Десять правильных определений




Из Журнала «Индуизм Сегодня»

Сатгуру Бодхинатха Вейлансвами

«Как управлять своей кармой»

(Перевод: Джейн Сривастава)

Представление о карме распространилось за пределы азиатских религий, которые создали его, и стало центральным понятием сегодняшней йоги и движения «нью-эйдж». В сегодняшние дни карма регулярно упоминается по центральным американским телевизионным программам и в кинофильмах. В прошлом году, когда я обсуждал концепцию кармы с первокурсниками колледжа на Гаваях, один из студентов охарактеризовал карму, как: «что посеешь, то и пожнёшь», выразив таким образом закрепившееся за ней определение, данное современной культурой. К сожалению, большое число людей имеет, в лучшем случае, всего лишь ограниченное представление о карме, как об абстрактном принципе, не имеющем применения к своей жизни. Такое понимание сходно поведению студента, который выучил и понял все законы о здоровом питании и способен получить лучшие отметки по предмету, но который сам каждый день не питается здоровой пищей, т.е. знания студента не отразились на его собственном образе жизни. Наиболее эффективный подход к изучению кармы состоит из трёх частей:

1. Рассеивание всеобщих заблуждений о карме.

2. Получение правильного понимания основных концепций кармы.

3. Управление своей кармой в целях улучшения своих действий и поступков, достигаемое с помощью правильного понимания кармы.

Два заблуждения о карме

Вы, без сомнения, хотя бы несколько раз слышали наиболее популярное заблуждение о карме: «Ничего, кроме плохого, со мною не происходит. Видимо, это моя карма, и, даже тогда когда, когда я стараюсь вести себя лучше, мои старания ни к чему не приводят. Так зачем же мне пытаться сделать знгачимой свою жизнь, если мои старания не имеют смысла?»

Это заблуждение должно быть отвергнуто по двум важным причинам. Во-первых, любой может изменить свою карму, если он занимается эффективным управлением своей кармы. Во-вторых, поступки человека в этой жизни создают карму, с которой ему предстоит встретиться в последующих жизнях. Так почему же сознательно не употребить законы кармы в целях создания будущего, наполненного положительным, а не отрицательным жизненным опытом?

Второе общее заблуждение о том, что такое карма, которое вы также, наверное, слышали, выражается таким образом: «Моя жизнь находится в состоянии хаоса. В моей жизни всё плохо, и всё это началось три месяца назад, когда планета Сатурн вошла в созвездие Тельца и моя карма изменилась. Мне посоветовали, что если я смогу задобрить Сатурн, регулярно совершая обряд мольбы (сани пуджа), мои проблемы исчезнут. Поэтому, в настоящее время, вся моя религиозная жизнь сосредоточилась на достижении этой цели». Такой подход к понятию кармы ошибочен в том, что, хотя трудности с кармой, указанные астрологией, могут быть уменьшены, для достижения этой цели не достаточно заплатить пандиту за обряд «сани пуджа» и на этом остановиться. Когда человек сталкивается с тяжёлыми временами в жизни, он может смягчить такую карму благодаря своим собственным качествам, силе воли, преданности и пониманию, а не передачей ответственности другим.

Вторая причина, по которой это второе заблуждение должно быть отвергнуто заключается в том, что такое ошибочное понимание кармы приписывает причину наших проблем планете Сатурн, а не своим собственным прошлым поступкам. Это похоже на мольбу заключённого к охраннику, который просит выпустить его из камеры только потому, что ему не нравится сидеть в тюрьме, забыв о преступлении, которое он совершил, и из-за которого он попал в тюрьму. Ни планеты, ни действия других людей не определяют нашу карму.

Десять правильных определений

Первое: Карма означает действие или поступок.

Давайте начнём со значения самого слова «карма». Карма означает действие, или поступок (так же как во фразе «карма-йога» - союз посредством действия).

Второе: Закон кармы – это закон причинно-следственной связи.

Когда мы говорим о «законе кармы», мы имеем ввиду законы действия и противодействия, также называемые причинно-следственной связью. Закон кармы диктует, что в этой, или будущей жизни, мы будем пожинать плоды урожая, которые сами посеем. Таким образом, благотворительные действия и поступки («пуньякарма» или «сукарма») принесут в ответ хорошие обратные действия, а эгоистичные, злобные действия («папакарма» или «кукарма») принесут страдания. Каждый поступок, который мы совершаем в жизни, каждое слово, которое мы произносим, и даже каждая мысль, которая возникает у нас в голове, принесут соответствующие результаты.

Третье: Карма – справедливая и самоуправляющая система.

Закон кармы – это божественная и самоуправляющая система правосудия, которая непроизвольно создаёт соответствующие будущие реакции на настоящие поступки. Однако, в отличии от государственной системы правосудия, которая наказывает проступки только тех, кто был пойман, судим и их вина была доказана, карма наказывает за проступки и награждает за хорошие дела, известны они или нет. Например, если человек ограбит банк и никогда не будет пойман, он останется ненаказанным государственной системой правосудия. Однако закон кармы не даст ему избежать ответственности за своё преступление. С другой стороны, регулярное, но анонимное пожертвование денег в благотворительную организацию будет вознаграждено, даже если имя того, кто сделал пожертвование не известно.

Четвёртое: Карма – наш учитель.

Если человек научиться понимать последствия своих действий, это также, рано или поздно, научит его не совершать определённые проступки. Никакая хорошая система правосудия не нуждается в рецидивистах. Наоборот, она хочет, чтобы люди осознали свои ошибки и изменили своё поведение. Наверное вы знакомы с известной фразой Александра Поуп, в которой говориться, что для человека естественно совершать ошибки, но прощать ошибки присуще лишь Богу. Можно применить это выражение и к нашей теме, перефразировав его следующим образом: «Быть человеком – значит совершать ошибки, но совершать ошибки только раз может лишь Бог». Это значит, что те, кто стараются жить по религиозным законам, умеют размышлять над своими ошибками и быстро учатся на своих прошлых ошибках, чтобы не совершать их в будущем. Именно это мы подразумеваем под фразой: «Карма – наш учитель». Она учит нас совершенствовать наше поведение таким образом, чтобы полностью избежать совершения плохих поступков. Судя по тому, как быстро человек учится на уроках своей кармы, можно отличить молодую душу от старой.

Пятое: Каждый имеет свою индивидуальную карму.

Понятие «карма» также подразумевает нашу индивидуальную карму, которую мы несём от прошлой жизни к будущей, а именно, карму, которую нам предстоит разрешить в этой жизни, и ту, которую мы должны будем разрешить в будущей жизни. Чтобы лучше понять только что сказанное, давайте снова подумаем о системе правосудия, наказывающей за уголовные преступления. Известно, что колёса правосудия поворачиваются медленно. Многие годы могут пройти перед тем, как осуждённый преступник будет наказан. Законы кармы двигаются ещё медленнее. Результаты действий, или их последствия, называемые «кармапхала», могут остаться непроявленными на протяжении многих жизней. Поэтому карма, с которой мы рождаемся, состоит из наград и наказаний, полученных нами в наших прошлых жизнях, и которая должна ещё себя проявить, и которую нам предстоит отработать.

Шестое: Существует три вида индивидуальной кармы.

Индивидуальная карма бывает трёх видов: санчита, прарабдха и криямана. Санчита – это совокупность прошлых карм, которые ещё предстоит разрешить. Прарабдха – это та часть санчита кармы, которую мы должны испытать в этой жизни и которая формирует события и условия настоящей жизни, включая свойства нашего физического тела, личные склонности и связи. Криямана – эта карма, которую мы создаём в настоящей жизни. Некоторые криямана-кармы приносят плоды в настоящей жизни, а некоторые накапливаются для будущих перерождений.

Седьмое: Астрология указывает характер нашей кармы. Прарабдха-карма определяет время рождения человека, которое предписывает его астрологию, которая, в свою очередь, очерчивает его жизненную модель, влияя на его карму. Поэтому человеку предназначено испытать некоторые трудные и благоприятные астрологические периоды. Астрология не предписывает нам нашу карму, наоборот, наша карма определяет нашу астрологию. Поэтому понимание нашего гороскопа помогает нам умело руководить нашей кармой, когда появляется такая необходимость.

Восьмое: Кармы бывают активные и пассивные.

Санчита, прарабдха и криямана кармы могут быть подразделены на две категории: «арабдха» - «начатая», или «предпринятая» карма, которая пускает ростки, и «анарабдха» - «не начатая», или спящая, карма, которая пребывает в форме семени. Эти две категории кармы можно сравнить с садом, в котором были посажены разные семена. Из этих семян одни растения пустят ростки в течение нескольких дней, для других понадобятся недели, а третьи будут находиться в состоянии покоя под землёй в течении многих месяцев. Подобным образом, оди наши кармы проявят себя в течение ближайших лет, другие – ближе к концу нашей жизни, а третьи – в будущей жизни.

Девятое: Мы сами создаём своё будущее.

Наши действия в настоящее время создают то, что нам предстоит испытать в будущих жизнях. Дело в том, что когда мы думаем о карме, мы обладем тенденцией думать о прошлом. Мы размышляем о наградах и наказаниях, которые мы заслужили в прошлом, и которые сейчас проявляют себя, а также о наших поступках, которые принесли эти награды и наказания. Однако мы также должны думать о нашем будущем в этой и последующих жизнях. Наши действия в настоящем влияют на влияют на наше будущее и способны сделать его приятным или же неприятным. Поэтому, перед тем, как совершить поступок, мудрый человек сначала подумает о кармических последствиях этого поступка, таким образом сознательно формируя своё будущее.

Десятое: Цель жизни состоит в отработке кармы.

Окончательное будущее подразумевает освобождение от цикла рождения и смерти, «самсары». Пока мы не отработали все кармы, мы будем снова рождаться на Земле. Поэтому люди, которые настойчиво стремятся к духовному прогрессу, относятся к созданию и отработке кармы очень серьёзно. Эти люди стремятся не только вести себя разумно в настоящем, они также проводят дополнительные религиозные церемонии, чтобы освободить себя в этой жизни от той кармы, которая обычно проявляет себя только в будущих жизнях. Такие церемонии проводятся, главным образом, саньясинами (индуистскими монахами).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: