Основные преимущества портфолио изложены достаточно полно.
Во-первых, в отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.
Во-вторых, позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.
В-третьих, поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
В-четвертых, портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
В-пятых, портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.
Остановимся на основных недостатках портфолио. Прежде всего, внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. Конечно, и с этим трудно не согласиться, внедрение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. К тому же возникает проблема учебного времени: портфолио требуют больше времени для реализации, чем традиционная система оценки.
Необходимо реально оценить возможности учащихся, педагогов, родителей в возможности предоставления материалов, позволяющих составить «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Поэтому возникает необходимость ответить на следующие вопросы:
- Какой срок является оптимальным для накапливания материала?
- Как могут взаимодействовать ученики, учителя и родители при формировании портфолио?
- Как влияют различные варианты формирования портфолио на степень учебной мотивации учащегося, на развитие его социальной активности?
- Какую необходимо вести работу с учащимися, чтобы заполнение в 9 классе документов, определяющих индивидуальный образовательный рейтинг выпускника основной школы, позволило преодолеть комплекс школьной неполноценности, которым страдают многие дети, чтобы мотивация достижений сопровождала их в последующей жизни?
Безусловно, существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной инновации в учебный процесс. Но вместе с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы и, в конечном счете, формируют новое понимание самого процесса обучения.
Для организации этой работы необходимо было изучить и систематизировать многообразный материал, познакомиться с опытом работы, сложившимся в различных регионах России.
Существует ряд проблем общей неготовности участников образовательного процесса к работе с новым методом оценивания образовательной деятельности:
· в школах слабо разработана методическая база по обеспечению соответствующей работы;
· имеет место неготовность классных руководителей по организации деятельности ведения и оформления портфолио учащимися;
· у учащихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт;
· неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения. Первоначально у родителей действует стереотип: нейтрально-спокойное отношение к деятельности педагогов и детей, а порой и категоричная оценка: «В современном обществе, к сожалению, значимы не результаты, а иные, точнее финансовые, возможности».
В ходе работы по решению выявленных трудностей и анализа первого опыта по накоплению портфолио учащихся, а также понимая, что одной из главных задач современной школы является повышение качества образовательного процесса в рамках реализации программы по предпрофильной подготовке и профильного обучения, необходимо заранее готовить учащихся к осознанному подходу к сбору материалов и дальнейшему оформлению портфолио, что является основой для определения образовательного рейтинга выпускника основной школы.
Для того чтобы деятельность в этом направлении была эффективной, работа с портфолио должна строиться не только с позиции «рейтинговой функции». Педагогическая философия портфолио предполагает: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предм е ту; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического акцента с оценки на самооценку.
В наиболее общем понимании учебный портфель представляет собой форму и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей, тестовых центров, общественных организаций), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшей коррекции процесса обучения.
В педагогической литературе портфолио характеризуется как:
- Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами. Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету, (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).
- Форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося.
- Антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.
Опыт применения этой формы оценки показывает, что целесообразно использовать два вида учебного портфеля для каждого учащегося: рабочий и оценочный. В рабочий портфель учащийся вкладывает все продукты своей учебно-познавательной деятельности по выбранной цели, далее отбирает из него те, которые, на его взгляд, наиболее полно отражают его достижения в образовательной деятельности.
Можно рекомендовать опыт итоговой оценки учебного портфеля американских коллег. В американской системе оценки используются уровни, соответствующие следующим количественным и качественным характеристикам:
А (отлично) – самый высокий уровень. Содержание такого портфеля свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося в продвижении по образовательному маршруту, наличии высокого уровня самооценки и творческого отношения к обучению. В содержании и оформлении учебного портфеля ярко проявляются оригинальность и изобретательность.
В (хорошо) – высокий уровень. Учебный портфель этого уровня демонстрирует солидные знания и умения учащегося, но, в отличие от предыдущего, в нем могут отсутствовать некоторые элементы из необязательных категорий, а также может быть недостаточно выражена оригинальность в содержании или отсутствовать творческий элемент.
С (удовлетворительно)– средний уровень. В учебном портфеле данного уровня основной акцент сделан на обязательной категории, по которой можно судить об уровне сформированности программных знаний и умений.
D (неудовлетворительно) – слабый уровень. В таком портфеле представлены отрывочные задания из разных категорий, образцы попыток выполнения отдельных заданий. Не прослеживаются доказательства изменений в движении учащегося по образовательному маршруту.
Учебный портфель – нечто большее, чем просто папка ученических работ; это – спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащегося. Учащиеся в начале каждого учебного года (или в начале изучения курса) ставят перед собой ряд целей, чтобы на их основе составлять свой портфель результативности.
Вопросы, на которые необходимо ответить перед началом использования системы учебного портфеля: