Глава-1. Из истории Кемско-Заводской школы.




БОУ «Новокемская основная школа»

161279 п. Новокемский, Вологодская область,

Вашкинский район, улица Сплавщиков дом 13.

 


Из истории Кемско- Заводской школы

 

Автор: Рыбичева Полина Алексеевна,

Ученица 6 класса.

 

Дата рождения:25.07.2009 года

Научный руководитель: Митрофанов Валерий Константинович -

учитель истории.

 

Новокемский

 

 

Оглавление

1.Введение………………………….…………….………….………………………………....….. 3

2.Глава-1. Из истории Кемско-Заводской школы.…………………...…….3

3.Заключение………………………………………………..…….………...……7

4.Использованные источники и литература…………………………………7

Введение

Наша Новокемская средняя школа имеет свою историю развития. В 1966 году в школе был создан краеведческий кружок под руководством учителя истории Любимовой Нины Ивановны. Основной задачей кружковцев стало изучение истории родной школы. На основании материалов, собранных краеведами, и сделаны помещенные в альбоме записи.

Вначале жители нашего посёлка жили в других населённых пунктах, и школа, что была до Новокемской, находилась в другом месте и называлась Кемско – Заводской неполной средней школой. В связи с затоплением и строительством Волго – Балта в 1960-х годах ХХ века поселок был перенесен на 6 километров вверх по течению Кемы. Поселок, что был основан в 1962 году, был назван Ново-Кемским, а школа Ново-Кемской.

 

Глава-1. Из истории Кемско-Заводской школы.

 

На берегу реки Кема, в живописном и веселом месте, раскинулся поселок лесозаготовителей.

«Поселок Кемский завод был небольшой, но он не напоминал деревню, а больше являлся как бы пригородом. Он был расположен на берегу реки Кема, которая входила в состав Мариинской водной системы. Место, особенно в летнее время, было живое, веселое. Правда зимой, когда реки сковывались льдом, сообщение с окружающим миром было только санным путем. Но все же жизнь кипела своим чередом, как в каждом рабочем поселке. Население поселка составляли преимущественно рабочие и служащие. Там был лесопильный завод, леспромхоз, судострой, водная организация. Здание школы было одноэтажное, как обычные здания начальных школ. Школа стояла на берегу реки, в центре поселка, на самом мысочке при изгибе реки, притока Ковжи Шолопасть» (из письма Ваниной А.Н.)(возможно Шолопасть является искусственным соединением Кемы и Ковжи,т.е. каналом).«Лесопильный завод принадлежал богатому купцу Сукину, хозяину рабочих. Школу построили купец Сукин. Работать, т.е. учить детей стали с 1912 года, а может быть и раньше или позднее. В школе одно время Сукин держал сено, потому что рассердился за что-то на рабочих и не захотел открывать школу для их детей.» (из письма В.К. Светловой)

Из письма тов. Богдановой (на основе найденных ею документов в районном архиве) установлено, что, как официальное учебное заведение, Кемско-Заводская (ныне Ново-Кемская)школа существует с 1913 года. Открыл её купец Сукин. Этот год и стал годом основания школы. Учили детей рабочих выпускники учительской семинарии Череповецкой губернии.

После свершения Великой октябрьской социалистической революции и установления Советской власти в крае произошли коренные изменения в жизни поселка, а работа школы заметно улучшилась. В ней было всего 4 класса, т.е. школа была начальной.

В 1922 году (и позже) здесь работали Николихина (Погодина) Клавдия Михайловна и Павлова Татьяна Петровна.

Постепенно количество учителей увеличивалось С 1927 -30 гг. начали свою работу в школе многие учителя, сыгравшие роль, и роль не малую, в воспитании школьников, сумевшие дать им крепкие, хорошие знания. Каждый из них работал в школе на протяжении многих лет.

В 1927 году учили Светлов В.Г., Светлова В.К., Светлова А.Г.. Среди тех кто работал позднее – Бакунова Мария Алексеевна, Ванина Александра Николаевна, Никитина Мария Ивановна, Митрофанова Руфина Васильевна, Митрофанов В.А. и другие.

В 1931-32 году школа была реорганизована в неполную среднюю школу, или в ФЗС (фабрично заводскую семилетку). Её директором был назначен Митрофанов Валентин Александрович.

«Первый год работали только 5 – 6 классы. Мы, с вновь назначенным директором этой школы Митрофановым В.А., вели все предметы вдвоем. Я вела математику, физику, географию, а Валентин Александрович – русский язык, историю, естествознание» - так вспоминает об этом периоде развития школы Ванина А.Н.

В1937 году появился 7 класс, и школа на продолжении многих лет считалась семилетней. В 1936 году в школу прибыл новый учитель и заведующий учебной частью Епифанов Геннадий Ильич. А также приступили к работе Рубцовы Василий Николаевич и Вера Георгиевна.(Фамилии и имена учителей школы установлены из писем Ваниной, Раздрогиной и других бывших учителей и учеников школы, а также из документов Белозерского архива РОНО.)

Здание школы уже не вмещало всех учащихся, поэтому для 5-7 классов было выделено новое помещение, рядом со старым, а начальные классы переселились на другой берег реки, в здание бывшей сплавной конторы (поселок Андреевский).

Была также выделена «комната под класс в здании рабочего клуба имени М.И. Калинина, а рядом с клубом было оборудовано здание под столярную мастерскую, где преподавалось столярное дело». (Из письма Раздрогина А.М.)

В 1938 году за безупречную работу звание учителя средней школы было присвоено А.Н. Ваниной и В.А. Митрофанову, хотя специального образования для работы в средней школе они не имели. Это ещё раз говорит о том как добросовестно, не жалея сил, работали в небольшой школе обыкновенные учителя. Так, например, не меньшим уважение пользовались учителя начальной школы, долгие годы проработавшие в ней, Нумерова Екатерина Алексеевна, Парвовицкая Юлия Афанасьевна, Кочнева Н.И..

Из стен школы учащиеся выходили с прочными знаниями, дисциплинированными и трудолюбивыми. Поэтому повсюду, куда шли по окончании школы выпускники, о них создавалось хорошее мнение.

Вот еще одна выдержка из письма Александры Николаевны Ваниной: «На дисциплину в школе пожаловаться нельзя было, несмотря на то, что заводские ребята были бойкие, чем сельские. Надо отдать должное ребятам – учились в большинстве не плохо. Конечно, были как и везде и слабые ученики, и ленивые, и хорошие, но большинство к учебе относились серьезно, добросовестно. Учащиеся, по окончании нашей школы, многие шли учиться в Ковжинскую среднюю школу или в техникумы – в г. Белозерск, г. Череповец. По знаниям они считались всегда неплохими учащимися».

 

Жизнь в школе шла так, как и в любой советской школе, где сложился дружеский коллектив учителей и учеников. Не только высоким уровнем успеваемости славилась школа. В свободное от уроков время ученики вместе с учителями работали и на заготовке дров, и в колхозе. Весело, и в то же время полезно, проводился досуг. Но спокойная, мирная жизнь школы, поселка, страны была перечеркнута коротким и страшным словом «война».(1)

Во время войны учащиеся и учителя Кемско-заводской школы оказывали посильную помощь фронту в сборе средств на оборону страны. Кроме этой помощи фронту, каждая школа района, как сообщает заведующий Шольского РОНО, А.Сергеев должна справиться с посевными работами на пришкольных участках весной 1944 года. Всего по району предстоит засеять 31 гектар.


В предыдущем 1943 году учащиеся школ должны были помогать колхозам в проведении полевых работ. Всего в 1943 год по Шольскому району в полевых работах приняли участие 800 человек: учеников и учителей. Они выработали 30 тысяч трудодней. Государство и в военное время находило время чтобы поддержать образование. «В ответ на Сталинскую заботу» так называлась статья Геннадия Ильича Епифанова написанная по поручению коллектива работников Кемско- заводской школы. В этот период в сентябре 1943 года советское руководство принимает постановление «О повышении заработной платы учителям и другим работникам школы.» Геннадий Ильич Епифанов фронтовик, прошедший войну и вернувшийся по ранению в родную школу пишет о том, что учителя в ответ на «Сталинскую заботу обязуются отдать все свои силы на дело воспитания молодёжи в духе пламенного патриотизма к Родине и ненависти к врагу». Уже после войны Г.И.Епифанов станет первым директором Новокемской средней школы.

В 1943 году С Н К утверждаются новые правила для учащихся. Стараясь сохранить систему образования, как оплот послевоенного строительства государство вводит нормы поведения учащихся, которые приравниваются почти к военным приказам: «Беспрекословно подчинятся

распоряжениям директора школы и учителей.» А в основном новые правила направлены на укрепление дисциплины и порядка как в стенах школы так и дома: «Слушаться родителей, помогать им, заботиться о маленьких братьях и сёстрах.»
В сентябре 1944 года прошло районное совещание учителей 5-10 классов. Доклад заведующего РОНО А.Сергеева «За новые успехи в работе школ» был опубликован 28 сентября 1944 года. В нём отмечается хорошая работа учителей Кемско-заводской школы В.К.Светлова и молодого педагога Г.И.Епифанова. «Отлично учить, упорно учиться! - говорят учителя.» Так называется статья о прениях по докладу заведующего Шольского РОНО. Учитель Кемско-заводской школы В.К.Светлов ставит перед учителями задачу «научить детей хорошо читать и писать, научить работать самостоятельно. Нужно ввести в школах строгий орфографический режим.» В военное время не хватало тетрадей, чернил, не было мела в школах, В таких трудных условиях приходилось работать учителям и учиться ученикам. На совещании предлагалось наладить выпуск чернил в Шольском районе, а мел-сырец привозить по договорённости из Пришекснинского района.

Помощь школам была возложена на партийные организации. По данным заведующего Шольского РОНО на 1 октября 1944 года не посещают школу 82 ученика 1-5 классов.

Ученики не посещали школу из-за плохой обуви, из-за недостатка в питании, некоторые родители не отпускают своих детей в школу.

Не смотря на отсутствие необходимого учебного инвентаря школы района в том числе и Кемско-заводская должны проводить всеобщее воинское обучение учащихся. Школы должны быть отремонтированы и обеспечены дровами. Вновь прибывшие учителя должны быть предоставлены квартиры, так заявляет в своей статье заведующий Шольского РОНО А.Сергеев в своей статье «Декада помощи школе.»

 

В соответствии с решениями СНК СССР и ГКО сразу после начала войны по всей стране вводилось обязательное всеобщее воинское обучение населения. Пункты Всевобуча создавались на всех предприятиях под контролем местных военкоматов. Всего по стране было создано 18 тысяч учебных пунктов. За время войны обучение в них прошли 9,8 миллионов человек. Пункты Всевобуча были созданы и на территории Конёвского сельсовета. В работе уже рассказывалось о успехах и недостатках этих учебных пунктов. Кемско – заводская неполная средняя школа во время войны несмотря на трудности полностью справлялась с поставленными задачами по образованию и воспитанию подрастающего поколения. Ни в одной газетной статье не упоминаются негативные факты о этой школе.

«Учащиеся Кемской – заводской, неполной средней школы собрали деньги на постройку самолета «Юный истребитель» 728 рублей и сдали облигации на 3265 рублей» пишет в своей статье В.А. Митрофанов «Наша помощь фронту» об инициативе учащихся. Учащиеся Кемско-заводской неполной школы поддержали призыв Вологодских школьников о постройке танковой колонны «Вологодский пионер». Всего по школе к 28 марта 1942 года уже собрали 2311 рублей. От 5 «а» класса поступило 247 рублей, от 5 «б» 215 рублей, от 6 «а» 219 рублей, от 7 «а» 240 рублей. Ученица 7 «а» класса - Бобылёва Рима внесла 42 рубля, ученица 5 класса Налобина Зоя 32 рубля, Макарова Лида ученица 6 «б» класса 27 рублей. Многие учащиеся внесли по 10 рублей, а некоторые 20 рублей. «Пусть танк «Вологодский пионер» и отважные советские танкисты громят фашистских захватчиков», - говорят учащиеся Кемско-заводской школы. (2)

Заключение

После войны, в связи с реконструкцией Волго-Балтийского водного пути, Кемско-Заводская школа из местечка Конёво, была перевезена на новое место реки Кемы и стала называться Новокемской.

 

Использованные источники и литература:

1. Летопись Новокемской школы, составлена участниками исторического кружка под руководством Любимовой Н.И.

2. Бурштыко Т.В., Митрофанов В.К. Наш край в годы войны// Книга памяти поселения Конёвское, 2015

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: