Государственные внебюджетные фонды РФ
Внебюджетные фонды — это самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом юридического лица.
Государственные внебюджетные фонды — целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Основные причины образования внебюджетных фондов:
-необходимость социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;
-необходимость оперативного решения социальных проблем, которое возможно с помощью внебюджетных фондов, находящихся в распоряжении исполнительных органов власти;
-необходимость целевого использования средств этих фондов;
-необходимость в новых методах перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;
-необходимость финансирования территориальных нужд.
Средства фондов формируются за счет сумм страховых взносов, включаемых в расходы организаций, и находятся в федеральной государственной собственности и не входят в состав бюджетов всех уровней, однако они включаются в состав бюджетной системы РФ. Бюджеты фондов на очередной финансовый год утверждаются ФЗ.
Пенсионный фонд Российской Федерации
Пенсионный фонд — это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный прежде всего на выплату пенсий.
Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в федеральной собственности.
Пенсионный фонд осуществляет ряд значимых функций:
1. учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию
2. назначение и выплата пенсий
3. назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан
4. персонифицированный учёт участников системы обязательного пенсионного страхования
Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. Пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы, но и от размера заработной платы и страховых взносов. Трудовая пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца. Виды трудовых пенсий: *по старости *по инвалидности *по потери кормильца
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей: базовой, страховой и накопительной.
Базовая часть пенсии гарантируется государством, страховая часть зависит от результатов труда конкретного человека, накопительная образуется у граждан 1967 года и моложе.
Право на трудовую пенсию по старости имеют:*мужчины, достигшие возраста 60 лет; *женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени определяемой по мед показаниям.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение, которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.
Средства Пенсионного фонда РФ используются:
· на выплату трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;
· на оказание материальной помощи престарелым и не трудоспособным гражданам;
· на выплату пособий на погребение получателям пенсий;
· на финансовое обеспечение текущей деятельности ПФ и его органов;
· на прочие расходы.
Фонд социального страхования Российской Федерации
Фонд социального страхования РФ создан с 1 января 1991 года. В настоящее время Фонд социального страхования РФ является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ. Бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждается федеральным законом.
Основными задачами Фонда социального страхования являются:
· выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а также социального пособия на погребение;
· оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
· санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, в т.ч. расходы на лечебное питание;
· частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан.
Источниками образования Фонда являются:
1. страховые взносы работодателей — предприятий и организаций, которые вносят денежные средства в виде единого социального налога (взноса) по установленным ставкам;
2. страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
3. добровольных взносов физических и юридических лиц;
4. средств государственного бюджета (в форме дотаций) и доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в банковские вклады.
Фонд государственного социального страхования — централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения.
Средства Фонда социального страхования РФ используются на следующие цели:
1. на выплату пособий по больничным листам (по временной нетрудоспособности, беременности и родам), а также пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Доля этих расходов составляет около 70%;
2. финансирование санаторно-курортного обслуживания трудящихся;
3. частичное финансирование содержания санаториев-профилакториев и оздоровительных детских лагерей;
4. выплата пособий сверх норм на лечение и оздоровление трудящихся;
5. финансирование исполнительной дирекции Фонда.
Бюджет доходов и расходов Фонда социального страхования утверждается законом Российской Федерации. Поступления и расходование средств Фонда социального страхования РФ, утвержденные Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 173-ФЗ.
Выплата пособий производится по месту основной работы лица, имеющего право на пособие, либо — в органах социальной защиты населения по месту жительства. Контроль за расходованием средств на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ с участием профсоюзов. Бюджет Фонда социального страхования и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом. Бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты об их исполнении рассматриваются и утверждаются правлением Фонда социального страхования.