Сроки хранения каждого вида документов определены специальным Перечнем: 1 год, 5 лет, 75 лет, постоянно, до минования надобности, до замены новым (новыми). Большинство документов имеют срок хранения храниться 5 лет, ряд документов (годовые отчеты, документы о переоценке основных средств, паспорта сделок и др.) - постоянно. Срок хранения лицевых счетов работников - 75 лет. Отметки "до минования надобности" и "до замены новым (новыми)" означают, что эти документы имеют только практическое значение. По некоторым из этих документов срок хранения определяется самой организацией (но не может быть менее одного года), по другим - не менее 5 лет.
Для большинства документов исчисление срока их хранения производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством. По некоторым документам исчисление срока хранения, названного в графе 3 Перечня, осуществляется с определенного момента, указанного в графе "Примечание": например, по договорам о материальной ответственности - 5 лет после увольнения материально ответственного лица, сообщения (свидетельства) о постановке на учет в налоговых органах - 5 лет после снятия с учета и т.д. В статье 22 Закона № 125-ФЗ указаны сроки временного хранения отдельных видов архивных документов, включаемых в состав Архивного фонда Российской Федерации, отсутствующих в Перечне (проектной документации по капитальному строительству - 20 лет, технологической и конструкторской документации -20 лет, научной документации - 15 лет, кино- и фотодокументов - 5 лет и др.).Документы постоянного срока хранения обычно хранятся в организации до ее ликвидации. Примечания, приведенные в Перечне, комментируют и уточняют сроки хранения отдельных документов.
|
|
Например, примечание "При условии завершения проверки (ревизии). В случае возникновения споров, разногласий, следственных и судебных дел - сохраняются до вынесения окончательного решения" конкретизирует сроки хранения учетных регистров, документов об инвентаризации имущества и др.
На базе Перечня крупная организация, имеющая филиалы и составляющая специфические документы, не отраженные в Перечне, составляет, как правило, собственный перечень документов. В небольших и средних организациях целесообразно использовать типовой Перечень.
Вопрос 20
Экспертиза ценности документов
Экспертиза ценности документов - изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации.
Экспертиза ценности документов в организации на стадии делопроизводства проводится: при составлении номенклатуры дел; в процессе формирования дел и проверке правильности отнесения документов к делам; при подготовке дел к передаче в архив федерального органа исполнительной власти.
Для организации и проведения экспертизы ценности документов в организации создается постоянно действующая экспертная комиссия (ЭК).
Функции и права ЭК, а также организация ее работы определяются положением об ЭК, которое утверждаются руководителем организации и согласовывается с архивным учреждением (если организация входит в список источников комплектования архива)
|
|
Экспертиза ценности документов постоянного и временного хранения осуществляется ежегодно в структурных подразделениях организации непосредственно лицами, ответственными за ведение делопроизводства совместно с ЭК под непосредственным методическим руководством архива.
При проведении экспертизы ценности документов осуществляется отбор дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения для передачи в архив; отбор дел с временными сроками хранения и с пометкой "До минования надобности", подлежащих дальнейшему хранению в структурных подразделениях; выделение к уничтожению дел за предыдущие годы, сроки хранения которых истекли.
Отбор документов для постоянного хранения проводится на основании перечней документов с указанием сроков их хранения и номенклатуры дел организации путем полистного просмотра дел. В делах постоянного хранения подлежат изъятию дублетные экземпляры документов, черновики, неоформленные копии документов и не относящиеся к вопросу документы с временными сроками хранения.
По результатам экспертизы ценности документов составляются описи дел постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, а также акты о выделении дел к уничтожению.
Опись дела - архивный справочник, содержащий систематизированный перечень единиц хранения архивного фонда, коллекции и предназначенный для их учета и раскрытия содержания. Отдельная опись представляет собой перечень дел с самостоятельной валовой (порядковой) законченной нумерацией. Описи составляются отдельно на дела постоянного хранения; дела временного (свыше 10 лет) хранения; дела по личному составу; на дела временного (до 10 лет) хранения описи не составляются.
|
|
При составлении описи дел соблюдаются следующие требования: каждое дело вносится в опись под самостоятельным порядковым номером (если дело состоит из нескольких томов (частей), то каждый том (часть), в том числе сформированное в отдельный том приложение к делу, вносится в опись под самостоятельным номером; порядок нумерации дел в описи - валовый; графы описи заполняются в точном соответствии с теми сведениями, которые вынесены на обложку дела; при внесении в опись подряд дел с одинаковыми заголовками пишется полностью заголовок первого дела, а все остальные однородные дела обозначаются словами "то же", при этом другие сведения о делах вносятся в опись полностью (на каждом новом листе описи заголовок воспроизводится полностью); графа описи "примечание" используется для отметок о приеме дел, особенностях их физического состояния, о передаче дел другим структурным подразделениям со ссылкой на необходимый акт, о наличии копий и т.п.
В конце описи вслед за последней описательной статьей делается итоговая запись, в которой указывается (цифрами и прописью) количество дел, числящихся по описи, первый и последний номера дел по описи, а также оговариваются особенности нумерации дел в описи (литерные номера и пропущенные номера).
Отбор документов за соответствующий период к уничтожению и составление акта о выделении их к уничтожению производится после составления описей дел постоянного хранения за этот же период. Указанные описи и акты рассматриваются на заседании ЭК организации, затем утверждаются (согласовываются) с экспертно-проверочной комиссией архивного учреждения и утверждаются руководителем организации.
Вопрос 21
Архивное хранение документов и дел
Обеспечение сохранности документов
Дела кратковременного (до 10 лет), долговременного (свыше 10 лет) и постоянного срок хранения должны быть сохранены в организации:
до завершения установленного срока и выделения их к уничтожению;
до сдачи дел на государственное хранение;
до ликвидации организации.
|
|
В течение всего установленного срока хранения должны обеспечиваться не только учет документов, но и их физическая сохранность и использование.
Это предъявляет определенные требования к обработке самих дел и оборудованию архивохранилищ.
Документы архива подразделяются на документы общего и обособленного хранения, на бумажной и пленочной основе. В состав последних включают не только пленки для фото, видео- и фонозаписей, но и другие компьютерные носители информации, еще не оформившиеся в самостоятельную группу.
Электронные документы в архивах
Срок хранения документной информации на компьютерных носителях данных определяется на общих основаниях по соответствующим статьям перечней.
Согласно принципам архивного дела документ должен храниться на том носителе информации, на котором он был создан. Поэтому хранение офисных документов на компьютерных носителях не запрещено, но и не приветствуется в силу объективных причин.
До настоящего времени более надежного и дешевого, чем бумага (документ на бумаге уже есть, он бесплатен!), носителя с более универсальной и автономной системой записи и чтения информации пока в офисных технологиях не появилось.
Необходимо также помнить, что длительное хранение документов на нестабильных съемных носителях, например дискетах, требует частых, не реже чем полугодовых, проверок и перезаписи хранимой информации на новые носители в двух экземплярах. Длительное, т.е. свыше 10 лет хранение архивной информации на жестком диске компьютера также рискованно из-за возможных сбоев и вирусных атак.
В настоящее время единственно возможным носителем для записи архивируемых документов может считаться не перезаписываемый (документы править нельзя!) оптический диск (CDR), хотя в последнее время возросли претензии и к его качеству.
Постепенно практика подходит к тому, что все больше фирм признают целесообразным размещать на оптических дисках документы со сроками хранения только до 10 лет. А вот в качестве рабочей копии для каждодневного использования возможно создание электронных копий документов с более длительными сроками хранения, например личных дел сотрудников. Надежнее при этом сканировать и хранить документы в графическом формате для сохранения всех визуальных особенностей документов.
При значительном объеме документов на компьютерных носителях и документных баз данных, образовавшихся в процессе электронного документирования, для их хранения организуется самостоятельное или в составе действующего архива хранилище электронных документов.
Вопрос 22
Особенности организации работы с конфиденциальными документами
Конфиденциальное делопроизводство распространяется на документы, которые содержат в себе сведения, составляющие коммерческую и служебную тайну. Стоит упомянуть, что информация, составляющая коммерческую или служебную тайну, не существует сама по себе. Она отображается в различных носителях, которые могут ее сохранять, накапливать и передавать. И защита этих видов тайны в итоге сводится к защите ее носителей.
Документы, содержащие информацию, составляющие коммерческую и служебную тайну, принято называть конфиденциальными, а процесс их изготовления и организацию работы с ними — конфиденциальным делопроизводством.
Организация и технология конфиденциального делопроизводства не описана ни одним государственным нормативным актом – технологию обладатель такой информации должен определить самостоятельно.
Конфиденциальное делопроизводство определяется как деятельность, обеспечивающая документирование конфиденциальной информации, организацию работы с конфиденциальными документами и защиту содержащейся в них информации.
При этом под документированием информации понимается процесс подготовки и изготовления документов, под организацией работы с документами – их учет, размножение, прохождение, исполнение, отправление, уничтожение, режим хранения и обращения.
Помимо этого, важная составляющая конфиденциального делопроизводства - защита содержащейся в конфиденциальных документах информации. Конфиденциальная информация должна защищаться и от утраты, и от утечки.
Утечка конфиденциальной информации представляет собой неправомерный, т.е. неразрешенный выход такой информации за пределы защищаемой зоны или установленного круга лиц, имеющих право работать с ней, если этот выход привел к получению информации (ознакомлению с ней) лицами, не имеющими к ней санкционированного доступа.
Уязвимость документированной информации проявляется в различных формах:
• хищение носителя информации или отображенной в нем информации (кража);
• потеря носителя информации (утеря);
• несанкционированное уничтожение носителя информации или отображенной в нем информации (разрушение);
• искажение информации (несанкционированное изменение, несанкционированная модификация, подделка, фальсификация);
• блокирование информации;
• разглашение информации (распространение, раскрытие).
Конфиденциальное делопроизводство должно осуществлять решение двух задач:
1) документационное обеспечение всех видов конфиденциальной деятельности;
2) защита документированной информации, образующейся в процессе конфиденциальной деятельности.
Вопрос 23
Порядок организации документооборота и делопроизводства
2.1.1. Организация документооборота и делопроизводства в Суде представляет собой единую систему документационного обеспечения деятельности Суда, предназначенную для работы с процессуальными и иными документами, в том числе созданными в процессе судопроизводства в Суде (приложение 1).
2.1.2. Единая система документационного обеспечения деятельности Суда базируется на основе современных информационных технологий и программно-технических средств по подготовке и обработке документов.
Входящие и исходящие документы, а также внутренние (организационно-распорядительные) документы Суда учитываются и регистрируются в единой автоматизированной информационной системе Суда <*>.
2.1.3. Методическое руководство и контроль за соблюдением установленного порядка работы с документами в Суде осуществляется Управлением делами (документооборота и делопроизводства) Суда
2.1.4. Обеспечение функционирования и развития АИС, разработка предложений по внедрению современных информационных технологий и программно-технических средств в делопроизводство Суда осуществляется Управлением правовой информатизации Суда.
2.1.5. Ведение делопроизводства непосредственно в подразделениях Суда возлагается на работников подразделений Суда, ответственных за ведение делопроизводства в этих подразделениях.
Их обязанности и права определяются руководителями подразделений Суда по согласованию с управлением делами в должностных регламентах, которые утверждаются в установленном порядке.
2.1.6. Ведение секретного делопроизводства осуществляется Первым отделом Суда совместно с подразделениями Суда в установленном порядке.
Обработка секретной информации, разработка и изготовление секретных документов и их копий осуществляется на специальных (защищенных) технических средствах в режимных помещениях Суда.
2.1.7. Ответственность за организацию делопроизводства в подразделениях Суда и соблюдение требований настоящей Инструкции возлагается на руководителей подразделений Суда.
2.1.8. Работники аппарата Суда должны знать и соблюдать требования настоящей Инструкции.
По заявкам руководителей подразделений Суда (приложение 46) в Управлении делами и Управлении правовой информатизации Суда организуются и проводятся занятия с работниками аппарата Суда по ознакомлению с настоящей Инструкцией (приложение 7), программными и техническими средствами АИС.
2.1.9. С использованием АИС, состоящей из комплекса технологических подсистем, осуществляется:
- автоматизированный учет документов входящей корреспонденции в экспедиции общего отдела Управления делами <*>;
- автоматизированная регистрация судебных дел и процессуальных жалоб (представлений) и ведение судебного делопроизводства и судебной статистики в Отделе проверки судебных решений в порядке надзора, в секретариатах судебных составов судебных коллегий и некоторых подразделениях Суда;
- автоматизированная регистрация входящих документов непроцессуального характера, внутренних (организационно-распорядительных) документов Суда и ведение общего делопроизводства в подразделениях Суда;
- автоматизированная подготовка документов Суда в подразделениях Суда;
- автоматизированная регистрация исходящих документов Суда, ведение судебного и общего делопроизводства и судебной статистики в подразделениях Суда;
- автоматизированный учет исходящей корреспонденции Суда в экспедиции;
- автоматизированная подготовка и направление в Суд запросов в виде электронных документов, их регистрация и обработка, подготовка и отправка ответов на них в электронном виде по сети Интернет;
- наполнение и использование информации Банка данных судебных документов Суда;
- наполнение и использование информации Банка данных информации о деятельности Суда.
АИС позволяет создать в Суде единую базу данных с информацией:
- о всех входящих, внутренних и исходящих документах;
- о прохождении документов (поручениях Руководства Суда, исполнителях и ходе исполнения документов);
- о движении судебных дел, надзорных жалоб (представлений) и результатах их рассмотрения.
С использованием АИС имеется возможность знакомиться с электронными образами документов Суда, осуществлять автоматизированный поиск документов по различным критериям, оперативно получать справочную информацию в установленном объеме за определенный период, изготавливать копии документов, а также осуществлять контроль за прохождением и исполнением документов.
2.1.11. Работа в АИС основывается на принципе первоначального автоматизированного учета поступивших в Суд документов и последующей автоматизированной их регистрации в подразделениях Суда.
Для регистрации входящих, внутренних и исходящих документов в подразделениях Суда используются программные и технические средства АИС и при необходимости соответствующие журналы и книги учета и регистрации, утвержденные Сводной номенклатурой дел, нарядов и производств Суда.
2.2. Состав документов Суда
2.2.1. Состав документов Суда определяется компетенцией Суда и включает в себя:
а) судебные дела и решения Суда:
- судебные дела, рассматриваемые Судом в качестве суда первой инстанции;
- решения, определения и постановления Суда;
- иные документы, вынесенные в соответствии с процессуальным законодательством;
- постановления Президиума Суда;
- постановления Пленума Суда;
б) официальные документы (письма, телеграммы) Суда, в том числе сопроводительные документы и приложения к ним, за подписью должностных лиц Суда в соответствии с их полномочиями;
в) внутренние документы:
- организационно-распорядительные документы Суда (приказы, распоряжения Председателя Суда и первого заместителя Председателя Суда, распоряжения заместителей Председателя Суда);
- иные служебные документы, обусловленные необходимостью обеспечения служебной деятельности <*>
Штатное расписание, личные дела, регламенты, положения, правила, протоколы, представления, планы, служебные и объяснительные записки, справки, заявки, заявления, акты, отчеты, ведомости, накладные и др.
г) документы архивного фонда Суда, в том числе переданные на постоянное хранение в Государственный архив Российской Федерации.
Документы Суда совместно с другими документами могут формироваться в соответствующие дела, наряды и производства в зависимости от их принадлежности.
2.2.2. Право подписи документов Суда предоставляется должностным лицам Суда в соответствии с их полномочиями, установленными процессуальным законодательством, решениями Руководства Суда и положениями о подразделениях Суда.
Вопрос 24
Делопроизводство в органах прокуратуры РФ
Это деятельность, обеспечивающая совокупность работ по документированию и осуществлению документооборота в прокуратуре. Согласно Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (утверждена приказом Генерального прокурора РФ от 28 декабря 1998 г.) ответственность за организацию делопроизводства в городских и районных прокуратурах возлагается на прокуроров городов (районов), которые должны обеспечить изучение работниками Инструкции и осуществлять контроль за ее исполнением. Непосредственное ведение делопроизводства осуществляют специалисты (заведующие канцеляриями) и другие работники канцелярий. Все работники прокуратуры несут персональную ответственность за выполнение требований Инструкции в части, относящейся к кругу их служебных обязанностей.
От оперативности обработки и четкости движения документов зависит скорость получения информации, необходимой для принятия прокурорского или следственного решения. Поэтому необходимо уделять большое внимание рациональной организации документооборота, сократив до минимума сроки прохождения документов из канцелярии прокуратуры до конкретного исполнителя.
Вся документация делится на три документопотока:
1) входящие (поступающие) документы;
2) исходящие (отправляемые) документы;
3) внутренние документы.
Количество документов всех потоков за год составляет объем документооборота конкретной организации. В технологической цепочке обработки и движения документов можно выделить следующие этапы:
прием и первичная обработка документов
↓
предварительное рассмотрение и распределение документов
↓
регистрация
↓
рассмотрение документов прокурором
↓
контроль за исполнением
↓
информационно-справочная работа
↓
исполнение документов и отправка
↓
подшивка документов в дело
Вопрос 25
Организация делопроизводства нотариата
Понятие и основные правила ведения нотариального делопроизводства
В соответствии со ст. 9 Основ законодательства о нотариате нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Нотариальное делопроизводство разрабатывается на основе рекомендаций Единой государственной системы делопроизводства, требований стандартов на управленческую документацию.Нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с Правилами нотариального делопроизводства, утвержденными Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.В настоящий момент действует Инструкция по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР, утвержденная Приказом Министерства юстиции РСФСР от 19 августа 1976 г.
Все нотариальное делопроизводство можно разделить на три взаимосвязанные части:
1) делопроизводство в нотариальных конторах;
2) порядок ведения реестра регистрации нотариальных действий;
3) заполнение нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей (формы реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах).
Контроль за исполнением Правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Контроль за исполнением Правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции субъектов Российской Федерации, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, — органы юстиции совместно с нотариальными палатами. Такая организация контроля за нотариальным делопроизводством позволяет обеспечить единообразие его ведения, а также реестра регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах.
Делопроизводство нотариуса объединяет в себе следующие функции:
ведение документации по совершению различных нотариальных действий;
ведение организационно-распорядительной документации;
разбор жалоб, заявлений и писем от физических и юридических лиц, контроль за их рассмотрением;
составление номенклатур;
ведение канцелярии и архива нотариальной конторы.
Нотариус, не являясь юридическим лицом, имеет свою печать с изображением Государственного герба Российской Федерации. Наличие печати показывает, что нотариус является официальным лицом, совершающим от имени государства нотариальные действия.
На печати указываются фамилия и инициалы нотариуса, его местонахождение. Это необходимо для того, чтобы знать, кто из нотариусов совершил нотариальные действия, где его местонахождение, поскольку это является одним из оснований обжалования действий нотариуса в суд. Поскольку исковое заявление подается по месту нахождения ответчика, в этой связи необходимо точно знать, где находится нотариальная контора нотариуса.
Нотариус также после своего назначения изготавливает различные бланки, штампы и т.п. — все то, что облегчает его работу и бесспорно обеспечивает защиту изготовленных им документов.
За организацию ведения нотариального делопроизводства и работы с архивом несет ответственность нотариус, на которого эта обязанность возложена приказом органа юстиции. Нотариус, занимающийся частной практикой, лично отвечает за правильное ведение делопроизводства, заполнение нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей.
Делопроизводство нотариуса включает:
ведение документации, непосредственно связанной с совершением нотариальных действий;
организационно-распорядительную документацию;
работу с жалобами, заявлениями и иными письмами граждан и организаций и контроль за их рассмотрением;
составление номенклатур;
ведение архива нотариальной конторы.
Для учета документов и контроля за их исполнением в нотариальной конторе ведутся журналы входящей и исходящей корреспонденции. Контроль за сроками и качеством исполнения документов осуществляет нотариус.
При поступлении на входящих документах в правом нижнем углу первой страницы проставляется регистрационный штамп и дата поступления документа. Документы регистрируются, учитываются в журнале входящей корреспонденции. На входящем документе помимо даты поступления проставляется номер регистрации в журнале и номер дела (наряда), в котором документ будет подшит.
После регистрации входящий документ в день его поступления или на следующий день должен быть первично рассмотрен нотариусом, который должен решить вопрос о порядке и сроках исполнения. Входящий документ считается исполненным после решения всех поставленных в нем вопросов. На исполненном входящем документе проставляется отметка об исполнении и направлении его в дело. Отметка об исполнении располагается на нижнем поле первого листа документа, если нет места, то на его обороте.
Отметка об исполнении — это краткая справка об исполнении документа, которая содержит слова «в дело» и номер дела, в которое должен быть подшит исполненный документ.
Исходящие документы подлежат регистрации в журнале исходящей корреспонденции. Исходящий документ содержит порядковый номер по журналу исходящей корреспонденции, номер дела, в котором хранится копия исходящего документа. В соответствии со ст. 5 Основ нотариус отвечает за сохранность документов. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами. Такое изъятие документов возможно только с разрешения нотариуса и с обязательным составлением заверенной копии изъятого документа, протокола выписки или запроса суда.
Нотариусы выдают выписки из реестров для регистрации нотариальных действий по письменному заявлению физических или юридических лиц, в отношении которых совершены нотариальные действия, а также по их поручению или по письменному требованию суда, прокуратуры, органов следствия и дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами.
В случае утраты документов, экземпляры которых хранятся в делах нотариальной конторы или органа государственной власти, по письменным заявлениям граждан, законных представителей юридических лиц, от имени или по поручению которых совершались нотариальные действия, выдаются дубликаты утраченных документов.
Выдача дубликатов документов производится с соблюдением требований ст. ст. 5 и 50 Основ, а также соблюдением сохранения тайны совершения нотариальных действий.
Дубликат документа должен содержать весь текст удостоверенного или выданного документа.
Нотариусы также выдают дубликаты завещаний, поступивших на хранение от должностных лиц, имеющих право на удостоверение завещаний в соответствии с законодательством РФ. Дубликат завещания может быть выдан указанным в завещании наследникам лишь по предоставлении ими свидетельства смерти завещателя.
Вопрос 26
Электронный документооборот
Система электронного документооборота обязательно включает текущий электронный архив, который решает проблемы оперативного доступа к информации и наличия возможности одновременного использования документа несколькими сотрудниками. Такая форма организации хранения значительно снижает вероятность потери информации и повышает оперативность работы за счет сокращения времени поиска нужного документа. Хранение текстов документов в электронном виде позволяет реализовывать полнотекстовый поиск, что открывает принципиально новые возможности при ведении информационно-справочной работы, например, позволяет делать тематические подборки документов по их содержанию. Использование электронного архива избавляет от необходимости создавать фонд пользования архивных документов, так как по запросу в любой момент может быть выдана электронная копия документа.
С юридической точки зрения понятие электронного документооборота отличается от понятия электронного обмена данными. В основе первого лежит легитимность (процессуальная допустимость и доказательственная сила) электронных документов. Поэтому наряду с совершенствованием информационных технологий важную роль в процессе создания инфраструктуры электронного документооборота должна сыграть его законодательная поддержка, суть которой состоит в придании данным, создаваемым и передаваемым электронным способом, юридического статуса документа.
Основной функцией традиционного документа является удостоверение некоторой информации. При составлении и использовании документа присутствуют два аспекта: во-первых, некоторая информация, а во-вторых, - сам документ как материальная вещь, которую можно предъявить или передать. Наличие этой материальной вещи позволяет подтвердить истинность информации, содержащейся в документе. Возможно, для подтверждения истинности необходимо проделать некую процедуру - экспертизу по проверке подлинности документа.
Саму информацию, содержащуюся в документе, тоже можно разделить на две части. Первая часть - непосредственно содержание, вторая - вспомогательная информация, которая дает возможность установить его аутентичность (подлинность). К ней относятся реквизиты типа исходящего номера, подписей и печатей.
В состав информации, как содержательной, так и о носителе, могут входить и данные о времени, условиях и месте составления документа.
Необходимо также отметить, что в случае бумажного документа оригинал существует в ограниченном, известном заранее количестве экземпляров. Например, может быть указано, что договор совершен в трех экземплярах, имеющих равную силу. Любой дополнительный экземпляр явится копией, что в принципе может быть проверено путем проведения соответствующей экспертизы.
В ряде случаев существенно наличие именно оригинала документа. Например, продажа акции, выпущенной в документарной форме, вовсе не равносильна продаже копии ее сертификата, даже заверенной нотариально.
Таким образом, документ выполняет следующие функции:
фиксация некоторой (содержательной) информации;
фиксация лица, подписавшего документ;
фиксация условий составления документа;
доказательство в судебном разбирательстве;
функция оригинала, обеспечиваемая его уникальностью.
С точки зрения традиционного документооборота можно выделить две основные функции бумажного документа: информационную и доказательственную (т. е. возможность использовать его в качестве допустимого доказательства). Главной причиной, по которой именно бумажные документы выполняют эти функции, является то, что именно бумага была на протяжении многих столетий наиболее распространенным материальным носителем, используемым для передачи и хранения информации. В последние десятилетия ситуация резко изменилась, объемы передаваемых в электронном виде данных стремительно растут. Как отмечалось ранее, системы безбумажного документооборота получают все более широкое распространение в самых разных областях. В связи с этим важное значение приобретает определение правового статуса электронного документа - очерчивание областей, где возможно и допустимо его применение.
Документ - письменный акт установленной или общепринятой формы, составленный определенными и компетентными учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами, а также гражданами для изложения сведений о фактах или удостоверения фактов, имеющих юридическое значение, или для подтверждения прав и обязанностей.
Требования к документу, вытекающие из приведенного определения, можно разделить на три группы. Первая отражает информационную функцию документа: документом может быть не любая информация, зафиксированная на бумажном носителе, а только сведения определенного характера (это требование согласуется с приведенным ранее определением ЭДО). Вторая (требования к форме) группа - это, по существу, требования, обеспечивающие доказательственную функцию документа (реквизитами формы могут служить наличие печати и подписи определенного лица, персональные данные о лице, издавшем документ, а также требования к бумажному носителю, например, бумага с защитными знаками и т. п.). Третья группа (компетентность источника документа) как бы связывает первые две, придает юридическую значимость документу. Документ, изданный некомпетентным органом, подписанный не уполномоченным на то лицом либо анонимный, не может служить подтверждением изложенных в нем сведений о фактах, удостоверять факты или подтверждать права и обязанности.
Очевидно, легко обеспечить для данных, записанных в компьютерном формате, выполнение условий первой и третьей групп. Некоторые из требований к форме документа (например, соблюдение определенной последовательности изложения содержания и расположения текста) тоже могут быть соблюдены. Другие требования второй группы (наличие печати организации, собственноручной подписи лица, специальный тип бумаги) принципиально неприемлемы для электронных документов вследствие специфической природы компьютерных носителей информации.