Эффективность использования оборотных средств




Определение потребностей в оборотных средствах

Потребность в оборотных средствах зависит от многих факторов, но их стоимость определяется в первую очередь характером и объемом выпуска товаров, технико-экономическими внутренними и внешними условиями, организационным уровнем производства и обращения товаров.

Определение потребностей в оборотных средствах может осуществляться следующими методами: нормативным, расчетно-аналитическим, балансовым, оптимизации плановых решений и экономико-математического моделирования.

Нормативный метод. Сущность этого наиболее распространенного метода в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов рассчитывается потребность в оборотных средствах.

Норма – установленная мера в абсолютном выражении, какая-то средняя величина. Например, норма производственных запасов в днях от одной поставки до следующей. Норматив (от лат. normatio – упорядочение) – это относительная величина в процентах (ставки налогов, пошлин и сборов, нормативы амортизационных отчислений, отчисления в денежные фонды специального назначения) в натуральных и стоимостных единицах измерения (средняя тарифная ставка, средний оклад, тонны произведенной продукции на складе предприятия в расчете на единицу площади).

В финансовом планировании применяют систему внешних и внутренних нормативов и норм.

Внешние нормативы и нормы, устанавливаемые законодательными актами РК, ее субъектов или местными органами власти:

Налоговые ставки, тарифные ставки за пользование электроэнергией (другими видами энергии);

Нормы амортизационных отчислений и др.

Внутренние нормативы и нормы разрабатывают сами предприятия и используют для внутреннего регулирования производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. Это нормативы отчислений в резервный фонд, фонд накопления и другие фонды специального назначения, нормативы выплаты дивидендов по акциям, нормы остатков денежных средств в кассе предприятия, запасов сырья, готовой продукции на складе предприятия и др.

Пример расчета оборотных средств в запасах сырья. Плановый период – 1 квартал 2006 г. Норма запасов – 9 дней. Выручка от реализации продукции за данный период – 4600 тыс.тг. Потребность в оборотных средствах определяется как произведение однодневной выручки – частного от деления суммы выручки от реализации на число дней в период (квартале) на норму запасов в днях:

4600 тыс. тг. / 90 дней *9 дней = 460 тыс. тг.

Расчетно-аналитический метод. Содержание его в том, что используются отчетные данные за предплановый период и анализируется динамика их изменения с целью определения тенденции (характера, направлений) развития технико-экономических показателей (ТЭП) деятельности предприятия. С помощью экспертной (специалистами-экономистами) оценки намечаются возможные перспективы развития в плановом периоде и на уровне руководства предприятия (собственников его имущества) устанавливается индекс (в единицах или долях единицы) развития и на его основе рассчитываются плановые показатели потребности в оборотных средствах.

Корреляция – ( лат. Correlation –соотношение, соответствие, взаимосвязь) – зависимость, не имеющая строго функционального характера.

Корреляционная зависимость в отличие от функциональной проявляется в общем и только в большом количестве наблюдений. По этой причине корреляционный анализ в практике бухгалтера предприятия фактически не используется. Но результаты такого анализа могут использоваться при глубоких экономических исследованиях на предприятии.

Эффективность использования оборотных средств

Эффективность использования оборотных средств характеризуется двумя группами показателей – частными и обобщающими (общими).

К частным показателям можно отнести:

· Коэффициент материалоемкости

,

Где – сумма затрат на материалы всех видов, тг.; – полная себестоимость продукции (ее производства и обращения), тг.;

· Коэффициент энергоемкости

,

– сумма затрат на энергию всех видов, тг.;

· Коэффициент зарплатоемкости

,

Где – фонд оплаты труда, тг.;

· Коэффициент емкости амортизации

,

Где – амортизационные отчисления за отчетный период, тг.

Указанные коэффициенты можно представить для большей наглядности в % (умножив их на 100). В любом случае они должны быть меньше единицы или 100%. По , , можно судить о характере производства и относить предприятие к материалоемким либо энергоемким, либо трудоемким (зарплатоемким).

Немаловажным является и – коэффициент емкости амортизации: если этот показатель в динамике растет, то можно сделать вывод о тенденции роста технической вооруженности предприятия – основ роста производительности труда.

Всеобщее признание экономистов получили такие обобщающие показатели, как коэффициент оборачиваемости, загрузки, срок оборачиваемости оборотных средств.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств – число оборотов, совершаемых оборотными средствами за отчетный (или любой другой) период.

, (5.2)

Где – выручка от реализации продукции (работ, услуг) за тот же период, тг., – средняя величина остатков оборотных средств за тот же период, тг.

Чем больше , тем эффективнее средства. Средние остатки оборотных средств рассчитываются по формуле «средней хронологической»:

Где – уровни (остотки средств на 1-е число следующего отчетного периода); n – номер уровня (от 1 до n).

Пример. Выручка от реализации продукции за 2004 г. Составила 900 тыс. тг. остатки оборотных средств на 1 января 2004 г. – 380 тыс.тг., на 1 апреля – 370 тыс. тг. и на 1 июля – 420 тыс. тг., на 1 октября – 440 тыс.тг. и на 1 января 2005 г. – 430 тыс. тг. необходимо определить коэффициент оборачиваемости оборотных средств.

Для числителя формулы (5.2) данные имеются. Рассчитаем величину вреднегодовых остатков оборотных средств:

Срок оборачиваемости оборотных средств – количество дней, за которые оборотные средства совершают один оборот

,

Где – календарный период (месяц – 30 дней, квартал – 90 дней, полугодие – 180 дней, 9 месяцев – 270 дней, год – 360 дней); – коэффициент оборачиваемости оборотных средств.

Коэффициент загрузки оборотных средств – величина, обратная коэффициенту оборачиваемости

.

Все три показателя взаимосвязаны: чем больше оборотов совершают оборотные средства, тем быстрее их оборачиваемость (меньше дней приходится на один оборот), тем меньше загрузка оборотных средств, соответственно, меньше потребность в оборотных средствах.

На практике необходимо определять избыток или недостаток оборотных средств. Такой расчет выполняется в два этапа. На первом этапе расчетный срок оборачиваемости оборотных средств сравнивается с нормативным (в днях); на втором этапе рассчитывается среднедневная реализация (товарооборот), которая умножается на разницу расчетного срока оборачиваемости оборотных средств (в днях) и его нормируемой величине. Если расчетный срок меньше нормативного, то делается вывод об экономии оборотных средств.

Пример. Расчетный период – квартал (90 дней), стоимость реализованной продукции 900 тыс. тг. нормативный срок оборачиваемости 9,0 дней, а расчетный – 10,5 дней, т.е. на 1,5 дня больше, что свидетельствует о недостатке оборотных средств. Какой суммы их не хватает?

Для ответа на этот вопрос определим среднедневную реализацию (товарооборот):

9 000: 90 = 10 тыс. тг.

Тогда недостаток оборотных средств составит

10 * 1,5 = 15 тыс. тг.

5.7. Финансовое планирование

Планирование – процесс принятия конкретных решений, которые необходимо реализовать на практике. Решений, непосредственно связанных с производственной, инвестиционной и финансовой деятельностью любого хозяйствующего субъекта, может быть множество. Планирование же обеспечивает их взаимоувязку; с его помощью хозяйствующий субъект (предприятие) приспосабливает свои ресурсы к изменениям внутренних и внешний условий.

С помощью планирования хозяйствующий субъект борется с неопределенностью ситуаций в будущем, а эта неопределенность постоянно растет по причине усложнения социально-экономических факторов развития общества, межгосударственных отношений.

Результаты предположений, прогнозных расчетов производственной, инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта излагаются в документе, называемом финансовым планом.

План – это документ, в котором обобщаются все этапы планирования в денежном выражении. А процесс планирования осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе дается оценка социально-экономической и политической обстановки, в которой действует хозяйствующий субъект; определяются общие возможности рынка, позиции конкретно на текущий момент и в обозримой перспективе; строятся предположения о возможных и желаемых результатах деятельности субъекта в будущем. Целесообразна и оценка роли субъекта в своей отрасли, в регионе или даже в экономике страны в целом.

На втором этапе ставятся конкретные задачи, требующие исполнения, разрешения, исходя из конечной цели деятельности, конкретизируются ожидаемые результаты деятельности и т.п. Здесь же определяются конкретные направления развития субъекта. Задачи плана должны быть реалистичны и конкретны.

Реалистичность задач означает, что они обеспечиваются необходимыми финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами.

Конкретность задач требует их измеримости и контроля за выполнением, индивидуальной ответственности. Поэтому задача плана должна содержать требуемый индивидуализированный результат, а также способы деятельности и ограничения.

На третьем этапе разрабатываются плановые предположения представляющие ожидаемые ситуации, в которых будет выполняться план. Предположения делят на внутренние и внешние. К внутренним относят организационно-производственную структуру предприятия и возможное ее изменение в будущем, стратегию предприятия, политику в области вложения капитала. К внешним предположениям относят социальные и политические условия, прогнозируемый уровень научно-технического развития, состояние рынков факторов производства. На данном этапе целесообразно рассмотреть так называемое плановое представление – описание положения предприятия, если оно реализует поставленные цели и задачи.

На четвертом этапе необходимо выбрать наиболее предпочтительный образ действий, исходя из имеющихся альтернатив.

Именно на этом этапе требуются результаты прогнозов о возможных изменениях внутренних и внешних условий деятельности и внешних факторов, воздействующих на деятельность предприятий, но последние не могут как-то повлиять на них: эти факторы имеют характер неопределенности.

Пятый этап планирования – разработка так называемых общих планов, являющихся результатом выбора одной из имеющихся альтернатив возможного образа действий предприятия и корректировки ее на момент неопределенности. Общие планы формируются в виде системы целей и задач. Затем общие планы преобразуются в частично детализированные планы функциональных направлений.

Шестой этап – самый важный и ответственный – этап финансового планирования. На этом этапе разрабатывается финансовый план – документ, в котором балансируются доходы и расходы предприятия. Если в результате планирования сумма расходов превысит сумму доходов, то образуется дефицит денежных средств, и на этом этапе необходимо найти источники покрытия дефицита, в противном случае предприятие может стать несостоятельным.

Завершает планирование решение о необходимости и возможности реорганизации хозяйствующего субъекта, исходя из финансовой целесообразности, а также о перестройке управления материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами в каждой из функциональных областей.

Одно из важнейших условий эффективности планирования – его гибкость – возможность менять направленность планов при непредвиденных обстоятельствах, в также срочной корректировки в случае необходимости.

Фактически экономическая целесообразность является определяющей при выборе периода, на который составляется план. Планирование подразделяют на долгосрочное, среднесрочное, текущее и оперативное.

Долгосрочное планирование определяет стратегию финансового планирования.

Стратегия – общее направление, общая концепция путей и способов достижения поставленных долгосрочных целей с учетом требуемых для этого ресурсов – может определяться и как набор правил, которыми предприятию необходимо руководствоваться в своей деятельности для достижения поставленных целей.

Правила – строго регламентированные действия в определенной ситуации, что исключает всякую свободу выбора. Правила выполняют роль ориентиров в реализации целей и задач.

Процедуры – выполняемые в определенной хронологической последовательности правила.

Данный вид планирования определяет общую цель деятельности предприятия, которая отражает его сущность, ориентиры и направления для выработки более конкретных целей и стратегий на разных организационных уровнях и в разные плановые сроки.

При этом действуют принципы множественности и иерархичности целей, существующих в рамках хозяйствующего субъекта и его подразделений.

Чем ниже уровень иерархии, тем больше может быть целей, которые вытекают из общей цели стратегического развития, а ее «дробление» вызвано все более детальной конкретизацией. Цели всех уровней иерархии, рассчитанные на разные плановые сроки, образуют единство процесса планирования деятельности конкретного хозяйствующего субъекта.

Для успешного выбора стратегии проводится глубокий анализ так называемой базы стратегических данных, представляющих существенные характеристики внутренних и внешних условий деятельности хозяйствующего субъекта, ее основных партнеров и конкурентов. Анализ базы стратегических данных целесообразно осуществлять по следующим основным направлениям.

1. Анализ объективного положения предприятия в целом. Изучается эффективность его работы в ретроспективном периоде, т.е. в прошлом, и настоящем. При этом надежность, объективность анализа тем выше, чем больше глубина ретроспективы. Анализируются технический и технологический потенциалы предприятия, система внутреннего контроля, финансовые потоки, социально-бытовые условия.

2. Анализ внешнего окружения предприятия, которое делится на деловое и фоновое. Деловое окружение – все те субъекты, с кем непосредственно контактирует хозяйствующий субъект и на кого он в состоянии воздействовать. Фоновое окружение – те, кто так или иначе воздействует на данный субъект, а он воздействовать непосредственно на них не может.

Данное направление предполагает необходимость, в частности, анализа тенденций рынка сбыта, на который работает предприятие, определения номенклатуры товаров и услуг, которым следует отдавать предпочтение в своей производственной деятельности.

3. Анализ помех, препятствующих развитию предприятия: несоответствие целей и средств для их достижения, системы внутреннего контроля, производственные конфликты и другие, существенно корректирующие ход планирующие ход планируемых плановых ситуаций.

Перспективные планы отражают долгосрочные цели любого хозяйствующего субъекта, включая предприятие, а также стратегию ее действий. Альтернативные варианты стратегий разрабатываются, но в планы не включается, а содержатся в приложении к планам. Перспективные планы включают предположения, которые разрабатываются не в деталях, а в обобщенных показателях. Риск в них также не оценивается.

Долгосрочные планы разрабатываются в среднем на пять лет.

Среднесрочное планирование называют еще тактическим. Тактика – это формы и методы действий, которые ориентированы на достижение промежуточных по отношению к стратегии целей. Ее разрабатывают в развитие стратегии.

В основе тактических планов, реальных, в пределах договорных обязательств – спрос на продукцию и услуги предприятия, финансовые ограничения, конъюнктура рынка. В этих планах более глубокая, чем в стратегических, конкретизация стратегии предприятия; общая цель детализируется на составляющие.

Тактические планы на относительно короткий срок являются составной частью стратегических планов, конкретизируя их цели и приоритеты. Так как стратегические планы разрабатываются на длительную перспективу, они не могут учесть все возможные проблемы, возникающие в этот период. И эти новые «горящие» проблемы приходится решать на уровне составления тактического плана. В нем, в частности, рассматриваются варианты решений проблем в условиях неожиданных ситуаций.

Текущее планирование рассчитано на годовой срок реализации плана. Этот вид планирования предусматривает полную конкретизацию и детализацию стратегической общей цели. Являясь составной частью стратегического плана, текущий план предприятия представляет конкретизацию как общепроизводственной, так и частных стратегий. Причем конкретизация осуществляется с такой степенью детализации, которая позволяет наметить решения, наиболее отвечающие условиям и требованиям, предъявляемым к производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия в текущем периоде.

Текущее планирование учитывает ограничения и помехи, которые могут воздействовать на деятельность субъекта планирования в ближайшем календарном году. В основе текущего плана лежит действительно реальный спрос на продукцию и услуги предприятия, выраженный в конкретной и детальной номенклатуре и объемах, отраженных в «портфеле заказов» на плановый год согласно заключенным предприятием хозяйственным договорам. Эта «основа» позволяет в ходе планирования определить изменения технических и качественных характеристик продукции и услуг предприятия в ближайшем будущем; необходимость в связи с этими изменениями перестройки технической базы производства, организации снабжения и сбыта. Соответственно рассчитываются необходимые капитальные вложения, определяются их источники, потребности в материальных, энергетических и трудовых ресурсах, финансовые результаты.

Достижение целей текущего планирования требует, как правило, разработки текущей политики, представляющей совокупность установок и ограничений для руководства предприятия при принятии им решений по кадровым вопросам, разработки штатного расписания, набор и использование персонала, решений вопросов использования цен на продукцию и услуги в конкурентной борьбе.

Текущее планирование нацелено на регулирование текущего использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов с позиции обеспечения их достаточно высокой экономической эффективности.

Планирование материальных и энергетических ресурсов сталкивается, как правило, с двумя основными проблемами – дефицитностью и ценами на них. Решение первой проблемы возможно либо внедрением ресурсосберегающих технологий, либо проведением мероприятий по экономии ресурсов. Вторая проблема может быть решена посредством маркетинговых исследований возможных источников снабжения предприятия необходимыми материальными и энергетическими ресурсами и выбора из них тех, которые могут предложить наименьшие отпускные цены.

Планирование трудовых ресурсов требует определения общей потребности в них по каждой категории работников, ожидаемой численности работников в разрезе отдельных специальностей. Одновременно решаются вопросы расстановки кадров, найма дополнительной рабочей силы. Все кадровые вопросы на стадии текущего планирования необходимо решать на основе результатов анализа динамики роста производительности труда в первую очередь работников основных специальностей, анализа факторов, воздействующих на уровень производительности труда.

Планирование трудовых ресурсов неотделимо от планирования оплаты труда всего персонала и каждой категории работников в отдельности. В основе – анализа динамики оплаты труда с учетом очень важного принципа: рост производительности труда должен опережать рост оплаты труда. Иначе говоря. Индекс изменения уровня производительности труда должен быть больше индекса оплаты труда, и чем больше разница между этими индексами в пользу первого, тем больше финансовых возможностей имеет предприятие.

Планируемые капительные вложения на стадии текущего планирования рассчитываются как в общей сумме, так и по направлениям вложений. Не менее важно определение источников капитальных вложений с разбивкой их на собственные и заемные. Банковские ссуды требуют соответствующего обособления и подтверждения расчетами кредитоспособности предприятия – заемщика средств.

Финансовое планирование является обобщающей формой планирования. Оно определяет потребности предприятия в денежных средствах на ближайшее время для расширения производства, расчетов по его денежным обязательствам, оплаты труда, приобретения материальных ресурсов и оплаты энергии, оплаты разных услуг со стороны. Определяются источники доходов; при этом выбираются обеспечивающие наиболее высокий уровень рентабельности.

Если финансовый план разрабатывается по акционерному обществу, то в нем обязательно решается вопрос о целесообразности дополнительного выпуска акций, их количестве, номинальной стоимости, порядке размещения и выплаты дивидендов по акциям.

Финансовый план представляется в виде баланса доходов и расходов в форме таблицы, состоящей из двух частей: доходы и расходы. Суммы доходов и расходов уравниваются, т.е. балансируются. Пример баланса доходов и расходов предприятия показан в таб.5.2.

Оперативное планирование охватывает наиболее короткие сроки планирования. Его даже называют «приземленным» планированием, так как такое планирование решает повседневные экономические задачи, иногда не терпящие отлагательства. Оперативное планирование ориентировано преимущественно не на постановку целей, а на выбор средств их достижения.

Оперативное планирование охватывает квартальный период, месяц, неделю, декаду. Непосредственными объектами такого планирования могут быть товарно-материальные ценности, коммерческие кредиты, графики производства и отгрузки продукции, графики выполнения строительно-монтажных работ, загрузка оборудования.

Важнейшими документами оперативного планирования являются кассовый план и платежный календарь.

Кассовый план представляет план оборота денежных средств, проходящих через кассу хозяйствующего субъекта. Составление кассового плана имеет важное значение для обеспечения платежеспособности субъекта.

Пример. Кассовый план предприятия на месяц, тыс.тг.

Поступление наличных денег:

Выручка от реализации продукции (работ,услуг)....................420

Прочие поступления……………………………………………………………….30

Итого……………………………………………………………………………………….450

Расходы наличных денег:

На оплату труда……………………………………………………………………..105

Административно-хозяйственные нужды…………………………….20

Командировочные расходы…………………………………………….…….35

Прочие расходы…………………………………………………………….………..7

Итого……………………………………………………………………………………….167

Деньги, сданные в банк (поступления за вычетом расходов)..283

 

Представленный вариант кассового плана предприятия свидетельствует о высоком уровне его платежеспособности, так как сумма поступивших наличных денег значительно превышает сумму расходов.

Платежный календарь – план рациональной организации оперативной финансовой деятельности. В этом документе расходы на оплату труда, уплату налогов, пошлин и сборов, командировочные расходы, погашение кредита и плата за кредит взаимосвязаны со всеми источниками поступлений денежных средств.

Платежный календарь необходим для контроля за кредитоспособностью и платежеспособностью хозяйствующих субъектов. Его составляют, прежде всего, конкретизируя плановые показатели очередного квартала, далее эти показатели разбиваются по месяцам. При этом денежный расходы и поступления денежных средств должны быть сбалансированы. И, если н.

на расчетный счет предприятия сумма поступивших денежных средств на конкретную дату больше суммы их расходования, то данный субъект финансово устойчив, платежеспособен. Наоборот, превышение расходов над поступлениями денежных средств свидетельствует об ухудшении финансового состояния предприятия.

 

Пример. Платежный календарь по расчетному счету предприятия на 30 июня 2005 г., тыс.тг

Поступление наличных денег:

Выручка от реализации продукции (работ, услуг)…………………..150

Выручка от реализации имущества……………………………………………17

Прочие поступления…………………………………………………………………….3

Итого………………………………………………………………………………………….170

Расходы денежных средств:

Оплата труда……………………………………………………………………………….63

Налоги…………………………………………………………………………………………27

Хозяйственные расходы………………………………………………………………5

Командировочные расходы………………………………………………….…….5

Погашение кредита……………………………………………………………………..-

Уплата процентов за кредит……………………………………………………….8

Прочие расходы………………………………………………………………………….2

Итого…………………………………………………………………………………………110

Баланс…………………………………………………………………………………………60

Превышение поступлений над расходами……………………………….60

 

В данном примере указывается превышение поступлений денежных средств над их расходами. Это означает, что предприятие финансово устойчиво на указанную дату.

В заключение подчеркнем, что все виды финансового планирования основаны на трех принципах: научности, комплексности и оптимальности.

Принцип научности – использование научно обоснованных методов расчета показателей финансового плана, норм и нормативов. Изменение одного показателя влечет за собой изменение других показателей и всей системы финансового плана.

Принцип комплексности – предполагает необходимость взаимоувязки показателей финансового плана. Изменение одного его показателя влечет изменения других показателей и всей системы финансового плана.

Принцип оптимальности – исходи из требования эффективного использования всех видов финансовых ресурсов, выбора оптимального планового решения из всех вариантов плана.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение категории финансов.

2. Что относится к факторам производства?

3. Каков состав финансовых отношений хозяйствующих субъектов?

4. Что понимается под конкурентоспособностью?

5. Каков состав доходов от внереализационных операций предприятий.

6. Что включают во внереализационные расходы?

7. В чем заключается самофинансирование предприятий?

8. Что относится к собственным источникам финансовых ресурсов предприятия?

9. Назовите «чужие» источники финансовых ресурсов предприятия.

10. Что такое основной капитал?

11. Дайте определение основных производственных фондов.

12. Дайте определение инвестициям, нематериальным активам.

13. Что представляет инвестирование капитала?

14. Что относят к инвестиционным ценностям?

15. Что определяет инвестиционный портфель?

16. Что представляет собой прямые, портфельные инвестиции?

17. Назовите частные показатели эффективности основных производственных фондов.

18. Какова роль коэффициента интегральной нагрузки оборудования?

19. Что означает показатель фондоотдачи?

20. Назовите обобщающие показатели эффективности основных производственных фондов.

21. Дайте определение капитальным вложениям.

22. Что определяет абсолютная эффективность капитальных вложений?

23. Чем определяется абсолютная эффективность капитальных вложений?

24. Что такое их сравнительная эффективность?

25. Какой основной критерий используют при выборе оптимального варианта капитальных вложений?

26. Дайте определение понятию «оборотные средства».

27. Что включают в оборотные производственные фонды?

28. Что относится к нормируемым оборотным средствам?

29. Какова структура ненормируемых оборотных средств?

30. Назовите частные показатели эффективности использования оборотных средств.

31. Какие показатели относятся к обобщенным показателям эффективности использования оборотных средств?

32. Дайте определение планирования.

33. Какие виды финансовых планов вам известны?

34. Какое место занимает в системе планирования годовой план?

35. Покажите содержание кассового плана предприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: