Саморегуляция – произвольная регуляция своих индивидуально-личностных характеристик (текущего психического состояния, целей, мотивов, установок, поведения, системы ценностей и т.п.) как заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.
Три уровня регуляции:
• непроизвольное приспособление к среде (поддержание постоянства кровяного давления, температуры тела, выброс адреналина при стрессе, адаптация зрения к темноте и др.);
• установки, обусловливающие слабо осознаваемую или неосознаваемую готовность индивида действовать определенным образом посредством навыков, привычек и опыта при предвосхищении им той или иной ситуации;
• произвольная регуляция (саморегуляция) своих индивидуально-личностных характеристик (текущего психического состояния, целей, мотивов, установок, поведения, системы ценностей и т.п.).
Характеристики рефлексивных процессов:
• способность встать в определенную позицию по отношению к себе, сделав объектом познания собственный внутренний мир (мысли, чувства, отношения), свое поведение и взаимоотношения с окружающими (Р.Декарт, Дж.Локк, Г.Фихте, Г.Гегель, Я.Л. Коломинский, А.А. Реан и др.)
• способность смотреть в себя, благодаря чему появляется чувство субъектности (внутренней активности по У.Джеймсу) или контроля над собой и своей жизнью (Л.С.Выготский, В.Франкл, Л.И.Божович, Н.И. Гуткина и др.);
• способность упорядочивать и интегрировать собственные психические содержания, осознавать основания своих мыслей и действий (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.Франкл, Л.И. Божович, В.В. Столин и др.).
Личностный выбор отличается тем, что:
• «человек обращается к самому себе как сущностному условию выбора»;
• «оценивается как особо значимый и важный;
• существенно влияет на дальнейшую жизнь» (Ф.Е. Василюк).
Это особая активность человека, целостный акт оценивания себя как личности; оценка своих возможностей в конкретной жизненной ситуации (В. Франкл).
Способность личности к активному, сознательному, оптимальному осуществлению выбора связывается с необходимостью актуализации глубинных ценностно-смысловых структур. Специфика деятельности субъекта в ситуации личностного вы бора во многом зависит от степени осознания субъектом возможных альтернатив и их последствий, оказывающих влияние на дальнейший ход жизни. Также хорошее понимание своих способностей, своих притязаний создает чувство свободы маневра, свободы выбора и укрепляет жизненные силы человека (Абульханова-Славская).
Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий. Возможность выбора является сущностью свободы, он выполним при наличии альтернатив и доступности вариантов. Но не следует отождествлять выбор со свободой воли.
Условия, необходимые для свободного морального выбора: отсутствие внешнего принуждения и запретов; присутствие сознательности и рефлексии, понимание возможных вариантов выбора; действие не должно быть совершено под влиянием моральных установок, привычек, ставших частью подсознания человека. Автоматизм морального действия, влияние обезличенных сил являются признаком несвободного выбора; наличие ориентиров (ценностей и идеалов) свободной воли, а также средств, при помощи которых возможно выполнить задуманное, и способов деятельности.
Осуществляя моральный выбор, человек сталкивается с противоречиями (антиномиями) морали, что проявляется в виде морального конфликта. Конфликт обнаруживается при выборе того или иного типа поведения.
Осуществляя выбор, человек руководствуется нравственными мотивами.
Моральная мотивация определяется внешними (природными, социальными и пр.) и внутренними (психологическими) условиями совершения поступка. Но если внешние мотивы не зависят от сознательной воли действующего субъекта, то он свободен в мотивации своих внутренних поступков.
Нравственным считают лишь такой выбор, при котором человек руководствуется моральным мотивом.
Механизмы волевой регуляции:
1. Самодетерминация – способность создавать дополнительное побуждение к действию через намеренное изменение его смысловой стороны.
2. Самотрансценденция – стремление человека к возможно более полному раскрытию транцендентного содерджания в себе самом, в своем образе я.