Опубликовано: «Соционика, ментология и психология личности», 2003, № 1




Процессы развития ребёнка как в физическом, так и в умственном отношении протекают неравномерно. Швейцарский психолог и ученый Жан Пиаже выдвинул теорию развития психики детей, которая укладывается в 4 стадии. Развитие психологических признаков у детей также происходит не одновременно. Доминирование стадий формирования личности, выделенных Ж. Пиаже, на наш взгляд, совпадает с процессами формирование отдельных психологических качеств, описанных другим швейцарским ученым и психологом К.Г.Юнгом.

Мы сделали попытку скоррелировать четыре стадии Ж. Пиаже (сенсомоторную, дооперациионную, стадию конкретных операций и концептуального мышления) с четырьмя основными юнговскими психологическими признаками: интуиция (склонность к отвлеченно-образному мышлению), ощущение (конкретное мировосприятие), мышление (объективизм оценок), чувство (субъективизм оценок).

Эта корреляция разрешила нам сделать следующий вывод. На ранних стадиях развития преобладают типы мышления, больше связанные со сферой ощущений и чувств. Начиная с 10-12 лет, подключаются типы мышления, связанные со сферой логического мышления и мышления ассоциативного, то есть интуитивного. Проанализируем это положение более детально.

1. Сенсомоторная стадия – от рождения до двух лет – ответственна за формирование ощущений физического плана: тактильной чувствительности, осознания своих физических потребностей (преобладает юнговский психологический признак «ощущение» или, в соционической интерпретации – сенсорика);

Эта стадия охватывает период, когда в основном формируются и обнаруживаются в поведении ребёнка физические аспекты личности. Эти аспекты связаны с сенсорными ощущениями: голодом, болью, удовлетворением, реакциями на шумовые, световые и другие раздражители. У ребёнка на этой стадии развития доминирует биологическое начало, вытесняя пока все остальные. В этот период также формируется представление о постоянстве объектов.

2. Дооперационное мышление – от двух до семи лет – связано с развитием эмоционального восприятия действительности, это стадия формирования психологического юнговского признака “чувство” (этика);

В этот период ребёнок, в основном, смотрит на себя глазами окружающих людей, в особенности тех, кто находится на близкой физической психологической дистанции: родителей, старших братьев и сестер, своих ровесников на улице, в детсаде, школе, на воспитателей и учителей.

Собственная самооценка ребёнка во многом зависит от благоприятной этической атмосферы, в которой он находится и, в первую очередь – в семье. Положительная самооценка способностей ребёнка на этом этапе формирования психики предрасполагает к более гармоничному развитию его способностей и естественных склонностей, а также создает прочную основу для нормальной социализации в будущем. Низкая самооценка служит тормозом в формировании детской личности и приводит к занижению своей будущей своей роли в обществе. Таким образом, психологический фактор играет на этой стадии очень важную роль.

3. Стадия конкретных операций – от семы до одиннадцати – тринадцати лет соответствует доминирующему юнговскому психологическому признаку «мышление» (логика), который включает: сопоставление фактов, умение строить объективные умозаключения и т.д.;

Эта стадия охватывает почти половину периода школьного обучения. Подросток в настоящее время включается в систематическую организованную деятельность и осуществляет её самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми. На протяжении этого периода он старается завоевать признания в окружающих и избавиться от детского эгоцентризма благодаря развитию своей социализации, то есть путем принятия норм и правил, которые существуют в конкретном социуме, в данном случае – в школе (правила школьного распорядка, ношение формы и т.д.).

4. Стадия концептуального мышления – от 13-14 лет и старше. Это стадия развития юнговского психологического признака «интуиция» (изобретательность в сложных ситуациях, фантазия, склонность к новым идеям и т.д.).

Это самый сложный период развития личности, связанный с переоценкой жизненных ценностей, со стремлением мыслить независимо, творчески, нестандартно, часто абстрагируясь от действительности. Это период ожидания, надежд, выбора пути.

В это время психология подростка обогащается такими категориями, как собственные убеждения, ценностные установки, взаимоотношения с новыми людьми. Стремление к знаниям приобретает характер поиска духовных ориентиров, выраженных в «идеальном» человеке либо направленности в какую-то сферу деятельности, на которой концентрируется все внимание и интерес. Идет интенсивное накапливание информации, часто без разбора, иногда выборочно.

На первой стадии дети особенно уязвимы и несамостоятельны, физически, социально и эмоционально зависимы от семьи. В таком возрасте все существо ребёнка направлено исключительно на удовлетворение физических потребностей, комфорт и безопасность. В этот период одновременно со структурой личности формируется и Я-концепция личности, её физическая компонента. Будет ли она положительной или отрицательной, зависит от того, насколько ласковы и внимательны были с ребёнком родители, как отзывались на каждый подаваемый им сигнал, как следили за его самочувствием.

Вторая стадия ответственна за развитие эмоционального аспекта структуры личности – умение строить отношения с окружающими, быть чутким, дружелюбным. Этичность поведения и положительная Я-концепция ребёнка зависят от атмосферы взаимного уважения и доверия между родителями и детьми, отсутствия семейных ссор, а также – от недопустимости физических наказаний и унижений ребёнка. Формирование высокой самооценки у ребёнка достигается благодаря поощрению его творчества в играх, рисунках и других самостоятельных проявлениях.

На третьей стадии решающую роль в формировании личности играют социальные факторы. Успехи в обучении, положение среди ровесников, материальное благосостояние семьи, социальный статус родителей – все это влияет на формирование социальной компоненты структуры личности. Идет интенсивное усвоение норм и правил социума, в котором формируется ребёнок. Что-то им принимается, что-то отбрасывается. В этом возрасте формируются кумиры и авторитеты, возникают определённые профессиональные интересы. Увлеченность каким-то предметом или человеком может достичь апогея. Поэтому на данном этапе очень важно уберечь ребёнка от участия в личных конфликтах родителей, чтобы не подорвать его доверие и уважение к ним.

Четвертая стадия – период становления личности в творческом плане. В этом возрасте формируется ощущение собственной ценности, происходит окончательная дифференциация своей половой принадлежности, связанная с гормональной перестройкой всего организма. Это наиболее кризисный период, существует опасность размывания ощущения своего «Я».

Подросток задает себе вопросы типа: «Кто я?» и «Кем я могу стать?». Признак «интуиция» выдвигается на первый план в развития структуры личности, и от того, насколько окружающие – учителя, родители, друзья – влияют на формирование положительной самооценки подростка, во многом зависит его дальнейшая судьба. Так же важно с чуткостью и тактом отнестись к ранним проявлениям симпатий и влюблённости подростков, чтобы не ранить «самое утреннее из чувств».

Можно заметить, что существует связь каждого уровня формирования и проявления личности в социуме с определённым психологическим признаком, который отражает свой особый способ переработки информации:

1. Физический уровень связан с психологическим признаком – ощущение, то есть умением хорошо владеть конкретными вещами – своим телом, окружающим пространством, предметами, людьми и собственными ощущениями, данными нам от природы.

2. Психологический уровень связан с психологическим признаком – чувство, то есть умение творчески строить отношения с другими, выражать свои чувства и хорошо понимать оттенки эмоций людей, глубоко сочувствовать им.

3. Социальный уровень связан с логикой мышления, понятием, которое определяет соотношения между явлениями и вещами объективного мира и установления определённых норм этих соотношений, а также – с возможностью объективно, логически мыслить и трезво, аналитически оценивать поступающую информацию.

4. Информационный уровень связан с интуицией – умением предусматривать события, улавливать скрытые возможности процессов и людей, постигать суть явлений не прямым путем или с помощью собственного опыта, а через догадку, озарение, используя подсознательный, архетипический опыт человека, то есть – этот уровень связан с формированием концептуального и абстрактного мышления.

Можно установить следующую коррелятивную связь между четверыми стадиями развития детей, выделенными Ж.Пиаже, и формированием соответствующих им юнговских психологических признаков личности:

Сенсомоторная стадия отвечает физическому уровню. На этом этапе развития ребёнка доминирующим признаком является ощущение.

Дооперациональная стадия отвечает психологическому уровню. На этом уровне развития ребёнка главным признаком является чувство.

Стадия конкретных операций отвечает социальному уровню. На этом этапе развития ребёнка доминирующим признаком является мышление.

Стадия концептуального мышления отвечает информационному уровню. ЇНа этом этапе развития ребёнка главным признаком является интуиция.

Таким образом, эволюция личности ребёнка и его социализация идёт поэтапным путем – от наиболее низкого, физически-чувственного уровня к высшему, логически-концептуальному, то есть от индивидуального, физического и психологического уровня – к социально-информационному уровню. Это происходит вследствие поэтапного развития у ребёнка соответствующих юнговских признаков, которые предопределяют соответствующие стадии развития детской психике, описанные Ж.Пиаже.

Литература:

  1. Воробьёв Г.Г. Молодежь в информационном обществе. Г., 1990.
  2. Мегедь В. В., Овчаров А. А. «Учитесь эффективно управлять людьми», Киев, «Карвали», Ровно, ППФ «Волынские обереги», 2000 г., с. 126.
  3. Овчаров А.А. «Соционика – путь к личности» ТОО «Юнона», 1993 г.
  4. Сборник работ зарубежных авторов "Одаренные дети", М., 1991.
  5. Соколова В.И., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. Г., 1991.
  6. Юнг Г.К. Психологические типы. Г., 1992.
  7. Юнг Г.К. Психологические типы. СПБ "Ювента", М.,"Прогресс-Универс", 1995.

 

 

Автор: Новикова В.Ю.

Вопросы психического развития активно исследуются отечественными и зарубежными специалистами разных областей (педагогами, психологами, психофизиологами). Возрастная периодизация существенно разнится и по количеству выделяемых периодов, и по возрастным границам, так как разные авторы принимают за основу разные критерии.

Очевидно, что для анализа психического развития в рамках Модели А, наиболее подходит возрастная периодизация, в основе которой заложены критерии, согласующиеся с соционическим понятием информационного метаболизма.

В соционике информационный метаболизм - это процесс восприятия, усвоения, обработки и передачи информации психикой человека, а также построения самой психики [7].

В свете этого определения наибольший интерес для анализа представляет категория мышления как механизма, обеспечивающего усвоение, обработку и подготовку информации для передачи и та возрастная периодизация, которая в качестве критерия выбирает параметры мышления и интеллекта.

В психологии используется два определения термина мышление: в широком и узком специальном смысле. В широком смысле мышление - это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. При изучении конкретных психологических механизмов высших познавательных процессов мышление определяют в узком смысле - как процесс решения задач [3].

С точки зрения соционики, процесс познания и процесс решения задач происходит в соответствии со структурой Модели А ТИМа. Однако психологи отмечают процесс качественного развития мышления детей в сторону все большего усложнения структуры и возможности мыслительных операций. При этом разные специалисты называют различные детерминанты этого процесса: физиологические и генетические (Ж.Пиаже), социально-культурные (Л.С.Выготский).

А.В.Запорожец придерживается мнения, что созревание биологических свойств организма, не будучи движущей силой, создает предпосылки для возникновения психологических новообразований, в частности, в механизме мышления. "Так, например, пока не наступит интенсивное созревание ассоциативных теменно-затылочных и лобных отделов мозга, ребенок не в состоянии овладеть отвлеченным мышлением и волевой регуляцией поведения, когда же оно происходит (в дошкольном возрасте) — он усваивает эти способности". В то же время, отмечает А.В.Запорожец, усиленное функционирование новых способностей, которое обычно поддерживается внешней социальной средой, стимулирует дальнейшее биологическое созревание соответствующих структур головного мозга, включая биохимические и морфологические их особенности [5].

Такой подход подчеркивает значимость и взаимозависимость внутренней и внешней детерминант в процессе развития мышления и необходимость учитывать оба фактора в исследовании соционических закономерностей развития психики в рамках Модели А.

В мышлении взрослого человека выделяют два вида по степени оригинальности и творческого подхода: репродуктивное и продуктивное мышление. Причем, оба этих вида задействуются человеком в зависимости от характеристики решаемых задач [3].

Репродуктивное мышление характерно обращением к знакомым и/или проверенным алгоритмам действий, а новые знания в рамках этого вида мышления привлекаются со стороны.

Продуктивное мышление характерно наличием творческого, или эвристического, типа мышления и способностью человека продуцировать новые знания самостоятельно, создавая концептуально новый нестандартный мыслительный продукт.

В психологической литературе мы находим синонимичные определения творческого и эвристического мышления. “Творческое мышление характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию, касающимися целей, мотивов, оценок и смыслов самой деятельности. Такое мышление отличается способностью переноса знаний и умений в новую ситуацию, видением новой проблемы как в знакомой, так и нестандартной ситуации, способностью определять новую функцию объекта”[6]. "Эвристическое мышление - это мышление, направленное на выбор определенных продуктивных средств и приемов, с помощью которых решается ранее неизвестная субъекту проблема. В процессе обдумывания любой эвристической задачи или ситуации человек сам находит способ действия, сам подбирает ключи к ответу. При этом каждый с учетом собственных способностей, склонностей и интересов, накопленного багажа знаний и опыта находит свой, неповторимый путь решения проблемы, тем самым развивая эвристический способ мышления и “оттачивая” свою индивидуальность" [8].

Понятия репродуктивного и продуктивного мышления представляют чрезвычайный интерес для соционического анализа, так как прослеживается однозначная связь между этими видами мышления и качеством обработки информации, которое обеспечивается маломерными и многомерный функциями соответственно. Именно в рамках первого и второго параметров обработки информации (параметра "опыта" и параметра "норм") поиск решения задачи человеком сводится к обращению к прошлому опыту, знакомым алгоритмам действий и моделям поведения или поиску ответа у более компетентных источников. Это максимальный потенциал мышления, которые характерен для функций блоков Супер-Ид и Супер-Эго Модели А [1, 4]. В то же время, характеристики творческого, или эвристического, мышления (типа, определяющего продуктивное мышление) соответствуют качеству обработки информации, которое обеспечивается третьим параметром - параметром "ситуации". Именно параметр "ситуации" подразумевает качественный скачок в обработке информации, позволяя применять накопленные знания к конкретным ситуативным условиям задачи, создавая новые нестандартные информационные конструкты. То есть при обработке информации в рамках этого параметра становится возможным продуцирование новых знаний самим человеком, что характерно для творческого и/или эвристического мышления, и отличает специфику работы функций блоков Ид и Эго [1, 4].

Исследуя развитие продуктивного мышления, В.Ф.Спиридонов [14] в результате эксперимента пришел к выводу, что примерно на двенадцатом году жизни подростка начинает проявляться эвристическое, или творческое, мышление, и период наиболее сензитивного становления этого мышления приходится на возрастной промежуток от 14 до 16 лет. До 12 лет мышление ребенка носит репродуктивный характер.

Этот вывод лег в основу эксперимента по исследованию параметров информационного метаболизма школьников. В нем было задействовано 90 учащихся в возрасте от 8 до 17 лет [9]. Методом исследования стал Тест аспектных метафор, который подразумевает оценку параметров обработки информации по аспекту непосредственно внутри системы информационного метаболизма типируемого [10]. В результате эксперимента был выявлен качественный скачок в обработке информации, который соответствует характеристикам третьего параметра обработки информации. Скачок зафиксирован в возрасте 11-12 лет, что полностью согласуется с выводами В.Ф.Спиридонова. Более того, тесты школьников в возрасте до 11 лет отличались смысловой однородностью ответов, это позволяет сделать вывод, что такие результаты обусловлены проявлением в действии второго параметра обработки информации - параметра норм, которые для учащихся одного класса во многом общие. И это также укладывается в характеристики репродуктивного мышления.

Таким образом, исследования психологов и результаты нашего собственного эксперимента позволяют сделать вывод, что развитие мышления характеризуется поэтапным раскрытием параметров обработки информации (приращением мерности функций). В частности, раскрытие третьего параметра фиксируется в возрасте 12 лет.

Психофизиологи отмечают приблизительно в этом возрасте окончательное формирование ментальной стратегии, рассматриваемой на физиологическом уровне как статистически устойчивая система приоритетов, или очередности динамического переключения активности ассоциативных и проекционных кортикальных зон учетом их полушарной принадлежности [12]. То есть, наблюдается процесс окончательного созревания свойств головного мозга.

В периодизации Ж.Пиаже [11], который исследовал развитие интеллекта, этот возраст соответствует началу стадии формальных операций, которые представляют собой систему операций второго порядка, надстроенных над конкретными операциями. Овладев формальными операциями, ребенок может строить собственные гипотетико–дедуктивные рассуждения, основанные на самостоятельном выдвижении гипотез и проверке их следствий в реальном плане. В подобных рассуждениях появляется возможность замены конкретных отношений символами, которые имеют достаточно универсальный характер. Примечательно, что характеристика формальных операций соответствует качеству обработки информации, определяемому творческим, или эвристическим, мышлением и третьим параметром обработки информации.

В области взаимодействия со средой Л.С.Выготский отмечает возраст полового созревания как критический, когда ребенок покидает стадию детской цельности и вступает в конфликт со средой, осознавая свою неприспособленность к среде [2]. Следует сразу отметить, что характеристики среды с точки зрения соционики снимаются в рамках второго параметра обработки информации - параметра "норм" [1, 4]. А для осознания неприспособленности к среде (некомпетентности в этой информации) необходим выход на качественно новый интеллектуальный уровень, с высоты которого возможна оценка ограниченности компетентности второго параметра, то есть выход на третий параметр обработки информации.

В протекании кризиса подросткового возраста отмечается появление интереса к своему внутреннему миру. До 11-13 лет для ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он познает и с огромным интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию, переживания и эмоции. А в процессе подросткового кризиса ребенок начинает заглядывать внутрь себя, обретая интерес к собственным переживаниям, своему положению в окружающем его мире людей и явлений, осознавать свою уникальность. Э.Эриксон отмечает, что поиск личностной уникальности и отличия от среды становится для подростка основной идеей этого периода [15]. С позиций соционики отметим, что личностная уникальность соответствует функционированию блоков многомерных функций Эго и Ид.

Таким образом, сводя результаты исследований разных специалистов, стоящих на различных теоретических базах, мы утверждаемся в выводе о проявлении в мышлении ребенка третьего параметра обработки информации не ранее 12 лет.

Исследуя период репродуктивного мышления (до 12 лет), особое внимание обращаем на качественный переход от эгоистического типа мышления к социально ориентированному. Ж.Пиаже отмечает, что наибольшего пика развития эгоистическое мышление достигает в 3 года, а в период с 3 до 6 лет постепенно убывает. Эгоцентрическая речь, по мнению Ж.Пиаже, характеризуется тем, что субъект недостаточно осознает значение своей позиции и личных возможностей в картине внешнего мира и проецирует в этом мире свои субъективные представления. Впоследствии эгоцентризм преодолевается благодаря процессу социализации[11].

Э.Эриксон отмечает в период до 3 лет формирование самостоятельности ребенка, а после 3 лет наблюдает подражание взрослому, признаки полоролевого поведения и развитие коммуникативных навыков [15].

Л.С.Выготский характеризует период до 6-7 лет первичной ориентировкой в среде, когда ребенок окончательно овладевает всеми своими движениями, и его отношения к среде определяются тем, что среда проникает к нему через взрослых. Период от 7 лет до кризиса подросткового возраста характеризуется некоторым застоем и фиксацией развития на достигнутом ранее уровне [2].

С точки зрения соционики, для понимания такой категории как среда и постижения нюансов и правил социума необходимо привлечение второго параметра обработки информации - параметра "норм" [1, 4]. В то время как первый параметр обработки информации - параметр "опыта" - обеспечивает накапливание эгоцентрического индивидуального опыта. Таким образом, логично предположить, что раскрытие второго параметра обработки информации происходит в период от 3 до 6 лет, а до этого возраста мышление ребенка функционирует в рамках первого параметра.

В периоде продуктивного мышления, который начинается с 12 лет, отмечается кризис юности, который фиксируется в районе 20 лет. Ж.Пиаже и Л.С.Выготский в своих исследованиях этот возрастной рубеж не охватывают. Э.Эриксон отмечает возраст 20 лет как начало периода ранней взрослости, который характерен интимностью, стремлением к контактам с людьми (надо полагать, на условиях собственной уникальности, осознанной в предыдущий период подростничества). Наиболее полно кризис 17-20 лет описан В.И.Слободчиковым.

В.И.Слободчиков и Е.И Исаев [13] отмечают, что в кризисе юности молодые люди впервые сталкиваются с экзистенциальным кризисом - кризисом смысла жизни. Основный пафос этого периода - самоопределение, поиск своего места в жизни. В стадии кризиса юности актуальны вопросы о смысле жизни вообще и смысле своей жизни, о назначении человека, о собственном Я; вопросы, которые в философии относят к экзистенциальным. Ступень индивидуализации здесь представляет этап в духовной жизни человека, связанный с выработкой собственного мировоззрения, с определением своей самобытности и уникальности. Центральной проблемой молодого человека становится нахождение индивидуального, подлинно собственного отношения к социальной реальности, к своей культуре и к своему времени.

Кризис юности - это начало становления подлинного авторства в определении и реализации своего собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни. Обособляясь от образа себя в глазах ближайшего окружения, преодолевая профессионально-позиционные и политические детерминации поколения, объективируя многие свои качества как "не-я", человек становится ответственным за собственную субъектность, которая зачастую складывалась не по воле и без ведома ее носителя. Этот мотив пристрастного и неустанного рассекречивания собственной самости, переживание чувств утраты прежних ценностей, представлений, интересов и связанное с этим разочарование, и позволяет квалифицировать этот период как критический - кризис юности.

Кризис юности знаменуется существенными личностными перестройками, которые могут пройти бесконфликтно, если человек будет подготовлен к крупным переменам в его жизни, будет способен самостоятельно принимать решения и осуществлять их, намечать жизненные перспективы (далекие и близкие). Это возраст реализации потребности в самоопределении, но не в обобщенном виде, а в жизненно конкретном [13].

Большой интерес для соционического исследования представляет подмеченное В.И.Слободчиковым появление критического анализа собственных творческих способностей и решение экзистенциальных задач, которые требуют выхода на качественно новый уровень обобщения в обработке информации. Можно сказать, что для разрешения этого кризиса необходим и появляется четвертый параметр обработки информации - параметр "время" или параметр глобальности. Этот параметр обеспечивает разворачивание максимальной временной трансспективы, необходимой для обозначения жизненных перспектив. И он же обеспечивает возможность критической ревизии творческого информационного продукта, формируемого с помощью третьего параметра обработки информации - параметра "ситуации".

Таким образом, по результатам проведенного теоретического исследования можно сформулировать следующую гипотезу о периодизации развития мышления в рамках Модели А.

Придерживаясь позиции врожденности и неизменности ТИМа, мы полагаем, что происходит развитие психики в части качества обработки информации, связанное с созреванием головного мозга и развитием мышления, которое выражается в поэтапном раскрытии параметров обработки информации и приращении мерности функций Уместной представляется аналогия с физиологическим развитием человека, которая уже приводилась [9]. Так, новорожденная девочка, несмотря на четко определяемый пол, пока только потенциальная женщина (в физиологическом понимании этого слова), и ей предстоит путь полового и психического созревания, в результате которого она станет полноценной женщиной.

ТИМ новорожденного ребенка предопределен, распределение информационных аспектов в функциях Модели А задано, обработка информации происходит с учетом уровней осознанности, заданных блоками функций и кольцами Модели А. Однако физиологические свойства мыслительного аппарата ребенка таковы, что могут обеспечить обработку информации только в рамках первого параметра - параметра "опыта", который позволяет накапливать информацию и формировать личный опыт по всем аспектам и функциям Модели А. В этот период у ребенка отмечается развитие эгоцентрического мышления, которое достигает максимального уровня к 3 годам.

Период от 3 до 6 лет характеризуется активным приобщением ребенка к социуму и постепенному исчезновению эгоцентричности мышления. Ребенок начинается мыслить категориями социальных норм и правил. В процессе развития качества мышления это означает раскрытие второго параметра обработки информации - параметра "норм" - у тех функций Модели А, где этот параметр предусмотрен (базовой, творческой, ролевой, референтной, ограничительной и фоновой).

Период от 6 до 12 лет характерен застоем, здесь продолжается социализация ребенка уже в условиях школы, а развитие мышления идет, главным образом, за счет количественного наполнения информацией всех функций в рамках раскрытых параметров.

Период 12-14 лет (кризис подросткового возраста) отмечен осознанием подростком своей социальной несостоятельности (некомпетентности в рамках "норм") и формированием эгоидентичности. Здесь же фиксируется открытие творческого, или эвристического, мышления, характеризующегося способностью к нестандартным решениями, выходящим за рамки шаблонов. То есть в этот период отмечается раскрытие третьего параметра обработки информации - параметра "ситуации" - у тех функций, где он предусмотрен (базовой, творческой, ограничительной и фоновой). Развитие одномерных и двухмерных функций продолжается в части накапливания количества информации по соответствующим аспектам.

Период 17-20 лет (кризис юности) характерен возникновением и разрешением экзистенциальных задач, формированием жизненных перспектив, критическим пересмотром собственных творческих способностей. Для решения этих задач необходим и раскрывается четвертый параметр обработки информации - параметр "время", или глобальность - у базовой и фоновой функций Модели А. Развитие одно-, двух- и трехмерных функций продолжает разворачиваться в области количественного информационного наполнения.

Таким образом, приблизительно к 20-ти годам происходит окончательное формирование качества мышления в рамках Модели А. Дальнейшее развитие продолжается за счет накапливания количества информации.

Возраст открытия параметра Функции Модели А Параметры обработки информации Мерность параметра
17-20       "время"  
12-14           "ситуация"  
3-6               "нормы"  
0-3                 "опыт"  
                     

Предложенная гипотеза может быть полезна для уточнения соционических рекомендаций в области детской психологии и педагогики, может открыть новый ракурс в анализе возрастных кризисов и послужить обогащению соционического знания в целом.

Список литературы:

1. Букалов А.В. "Структура и размерность функций информационного метаболизма". // СМиПЛ, 1995, № 2.

2. Выготский Л.С. "Педагогическая психология" Под ред. В.В.Давыдова // М.: Педагогика, 1991.

3. Гиппенрейтер Ю.Б., Спиридонов В.Ф., Фаликман М.В., Петухов В.В. "Психология мышления". // М.: АСТ: Астрель, 2008.

4. Ермак В.Д. "Как научиться понимать людей". // М.: Астрель, 2003.

5. Запорожец А. В. "Избранные психологические труды" В 2 т.// М., 1986.

6. Казанцева В.Ю. "Решение учебных задач как фактор развития эвристического мышления учащихся: Диссертация канд пед. наук": 13.00.01 // Улан –Удэ, 2004.

7. Митрохина А.Л. "Общая соционика. Информационный метаболизм психики. Учебно-практическое пособие". // М.: Черная белка, 2010.

8. Нечаева Ю.В. "Эвристическое и другие виды мышления школьников".// М.: Первое сентября, 2003-2010.

9. Новикова В.Ю. "Исследование особенностей информационного метаболизма школьников методом теста аспектных метафор".

10. Новикова В.Ю. "Тест аспектных метафор. Технологии психолингвистики в соционической диагностике"// СМиПЛ, 2008, № 2.

11. ПиажеЖ. "Речь и мышление ребенка".// М.: Педагогика-Пресс,1994.

12. Сандомирский М.Е. "Ментальные стратегии, психологические типы и измененные состояния сознания". - В сб.: Из Хаоса в Космос. // М.: 1995.

13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основные ступени развития субъектности человека // Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. // М.: Школьная Пресса, 2000.

14. Спиридонов В.Ф. "Закономерности онтогенетического развития продуктивного мышления". // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1994. №2.

15. Элкинд Д. "Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни" / [Пер. с. англ.] // М.: Когито-центр, 1996.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: