Внутренний дугообразный гребок.




Катамаран и техника его управления.

Одной из составляющих успешного прохождения водного туристского маршрута, особенно его порожистой части, является соответствующая техническая подготовка членов группы. Здесь будет рассмотрена техника управления четырехместным катамараном с канойной посадкой, которая может быть использована и для других надувных туристских судов.

Туристские гребные катамараны, как средство сплава, получили широкое распространение. И это не случайно, так как катамараны удачно сочетаются в себе многие положительные качества, необходимые для спортивного туристского путешествия. Это и паями вес, и возможность изготовить судно самим с заданными характеристиками. Это и высокие скоростные качества, и в то же время хоровая управляемость, и особенно большая остойчивость. Катамаран не имеет трюма и, следовательно, не затопляется водой. Катамаран - это довольно жёсткая и одновременно малоповреждаемая конструкция. И как следствие вышесказанного - это высокая проходимость препятствий катамараном.

Одной из составляющих успешного прохождения водного туристского маршрута, особенно его порожистой части, является соответствующая техническая подготовка членов группы. Здесь будет рассмотрена техника управления четырехместным катамараном с канойной посадкой, которая может быть использована и для других надувных туристских судов.

Данная техника может успешно применяется многими туристскими группами при прохождении сложных маршрутов, широко используется на соревнованиях туристов-водников, и на сегодняшний день является наиболее перспективной.

Существует несколько способов посадки на катамаране. Одним из наиболее распространенных способов является канойная посадка, которая находит всё большее число сторонников. Так, у гребцов при канойной посадке в работу включаются мышцы корпуса, все движения производится с большой амплитудой, заметно возрастает тяговое усилие и эффективность выполняемых гребков.

Для успешного управления катамараном необходимо правильно оборудовать посадочные места экипажа. Верхняя часть поплавка в местах посадки должна находиться не выше 50 см над уровнем воды, в противном случае гребцы будут находиться высоко над водой и управлять, как и грести на катамаране будет неудобно и неэффективно. Оптимальная высота посадки гребцов - 30 + 46 см от уровня воды.

Обычно посадочные места передних членов экипажа (будем их также называть 1-е номера, а кормовых - 2-е номера) начинаются у первого (носового) поперечного элемента каркаса. Для того, чтобы 1-е номера могли выполнять один из эффективных управляющих гребков, необходимо, чтобы расстояние от носовой оконечности баллона до первого поперечного элемента составляло 60 + 70 см. Для кормового посадочного места это не так важно, но аналогичное требование подходит для продольной центровки катамарана.

Рис. 1 Посадочное место гребца

Посадочное место (рис. 1) состоит из жестких упоров 1, центрального 2 и боковых 3 элементов, крепящихся к каркасу катамарана 4. На центральном элементе устанавливается сиденье 5. Такое посадочное место подгоняется индивидуально под каждого члена экипажа, поскольку концы упоров передвигаются по каркасу и центральному элементу, передвигается также и сиденье. Такое посадочное место обеспечивает надёжное и одновременно достаточно безопасное закрепление экипажа на катамаране. Это избавляет от необходимости, особенно в сложных местах заботиться об удержании на катамаране и дает возможность работать веслом.

Вёсла используются канойного типа, обязательно с Т-образной ручкой, без которой невозможно полноценное выполнение гребков. Высота весла выбирается в рост человека или ниже, до уровня плеч, в зависимости от высоты посадочного места до уровня воды и индивидуальных данных. Площадь лопасти должна составлять 9-10 дм2.

Рассмотрим кратко основные гребки, применяемые на катамаране.

Гребок вперёд.

Гребок делится на 4 фазы: качало гребка, проводка, конец гребка, безопорная фаза.

Начало гребка. Корпус наклонен вперед и слегка развернут во внутреннею сторону катамарана. Нижняя рука прямая, верхняя немного согнута и находится на уровне головы. Лопасть весла вынесена вперед и входит в воду примерно под углом в 70° (рис. 2).

Рис. 2

Проводка выполняется подъемом и обратным поворотом корпуса. При этом нижняя рука, прямая, тянет весло, верхняя рука в начальной фазе выпрямляется, толкая рукоять весла вперед. Проводка осуществляется по прямой, вдоль поплавка катамарана, главным образом, за счет мышц корпуса, а не рук. Нарастание силы гребка от начала к концу фазы должно происходить равномерно. В процессе проводки угол между веслом и плоскостью воды увеличивается до 90°. Проводка заканчивается на уровне гребца. Как раннее, так и позднее окончание проводки уменьшает эффективность гребка.

Конец гребка. Эта фаза следует за максимальным усилием гребца. Конец гребка выполняется подъёмом нижней руки, которая слегка сгибается в локтевом суставе, причем лопасть ребром выходит из воды почти перпендикулярно продольной оси поплавка катамарана (рис. 3). Одновременно с подъёмом весла гребец синхронным и маховым движением разворачивает корпус во внутреннюю сторону, бросая руки вперёд.

Рис. 3

Безопорная фаза служит для переноса весла к началу гребка, а также для отдыха гребца. Продолжая разворот корпуса и наклоняя его вперёдo гребец возвращается исходное положение, причём руки, двигаясь по инерции, приходят к началу гребка одновременно с корпусом. Во время выполнения безопорной фазы необходимо расслабить мышцы спины и рук.

Следующие гребки будем называть управляющими. Траектории движения лопасти по воде для гребков показаны на рис.

Подтяг.

Корпус гребца максимально наклонен и слегка развернут во внешнюю сторону, другими словами гребец вывешивается за борт. Нижняя рука почти выпрямлена, верхняя согнута в локте на 90°, находится на уровне головы, предплечья обеих рук параллельны плоскости воды. Весло максимально выносится в сторону на уровне гребца. Лопасть параллельна оси поплавка катамарана (рис. 4).

Рис. 4

Проводка весла производится подъёмом корпуса с одновременным сгибанием нижней и разгибанием верхней рук (рис. 5).

Рис. 5

Лопасть вёсла не перпендикулярна плоскости воды лишь в начальной фазе гребка.

Для повторения гребка весло возвращается в исходное положение двумя способами. В первом - весло кистями поворачивают на 90° и, не вынимая его из воды, ребром выносят к началу гребка. Во втором способе - весло движением нижней руки назад и вверх вынимают из воды и из этого положения возвращают к началу гребка. Гребок выполняется как передними, так и кормовыми членами экипажа.

Отброс кормы.

Корпус гребца максимально развернут и слегка наклонен во внешнюю сторону. Руки согнуты в локтях примерно на 90°. Верхняя рука находится на уровне пояса, нижняя - у основания бедра. Весло опускается в воду почти у кормовой оконечности поплавка. Гребок совершается тыльной стороной весла (рис. 6).

Рис. 6

Проводка весла осуществляется энергичным разворотом корпуса с выносом во внешнюю сторону и с частичным разгибанием нижней руки. Движение весла при этом происходит по дуге, максимально удаленной от баллона. Лопасть в течение всего гребка составляет с плоскостью воды угол, немного меньший 90°, что создает угол атаки, обеспечивающий опору гребцу во время движения весла.

Гребок заканчивается на уровне гребца или несколько раньше.

Отброс кормы является наиболее эффективным управляющим гребком, выполняемым кормовыми членами экипажа.

Внутренний дугообразный гребок.

Корпус гребца наклонен вперед и максимально развернут во внутреннюю сторону катамарана. Нижняя рука выпрямлена, верхняя - почти полностью согнута в локте и находится на уровне плеча. Лопасть весла перпендикулярна плоскости вода и находится у оконечности противоположного поплавка катамарана, либо между поплавков (рис. 7).

Рис. 7

Проводка весла начинается разворотом корпуса из крайне внутреннего в крайне внешнее положение (рис. 8).

Рис. 8

Корпус в течение всего гребка наклонен вперед. Весло движется практически по окружности вокруг носовой оконечности поплавка катамарана. Заканчивается гребок на уровне гребца или несколько раньше. Внутренний дугообразный гребок является одним из наиболее аффективных управляющих гребков, выполняемых носовыми членами экипажа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: