по дисциплине «ТЕОРИЯ отраслевых рынков»




 

1. Подходы к анализу отраслевых рынков. Сущность Гарвардской парадигмы. Критика данного подхода к анализу рынка представителями других школ.

2. Определение рынка и отрасли. Границы рынка. Виды рынков.

3. Понятие структуры рынка. Факторы, определяющие рыночную структуру. Характеристика основных рыночных структур.

4. Концентрация продавцов на рынке. Показатели концентрации. Кривые концентрации.

5. Рыночная власть фирмы на отраслевом рынке и ее источники. Показатели рыночной власти.

6. Последствия реализации монопольной власти на отраслевом рынке. Оценка «мертвого груза» монополии.

7. Барьеры входа и выхода и структура отраслевого рынка. Показатели оценки барьеров входа-выхода фирм.

8. Стратегические барьеры входа фирм на отраслевой рынок. Виды нестратегических барьеров.

9. Понятие продуктовой дифференциации, ее виды. Экономическая природа брендов.

10. Измерение продуктовой дифференциации, показатели дифференциации.

11. Модель монополистической конкуренции Чемберлена.

12. Модель «линейного города» Г. Хотеллинга.

13. Модель «города на окружности» С. Салопа.

14. Модель горизонтальной дифференциации товара Ланкастера.

15. Характеристика олигополистического рынка. Стратегическое взаимодействие фирм на рынке олигополии. Классификация несогласованных моделей олигополии.

16. Количественные модели олигополистического взаимодействия. Модель Курно и модель Штакельберга.

17. Модель Бертрана с однородным продуктом.

18. Модель Бертрана с дифференцированным продуктом.

19. Модель Эджворта.

20. Характеристика рынка доминирующей фирмы. Доминирующая фирма на рынке дифференцированного товара (модель Ланкастера).

21. Картель как форма согласованного взаимодействия фирм на отраслевом рынке. Механизм формирования картеля. Причины нестабильности картельных соглашений. Факторы, обеспечивающие устойчивость картельных соглашений.

22. Сущность естественной монополии. Предельное ценообразование.

23. Внедрение конкуренции на рынок естественной монополии. Конкуренция за рынок монополии (конкуренция Демзеца).

24. Ценовая дискриминация на рынке естественной монополии.

25. Нелинейное ценообразование на рынке естественной монополии.

26. Ценообразование естественной монополии, являющейся многопродуктовой фирмой.

27. Пиковое ценообразование на рынке естественной монополии.

28. Интеграционные процессы на отраслевом рынке и формы их проявления. Мотивы к формированию вертикально интегрированных структур.

29. Вертикальная интеграция, ее последствия. Эффект «двойной маржинализации».

30. Виды вертикальных ограничений и их последствия.

31. Процессы дезинтеграции. Аутсорсинг.

32. Стратегия диверсификации производства. Измерение уровня диверсификации.

33. Стратегия расширения масштабов бизнеса: поглощения, слияния фирм. Мотивы слияний и поглощений. Современные тенденции в практике слияний и поглощений фирм.

34. Необходимость промышленной (отраслевой) политики государства. «Провалы» рынка.

35. Промышленная политика государства в зарубежных странах. Конфликты между промышленной политикой и политикой поддержки конкуренции. Задачи государственной промышленной политики в России.

36. Цели и методы государственной антимонопольной политики. Антимонопольная политика в России.

37. Результативность функционирования рыночных структур. Экономические и социальные последствия монополизации отраслевого рынка. Х-неэффективность и Х-эффективность монополии.

38. Последствия ценовой дискриминации для развития экономики.

39. Определение и сущность ценовой дискриминации. Виды ценовой дискриминации (I, II,III степени).

40. Сравнительная эффективность производства в условиях свободной конкуренции и монополии.

Основная литература:

1. Замураева Л.Е. Управление деятельностью в отраслях: учеб. пособие / Л. Е. Замураева; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. - 200 с.

2. Пахомова Н.В. Экономика отраслевых рынков и политика государства: учебник / Н.В. Пахомова К.К. Рихтер. – М.: Экономика, 2009. - 815 с.

3. Розанова, Н.М.Теория отраслевых рынков.-2изд. - М.: Юрайт, 2014. - 795с.

4. Рой Л.В. Анализ отраслевых рынков. Учебник / Л.В. Рой, В.П.Третьяк. – М.: Инфра - М, 2009. - 442 с.

Дополнительная литература:

1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Поповская Е.В. Вертикальные ограничения в российской экономике. ― М.: ТЕИС, 2012.

2. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS, 1994, вып. 5// https://portal.ufrf.ru/Www/Kbhiab/data/store/01cdd4e7-5cf2-4962-b40a-9d2e353d1e07/Akerlof_Dzh._Rinok_limonov_neopredelennostj_kachestva_i_ri

3. Басовский Л.Е. Экономика отрасли. Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2012. – 258 с.

4. Влияние конкуренции и антимонопольного регулирования на процессы экономической модернизации в России: монография / [С. Б. Авдашева, И. В. Гречишкина, И. В. Князева и др.; под ред. С. Б. Авдашевой, В. Л. Тамбовцева]. - М.: ТЕИС, 2005. - 334 с.

5. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков. Учебное пособие / Издание второе, дополненное. - СПб.: СПБГПУ, 2009. - 340с.

6. Кабраль Луис М.Б. Организация отраслевых рынков / Пер. с англ. А.Д. Шведа. – Мн.: Новое знание, 2003. - 356 с.

7. Коуз Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007. 224 с. - (Библиотека Фонда «Либеральная миссия»)

8. Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т. 5 / Под ред. А. Слуцкого – Спб.: Экономическая школа, 2003. - 669 с.

9. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство /Пер. с англ. под ред. проф. А.Н. Романова. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 239 с.

10. Конкуренция на товарных и финансовых рынках России. Влияние конкуренции на инновации. Монография. – М.: ТрансЛит, 2011. – 364 с.

11. Кристенсен К. Что дальше? Теория инноваций как инструмент предсказания отраслевых изменений / К. Кристенсен, С. Энтони, Э. Рот. – М.: Альпина, 2008. – 398 с.

12. Розанова Н.М. Эффективная организация отрасли. Практическое руководство: учебное пособие. – М.: Дело, 2009. - 416 с.

13. Тарануха Ю. В.. Конкуренция и конкурентные стратегии: (в структурно-логических схемах): учеб.-метод. пособие / Ю. В. Тарануха. - Москва: Дело и Сервис, 2008. - 272 с.

14. Хмелевская Н. Г. Международные отраслевые организации: базовые принципы и инструментарий операционной деятельности. Учебное пособие для вузов / Н.Г. Хмелевская. - М.: Инфра-М, 2010. - 171 с. - (Высшее образование).

15. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. ― М.: Издательство «Экономическое наследие», 1996. - 375 с.

16. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности: учеб.: в 2-х т. / Ж. Тироль; пер. с англ. Ю. М. Донец, М. Д. Факирова; ред. В. М. Гальперин, Н. А. Зенкевич; С-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, Высш. шк. экономики. В 2-х т. Т. 1. - 2-е изд., испр. - СПб.: Экономическая школа, 2000. - 328 с.

17. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности /Пер. с англ. под ред. А.Г.Слуцкого. СПб.: Экономическая школа, 1999. - В 2 т. - Т.1. - 384с.

18. Шерер Ф. Структура отраслевых рынков: пер. с англ. / Ф. Шерер, Д. Росс. М.: ИНФРА-М, 1997. - 697 с.

19. Якунин В.И., Сулакшин С.С., Фонарева Н.Е., Тотьев К.Ю. и др. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации: монография в 2-х томах. Т. 1. М.: Научный эксперт, 2008. - 416 с.

20. Масленников А.О.Регулирование рынка энергетических деривативов / А. О. Масленников // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - № 2. - С. 50-56.

21. Николаев Д. В. Методический подход к идентификации типа рыночной структуры (на примере рынка рыбопродукции Приморского края) / Д. В. Николаев // Проблемы прогнозирования. - 2013. - № 1. - С. 95-101.

22. Белоусова Н.И. Методологические аспекты анализа конкурентоспособных естественно-монопольных рынков и механизмов их развития / Н. И. Белоусова, Е. М. Васильева // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2013. - № 1 (70). - С. 56-65.

Интернет – ресурсы:

1. https://economics.boom.ru/ – материалы по экономике отраслевых рынков.

2. https://www.iet.ru/publication.php – публикации сотрудников Института экономики переходного периода, посвященные организации отраслевых рынков.

3. https://gallery.economicus.ru – материалы об экономистах и направлениях экономической теории.– Центр стратегических разработок.

4. https://www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития Российской Федерации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: