ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ




 

На современном этапе развития человечества основу экономики любой страны составляет бизнес, предпринимательская деятельность, особенно малый бизнес, одной из форм осуществления которого является индивидуальная предпринимательская деятельность гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Несмотря на достаточно сложные условия развития и существующие проблемы, российское малое предпринимательство уже начало развиваться, усложняются его формы, углубляются и расширяются виды предпринимательской деятельности, поэтому, на наш взгляд, при данном сохраняющемся на-правлении и определенной государственной защите и поддержке, оно сумеет преодолеть трудности и действительно займет свое место в экономике стран.

В настоящее время основной проблемой малого бизнеса и государства в лице его органов является проблема обеспечения развития и прибыльности бизнеса в условиях макроэкономической нестабильности.

Приведем ряд статистических данных относительно развития малого бизнеса.

В России состояние малого бизнеса обстоит так. Согласно статистическим данным, средний уровень зарплаты является самым низким на микро-предприятиях – он ниже средних по экономике показателей на 54 %, по малым предприятиям отклонение составляет 45 %, по средним – 22 %.

В отраслевом разрезе самые существенные отклонения уровня заработной платы на микро- и малых предприятиях от среднего по экономике наблюдаются в рыболовстве (91 %), добыче полезных ископаемых (132 % и 88 % соответственно), транспорте и связи (95 % и 76 %).

 

На рисунке ниже показана доля валовой добавленной стоимости малых предприятий в ВВП.

Рисунок 1 - Доля валовой добавленной стоимости малых предприятий в ВВП, %, значение показателя за 2015 год

 

Удельный вес малых и средних предприятий в обороте составляет 28,9 %, что также существенно ниже показателей стран Евросоюза (58 %).

Указанное отставание объясняется главным образом неразвитостью среднего предпринимательства (всего 4,4 %) и недостаточным развитием малого (12,8 %) и микропредпринимательства (11,7 %).

На рисунке ниже показан удельный вес предприятий в основных экономических показателях в 2015 г.

Рисунок 2 - Удельный вес предприятий в основных экономических показателях в 2015 г., %

 

Развиваясь под воздействием общей макроэкономической политики, малые предприятия объективно требуют специальных мер государственной поддержки и стимулирования.

Ведь именно малое предпринимательство является мощным рычагом для решения комплекса политических, финансово-экономических и социальных проблем: формирования прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды, расширения налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, увеличения валового внутреннего продукта, снижения уровня безработицы и обеспечения занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест, уменьшения размера социальных трансфертов, насыщения рынка разнообразными товарами и услугами.

Однако сегодня предпринимательство усиленно тормозится неадекватной налоговой политикой, преступностью и отсутствием личной безопасности, отсутствием защиты частной собственности со стороны государства.

Основными (возможными) направлениями государственной политики развития малого и среднего предпринимательства являются:

1. Выдача государственных кредитов и субсидий.

2. Льготное налогообложение, установление специальных режимов налогообложения.

3. Активная поддержка инновационных малых предприятий.

4. Проведение бизнес-форумов и обучений.

5. Программы информационной поддержки малого бизнеса.

По результатам всероссийских опросов, проведенных Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в 2015 году, только 9 % предпринимателей за последние три года участвовали в программах господдержки МСБ. Подавляющее большинство представителей бизнеса (86 %) не пользуются такой возможностью.

Меры и инструменты государственной поддержки могут быть разделены на две группы: меры, оказываемые всем субъектам малого предпринимательства, и меры поддержки экспорт ориентированного малого бизнеса.

Если же обратиться к конкретным примерам, то, например, на открытие бизнеса можно получить грант до 300 тысяч рублей, в качестве единовременной выплаты, безвозвратной и беспроцентной.

При кредитовании либо модернизации производства за счет лизинга государство готов компенсировать часть процентной ставки по кредитным и лизинговым договорам за счет целевых субсидий, также возможно государственное поручительство по кредиту через систему гарантийных фондов.

Предприниматель, реализующий продукты или услуги в области промышленности и инноваций, занимающийся модернизацией производства, внедряющий энергоэффективные технологии или работающий на экспорт, получить может имущественную поддержку, обеспечив крышу над головой.

Еще одной из форм поддержки является информационно-консультационная поддержка. Реализуется и поддержка малого предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Например, в разработке примерных образовательных программ.

Кроме этого государство создает организации инфраструктуры (технопарки, центры коммерциализации технологий, технико-внедренческие и научно-производственные зоны), предлагает содействие в патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также в государственной регистрации прочих результатов интеллектуальной деятельности.

По моему мнению, для решения основной проблемы – успешности малого бизнеса в России – необходимо:

1. Обеспечить равные условия для развития субъектов предпринимательства на уровне регионов и муниципальных образований, ориентируясь на лидирующие в этой области.

2. Необходимо использовать позитивный зарубежный опыт в части муниципальных и региональных мер поддержки предпринимательства.

3. Обеспечить широкий доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к государственным закупкам и государственным заказам.

4. Обеспечить льготное государственное и муниципальное кредитование субъектов предпринимательства, наиболее полно реализующих свои социальные функции.

5. Создать и реализовать программу подготовки и повышения уровня правовой и экономической подготовленности предпринимателей на уровне регионов и за счет средств региональных бюджетов.

6. Обеспечить взаимодействие налоговых органов и субъектов предпринимательства, особенно малого и среднего, в части консультирования по вопросам налогообложения.

7. В настоящее время назрела необходимость пересмотра существующей и выработка качественно новой, с учетом современных условий и требований, а также определенного существующего опыта, по государственному регулированию предпринимательской деятельности, главной целью которой должна стать минимизация подверженности кризисным экономическим явлениям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: