним.

И следовать необходимо за Ним, а не за кем-то еще. Опыт показывает, что здесь часто бывают проблемы. Люди возводят в ранг «гуру» полюбившегося проповедника или слепо следуют церковным традициям, не задумываясь, есть ли под ними какое-либо библейское основание. Мы по своей природе склонны «быть как все». Мы не любим выделяться. Однако, в вопросах совести мнения большинства не существует. Христианство — это религия личных отношений с Богом. И Господь ожидает от нас личной ответственности. «Что тебе до того? Ты иди за Мною» - эти слова, сказанные однажды Петру, Иисус говорит каждому из нас. Никто и ничто в жизни не должно подменять для нас авторитет Христа.

Если мы, со своей стороны, исполняем условия, то Иисус исполнит обетование: «Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков». Можно получить богословское образование. Можно научиться находить подход к людям. Можно научиться правильно говорить. Но ловцом человеков, как и две тысячи лет назад, делает Бог, и только Бог.

3. Центральная часть отрывка, состоящая из двух эпизодов (тексты с 21 по 28 и с 29 по 39) описывает одну субботу из жизни Христа, в течение которой Он во время собрания в синагоге изгнал беса, а затем до поздней ночи совершает исцеления. Причем Марк делает три явных акцента. Во-первых, для Христа не было проблемой исцелять в субботу, поскольку Он делает это для тещи Петра. Но люди ждут заката солнца, т. е. окончания субботы, чтобы прийти за исцелением. Во-вторых, Иисус всячески старается избежать широкой огласки — Он запрещает говорить бесу в синагоге и уходит из Капернаума сразу после исцеления больных и снова запрещает бесам говорить о том, что они знают, что Он — Христос. Иисус по словам Марка пришел для того, чтобы изгонять бесов и проповедовать. Сила Христа, для Марка, заключается не в чудесах исцеления, а в том, что Ему достаточно сказать слово как бесы тут же бегут. Иисус — это воин, побеждающий словом. В-третьих, Марк обращает внимание на молитву. После очень напряженного дня, закончившегося поздно ночью, Иисус встает чуть свет и идет в уединенное место для молитвенного общения с Небом. Марк явно намекает, что в этом и был источник той невероятной силы, которая проявлялась во Христе.

4. Не меньший, если не больший, интерес представляет заключительная, четвертая, часть отрывка — история об исцелении прокаженного. Эпизод этот интересен не тем, что Иисус исцеляет неизлечимую болезнь и даже не тем, что прикасается к зараженному, а, скорее тем, что в нем впервые в Евангелии проявляются эмоции Христа, причем эмоции диаметрально противоположные. Вначале Иисус проявляет сострадание, а затем негодует - вокруг этих двух эмоций и построено повествование. Причем, ни то, ни другое не укладывается в рамки человеческих обычаев.

Иисус сочувствует прокаженному. Вряд ли кто-либо из читающих этот текст когда-то видел прокаженного. Разве что на экране. Зрелище это явно не для слабонервных. Характерной чертой проказы является то, что нервная система человека отмирает и человек перестает чувствовать боль. Прокаженный может крошить морковь и нашинковать собственный палец даже не почувствовав этого. Наверное, поэтому в Библии проказа и служит иллюстрацией греха: человек причиняет сам себе страшный вред и даже не чувствует этого. Интересно, что среди людей религиозных бытует убеждение в том, что они должны чувствовать дискомфорт в случае, если совершают грех. Интересно, с какой стати? Грех, как раз и характеризуется тем, что человек не чувствует опасности, поскольку убивает нравственное восприятие. Как бы то ни было, но видеть разлагающееся искалеченное тело и обонять сопутствующий «аромат» - это «удовольствие» явно не из приятных. А если еще учесть, что, по крайней мере, дважды проказа упоминается в Ветхом Завете как суд Божий, то вид прокаженного вызывает скорее отвращение и осуждение, нежели сочувствие. Однако, Иисус сочувствует. Иисус сочувствует и всем тем, кто доигрался с грехом и в отчаянии тонет в последствиях своего безумия. В этом прокаженном Иисус видел все человечество. Падшее, разлагающееся, вызывающее отвращение и не ощущающее ничего — ради таких Он и пришел на землю, чтобы прикоснуться, чтобы утешить, чтобы спасти. В сострадании Иисуса к прокаженному видно не просто человека, но Бога, скорбящего и сострадающего грешнику. Этот прокаженный попросил и получил. А сколько тех, которые не просят и не получают, потому что не просят (Иак. 4:2)?

Однако, мгновение спустя Иисус негодует. Причем, негодует на того же самого горемыку, которого только что исцелил. Человек исцелился, стал здоровым чистым, общественно приемлемым, как и все пахнущим субъектом, а Иисус негодует?! Почему? Очевидно, ответ нужно искать не в прошлом этого человека, а в том, что происходит далее. Марк выделяет два момента: Иисус повелевает ему пойти и показаться священнику, принеся что повелел Моисей, но исцелившийся поступает по-своему, в результате чего препятствует работе Христа. Что же должен был принести исцелившийся от проказы человек? Помимо всего прочего, исцелившийся от проказы должен был принести двух чистых птиц (Лев. 14). Одну из птиц закалывали над сосудом с водой, а вторую, окунув в эту воду отпускали на свободу. Очень красивый по своему смыслу обряд, указывающий на жертву Христа и символизирующий крещение. Когда апостол пишет, что мы омыты кровью Его (Откр. 1:5; 7:14), то он ведь на это место, по сути, ссылается. Христос умирает, а нас отпускают на свободу. Исцелившийся от проказы ощущал радость второй птицы во всей полноте, только вот о второй не задумывался. Не задумывался он о той цене, которую Богу предстояло заплатить за его исцеление… Но обряд очищения на этом не заканчивался. Далее, исцелившемуся от проказы священник должен был вначале кровью, а затем елеем помазать правое ухо, большой палец правой руки и большой палец правой ноги, что указывало на жизнь в послушании Святому Духу. Но и этого исцелившийся не сделал. Он же лучше Христа знает, что лучше. Он же умнее, чем слово Божье и, тем более, чем какой-то там «дух пророчества»… Каждому верующему, кто пытается превратить свою жизнь в нескончаемый праздник не задумываясь о цене, которой оплачена каждая крошка проглоченного нами хлеба, и отбрасывающему ограничения Библии, не стоит заблуждаться относительно того, как на него смотрит Бог. Клайв Льюис красиво высказался по этому поводу в книге «Расторжение брака»: «Есть только два вида людей – те, кто говорит Богу: «да будет воля Твоя», и те, кому Бог говорит: «да будет твоя воля»».

Иисус сочувствует страдающим, но Он негодует на тех, кто отбрасывает Слово Божье в сторону.

5. Параллель между историей об очищении прокаженного и призванием первых учеников явно имеет место:

• Оба отрывка состоят из двух частей (1) призвание Петра и Андрея, 2) призвание Иакова и Иоанна; 1) Христос сочувствует прокаженному, 2) Христос негодует на исцелившегося).

• В первой части каждого отрывка присутствует нечто невозможное, что Христос совершает или обещает совершить. В обоих случаях действие совершает Христос.

• Вторые части отрывков дополняют друг друга: исцелившийся от проказы проявляет непослушание, Иаков и Иоанн не торопятся последовать за Христом (слово «тотчас» отсутствует в описании их реакции на призыв, но присутствует в описании реакции Петра и Андрея). Кроме того, описание призвания сынов Зеведеевых указывает на две наиболее распространенные причины непослушания людей Слову Божьему: деньги и отношения — у них был отец и наемные работники.

• Оба отрывка объединены темой свидетельства, как уже было сказано ранее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: