Как правило, всё воздействие выделяет эмоциональный, когнитивный и поведенческий компонент.




28.09.17

Родительские отношения характеризуют и указывают на взаимосвязь и взаимозависимость родителей и ребёнка.

Родительские отношения включают в себя субъективно-оценочное и сознательно-избирательное представление о ребёнке, который определяет особое родительское воспитание, способ общения с ребёнком и характер приёма воздействия на него.

Как правило, всё воздействие выделяет эмоциональный, когнитивный и поведенческий компонент.

Когнитивная составляющая содержит представления о различных способах и формах взаимодействия с ребёнком, знания и представления о взаимоотношении, о приоритетных воздействиях на ребёнка.

Эмоциональная составляющая включает оценки и суждения о различных типах родительских отношениях.

Поведенческая составляющая представляет собой и формы поддержания контакта с ребёнком, формы контроля, воспитание взаимоотношений путём дистанционного общения.

Различают 4 типа родительских отношений, отличающихся доминированием одной или нескольких образующих:

1) авторитарное отношение – которое характеризуется тем, что родственники принимают ребёнка, одобряют его, но требуют социальных успехов;

2) отвергающее с явлением инфантилизма – характеризуется тем, что родители эмоционально отвергают ребёнка, низко ценят его индивидуально-личностные качества, приписывают ему социально-неодобряемые черты и дурные наклонности и видят его младшим по возрасту, чем есть на самом деле;

2) симбиотическое отношение характеризуется гиперопекой;

3) симбиотическое авторитарное, гиперопека и гиперконтроль.

Родительская позиция определяется как реальная направленность сознательной и бессознательной оценке ребёнка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми.

Спиваковская А.С. обращает внимание на то, что оптимальная родительская позиция должна отвечать главным 3-м требованиям:

- адекватность;

- динамичность;

- прогностичность

1) Адекватность – это ориентировка родителей в воспитании индивидуальных особенностей, его развитие, соотношение возможностей присущих ребёнку и качеств осознаваемых родителей.

Неадекватная позиция родителей заключается в искаженном восприятии возможностей ребёнка, не различает его реальные и приписываемые ему качества.

Неадекватное представление приписывает ребёнку беспомощность, незрелость, лень, зависимость от решения только мамы определяется как инфантилизм.

Другой вид искажённого воспитания ребёнка инвалидизация – состоит в недооценке психофизических качеств ребёнка, приписывает ему болезнь, социальную несостоятельность и дурные наклонности.

2) Динамичность родительской позиции рассматривается как готовность и способ изменения стиля общения. Способы воздействия на ребёнка по мере его взросления и различными изменениями условий жизни.

Динамичность отражает степень способа изменения форм взаимодействия с ребёнком и может проявляться в следующих направлениях:

- в восприятии ребёнка;

- в степени гибкости форм и методов взаимодействия в связи с возрастными изменениями ребёнка;

- степень изменчивого воздействия на ребёнка в соответствии с различными ситуациями.

Регидная позиция характеризуется выбранным в семье способом воздействия, который годами применяется по отношению к изменившимся детям, и форма взаимодействия не зависит от ситуаций или возможностей ребёнка.

3) Прогностичность – способность родителей к предвидению перспектив дальнейшего развития ребёнка и пространственного взаимодействия с учётом будущих возможностей.

Следующей характеристикой основных видов отношений, реализующихся в семье является доминированное подчинение.

По Дружинину В.Н. выделяется 5 видов социальной власти, которые характеризуют взаимоотношения между родителями и детьми:

1) власть вознограждения – ребёнок вознаграждается за определённое поведение;

2) власть принуждений – основывается на жестком контроле за поведением ребёнка и каждый поступок подлежит или наказанию, или игнорированию;

3) власть эксперта – основана на компетентности родителей в социальном или профессиональном плане;

4) власть авторитета – в её основе лежит уважение человека, который является образцом поведения;

5) власть закона – ребёнок принимает правила социального поведения, где примером являются сами родители.

Родительская ответственность – это отношение ответственное к воспитанию ребёнка влияет на стиль воспитания детей.

Родительский стиль – это обобщённые, характерные, ситуативно-неспецифические способы общения ребёнка с данными родителями.

Выделяются следующие стили воспитания:

1) изоляция – когда совместно решение в семье не принимается, ребёнок изолируется и не хочет делиться своими внутренними переживаниями с родителями;

2) соперничество – характеризуется противостоянием, критикой, что является следствием реализации, потребностей в самоутверждении и симбиотической привязанности;

3) псевдосотрудничество – партнёры проявляют эгоцентризм и мотивация совместного решения не деловая, а эмоциональная.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: