Единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций.




Обучение в процессе производительного труда.

Самостоятельность. Сознательность и активность

Доступность и посильность.

Наглядность обучении.

Систематичность и последовательность в формировании умений и навыков.

Прочность усвоения студентами знаний, формирование умений и навыков.

16.2

Управленческие решения являются результатом труда работников управления. Под управленческим решением понимают социально-экономический акт деятельности управляющего субъекта, содержащий выбор желаемой цели в данной конкретной сфере хозяйственной деятельности, определяющий программу выполнения работ, устанавливающий методы, способы и условия достижения поставленной цели перед управляемым субъектом. Управленческое решения предполагает выбор из нескольких альтернативных вариантов решений одного, наиболее предпочтительного, по мнению принимающего решение.

К управленческому решению предъявляются следующие требования:

1. Всесторонняя обоснованность. Управленческое решение – это творческий процесс деятельности управляющего субъекта, основывающийся на познании конкретной ситуации – комплекса внешних и внутренних факторов, в условиях которых принимается решение и учёт которых необходим для обеспечения его эффективности.

2. Конкретность управленческого решения, которая должна быть реализована по целям, методам, способам реализации; во времени; в пространстве; по направленности исполнения.

3. Правомерность, предполагающая соблюдение субъектом принятия решения действующего законодательства и предела полномочий, которые предоставлены ему высшим уровнем управления.

4. Подчиненность главной цели. Такая подчинённость необходима для осуществления последовательной, непротиворечивой управленческой деятельности. Предполагает необходимость согласования решения с решениями вышестоящего уровня управления и ранее принятыми решениями.

5. Своевременность. Реализация данного требования означает, что решение не отстаёт и не опережает потребности и задачи управления в организации.

6. Ответственность. Субъект принятия решения должен отвечать за своевременность принятия, обоснованность и контроль исполнения; исполнитель - за четкость и полноту выполнения.

Управленческие решения классифицируются по ряду критериев (табл. 1).

Таблица 1 - Классификация управленческих решений (фрагмент)

Основные критерии классификации Виды управленческих решений
1. По срокам действия Перспективные, текущие, оперативные
2. Масштаб действия Глобальные (охватывающие всю организацию), локализованные
3. Уровень охвата проблем Комплексные, отраслевые, частные
4. Способы обоснования и принятия Интуитивные, основанные на инсайде, основанные на суждениях, рациональные
5. Условия принятия Структоризованные (очевидные), слабострукторизованные (вероятностные), неструкторизованные (поисковые)
6. Способы воздействия Прямые, косвенные
7. Уровень воздействия Многоуровневые, одноуровневые
8. Форма отображения Письменные, устные
9. Функциональная направленность Планово-экономические, финансовые, технологические, организационно-экономические, административные, др.
10. Степень обязательности выполнения Директивные, рекомендательные, ориентирующие

17.1

Правовая норма — важный и необходимый инструмент управ­ленческой деятельности.В «Советском энциклопедическом словаре» термин «норма» трактуется как узаконенное установление, признанный обязатель­ным порядок, построение чего-нибудь, а «право» — как совокуп­ность общеобязательных правил (норм), установленных или санк­ционированных государством.Г. Гейне писал: «Не быть подчиненным никакому закону — значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя» [56]. Опора на право и нравственность — одно из важнейших усло­вий обеспечения безопасности учащихся и педагогов в образова­тельном учреждении.

Каким же должно быть нормативно-правовое обеспечение функ­ционирования и развития образовательного учреждения? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим нормативно-правовое обес­печение образования с позиций системного подхода на федераль­ном, региональном, муниципальном уровнях и на уровне образо- вательного учреждения. На рис. 13 графически представлена сис­тема нормативно-правового обеспечения образования в РФ.

Смысл, содержание и применение любых нормативно-право­вых актов прежде всего определяются правами и свободами чело­века и гражданина, установленными главным законом страны — Конституцией. Поэтому системообразующим компонентом в сис­теме выступают права и обязанности граждан, декларированные в Конституции РФ, на основе которой действует существующее ныне законодательство страны.

При осуществлении образовательной деятельности важную роль играют законы РФ «Об образовании», трудовое законодательство, законы о предпринимательской деятельности, законы, включен­ные в «Гражданский кодекс Российской Федерации», а также за­коны, в той или иной степени связанные с административным и уголовным правом.

К нормативным документам Министерства образования РФ от­носятся постановления Коллегии Министерства образования РФ, приказы, инструктивно-методические письма, инструкции, по­ложения по различным сферам образовательной деятельности. Эти документы регулируют образовательную деятельность на основе Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании» и направлены на нормативно-правовое обеспечение образования в рамках единого образовательного пространства страны.

Рис. 13. Система нормативно-правового обеспечения образования в Российской Федерации

Нормотворческая деятельность на федеральном уровне опирается на федеральные нормы, а структура совокупности нормативных документов повторяет федеральную: постановления регионального органа Управления образованием, приказы, инструктивно-мето­дические письма, инструкции, положения. Эти нормативы обес­печивают функционирование региональной системы образования в рамках единого образовательного пространства страны с учетом национально-региональных особенностей субъекта РФ.

На муниципальном уровне на основе полученных федеральных и региональных нормативных документов издаются постановления муниципального органа управления образованием, приказы его руководителя, методические письма и инструкции, положения по различным вопросам образовательной деятельности, учитыва­ющие ее местную специфику.

Говоря о нормотворческой деятельности на уровне общеобразо­вательного учреждения, следует отметить очевидный приоритет федеральных, региональных, муниципальных нормативов над внутришкольными нормами, поэтому в своем нормотворчестве образовательное учреждение в обязательном порядке учитывает нормативные требования всех вышестоящих уровней.

Основными нормативными документами, обеспечивающими функционирование образовательного учреждения, являются:

- Устав муниципального образовательного учреждения;

- локальные акты, обеспечивающие его функционирование (в их число могут включаться такие документы, как положение о данном образовательном учреждении, положение о доплатах и надбавках, стимулирующих деятельность работников, положения о различных структурных подразделениях школы и др.);

- приказы директора, различные инструкции, разработанные администрацией (например, правила внутреннего трудового рас­порядка, описания должностных обязанностей работников и т.д.).

Кроме того, Закон РФ «Об образовании» (ст. 2) включает в компетенцию образовательного учреждения не только выбор, но и разработку и нормативное утверждение образовательных про­грамм, учебных планов, программ некоторых вновь вводимых в данной школе учебных предметов.

Эти полномочия конкретизируют объявленный принцип авто­номности образовательных учреждений (ст. 2).

Следует особо отметить, что возросшая компетенция, обеспе­ченная реализацией принципа автономности, означает повыше­ние ответственности руководителя за результаты и последствия деятельности, осуществляемой образовательным учреждением. В данном случае образовательное учреждение в установленном за­конодательством РФ порядке несет ответственность:

-за невыполнение функций, отнесенных к ее компетенции;

-за неполную реализацию образовательных программ; -за качество образования своих выпускников;

-за нарушение прав и свобод учащихся, воспитанников и ра­ботников образовательного учреждения;

- за жизнь и здоровье учащихся и работников во время образо­вательного процесса.

Помимо нормативных документов федерального, региональ­ного и муниципального уровня для осуществления нормотвор-ческой деятельности образовательного учреждения оказываются важными и некоторые международные нормативные документы, например Международная Конвенция о правах ребенка, приня­тая 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 5 декабря 1989 г. и ратифицированная Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. Этот документ помимо Конституции РФ должен использоваться при разработке образовательным учреждением прав и обязанностей ребенка в образовательном процессе. В данной Конвенции предус­мотрены современные направления светского воспитания, кото­рые могут быть учтены при разработке инновационных образо­вательных проектов.

17.2

Педагогические категории – основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения.Выделяют следующие основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание. Но, стоит понимать, что в зависимости от исторического периода, той или иной теоретической концепции в эти понятия вкладывалось разное содержание.

Образование — это и процесс, и результат усвоения человеком опыта, накопленного обществом в ходе исторического развития. Цели образования заключаются во внесении желательных изменений в опыт, понимание (образ мышления) и поведение (образ жизни) учеников. Таким образом, в образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей.

Освоение системы ценностей, знаний, умений и навыков, соответствующих интересам индивида и общественным ожиданиям, накопление опыта эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, к другим людям дают человеку возможность, с одной стороны, самосовершенствоваться, развивать свою психику и внутренний мир, а с другой — поддерживать взаимовыгодные отношения с социальной средой.

При этом главным является не объем знаний («обучен, но не образован»), а соединение знаний с личными качествами человека, умением самостоятельно знаниями распоряжаться. Все содержание образования наполнено познавательно-теоретическими, эстетическими, социальными, экономическими, политическими, гедонистическими, религиозными ценностями и отношениями. Под влиянием образования структура ценностей и отношений у человека изменяется. Это происходит в результате того, что человек усваивает критерии и пути выбора из широкого диапазона ситуаций и проблем, в том числе весьма отдаленных от его конкретного опыта, эмоционально для себя приемлемых. Складываются определенные нормы отношения к природе, людям и к самому себе.

Исторически первой формой образования, обеспечивающей сохранение и продолжение культурных завоеваний общества, является ученичество. Оно формирует основу для создания материальных и культурных ценностей, сбора, хранения, обработки и передачи информации, рациональной организации всех сфер производственной деятельности, бытового и культурного обслуживания, обеспечения обороноспособности государства. Без ученичества немыслимо ни освоение искусства: изобразительного, театрального, музыкального и т.п., ни развитие науки с обязательными для нее научными школами.

В зависимости от того, какие способности развиваются в процессе образования, принято различать образование общее и специальное (профессиональное). Общее образование обеспечивает человеку широкий кругозор и выводит его за границы узкой специальности. Багаж универсальных знаний помогает личности адаптироваться к новым ситуациям в науке и практике.

Образование, будучи социально обусловленной системой, включает в свою структуру: учебно-воспитательные учреждения, социальные общности (педагоги и обучающиеся) и учебный процесс как вид деятельности.

Обучение — это целенаправленный процесс формирования и развития у людей знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Обучение обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. Главными механизмами освоения содержания в процессе обучения является целенаправленно организованная в специальных формах взаимодействия совместная деятельность детей и взрослых, их содержательное познавательное общение.

Способность обучаться принадлежит к числу фундаментальных свойств всех живых систем.

В качестве основной категории педагогики обучение рассматривается как:

• процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта посредством организации усвоения учащимися научных знаний и способов деятельности. Процесс обучения имеет две составляющие: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика);

• совместная целенаправленная деятельность преподавателя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие учащегося, его образование и воспитание. По мере социального развития обучение становится отдельным, специфическим видом общественной деятельности, превращается в средство передачи социального опыта. В единстве деятельности «преподавание — учение» заключается основная функция обучения;

• педагогически обоснованные формы общения и взаимодействия преподавателя и учащихся, направленные на достижение целей образования. В элементарной форме отношение проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика. В системе дидактических отношений ученик выступает как объект преподавания и как субъект учения. Управляющая роль в этом взаимодействии принадлежит учителю.

Обучение зависит от конкретных исторических условий. Различные эпохи и цивилизации оставляют свой отпечаток на его организации: отборе содержания материала для различных социальных групп, методах идеологической обработки и манипуляции сознанием. В условиях непрерывного образования прямое педагогическое руководство заменяется опосредованным, учение все более принимает форму самообразования. Содержательная и процессуальная стороны обучения находятся в единстве и влияют друг на друга. Объем и структура содержания образования должны соответствовать закономерностям и принципам обучения, условиям, в которых оно протекает, возможностям и особенностям формирующейся личности учащихся.

Основная функция обучения социальная: усвоение необходимых для жизни и деятельности знаний, умений, навыков. Второй функцией обучения является формирование мировоззрения. Оно формируется у детей и взрослых постепенно, по мере обобщения знаний, позволяющих судить об окружающем мире. Неразрывно связана с двумя предыдущими функция развития личности и самостоятельного мышления. Развитие человека есть количественный и качественный рост его физических, физиологических и психических характеристик, среди которых выделяются, прежде всего, интеллектуальные. Функция подготовки к непрерывному образованию ориентирует человека на активное участие в общественных отношениях. Функция креативности нацеливает личность на непрерывное и разностороннее развитие.

Существуют различные системы организации обучения: индивидуальная, классно-урочная, лекционно-семинарская, предметно-курсовая и др. Каждая из них использует свои организационные формы обучения, способствуя созданию специфических условий обучения, воспитания и развития.

Воспитание — одно из тех многозначных понятий, которые существенно зависят от конкретных исторических условий развития общества. Воспитание рассматривают как общественное явление, особый вид деятельности, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие.

18.1

Современный менеджмент (от англ. management – управление, организация), как специфический вид управленческой деятельности, строится на понятных общечеловеческих принципах объединения людей, способных к совместным действиям; взаимодействием членов коллектива вокруг решения общих целей и задач для развития и удовлетворения потребностей человека; воспитание коммуникативности и чувства личной ответственности; применение единых подходов к оценке возможности будущего функционирования и личной деятельности; оценкой коллективом своих главных результатов во внешней среде.

Объектом управленческой деятельности в системе образования являются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые, социальные условия, а целью – эффективное использование имеющегося в образовательной системе потенциала, повышение его эффективности.

Субъектами управления системой образования выступает Министерство науки и образования Российской Федерации, управления образованием (департаменты образования) края, области или города. Профессиональное образовательное учреждение как сложная динамическая система выступает объектом внутриучрежденческого управления. Можно говорить об управлении профессиональным образовательным учреждением и его отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы учебного заведения. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система теоретического обучения, система практического обучения, система воспитательной работы. Частные случаи управления отдельными подсистемами учебного заведения составляют сущность и содержание внутриучрежденческого управления.

Для реализации и обеспечения управленческих функций создаются системы управления образованием. В рамках каждой из них возможно рассмотрение как взаимосвязанных или как относительно самостоятельных компонентов человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и др.

Управление образованием специфично на различных иерархических уровнях: общегосударственном (федеральном), региональном, муниципальном (местном) и на уровне образовательного учреждения, формируются и органы управления образованием - государственные, общественные, смешанные.

В 50-70 гг. прошедшего столетия в странах Западной Европы и США возникли новые подходы к построению руководства социальными системами. Их можно разделить на три группы: рационалистические теории - основным условием эффективной деятельности считают ее легкую регламентацию, жесткий контроль за исполнением и стимулирование продуктивной работы в интересах минимизации субъективных факторов; поведенческие теории - в центр внимания ставят индивидуальные мотивы участников совместной деятельности, межличностные и межгосударственные интересы, формирование благоприятных человеческих отношений; системные теории - стремятся охватить всю совокупность проблем управления образованием на различных уровнях, преодолеть ограниченность рационалистических и поведенческих теорий.

В России теория управления образованием развивалась как школоведение. Первые советские документы о школе предусматривали децентрализацию управления школой, ученическое самоуправление, широкое участие общественных организаций в деле просвещения. Однако с середины 20-х гг. прошедшего столетия внутреннее управление школой стало жестко регламентироваться, а в начале 30-х гг. Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) фактически превратился в орган исполнения партийных директив. На протяжении свыше 50 лет преобладала иерархическая структура управления образованием (Министерства, комитеты, управления, отделы), теоретической основой которой были принципы административного управления. К справедливости ради нужно отметить, что систему образования Советского Союза и ее управление перенимали все социалистические страны, а также признавали и капиталистические государства.

Законом Российской Федерации об образовании разграничена компетенция органов управления различных уровней, создана правовая основа для децентрализованной системы управления образованием. К компетенции государственных органов управления образованием отнесены: разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования: разработка стандартов образовательных и установление эквивалентности документов об образовании; осуществление аккредитации, аттестации и лицензирования образовательных учреждений; установление порядка аттестации педагогических и руководящих кадров и требований к уровню образования специалистов, формирование структуры образования. Образовательно-воспитательные процессы включаются в объект управления внутри профессионального образовательного учреждения.

Выделяются разные подходы к управлению (или типы управления).

Существуют три типа управления, каждому из которых соответствуют три принципиально разных инструмента управления.

Первый это иерархия организации, где основное средство - воздействие на человека «сверху» (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.).

Второй –внутренняя культура деятельности, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

Третий –это рынок, т.е. равноправные отношения «по горизонтали», основанные на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

В реальных социальных и экономических системах все три компонента сосуществуют, и облик социально-экономической организации общества определяется тем, какому из названных компонентов принадлежит приоритет.

Общей тенденцией в управленческом стиле является демократизация. Она проявляется в стремлении к неформальным, демократичным, гибким способам и методам управления, в значительно большей мере основанным на сотрудничестве руководителя и подчиненного. Различные школы ученых-управленцев полагают, что в современных условиях руководитель должен меньше использовать систему власти в виде вертикальной иерархической пирамиды и больше ресурс развития горизонтальной организационной системы.

В процессе демократизации управления происходит делегирование части полномочий руководителя подчиненному. Делегирование является важной проблемой, поскольку децентрализация полномочий требует оптимального распределения как по вертикали, так и по горизонтали.

В теории управления выделяются следующие основные функции: анализ, планирование, организация, контроль. Эти функции управления можно рассматривать как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.

Расширение прав и свобод образовательных учреждении привело к ситуации, когда не Министерство и не районные органы управления образованием диктуют порядок их деятельности. Самой администрации и педагогическому коллективу приходится определять и проводить в жизнь политику своего образовательного учреждения. Такое положение дел требует от педагогических работников профессиональных образовательных учреждений знание системы управления образовательным учреждением. Что же дает на практике знание этой системы?

Во-первых, позволяет психологизировать процесс управления, создать атмосферу уважения, доверия и успеха для каждого члена коллектива образовательного учреждения.

Во-вторых, уйти от вертикального командно-административного стиля управления и перейти на горизонтальный, профессиональный стиль сотрудничества. Корпоративный стиль управления учитывает индивидуальные качества каждого человека и осуществляет личностно-ориентированный подход к его деятельности.

В-третьих, открывает возможность для развития каждой личности, которая опирается, прежде всего, на мотивационные ориентации педагогов.

В-четвертых, предоставляет возможность для формирования корпоративной культуры, которая создает психолого-педагогический комфорт всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием.

Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Государственный характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в Законе Российской Федерации «Об образовании».

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования, которая разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.

Федеральная программа является организационно-управленческим проектом, содержание которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными результатов проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования. Поэтому Программа содержит три основных раздела: аналитический, освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности, и организационный, определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности.

Государственный характер управления системой образования закреплен принципами государственной политики в области образования.

Государственный характер управления образованием проявляется также в соблюдении органами управления конституционных прав граждан России на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), ведомственные, республиканские, краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов.

Для современного состояния управления системой образования наиболее яркой чертой является процесс децентрализации, т.е. передачи ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредотачивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных проблем.

Основные признаки общественного управления. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители педагогического и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания положительного психологического климата в коллективах профессиональных образовательных учреждений.

Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления - Совета профессионального образовательного учреждения, который представляет общественные интересы во внутриучрежденском управлении. Совет создается в соответствии со ст. 35 «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями» Закона Российской Федерации «Об образовании» и на основе типового Положения об образовательном учреждении.

Высшим руководящим органом профессионального образовательного учреждения является конференция, которая имеет широкие полномочия.

Каждое профессиональное образовательное учреждение принимает на конференции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи и перспективы развития. Устав разрабатывается на основе типового Положения о профессиональном образовательном учреждении (НПО или СПО).

Как коллегиальный орган Совет профессионального образовательного учреждения утверждает основные направления развития, пути повышения качества учебно-воспитательного процесса, определяет концепцию профессионального образовательного учреждения. В период между конференциями Совет профессионального образовательного учреждения выступает в роли высшего руководящего органа и организует выполнение решений конференций.

Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений.

Разгосударствление системы образования означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата.

Диверсификация (разнообразие, разностороннее развитие) образовательных учреждений предполагает разностороннее развитие, расширение видов представляемых услуг, приобретение новых видов деятельности, одновременное развитие различных типов учебных заведений.

Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его Уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательного учреждения. Право же на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления на основании заключения экспертной комиссии. Экспертная комиссия по заявлению учредителя проводит свою работу в месячный срок.

18.2

Магистерская диссертация является итогом самостоятельной научно-исследовательской работы магистранта, связанной с решением конкретных теоретических и практических задач в конкретной сфере деятельности.

Содержание магистерской диссертации предусматривает:

v самостоятельную формулировку научной, научно-производственной, творческой или научно-методической проблемы;

v самостоятельный анализ методов исследований, применяемых при решении научно-исследовательской задачи, научный анализ и обобщение фактического материала, используемого в процессе исследования;

v получение принципиально новых результатов, имеющих теоретическое, прикладное или научно-методическое значение;

v апробацию полученных результатов и выводов в виде докладов на научных конференциях (не ниже уровня конференций молодых учёных) или подготовленных публикаций в научных журналах и сборниках.

В процессе подготовки и защиты выпускной работы (диссертации) магистрант должен продемонстрировать:

v способности к самостоятельному научному, творческому мышлению;

v владение методиками исследований, выполняемых в процессе работы;

v способность к научному анализу полученных результатов, разработке, выносимых на защиту положений и выводов, полученных в процессе работы;

v умение оценить возможности использования полученных результатов в научной, преподавательской и практической деятельности.

Требования к тематике, содержанию и структуре магистерской диссертации

Тематика магистерской диссертации должна касаться основных направлений модернизации системы образования, в первую очередь, математического, идей предпрофильного и профильного обучения математике, развивающего обучения математике, компетентностного и личностно-ориентированного подходов и обучению математике, проектирования и реализации методик обучения математике, построенных на основе информационно-коммуникационных технологий, развития в процессе обучения математике личностно значимых качеств (творческое мышление, познавательный интерес, пространственное мышление, логическое мышление, исследовательские компетенции, эвристические приемы, приемы поисково-исследовательской деятельности и др.).

Магистерская диссертация должна состоять из:

v введения, в котором обосновывается актуальность проблемы исследования, характеризуются объект, предмет, цель, гипотеза и частичные задачи исследования, указываются теоретико-методологические основы и методы исследования, определяются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, описывается проведенная апробация результатов исследования, их достоверность и обоснованность;

v основной части, разбитой на главы, параграфы, пункты (в основной части должны содержаться описание организации педагогического эксперимента по теме исследования и результаты его констатирующего, поискового и обучающего этапов);

v заключения, в котором подводятся итоги выполненной работы (формулируются основные результаты работы, свидетельствующие о том, что поставленные во введении задачи решены и цель исследования достигнута);

v библиографического списка использованной литературы (не менее ста источников, включая публикации автора магистерской диссертации; библиографический список литературы должен быть оформлен в соответствии с ГОСТом и содержать только те



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: