Государство Древней Месопотамии




Романо-германская (континентальная) правовая система

Главная особенность – основной источник права НПА + сильное влияние римского права. Действует практиечски везде (Квебек (Канада, фрнацузский правовй акт), Луизиана (США, тожт франция))

Англо-саксонсая (common law) правовая система

Действует в австралии, канаде, США и тд(бывшие колонии)

Только для этой системы характерен судебный прецедент. Не оказало сильного влияния римское право, а значит, другая терминология.

Традиционные правовые системы

Правовые системы стран, находящиеся под серьезным влиянием религии.

Существуют мусульманская правовая система, иудейская, индуизм (брахмаизм)

Система обычного права

Правовые системы племен, находящихся на стадии догосударственного развития. Аборигены австралии – классический пример

Правовой обычай – исторически сложившаяся, применяемая, нигде не сложившаяся правовая норма (применяется через свидетелей, допустим старейшину позвали спросили)

Скандинавская правовая система

Основной источник – НПА, но нет влияния римского права. Швеция, Норвегия, Дания, Исландия

Социалистическая правовая система

Отличительная особенность – плановый характер экономики и отсутствие свободы предпринимательства; господство императивных норм

Система учебного курса, учебная литература:

Курс делится на 2 семестра (2 части). Первая часть – государство и право древнего мира и средних веков. Право стран Древнего Востока, античное гос-во и право, Древняя Греция и Древний Рим, Византийское право, Средневековые гос-ва и право Западной Европы, становление мусульманского права. Экзамен

Вторая часть – гос-во и право современной эпохи (новое и новейшее время). Экзамен

Учебник: история гос-ва и права зарубежных стран. Том 1. Редакторы Н А Крашенинникова, издательство Норма (от 2003) – носить не надо

ИГПЗС: избранные памятники права. Древность и средневековье. Крашенинникова (самый глубокий анализ для семинаров)

Хрестоматия по игпзс. Редактор Н А Крашенинникова. Изд-во Норма. Носить надо!

ИГПЗ учебно-методическое пособие (пособие к семинарам). Н А Крашенинникова. Купи.

 


 

Ближневосточная цивилизация

Особенности общественного и гос строя стран Древнего Востока. Особенности права. Гос-во и право древней Месопотамии

К Ближневосточным цивилизациям относятся Месопотамия, Ассирия, Персия(оказала влияние на мусульманский мир)

Существуют также

· Европейскую цивилизацию,

· индийскую цивилизацию,

· дальневосточную цивилизацию (Китай, Япония, Корея и тд),

· цивилизация черной африки,

· цивилизация доколумбовской америки

Особенности общественного строя Древнего Востока

Общественный строй – структура общ-ва(соц стратификация).

Для Востока характерна преемственность как в социальной структуре, так и в праве. Характерно государственное регулирование экономики, приоритет государственного над частным; многоукладность экономики.

Многоукладность приводит к пестрому социальному составу – наличие большого числа социальных групп. Не характерно существование универсального субъекта права; статус зависел от принадлежности к социальной группе, соответственно и пул прав и обязанностей от этого зависел

Выделяются

· Жрецы

· Воины

· Ремесленники

· Крестьяне

· Торговцы

· Чиновники

· Рабы. Рабство особое – патриархальное. Оно существует там, где рабский труд – не основа экономики. Вследствие этого, за рабом сохраняются признаки субъекта права и личности. (Субъект права – участник правоотношений).

Восток Рим
90% вещь 100% - вещь
10% субъект права

·

Был особый источник рабства – долговое рабство

Основой экономики древнего востока были свободные крестьяне, в силу сложности ведения хоз-ва(сложность ус-ва ирригационных сетей требовало заинтересованности в результатах труда)

Были развиты крестьянские общины, самоуправление. Практиковалась общинная ответственность.

Основным источником права был обычай

 

 

Государственный строй стран Древнего Востока

Государственный строй – способ организации власти.

Монархия в виде Восточной деспотии. Отличительная черта – сакрализация (обожествление) власти. Но не надо думать, что деспот обладает абсолютистской властью

Фактором возникновения крупных государств - контроль над всей длинной ирригационных систем.

Характерна централизация власти (но Индия – децентрализованная деспотия).

Право Древнего Востока

Характерна сакрализация, ритуализация права. Основные источники – сочетание НПА и обычая. Также характерны религиозно-правовые тексты.

Низкий уровень юридической техники (то как написан закон). Это выражается в отсутствии правовой науки, отсутствие теоретизации, сугубо практический подход к праву. Казуистичность (закон состоит из отдельных конкретных казусов). Но прослеживается идея справедливости; примером крайности в этом плане является принцип талиона (око за око)

Государство Древней Месопотамии

Юг Месопотамии – колыбель цивилизаций. Они там возникли в 4 тыс до н э (протогосударства Ур, Урук, Лагаш, Ниппур). Представляло из собя Храм и объединение общин(ремесленники, крестьяне и тд). Главным правителем в данных государствах был эн или энси (жрец).

Земля делилась на храмовые и общинные земли, общинные платили налог

Также часто возникало другое лицо (помимо энси) – лугаль (военные).

Часто были захваты одних протогосударств другими

В 3 тысячелетии до н э возникло гос-во, занимающее всю Месопотамии – царство Шумера и Аккада. Оно характеризовалось сильной централизацией и развитым бюр аппаратом. Была развита судебная система.

Были приняты в 2100 г до н э были приняты законы Шульги

В 20-17 веках до н э возникло Древневавилонское царство. Расцвет 18 век до н э при царе Хаммурапи.

Реформы Хаммурапи

· Полностью подчинил храмы царю, создание обширного комплекса царско-храмового хозяйства

· Создание системы управления, централизованный (чиновники назначаются центром, но действовали с избираемыми местными старостами)

· Судебная реформа. Создание системы царских судов (не было четкой системы апелляций).

· Создание единого пантеона Богов

· Принятие свода законов Хаммурапи

Государство было сильным, но недолгим. Впоследствии было завоевано. 16-7 века – упадок Вавилонского царства; возвышение Ассирии (столица - Ниневия)

Впервые в Ассирии стал практиковаться угон части населения после захвата

Новое возвышение Вавилона – конец 6 века. Образовалось Нововавилонское (Халдейское) царство. Долго не продержалось: 539 год – захват Вавилона Персией

Итог: политическая и правовая культура Вавилона оказала огромное влияние на всю зону Ближнего Востока

Религия Месопотамии была приземленной (не верили в загробную жизнь), отсюда и вытекает правовой прагматизм.

Законы Хаммурапи

Одни из самых демократичных законов (защищаются права женщин, право на развод).

Приняты в 18 веке до н.э. Являются НПА. Законы были выбиты на камне (древнеаккадский язык, клинопись). Найдены в 1901 году (Французская экспедиция Моргана).

В составе законов 3 части:

1 часть – Пролог (вступление). Восхваление Хаммурапи и его завоеваний; это позволяло легитимизировать законы.

2 часть – Регулирование отдельных отношений (имущественные, семейные, уголовные)

3 часть – Эпилог. Восхваление Хаммурапи, но содержатся санкции за нарушение в виде проклятия Богов. Относилось также и к будущим правителям. Сделано опять же для подчеркивания легитимности закона

Содержатся следующие виды права: договорное право, вещное право, семейное право, много норм уголовного права (вопросы преступления и наказания)

В то время преступление не отделялось от других видов правонарушений

Отличительная черта – действие принципов Талиона (lex talionis – закон равного воздаяния). Представлены 3 вида

· Простой. Когда правда зуб за зуб, око за око

· «Зеркальный». Сложная ситуация с применением принципа талиона (ЗХ стр. 229-230). Строитель случайно убил сына хозяина – по закону надо убить сына строителя. Действует принцип объективного вменения (наказание человека независимо от вины)

· Символический. Если врач плохо сделал операцию – ему отрезали пальцы; если сын злословит отца – отрезали язык. Отсекается часть тела, которой совершалось преступление. Существует до сих пор в мусульманском праве

 


 

Регулирование имущественных вопросов по ЗХ

· Вещное

· Обязательственное

· Наследственное

Вещное право – совокупность правовых норм, регулирующих такое отношение лица к вещи, которое не нуждается в положительных действиях со стороны 3-х лиц.

Вещные права

Право собственности

 

Т е вещное от обязательственное отличается тем, что участвует только вещь и лицо

Суть вещного права – определение полномочий лица по отношению к вещи

Для ЗХ

Вещные права:

Право собственности. Проблема древневосточной собственности на землю. ЗХ закрепляют право распоряжения имуществом, но с существенными ограничениями (например если продаешь землю – продать можешь только своей общине; или перенос социальной функции: жрец продал землю – покупатель становился жрецом, а продавец терял этот статус).

На землю было несколько форм собственности одновременно: земля=частная собственность крестьянина + собственность общины + государственная собственность. Так вся земля = собственность царя.

Т е частная собственность на землю была на Древнем Востоке, но не в современном понимании (с существенными ограничениями).

 

Служебное пользование (служебное держание) воина. Воин за службу получал землю от царя, но он не мог продать его.

Обязательственное право

· Обязательственное право – совокупность правовых норм, регулирующих такие общественные отношения в области гражданского права, в котором одно лицо (лица) является кредитором, а второе лицо (лица) является должником. Кредитор – лицо, у которого есть право что либо требовать от должника; должник – лицо, обязанное исполнить требования в пользу кредитора или третьего лица.

Основания возникновения обязательственного правоотношения:

· Договор (соглашение сторон)

· Деликт (гражданское правонарушение. Причинение имущественное или личного вреда).

· Иные

Вавилон – мощный торговый центр. Были профессиональные торговцы, купцы, ростовщики – тамкары. Они образовывали корпорации.

С тамкарами связан один из древнейших договоров – договор займа. ЗХ оч сильно контролируют ростовщичество:

· Существует максимальная ставка процента (20% для денег; 30% зерна. Превышение ставки означало потерю долга)

· При каждой сделке присутствует государственный контролер

· Ограничение срока долговой кабалы – 3 года (какой бы долг не был). Раз в 5 лет издавались «указы справедливости» (мишарум), по которым освобождались долговые рабы

Особенностью была личная ответственность должника за займ. Не расплатился – идешь в рабство. Многие виды договоров ЗХ заключались в письменной форме: составлялась глиняная табличка, на которой вписывался текст, и она обжигалась. Они хранились в храме, если стороны расторгали – табличка разбивалась

· Обилие табличек свидетельствует о высоком уровне грамотности (глянуть ргелуирование купли-продажи и)

Правовое положение насеение по ЗХ

Типичное древневосточное общество:

Обилие социальных групп. Правовой статус зависит от принадлежности к группе. Группы:

· авилум (человек, сын человека) - любой полноправный человек (авилумами являются тамкары, воины, жрецы). Есть другой подход – царские служащие и все свободные общинники

· мушкенум – свободный, но неполноправный человек. Личность и здоровье мушкенумов ценилось меньше (если авилум выбьет глаз мушкенуму, то авилум должен был только запалатить деньги). Но имущество мушкенумов защищалось как царское. Гипотезы возникновения: покоренное шумерское население; изгнанные из общины; пришлые.

· тамкар,

· воины (редум, баирум),

· жрецы и жрицы. В основном были жрицы. Они приносили обет бездетности, но они были единственными полностью полноправными жрицами.

· рабы

Судопроцесс по ЗХ. Процессуальные нормы

Примитивный судебный процесс. Для Древнего мира характерен обвинительный (состязательный) судебный процесс – первоначальная форма процесса в истории человечества (не имеет ничего общего с принципом состязательности). Принципы:

· Минимальная роль государства в судебном процессе. Инициатива исходит от сторон процесса (т е есть обвинитель(истец).

· Гражданское и уголовные дела рассматриваются одним судом. Все едино

· Нет стадий процесса

· Не обжалований

· Устный, гласный и открытый характер процесса.

· Используются примитивные док-ва: свидетельские показания, материальные улики, клятва богам, ордалии (божий суд: испытания водой). Ордалии являлись свидетельством высокой роли язычества; недостаточность способов получения доказательств.

Переодизация истории Древней Индии

1) Индский период (3 тыслетие до н э)

2) Ведийский период (середина 2-середина 1 до н э)

3) Буддийский период (5 -3 века до н э). Расцвет Древнеиндийской цивилизации. Создание империи маурьев

4) Классическая эпоха (2 в до н э – 5 в н э)

Индский период

Возникают протогосударства в районе реки Инд. Было около 400 поселений такого типа

Признаки государства:

· Территория

· Население

· Налоги

· Публичная власть – самый главный

· Суверенитет

Самыми крупными протогосударствами были Хараппа и Мохенджо-Даро.. Впоследствии их покинуло население: есть 2 мнения – климат изменился или торговые пути

Ведийский период

Он связан с арийским завоеванием Индостана. Влияние арийской культуры встречается только в Иране и в Индии. Считается что арии принесли индуизм в Индию, поэтому и ведийский период (веды – священные книги индуизма).

В это время протогосударства возникают в районе реки Ганг. Индусы считают, что в древних ведах отражена варно-кастовая система (в Ригведе есть упоминание следующих варн: брахманы, кшатрии, вайшии, шудры). Самая высшая каста – брахманы, кшатрии – воины и светская аристократия(правители), вайшии – крестьяне ремесленники торговцы, шудры – слуги

Варны – своеобразные сословия с религиозно-профессиональным аспектом. У индусов религиозная теория происхождения варн. Варны – части тела Бога:

· Брахманы – уста Бога Ману

· Кшатрии – плечи-руки Бога Ману

· Вайшии – ноги Бога Ману

· Шудры – ступни Бога Ману

Научная гипотеза возникновения варн связана с разделением труда и выделением замкнутой варны брахманов. В Индии запрещены межварновые браки; а межварновый ребенок становился изгоем.

Варна – в переводе цвет. Цвет энергии. Для Брахманов – белый, кшатрии – красный; вайшии – черный; шудры – желтый

Первые три варны – дваждырожденные, а шудры – единорожденные. Т е второе рождение – допуск к изучению священных вед.

В ведах содержаться ритуалы, жертвоприношения, заклинания.

В середине первого тысячелетия возникает система каст (помимо варн). Каста 0 более мелкая, узкая социальная группа, связывающая людей по происхождению и роду деятельности. На данный момент насчитывают 3000 каст.

Возникли касты внутри варн, но есть и вневарновые касты (касты неприкасаемых). Неприкасаемые – ритуально нечистые люди. Туда входят племена, люди занимающиеся ритуально-нечистой деятельностью, межварновые дети. Также сюда входят палачи

Рабство было патриархальным

Государственно-буддийский период

Происходит подчинение всех индийских государств империи Маурьев (примерно 317 год до н э). В это время была попытка попытка религиозной реформы. Царь Ашока пытался сделать буддизм гос религией. Но реформа не прошла

Присутствовала децентрализация и определенная слабость царской власти. Во главе государства наодится раджа (не обожествляется), обилие совещательных органов при царе свидетельствует также о полит слабости царя. Был, например, паришад (входили брахманы, действовал постоянно). А был раджасабха – периодический собираемый совещательный орган.

В состав империи Маурьев входили кшатрийские республики. Верховным органом был совет кшатриев.

180 год до н э – последний царь был убит военноначальником в результате заговора

Классическая эпоха

Полная децентрализация

Варно-кастовый вопрос в современной Индии

Для индуизма характерна идея реинкарнации и этический детерминизм (карма; абсолютно известно кто кем станет после смерти).

В Индии есть ашрамы – стадии жизни правоверного индуса (они только для мужчин):

Ученик (изучение вед)

Домохозяин

Отшельник. В определнную стадию надо забросить семью и посвятить религии

Странствующий аскет.

Дхарма – религиозный долг индуса. Он включает в себя соблюдение норм религии, морали и права. От дхармы зависит кем переродишься.

Карма – совокупность совершенных человеком поступков и последствий, определяющих характер его перерождения

1950 год – принятие текущей конституции Индии. Не отрицаются варны и касты, но запрещается дискриминация неприкасаемых каст.

 

Право древней Индии

Правовая система – система обычного права. Очень выскоое влияние индуизма, в которой главное понятия дхарма, карма,

Дхарма – сложное понятие, включающее в себя нормы морали, права, религии. Это объясняеет существование дхармашастр – специфических источников права. Шастра – в переводе учение. Возникают в результате толкования вед брахманами. Пишутся для обучения индусов. Не являются НПА, тк написаны трактатами. Нельзя назвать даже правовым, тк он более религиозный. Но тем не менее, на них ссылались в судах для решения.

Сложилось два направления дхармашастр:

Дхармасутры (сутра – нить. 5-3 в до н э). Гаутама, Апастамба и др. Чисто религиозные трактаты, совсем мало права (красной нитью проходит идея искупления греха, покаяния)

Поздние дхармашастры (3 в до н э – 5 в н э). В том числе законы Ману (2в до н э – 2в н э). Усилен правовой аспект. В них можно найти 18 поводов судебного разбирательства. Правоввая материя концентрируется в главах 7-9, это обосновывается тем, что правовой аспект является расширенным толкованием дхармы царя.

Характеристика законов Ману

Включает в себя около 2000 статей, написанных в стихотворной форме. Законы Ману на самом деле – дхармашастра Ману (Манусмрити); религиозно-правовой трактат.В

Красной нитью проходит варно-кастовое деление, накладываясь на все отрасли права.

В уголовном праве идет синтез греха и преступления; но есть грехи без уголовной санкции. Убийство брахмана нельзя искупить ничем. Чем выше варна – тем меньше наказание. К брахманам вообще не применяется смертная казнь; максимальная мера наказания: обритие головы и изгнание из данной местности. Но есть исключение: вина брахмана за кражу больше вины шудры в 64 раза.

В договорном праве:

При договоре займа процент зависит от варны заемщика. Брахманы не могли выступать займодавцами, тк это не соответствует его дхарме.

7 способов приобретения собственности:

Покупка - универсально

Дарение - универсально

Наследство - универсально

Исполнение работ – шудры, вайшии

Завоевание - кшатрии

Милостыня - брахманы

Ростовщичество – вайшии

В семейном праве категорически запрещены межварновые браки под угрозой религиозной кары (потомство становится неприкасаемыми). Резкое ограничение поводов для развода и то только для мужчин. Характерны браки несовершеннолетних. 8 форм заключения брака (первые 4 формы – правильные (преимущественно для брахманов); оставшиеся – для всех остальных варн).

Другой проблемой является обряд сати – самосожжение вдовы на погребальном костре мужа. Это считалось верхом добродетельности жены.

Семейное право входит в персонально-религиозную правовую систему (personal law). Оно сочетается с англо-саксонской

 

Также в Индии существует другой вид трактатов – артхашастры. Брахман Каутилья – советник царя империи Маурьев. Он отличается от дхармашастр тем, что является более светским правовым трактатом. Артха – в переводе выгода, польза

Он считается учением о двойной морали правителя. Также не считается НПА. Предвосхищает идею Макиавелли о том, что государь должен быть и «лисицой и львом». В период расцвета артхашастра стремилась к замене собой дхармашастре, но победили брахманы, и влияние артхашастр уменьшилось

НПА были указы царя

 


 

Государтсво и право Древнего Китая

Китай – основа дальневосточной цивилизации (Япония, Корея и тд). Для Китая нормой является централизация и развитый бюрократический аппарат с чертами восточной деспотии.

Сложилась интересная теория власти правителя – Теория небесного мандата.

В древности Китай пережил процесс феодализации и дефеодализации по европейскому образцу. Раннее разрушение общинного землепользования и общинного самоуправления.

В Китае религия не оказывала влияние на право, но мощное влияние оказывала идеология – конфуцианство и легизм (учение о праве). Характерна большая роль НПА в системе источников права; создаются династийные кодексы.

Периодизация

Названия идут по названиям правящих династий:

Шан/Инь – 18-12 в до н э. Протогосударство в районе реки Хуанхэ

Чжоу - 12-3 в до н э. Начало феодализации и дефеодализации. Первый период – Чуньцю (до 5 в до н э); второй – Чжаньго (5в до нэ – 3в н э).

Империя Цинь. Весь Китай объединяется в государство (221-202 до н э)

Империя Хань (202 до н э – 184 н э)

Шан/Инь

Протогосударство. Во главе стоял ди – вождь и жрец одновременно.

Наряду с вождем действуют народные собрания и советы старейшин. Массово происходят жертвоприношения (человеческие; рабы) для обеспечение культа Шанди.

Является конфедерацией племен. Можно представить в виде 3 зон: Шан(центральная зона) (правил сам ди); перомежуточная зона (родственники ди); внешняя зона (правители покоренных народов). Из внешней зоны шла дань; если было неповиновение – своершался карательный поход.

Но случилось восстание под руководством племени Чжоу. В результате наступил период Чжоу.

Период Чжоу

Считается что принесли Теорию небесного мандата. Правитель теперь звался ван; формируется культ правителя. Ван переводится как сын Неба, демонстрируя связь Неба и Земли

Небо в Китае – некая абстрактная философская категория; высшая добродетель, высшая мораль.

Теория небесного мандата держалась там до начала 20 века, до революции. Считалось, что Небо дает мандат на правление царю, но в определенный момент может и забрать его. Если были катаклизмы, неурожаи, считалось, что небо разгневалось.

Это определялось чиновничьим аппаратом. Они проводили определенные гадания на черепаших панцирях

В дангный период произошла феодализация и дефеодализация.

Феодализация

Сформировалась феодальная система. В результате реальная политическая власть перешла к аристократии. Произошла феодальная раздробленность: в конце концов стало 8 княжеств. Конце периода Чжоу – период Чжаньгоу (8 кнгяжеств боролись за власть).

Впоследствии началось опять формирование централизованного государства

Империя Цинь (221-202 г до нэ)

Отсюда пошло название «Китая» (sina – с латыни). Одно из 8 удельных княжеств было Цинь, но в середине 4 в до нэ там были проведены реформы Шан Яна. Шан Ян был последователем легизма (учения о законе; lex - legis).

Первая реформа – создание четкого административно-территориального деления. Уезды делились на 10 дворов, а те на 5 дворов. В пятидворках вводилась круговая порука за государственные преступления (все мужчины в этих поселениях четвертовались; женщины и старики продавались в рабство);

Вторая реформа – строительство дорог

Третья реформа – введение единства меры весов. Для развития торговли.

Четвертая - Разрешалась свободная купля-продажа земли.

Пятая - Отмена привелегий земельной аристократии. Должности теперь занимались независимо от происхождения и за заслуги; либо из-за денег.

Шестая реформа – вводилось жестокое уголвоне право с яркой карательной функцией

Седьмая – мобилизация населения и ведение агрессивной внешней политики.

В результате Цинь смогло подчинить себе весь Китай; правитель назывался Цинь –шихуанди. Это первый в истории человечества построения тоталитарного государства. Легизм стал официальной идеологией Китая.

Первого императора Цинь похоронили с терракотовой армией.

В системе управления были

Финансовое ведомство

Военное ведомство

Министерство двора (делами двора)

Военное министерство

Особое ведомство (государственный архив; политический сыск)

Империя Цинь пала в результате восстания Лю Бана (участвовали и простолюдины и аристократия). Последний император Цинь покончил жизнь самоубийством.

Лю Бан короновался как император

Империя Хань (202 до нэ-184 нэ)

Официальной идеологией стало ортодоксальное конфуцианство (конфуцианство+легизм)

Возвращались некие привилегии дворянства: при занятии должностей учитывалось происхождение; но необходимо было сдавать экзамен.

Выстраивается чинвничий материал: до 60 рангов чиновников

184 г н э – восстание желтых повязок. Государство временно распалось на части и заново собралось.

Для Китая нормой является централизация с большой ролью императора; традиционная правовая система (некоторые элементы собрались до сих пор; например нет гражданского кодекса, но развито уголовное право и уголовно-процессуальное право). Значительная роль НПА – создавались «династийные кодексы»

Конфуцианство

6-5 век до н э. Конфуций не занимал должностей. Родился в провинции Лу.

Учение Конфуция – учение о добродетели. Главный регулятор общественных отношений – норма морали («ли»; норма закона «фа»; легизм по китайски фа цзя).

Мораль шире, поэтому если человек будет соблюдать мораль, то и право будет. Жесткие наказания только для черни; аристократ должен совершить самоубийство, наказать сам себя.

Сяо – сыновняя почтительность ко всем старшим. Младшие почитают старших, а старшие заботятся о младших. Можно сказать, что Конфуций один из представитель патерналистской теории государства

Была идея гуманности наказаний – наказание должно перевоспитывать человека. Развитие музыки

Легизм

6-5 века до нэ. Основоположник неизвестен. В легизме идет опора на закон; закон может быть аморальным и равным для всех;

Наказание должно быть карающим. Главным считалось война и сельское хозяйство.

Ортодоксальное конфуцианство

Синтез конфуцианства и легизма. 555 году н э – Конфуций был канонизирован; культ Конфуция.

Норма закона должна была содержать в себе норму морали. Произошла гуманизация наказаний; не использовались четвертования и сверление головы. Произошла иерархичность наказаний в зависимости от статуса. Данная идеология определила разщвитие уголовного права. Институты уголовного права:

Тень – послабление или освобождение от уголовной ответственности для всех высших чиновников; чем выше ранг – тем больше тень. Уголовное наказание не применялось к 14- и 70+ летним; также послабление было для единственного сына старых родителей (влияние сяо)

Ядром уголовного Китайского права является 10 зол: самые тяжкие преступления с точки зрения их философии (ненавистные Небу); за них была неотвратимость наказания.

Китайцы не применяли наказания весной и летом – не казнили.(кроме 10 зол).

Список зол:

1. Умысел восстания против…(святотатство; разрушение могил предков)

2. Великое непокорство (покушение на императора; разрущение дворца императора)

3. Измена (шпионаж; сепаратизм)

4. Злостная страптивость (попытка убить родителей, бабушек дедушек; начальника)

5. Извращение (убийство 3 и более лиц; убийство с расчленением трупа; убийство с изготовлением ядов.

6. Великая непочтительность (оплошности в отношении императора; пересолили суп и тд)

7. Сыновняя непочтительность (чистое сяо; побои родителей или начальника; донос на родителей)

8. Вражда (побои и оскорбление своего мужа и родственников (боковых))

9. Нарушение долга (не ношение траура по умершим родственникам или мужу)

10. Внутренний хаос (противоестественные половые связи; гомосексуализм; кровесмешение; зоофилия)

В методичке ошибка – за все 10 зол не шла смертная казнь. Были разные виды наказаний за разные преступления.


 

Государство и право античной эпохи. Государство и право Древней Греции. Проблема античного полиса и эволюция государства Древних Афин

Древняя Греция – колыбель современной европейской цивилизации и современной демократии.

У античного государства была своя форма государства – античный полис (организация государства в виде полиса).

Полис – община-государство (а не город-государство). Политическим образом организованная гражданская община, в которой органы общинного самоуправления являются органами публичной власти.

Прямая демократия появляется именно здесь. Самым главным политическим органом является народное собрание, членами которого являются все полноправные мужчины после 18 лет. Оно не избирается!

Платон считал, что идеальным кол-вом граждан является 5040 человек (некое магическое число)

Признаки полиса:

Античная форма собственности на замелю (двуединая – смесь государственной и частной собственности). Запрещалось продавать землю иностранцам, государство контролировало сделки с землей. Наличие земельного владения считалось признаком гражданства.

Наличие института гражданства в современном смысле слова. Возникает универсальный субъект права – гражданин полиса (нет сословности). Существует наказание - лишение гражданства.

Жесткое деление на граждан и иностранцев (политическими правами не обладали).

Для развитых полисов характерно республиканская форма правления. Республики могли быть демократическими и аристократическими. Самой демократической республикой были Афины (народное собрание не избиралось + избрание всех остальных должностей; введение оплаты должностей). Примером аристократической республики является Спарта, Древний Рим (в Спарте и Риме влиял большую роль Совет Старейшин, который никогда не избирался; не было оплаты должностей)

Отсутствие бюрократии. Все потому что действовали принципы занятия должностей: выборности, срочности, отчетности, коллегиальности.

Организация армии. В полисе – народное ополчение, все полноправные граждане с 18 до 60 были военнообязанные. Дезертирство вело за собой лишение гражданских прав.

Территориальная ограниченность полиса. Полис может существоавать только в формате небольшого горда

Основа экономики – античное рабство

Своя «неписная конституция» - устойчивая политическая традиция

Этапы развития государственности в Древней Греции

Не существовало государство Древней Греции!

Первый этап – Гомеровская Греция (20-8 века до нэ).

В эьто время были государства, воспетые позже Гомером: Троя, Минойское царство (на Крите), Микены (на пилопанессе).

В это время во главе государства стояли цари (базилевсы), они избирались населением.

Второй период – Архаичсекая греция (8-6 века до нэ)

В большинстве полисов упрощдняется царская должность, власть переходит к родовой аристократии, возникают избирательные должности.

Данная эпоха называется Великой колонизацией

Возникает Аттика на пилопанессе

Третий период – расцвет полисного строя (6-4 в до нэ)

Эволюция государства Древних Афин

Был самым большим и развитым полисом. Считается, что возникло в результате синойкизма (слияния племен) в один народ (было 4 племени). Его возникновение связано с Тисеем

В 722 должность василевса упразднена и была учреждена должность архонта (глава государства на 10 лет; функции оставались теми же). Народное собрание экклессия; собрание старейшин ареопак.

Внутри Афин развивалось жесткое социальное расслоение между бедной (демос) и аристократией и антагонизм между ними. В этих условиях в 594 году архонтом избирается Солон.

Его реформы способствовали демократизации Афинского госурадства. Также реформаторами были Калисфен, Эфиальт, Перикл (они все были аристократами, но насаждали демократию).

Реформы Солона – социально-политическая революция.

Долговая реформа Солона – отмена долгового рабства. Отныне никакой гражданин Афин не мог оказаться в рабстве за долги. Экономиеская основа – в это время разработали серебряные рудники; т е деньги в Афинах были.

Цензовая реформа – Граждане были разделены на 4 имущественных разряда. По имущественным разрядам формирутся органы власти:

Архонты могли быть только первого разряда

С первого по третий разряд формируются иные гос органы. Были созданы совет 400 и гелиэя

4 разряд представлен только в народном собрании

Гелиэя – избираемый суд, в составе было 5000 человек. Считался верховным судом.

Реформы Клисфена (509 г до нэ)

Его называет отцом афинской демократии. При Клисфене на смену имущественному пришел территориальный принцип организации власти. Государство делилось на 10 фил; каждая фила включала в себя 3 части – городскую, сельскую, прибрежную. Все гос органы избираются по фила, независимо от имущественного состояния.

Закон об остракизме – (остракизм – суд глиняных черепков) процедура, происходившая в народном собрании; тайное голосование граждан: каждый гражданин должен был написать им лица, опасного для Афинской демократии; если за него голосовало больше 6 тысяч – его изгоняли на 10 лет без лишения имущества. Впоследствии была принята поправка, где установлены территории, куда можно было изгоняться. Клисфен ввел остракизм, чтобы избавиться от противника.

Тиран – лицо, пришедшее к власти нелегитимным путем, узурпировав власть.

Эфиальт

Эфиальт был лидером демократической группировки народного собрания (тип партии). Выступали за усиление роли народного собрания.

Сумел провести закон в народном собрании об ограничении роли ареопага (462). По нему ареопаг потерял законодательные полномочия, ограничились судебные полномочия; полномочия перешли к гелиэии и совету 500. Он был убит в 461 году.

После эфиальта лидером демократической группировки становится Перикл

Перикл

Перикл был стратегом (военачальник с 467 по 422) и демагогом. При Перикле происходит расцвет Афинского полиса.

При Перикле начинается строиться Акрополь, для постройки использовались только местные мастера

Строится флот. Участвуют граждане

При Перикле Афинское государство становится великим работодателем

Вводилась бесплатная раздача хлеба бедноте и бесплатный вход на праздники.

Времена Перикла – умелое сочетание демократии и диктатуры.

Деньги достигались за счет геополитического лидерства на фоне побед над Персией. Афины выступают своеобразным паразитом над остальными полисами: Афины возглавляли Делосский морской союз для борьбы с Персией, своеобразная конфедерация; казна находилась на острове Делос. При Перикле казна переехала в Афины; в Афинах им ведало народное собрание.

Это проитвело к Пелопанесской войне (431-401 до нэ). Все полисы выстпули против Афин, и ее они проиграли.

Механизм Афинской демократии в 5 веке



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: