Направление:44.03.02 Психолого-педагогическое образование_
(код, наименование)
Уровень образования: _бакалавриат _________________________________
(бакалавриат, магистратура, среднее профессиональное образование)
Профильная направленность:
Психология образования
Миасс 2015
Лист согласования
Разработчики: | ||||||||||||
зав.кафедрой СПО | О.Э. Иванова | |||||||||||
(занимаемая должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) | ||||||||||
(занимаемая должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) | ||||||||||
Программа одобрена на заседании кафедры | «31» | августа | Протокол | № 7 | ||||||||
Заведующий кафедрой | Иванова О.Э. | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
Одобрено представителем работодателя | ||||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия, должность, место работы) | |||||||||||
Руководитель ОПОП | ||||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
Директор филиала | Ф.Х. Хабибуллин | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра социально-педагогического образования
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
«31» августа 2015 г.
Протокол № _7_
Зав. кафедрой _______.
Направление:44.03.02 Психолого-педагогическое образование_
(код, наименование)
Уровень образования: _бакалавриат _________________________________
(бакалавриат, магистратура, среднее профессиональное образование)
Профильная направленность:
Психология образования
Миасс, 2015г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 6
3 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 9
4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 11
5 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 13
6 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 23
7 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 24
8 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 24
9 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 24
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 25
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО:
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы: дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1). Трудоемкость дисциплины составляет 4зачетных единицы (144 часа), из них: аудиторных занятий – 10 ч., в том числе лекций – 6 часов, семинарских занятий – 4 часа, самостоятельной работы – 125 часов, на подготовку к экзамену отводится 9 часов.Дисциплина изучается на 1 курсе (1-2 семестр).
1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы: знание понятий «человек», «общество», «личность», «философия», «познание»», «культура», «ценности», «природа», «глобальные проблемы современности».
1.3. Дисциплина является основой для последующего изучения философской антропологии, психолого-педагогической антропологии.
1.4. Цели дисциплины:
- формирование представления о мировоззренческом потенциале философии;
- формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, об основных разделах современного философского знания о философских проблемах и методах их исследования;
- овладение базовыми принципами и приемами философского познания.
Изучение дисциплины направлено на:
- развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения;
- овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
1.5 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям).
Таблица1
Планируемыерезультатыобучения
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
знать | уметь | владеть | ||
ОК-1: способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения. | З.1 содержание предмета философии. | У.1распознавать и анализировать проблемы мировоззренческого характера. | В.1 приемами владения дискуссии по проблемам мировоззренческого характера. | |
ОК-1: способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения. | З.2основные проблемы онтологии, содержание современных представлений о научных основах картины мира и ее видах. | У.2 использовать положения и категории онтологии для формирования представления мира в его целостности и многовариантности. | В.2способностью отстаивать собственное представление о мире при восприятии целостной картины мира. | |
ОК-6: способность к самоорганизации и самообразованию | З.3содержаниеосновныхпроблем гносеологии. | У.3 использовать положения и категории гносеологии для формирования представлений о познании и переживании человеком мира. | В.3навыками применения способов получения знания, методов и средств познания. | |
ОК-1: способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения. | З.4 содержание основных философско-антропологических проблем. | У.4 использовать положения и категории философской антропологии для формирования представлений о человеке и мире и отношениях между ними. | В.4 способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно- значимые философские проблемы, процессы, участвовать в дискуссиях по проблемам мировоззренческого характера. | |
ОК-5: способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия | З.5основные философские понятия и категории, закономерности развития природы и общества | У.5анализировать процессы и явления, происходящие в обществе | В.5навыками целостного подхода к анализу проблем общества |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебных занятий (в часах) | |||||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | |||||
1.1 | Философия, ее предмет и место в культуре. Философия и мировоззрение. | - | - | ||||||
1.2 | Специфика предмета и проблемы философии. «Вечные вопросы» в философии. | - | - | - | |||||
Исторические типы философии. | - | - | - | ||||||
3.1 | Проблемы онтологии. Бытие. Пространственно-временные характеристики бытия. | - | - | ||||||
3.2 | Проблема движения. Идея развития в философии. | - | - | - | |||||
3.3 | Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. | - | - | - | |||||
3.4 | Природа мышления. Язык и мышление. | - | - | - | |||||
4.1 | Проблемы гносеологии. Познание как предмет философского анализа. Основные формы и методы познания. | - | - | ||||||
4.2 | Проблема истины в философии и науке. | - | - | - | |||||
4.3 | Познание, творчество, практика. | - | - | - | |||||
4.4 | Философия и методология науки. Рост научного знания и проблема научного метода. | - | - | - | |||||
5.1 | Человек и мир в современной философии. Природа и сущность человека. | - | - | ||||||
5.2 | Смысл жизни: смерть и бессмертие. | - | - | - | |||||
5.3 | Человек, свобода, творчество. | - | - | - | |||||
5.4 | Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса. | - | - | - | |||||
6.1 | Социальная философия и философия истории. Философское понимание общества и истории. Общество как саморазвивающаяся система. | - | - | - | |||||
6.2 | Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. | - | - | - | |||||
Таблица 3
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
№ | Тема | План | Методическое обеспечение | |||
Раздел 1Философия, ее предмет и место в культуре | ||||||
1.1 | Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) З1, У1, В1. | |||||
1.2 | Содержание раздела. Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Философия и мировоззрение. Стороны и уровни мировоззрения. Основные социально-исторические типы мировоззрения. Основные характеристики философского знания. Специфика предмета и проблемы философии. «Вечные вопросы» в философии. Философия и наука. Функции философии. | |||||
1.3 | План лекционного курса | |||||
1.3.1 | Тема Философия, ее предмет и место в культуре. | Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Философия и мировоззрение. Стороны и уровни мировоззрения. Основные социально-исторические типы мировоззрения. Основные характеристики философского знания. Философия и наука. Функции философии: мировоззренческая и методологическая. | 2,3,4,5, 6, 11, 13, 14 | |||
Паспорт оценочных средств по разделу | ||||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства | |||||
Пример | ||||||
ОК-1: З.1 | тест | |||||
ОК-1: У1 | анализ философского текста | |||||
ОК-1: В.1 | дискуссия | |||||
Раздел3 Онтология | ||||||
3.1 | Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) З2, У2, В2. | |||||
3.2 | Содержание раздела. Проблемы онтологии. Бытие. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема движения. Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Природа мышления. Язык и мышление. | |||||
3.3 | План лекционного курса | |||||
3.3.1 | Тема. Проблемы онтологии и философский смысл бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. | Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Понятие пространства и времени. Субъективистская и объективистская версии пространства и времени. Абсолютность и относительность пространства и времени. Формы пространства и времени. Осмысление порядка и направления времени в истории: динамическая и статическая концепции. | 3, 4, 6, 13,20, | |||
Паспорт оценочных средств по разделу | ||||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства | |||||
ОК-1: З.2 | тест | |||||
О-1: У.2 | анализ философского текста | |||||
ОК-1: В.2 | Эссе «мир един»? | |||||
Раздел4 Гносеология и методология науки | ||||||
4.1 | Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) З3, У3, В3. | |||||
4.2 | Содержание раздела Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Познание и практика. Философия и методология науки. Рост научного знания и проблема научного метода. | |||||
4.4 | Планы практических/семинарских занятий | |||||
4.4.1 | Тема. Проблемы гносеологии. | Познание как предмет философского анализа. Основные формы и методы познания. | 2, 4, 6, 9, 11, 13, 20 | |||
Паспорт оценочных средств по разделу | ||||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства | |||||
ОК-6: З.3 | тест | |||||
ОК-6: У.2 | кейс-задача: «Ум - чистый лист бумаги» или «я мыслю, следовательно, существую»? | |||||
ОК-6: В.3 | Эссе. «Чувственное и рациональное: проблема достоверности знания» | |||||
5 | Раздел 5 Антропология | |||||
5.1 | Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) З4, У4, В4. | |||||
5.2 | Содержание раздела. Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса. | |||||
5.4 | Планы практических/семинарских занятий | |||||
5.4.1 | Тема. Природа и сущность человека. | Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке: деятельность, разумность; человек, индивид, индивидуальность, личность; антропосоциогенез и его комплексный характер. | 2, 5, 7, 16, 17, 19 | |||
Паспорт оценочных средств по разделу | ||||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства | |||||
ОК-1: З.4 | тест | |||||
ОК-1: У.4 | Эссе: «человек-масса» или «человек-личность»? | |||||
ОК- 1: В.4 | дискуссия | |||||
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
по дисциплине структурированное по темам (разделам)
Таблица 5
Образец заполнения по традиционной форме
Самостоятельная работа по дисциплине
Раздел | Тема для самостоятельного изучения | Задание для самостоятельного выполнения студентом | Кол-во часов | Методическое обеспечение | Форма отчетности |
Специфика предмета и проблемы философии. «Вечные вопросы» в философии. | Эссе: зачем философии вечные вопросы? | эссе | |||
Исторические типы философии: основные этапы, направления и проблемы | тестирование | 1, 11 | тест | ||
Пространственно-временные характеристики бытия. | тестирование | 3, 5, 6, 13 | тест | ||
Проблема движения. | Эссе: «прав ли Зенон, что движения не существует, и почему»? | 2, 3, 14 | эссе | ||
Идея развития в философии. | Эссе: как развивается мир (концепции, модели развития)? | эссе | |||
Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. | тестирование | 2, 4, 13 | тест | ||
Природа мышления. Язык и мышление. | Эссе: «язык в мышлении или мышление в языке»? | эссе | |||
Проблема истины в философии и науке. | Эссе: «как подтвердить или опровергнуть истину?» (концепции, критерии) | 3, 5, 13,14 | эссе | ||
Познание, творчество, практика. | собеседование | 13, | собеседование | ||
Философия и методология науки. Рост научного знания и проблема научного метода. | Эссе: «почему произошел скачок от топора к компьютеру или как можно объяснить рост научного знания?» | эссе | |||
Смысл жизни: смерть и бессмертие. | Эссе: «в чем смысл жизни человека?» | 2, 3, 16, 17, 20 | эссе | ||
Человек, свобода, творчество. | Эссе: почему человек «бежит от свободы»? | 16, 17, 20 | эссе | ||
Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса. | собеседование | 3, 5, 17, 20 | собеседование | ||
Социальная философия и философия истории. Философское понимание общества и истории. Общество как саморазвивающаяся система. | тестирование | 5, 12, 20 | тест | ||
Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. | Эссе: «кто Вы - человек культуры или человек цивилизации?» | 2,5, 12, 20 | эссе |
4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Перечень основной литературы
1. Алексеев, П.В. История философии [Текст]: учебник /П.В. Алексеев. – М.: Проспект, 2014. – 240 с.
2. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник /В.Д. Губин. – М.: Проспект, 2014. – 336 с.
3. Липский, Б.И. Философия [Текст]: учебник для бакалавров /Б.И. Липский, Б.В. Марков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 508 с.
4. Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: учебник для бакалавров /А.Г. Спиркин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Юрайт, 2012. – 828 с.
5. Философия [Текст]: учебник /колл. авт.; под ред. В.П. Кохановского. – 22-е изд., перераб. – М.: Кнорус, 2013. – 368 с.
4.2 Перечень дополнительной литературы
- Новая философская энциклопедия: в 4 т. [Электронный ресурс] / Ин-т философии РАН, Нац.-общ. научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2010. – Режим доступа: https://iph.ras.ru/enc.htm.
7. Словарь философских терминов / Науч.ред. проф. В.Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 731 с.
8. Философский словарь: Основан Г.Шмидтом. – 22-е, новое, переработ. изд. под ред. Г. Шишкоффа / Пер.с нем. / Общ. Ред. В.А. Малинина. – М.: Республика, 2003. – 575 с.
9. Хрестоматия по западной философии XVII-XVIII веков / Под общей редакцией Л.И. Яковлевой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 784 с.
10. Хрестоматия по западной философии: учебное пособие / Сост.; авт. предисл. и вступит.ст. Н.И. Фокина; под ред. В.И. Кириллова. – М.: Велби, 2008. – 544 с.
- Хрестоматия по философии [Текст]: учеб. пособие /сост. П.В. Алексеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2014. – 576 с.