Словарь основных понятий




Абулия – нарушение воли, частичное или полное отсутствие желаний и побуждений к деятельности.

Агнозия – нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного агнозии), возникающее при поражении вторичной мозговой коры; человек утрачивает способность к синтезу поступающей сенсорной информации.

Аграфия – отсутствие способности к письму при сохранном интеллекте и отсутствии расстройства ручных движений.

Аддикция, аддиктивное поведение – зависимое поведение. Аддиктивные расстройства расстройства зависимого поведения(вследствие употребления психоактивных веществ, расстройства привычек и влечений, расстройства приема пищи, зависимое расстройство личности, сексуальные аддикции, игровая зависимость, социально приемлемые формы зависимостей).

Акалькулия – нарушение способности счета при сохранной способности узнавать и писать цифры.

Алексия – отсутствие способности к чтению, неспособность овладеть процессом чтения.

Алекситимия– букв.:отсутствие слов для эмоций; специфические для больных с психосоматическими расстройствами трудности нахождения подходящих слов для описания собственных чувств, обеднение фантазии, тенденция к использованию действий в конфликтных и стрессовых ситуациях, трудности в проведении различий между собственными чувствами и телесными ощущениями.

Амнезия – отсутствие памяти, утрата способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания.

Амузия – отсутствие способности воспринимать, распознавать и воспроизводить музыкальные звуки.

Анорексия нервная – нарушение пищевого поведения, при котором наблюдается интенсивный страх перед набором веса в сочетании с отказом поддерживать свое питание на адекватном уровне, что сопровождается ошибочной жалобой на полноту, выраженное снижение веса, нарушение представления о собственном теле.

Апраксия – нарушение способности выполнять действия и системы действий, нарушение произвольных движений и действий с предметами.

Астения – физическая и психическая слабость, бессилие.

Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга и «ближайшей подкорки» левого полушария
(у правшей); представляет собой системное расстройство различных форм речевой деятельности. Афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата и элементарных форм слуха.

Болевое расстройство – самостоятельная форма соматоформных расстройств, при котором у человека наблюдаются разнообразные болевые симптомы в разных частях тела, не имеющие под собой объективных клинических оснований.

Болезнь – изменения состояния человека, которые являются результатом изменений в организме человека, на субъективном уровне определяемые как «плохое самочувствие» и приводящие к появлению у человека роли больного и соответствующих ролевых ожиданий по отношению к нему; понятие болезни используется для характеристики только тех состояний, которые уже не выглядят нормальными, а потому нуждаются в особом объяснении.

Булимия – нарушение пищевого поведения, при котором наблюдается повышенный аппетит, переедание, перемежающееся с приступами очищения от излишней пищи; эпизоды переедания, сопровождающиеся потерей контроля над чрезмерной едой, сочетаются с неадекватным поведением, направленным на предотвращение веса.

Внутренняя (аутопластическая) картина болезни – целостное отношение человека к своей болезни, установка по отношению к ней; ВКБ проявляется на четырех уровнях: сенсорный (чувственный), аффективный (эмоциональный), когнитивный, регулятивный (поведенческий). Понятие ВКБ позволяет объяснить отсутствие прямой связи между объективной и субъективной картиной болезни (объем и тяжесть патологического процесса не всегда прямо и адекватно соответствует субъективным ощущениям больного).

Внутренняя картина здоровья – здоровье как индивидуальная норма есть мера отклонения от физиологической, статистической и индивидуальной норм. ВКЗ – целостное представление о том, что является «здоровьем» для самого человека, «для-себя-знание» о здоровье, что значит «быть здоровым для меня самого» Человек считает себя больным лишь тогда, когда его переживания своего состояния не вписываются в содержание его ВКЗ.

Девиантное поведение – отклоняющееся поведение; поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и правилам поведения.

Дементивный синдром (см. деменция) – синдром как специфическое сочетание симптомов нарушений психических функций, возникающее при деменции: парциальный и мозаичный характер нарушения функций, сочетание сохранных и поврежденных функций, трудности приобретения нового опыта и ограничения в использовании имеющегося опыта.

Деменция – приобретенная умственная отсталость в результате действия вредностей на нервную систему в постнатальный период.

Диагностика (в клинической психологии) – процесс отнесения состояния человека к одной из нозологических групп, выявление болезней, симптомов и синдромов, то есть установление диагноза.

Зависимость – см.аддикция.

Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека; отсутствие болезни, отклонений в биологических структурах или процессах организма.

Здоровье психическое – состояние полного душевного благополучия, отсутствие психических заболеваний и расстройств; психически здоровый человек характеризуется возможностями адаптации, социализации и индивидуализации.

Здоровье психологическое – характеристика зрелой личности, способной устанавливать продуктивные отношения с самим собой и с другими людьми: позитивная установка по отношению к собственной личности, духовный рост и самореализация, интегрированность и цельность личности, автономия и самодостаточность, адекватность восприятия реальности, компетентность в преодолении требований окружающего мира.

Импульсивность – форма отклоняющегося поведения, при которой действия совершаются в связи с непреодолимыми влечениями, побуждениями, протекают насильственно, автоматизировано, не контролируются сознанием.

Инертность психических процессов – тугоподвижность психических процессов, предпочтение привычного способа выполнения задания, трудности принятия и усвоения другого способа, переключения с одного объекта на другой.

Интервенция (букв.вмешательство, внедрение) – наиболее общее обозначение коррекционного и реабилитационного процесса, направ-ленного на оказание помощи детям с отклонениями в развитии; акцентируется активный, наступательный характер воздействия.

Ипохондрическое расстройство – самостоятельная форма соматоформного расстройства, основным симптомом которого является фокусировка больного на идее о том, что он серьезно болен, и поэтому он предъявляет жалобы на возможное соматическое заболевание.

Искажение уровня обобщения – виднарушений процесса обобщения, при котором в суждениях больных в утрированной форме выражен «отлет» от конкретных связей, в их суждениях отражается лишь случайная сторона явлений, существенные отношения между предметами и явлениями во внимание не принимаются.

Классификация – разделение на группы в соответствии с заданными критериями; в специальной психологии: разделение детей с физическими и умственными недостатками на группы в соответствии с характером их развития, который обусловлен имеющимся дефектом.

Клиническая психология – отрасль психологии, изучающая весь комплекс психических явлений, возникающих в клинических условиях, то есть в условиях болезни человека.

Конверсионное расстройство – самостоятельная форма соматоформного расстройства, при котором у больного наблюдаются разнообразные симптомы телесного недуга, которые не имеют в своей основе органической патологии; телесные симптомы больного позволяют ему достичь состояния «вторичной выгоды», то есть обеспечения благовидного оправдания для устранения или избежания невыносимой стрессовой ситуации, активная манипуляция другими людьми путем демонстрации симптомов (конверсия, по З. Фрейду, перенос вытесненной сексуальной энергии на телесные органы как способ решения бессознательного конфликта).

Лабильность – нестойкость, неустойчивость, непостоянство, нестабильность функционирования, изменчивость, колебание тех или иных проявлений (напр., лабильность эмоций, лабильность мыслительных процессов).

Маниакально-депрессивный психоз (циклотимическое расстройство, биполярное аффективное расстройство) – эндогенное психическое заболевание, протекающее в виде аффективных фаз, разделенных светлыми промежутками, при этом происходит циклическая смена маниакальных (повышение активности и настроения) и депрессивных (снижение активности и настроения) фаз.

Медицинская психология (синоним – клиническая психология) – отрасль психологии, изучающая психологические особенности человека в ситуации болезни, психологические характеристики взаимодействия медицинского работника и пациента, психологические способы и средства повышения эффективности лечения. Применение знаний и методов психологии для решения медицинских проблем.

Мнестические нарушения – нарушения памяти.

Наследственные заболевания – заболевания, вызванные изменениями, происходящими на генетическом уровне, то есть в наследственном аппарате клетки.

Невроз – функциональное нервно-психическое заболевание, возникающее под влиянием психической травмы, психического перенапряжения. Термин в настоящее время не используется (см. соматоформные расстройства).

Неврозология раздел психиатрии и клинической психологии, изучающий неврозы и невротические расстройства (в наст. время – соматоформные расстройства).

Неврозоподобный – сходный с неврозом, похожий на невротическое.

Невротический – относящийся к неврозам.

Нейропсихология – отрасль психологической науки, которая изучает мозговые механизмы психических функций на материале локальных поражений головного мозга.

Нейродинамические расстройства – нарушения динамики мозговой деятельности, которые проявляются в снижении активности, повышенной истощаемости и отвлекаемости, трудностях концентрации внимания, переключения с одного вида деятельности (объекта) на другой.

Нозология – раздел патологии, изучающий сущность и характер течения отдельных болезней.

Норма (в философии): 1) средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; 2) узаконенное установление, обязательный порядок, строй чего-либо; в клинической психологии понятие нормы соотносится со здоровьем, а понятие ненормы – с болезнью.

Обсессивно-компульсивное расстройство – определяется возникновением нежелательных или навязчивых обсессивных мыслей или неприятных образов, сопровождающихся компульсивными (навязчивыми) действиями, призванными нейтрализовать обсессивные мысли и действия или предотвратить тяжелую ситуацию.

Олигофрения – полиэтиологическое заболевание, при котором с рождения наблюдается проявления ранней дизонтогении головного мозга с преимущественным недоразвитием и поражением мозговой коры, прежде всего лобной, приводящее к стойкому необратимому снижению психической деятельности, с преимущественным нарушением познавательной деятельности.

Паралич – полное отсутствие движений в отдельных движущихся органах.

Парез – частичное нарушение движений в отдельных двигательных органах.

Персеверация (двигательная, речевая, интеллектуальная) – навязчивое повторение одних и тех же действий, словесных выражений, мыслей, навязчивое использование одних и тех же способов выполнения действий.

Патогенетический – связанный с патогенезом, т.е. механизмом возникновения и развития болезни.

Патологический – отклонение от нормы, уродливая ненормальность.

Патопсихология – психологическая дисциплина, отрасль клинической психологии, изучающая закономерности психической деятельности у лиц с психическими нарушениями.

Полиморфный, полиморфизм, полиморфность – многообразие, многообразный, встречающийся в нескольких различных формах.

Преморбидный – предшествующий заболеванию, характерный для человека в период до возникновения его болезни.

Преморбидная личность – характеристика личности человека в период до начала его заболевания.

Прогрессирующая деменция – приобретенная умственная отсталость, при которой происходит постоянный распад психических функций, связанный напрямую с распадом нервной ткани головного мозга вследствие наследственных дегенеративных заболеваний нервной системы, тяжелых форм эпилепсии, шизофрении, опухолей и хронических воспалительных заболеваний мозга.

Профилактика – направление профессиональной деятельности специалиста (психолога, врача, педагога), цель которого – способствовать предупреждению отклонений в здоровье, развитии и поведении детей.

Психическое заболевание – заболевание, при котором нарушено отражение человеком окружающего мира, психическая деятельность человека в целом.

Психопатия – пограничное нервно-психическое расстройство, при котором наблюдается патологическое формирование личности в результате неправильного воспитания у лиц с наследственной предрасположенностью; тотальность психопатологических особенностей, аномалия характера человека, обусловленная врожденной неполноценностью нервной системы.

Психопатология – психическая патология, совокупность нарушений психической деятельности человека.

Психопатоподобный – сходный с психопатией, похожий на симптомы психопатии; к психопатоподобным расстройствам относятся психомоторная расторможенность, бестактность, раздражительность, грубость, повышение влечений, снижение критичности, патологические влечения, назойливость, импульсивность при формальной сохранности интеллекта.

Психотерапия – направление профессиональной деятельности психолога (или врача), (букв.) лечение при помощи психического воздействия на человека; комплексное воздействие на эмоции, суждения, самосознание и другие особенности личности.

Психосоматикаобозначение и акцентирование тесной связи психики и тела.

Психосоматические заболевания (психосоматозы) – заболевание телесной сферы человека, возникновение которого связано преимущественно с действием психологических факторов.

Психосоматическое расстройство – симптомы и синдромы нарушений соматической сферы (различных органов и систем), обусловленные индивидуально-психологическими особенностями человека и связанные со стереотипами его поведения, реакциями человека на стресс и способами переработки внутриличностного конфликта.

Разноплановость мышления нарушение целенаправленности мышления, при котором суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях, и мыслительный процесс лишается целенаправленности.

Реабилитация – 1) приобретение утраченных способностей в процессе роста и развития, а также в специально организованных условиях; 2) организованная система профессиональной деятельности, цель которой – способствовать приобретению утраченных способностей; комплекс мероприятий по восстановлению утраченных или ослабленных функций организма, возникших в результате заболевания, повреждения или функционального расстройства.

Резидуальный – остаточный, следствие остаточных поражений головного мозга различными вредностями.

Резонерство – нарушение целенаправленности мышления, при котором в речи больных отражаются их бредовые переживания, при этом грамматический строй речи остается сохранным.

Скачка идей – нарушение логического хода мышления, при котором поток мыслей и ассоциаций мешает сосредоточиться на выполнении задания, хотя больные правильно понимают задание и начинают выполнять его.

Снижение уровня обобщения – вид нарушений процесса обобщения, при котором в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, а оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами.

Созависимость – состояние, возникающее у членов семьи и других близких страдающего какой-либо формой аддикции; вызванная стрессом концентрация мысли на жизни другого человека, приводящая к нарушению адаптации; нарушение личности, основанное на необходимости контроля ситуации, на невнимании к своим собственным нуждам, слияние всех интересов созависимой личности с аддиктивным лицом.

Соматизированное расстройство – самостоятельная форма соматоформных расстройств, проявляющихся в многочисленных жалобах больного на физические недуги в течение длительного времени, не объяснимые данными о соматическом заболевании или травмами, которые приводят к врачебному вмешательству или значительному ухудшению качества жизни; у больного сочетаются болевые, гастроэнтерологические, сексуальные и псевдоневрологические симптомы.

Соматопсихология – раздел клинической психологии, изучающий психологические особенности больных соматическими заболеваниями.

Соматоформный – напоминающий по форме соматический симптом или синдром.

Соматический телесный, связанный с телом, в противоположность психическим явлениям.

Стресс – термин, который используется для объяснения обширного круга состояний человека, возникших в ответ на разнообразные экстремальные воздействия стрессора.

Стрессор – неблагоприятное, значительное по силе и продолжительности внешнее и внутреннее воздействие, ведущее к возникновению стрессовых ситуации.

Умственная отсталость – сборный термин для обозначения выраженного снижения интеллектуальных способностей у индивидов с различными заболеваниями нервной системы и анализаторов (см. также олигофрения, деменция).

Феноменология (клинические симптомы) – отдельные проявления болезни, отклонения в развитии или поведении; внешне наблюдаемые или субъективно фиксируемые на основе жалоб самого человека.

Церебральная недостаточность – нарушения работы мозга, которые носят общий характер и проявляются в повышении утомляемости, снижении работоспособности, двигательной расторможенности, сниженной способности к концентрации внимания, истощаемости психических процессов.

Церебрастения – мозговая слабость, астения в сочетании с головной болью, головокружением, ослабление памяти, повышенная истощаемость психической деятельности.

Шизофрения – эндогенное заболевание, разнородная группа расстройств, общими признаками которых являются грубое снижение уровня психосоциального функционирования, а разорванность мышления выступает как специфический признак.

Эпидемиология – 1) распространение болезней, расстройств или отклонений; 2) отрасль медицины, которая их изучает.

Эпилепсия – заболевание головного мозга, которое характеризуется периодически наступающими судорожными приступами, или припадками.

Этиология и условия возникновения – комплекс причин и факторов, которые приводят к возникновению болезни, патологии, расстройства.

 

 


[1] Свядощ, А.М. Неврозы : руководство для врачей / А.М. Свядощ. – М. : Медицина, 1997. – 448 с.

[2] Карсон, Р. Анормальная психология / Р. Карсон, Дж. Батчер, С. Минека. – 11-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 1167 с.

...





Читайте также:
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...
Технические характеристики АП«ОМЕГА»: Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором...
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.026 с.