Какие имена реальных деятелей литературы и искусства упоминаются в рассказе? Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?




Вопросы и задания к рассказам Бунина о любви

(вопросы и задания, выделенные жирным шрифтом, – письменно)

Вопросы к рассказу Бунина «Легкое дыхание».

1. Как построен рассказ? В чем особенность композиции?

2. Как соотносится фабула и сюжет?

3. Что выделяет автор в портрете Оли, в ее характере?

4. Попробуйте объяснить, почему об основном событии - смерти Оли Мещерской - сообщается в самом начале рассказа.

5. Какова роль финала рассказа и его заключительной фразы? В чем символика выражения «легкое дыхание»?

Вопросы к рассказу Бунина «Солнечный удар».

1. В чем особенность завязки рассказа?

2. Почему Бунин не упоминает о причинах внезапной любви героев?

3. В чем особенность портрета героини?

4. Как Бунин описывает после ночи в номере?

5. Как она называет то, что с ними произошло?

6. Что изменилось в номере после ее отъезда?

7. Какова роль детали в этом рассказе?

8. Какую роль играет пейзаж в этом рассказе?

9. Какова особенность композиции рассказа?

10. Как следует понимать заглавие рассказа? Какой смысл вкладывает в эпитет «солнечный»? Как варьируется этот смысл на протяжении рассказа?

11. Как Бунин изображает внутренний мир героя? С кем из русских писателей 19

века вы можете сопоставить Бунина по приемам психологического анализа?

Вопросы к повести Бунина «Митина любовь».

1. Читая повесть, обратите внимание на пространствено-временные образы (хронотоп) повести. В каком мире пребывает герой в начале повести. Подчеркните необходимые слова. Как соотносятся образы замкнутости и бесконечности?

2. Каким раскрывается внутренний мир Мити во 2-й и 3-й главах? Несёт ли в себе герой изначальные причины надвигающейся катастрофы или они вне его?

3. Почему образ главного героя (глава 5) рассматривается Буниным в культурологическом "пространстве”?

4. В сцене прощания на платформе вокзала (глава 6) внешнее и внутреннее (физическое и психологическое) пространства организованы по вертикали: "она… стояла, снизу глядя на него”, "он стоял худой, нескладный” (взгляд Кати), "всё в ней было прелестно” (взгляд Мити). Как можно объяснить смысл подобной организации пространства?

5. Что оказывает на героя врачующее, гармонизирующее воздействие по дороге в родное поместье (глава 7)? Какие детали помогают нам понять это?

6. Можно ли сказать, что жизнь Мити в деревне (глава 8) обретает черты идиллии?

7. Какое значение имеет соотнесение пространственно-временных планов в 10-й главе?

8. Какие пространственные символы и характеристики вы видите в главе 12? Как они помогают полнее раскрыть душевное состояние героя?

9. Сопоставьте эпизоды двух встреч Мити с Алёнкой (главы 24, 27). Какие детали выражают авторское отношение к произошедшему с героем?

10. Как изменяется для Мити внешний мир после получения от Кати письма с вестью о разрыве (глава 28-29)? Зачем писатель вводит нас в нереальный мир сновидения?

11. Какие мысли о вечном и бренном навевает стихотворение Бунина «Настанет день — исчезну я…» (1916)? В чём вы видите различие восприятия жизни и смерти героем прочитанной повести и лирическим героем стихотворения? (В своём рассуждении обратитесь и к пространственным образам произведений.)

Вопросы к рассказу Бунина «Темные аллеи».

1. Почему цикл, в котором Бунин воспевает такое чувство, как любовь, назван «Темные аллеи»?

2. В чем особенность экспозиции рассказа? Как ее можно соотнести с финалом?

3. Какими предстают герои рассказа? Как к ним относится автор? Как мы это понимаем?

4. Сравните портретные характеристики героев. О чем они говорят? Какую роль играет цветовая гамма?

5. Почему Надежда сразу узнала Николая Алексеевича?

6. Как построен диалог бывших влюбленных? Как героев характеризует речь?

7. Обратите внимание на описание жестов героев во время диалога. О чем говорят эти жесты?

8. Как описывается осень в рассказе? На какие природные детали обращает внимание писатель?

9. Почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе?

10. Обратите внимание на финал рассказа, как изменяется свет? О чем это говорит? Как это соотносится с основной мыслью рассказа?

11. Какую роль в жизни Николая Алексеевича играет встреча с Надеждой? Что он понял?

Вопросы к рассказу Бунина «Чистый понедельник».

1. Какие приметы реального времени 1912-1914 года мы находим в тексте?

Какие имена реальных деятелей литературы и искусства упоминаются в рассказе? Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?

2. В рассказе даны точные названия различных мест в Москве. Выпишите их в соответствии с последовательностью упоминания в тексте. Какую роль в реализации замысла играет такая организация художественного пространства?

3. Как и зачем вводит И.Бунин в повествование упоминания о памятниках древнерусской письменности и отрывки из текстов? Какими приемами и речевыми средствами автор создает эффект исторической глубины содержания?

4. В какое время(месяцы) протекает действие рассказа? Какие религиозные праздники упоминаются в рассказе? В чем их смысл? Как это связано с раскрытием образа героини и основной идеи рассказа?

5. В чем особенность хронотопа рассказа? Какую роль он играет в раскрытии основной идеи и авторской позиции?

6. В чем особенность композиции рассказа (повествователь-рассказчик, сюжет, система образов)?

7. В тексте детально описывается внешность героини. Найдите повторяющиеся детали портрета (эпитеты, сравнения, метафоры). Обратите внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини. Зачем это автору?

8. Как проявляется в героине «чувство родины, её старины»? Почему она выбирает путь самоотречения, очищения? Какие особенности речевой характеристики героини вы можете отметить? Когда вспыхивает «тихий свет» в её глазах?

9. Выпишите из текста строки с семантическим компонентом «загадочный», «странный». Какую роль они играют в создании образа героини?

10. Перечитайте сцену последнего свидания. Как она построена? Какова роль деталей? Проанализируйте зрительные, осязательные, обонятельные ощущения. Как усиливается мотив света, преодолевающего тьму?

11. По меткому выражению В. Ходасевича, «путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию». Докажите это на примере анализа художественного языка рассказа. Выпишите в тетрадь свои наблюдения и выводы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: