II. Содержательный раздел




Индивиуальный образовательный маршрут для детей с ЗПР

 

Пояснительная записка

 

По заключению ОЦПМПК ребенку рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР.

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка составлен с опорой на проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития, программу «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой. А также с учётом содержания программы «Детство», зоны актуального и ближайшего развития ребёнка. Основным способом деятельности с ребёнком являются сопряженные действия с взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога, в отдельных случаях - по словесной инструкции воспитателя и специалистов. Для усвоения воспитанником учебного материала используются различные методы:

– наглядный: показ образца, демонстрация видеоматериалов, иллюстраций, моделей, схем, рассматривание;

– практический: упражнения, игра, обследование, игры – экспериментирование, опыты;

– словесные: словесно-жестовая форма объяснений, словесные инструкции, рассказ, беседа. А также применяются интерактивные техники: здоровьесберегающие, телесно-ориентированные, экспериментирование, психогимнастика.

Строятся коррекционные занятия с учётом принципов:

реализации деятельностного подхода (основная деятельность – игра), комплексного использования методов и приемов, дифференцированного подхода, систематичности, повторяемости, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, развивающего обучения, реализующегося через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; с учетом структуры дефекта, индивидуальных особенностей детей.

 

I. Сведения о ребёнке

 

Ф.И.О. ребёнка – П.____________________________ Возраст – 3.5 мес. (октябрь 2016г.)

Адрес: _______________________________________

Сведения о родителях:

Полная семья, отец – рабочий, мать – домохозяйка.

 

Мальчик начал посещать дошкольное учреждение с апреля 2016 года. Адаптация к ДОУ прошла легко. Посещает образовательное учреждение нерегулярно: пропуски бывают по болезни , а также по другим причинам.

Наличие общих представлений о себе и окружающем. На групповых занятиях, в игре не откликается на своё имя. Реагирует на обращение на близком расстоянии.Основные культурно-гигиенические навыки сформировались: сам ест, пользуется горшком, в основном самостоятельно одевается, иногда требуется небольшая помощь.

Особенности эмоционально-волевой сферы.

Мимика выражена не ярко. Импульсивный, подвижный ребёнок. Предпочитает подвижные игры, подражает в играх действиям ребят. На музыкальных занятиях не в такт музыке переступает ногами или копирует детей. В образовательной деятельности не проявляет интереса, познавательной активности. В групповые познавательные занятия не включается. Инструкции педагога, обращённые к группе (на занятии), не воспринимает как сигнал к действию.

Особенности познавательных процессов:

Восприятие. Слуховое восприятие нарушено: часто не реагирует на адресованные к нему обращения, указания, просьбы. Эталоны цвета не сформировались: не называет и не различает основные цвета. Соотносит предметы по величине: собирает, ориентируясь на величину, чашечки, после обучения – 3 составную матрёшку. Разрезные картинки, пазлы не собирает.

Внимание неустойчивое, быстро переключается с задания на манимулятивную деятельность.

Деятельность. В ролевые игрыне включается. Не понимает и не играет дидактическими играми. Одним словоь, ведущая деятельность (игровая) у него еще недостаточно сформирована;

Предметное изображение не сложилось. Изображение на уровне черкания. Не умеет правильно держать кисть, карандаш, ножницы. Проявляет некоторый интерес к конструированию.

Развитие моторики. В развитии двигательной сферы не наблюдается отставания. Крупная моторика соответствует возрастным нормам. Любит мальчик бегать, свободно перемещается в пространстве групповой комнаты, участка и спортивного зала. Мелкая моторика не сформирована.

Особенности личностной сферы. Поведение ребёнка соответствует более младшему возрасту (менее активен, безынициативен, слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников);

Контактирует с детьми охотно, с незнакомыми или малознакомыми взрослыми идёт на контакт, но не всегда сразу. Настроение часто меняется, тревожный ребёнок, раздражается, когда его не понимают. Отстаёт по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не может хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии.

 

Характеристика речевого развития. Активный словарь не сформировался. Ребёнок издаёт однообразные звуки. Понятийный словарь беден. Обучаемость - низкая. Основные трудности в усвоении программного материала – отсутствие активной речи.

 

Особенности дефекта и его структура: задержка речевого развития.

Заключение:низкий уровень речевого развития.

 

Заключение ОЦПМПК – ЗПР. Дата обследования на ОЦПМПК – октябрь 2016 года

 

 

II. Содержательный раздел

 

 

Направ-ление Ответственный Задачи Содержание коррекционно-развивающей работы Сроки проведения коррекционно-развивающей работы Текущий результат. Итог - май 2017
Познавательное развитие 1.11.17 по 25.05.17 года Результаты педагогического мониторинга, Диагностика Е.А.Стребелевой
Сенсорное воспитание Воспитатель,   психолог Воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: - учить соотносить предметы с их изображением     - учить сличать парные предметы и картинки;   - учить воспринимать величину предметов (большой, маленький);   - учить сличать геометрические фигуры;   - учить различать объёмные формы – кубик, шар.   Развивать слуховое восприятие -Учить дифференцировано реагировать на звучание 4 музыкальных инструментов (бубен, погремушка, музыкальный молоток, барабан).   «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;   При рассматривании картинок в книге: сопоставить картинку и предмет, используя речевую ситуацию в целом (слово, жест, интонация).   «Покажи такой же предмет, как у меня,..такую же картинку».   «Подбери домик для игрушки» (по величине). «Матрёшка». Расставь матрёшки по росту: от маленькой до большой. «Каждую фигуру на свое место»     Шарик катится, кубик стоит, не катит.     «Кто тебя позвал?»: выбор из двух – трех предметов, позднее картинок. Игры с детскими музыкальными инструментами   Ноябрь     + + + +_
Сенсорное воспитание     Развитие мелкой моторики- Воспитатель, специалисты     Развитие памяти Психолог Развитие во ображения Развитие внимания   Социально-коммуникативное развитие Педагог-психолог   Развитие речи Учитель-логопед   Формировать восприятие формы, величины 1. Различать основные геометрические формы через обследовательские действия, опыты, наблюдения, игры     Учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой, конструктивной деятельности   Учить группировать предметы по одному заданному признаку (цвет, форма, величина)   - Учить складывать разрезную картинку из двух частей. -учить складывать разрезную предметную картинку из 4 частей, затем 5- 6 частей;     Развивать координацию рук Развивать слуховую память (4 слова, 3-4 звука), зрительную Развивать репродуктивное воображение Развивать слуховое внимание, мышление, ориентировку в пространстве; - Развивать элементы произвольного внимания; продолжать создавать у ребёнка положительное эмоциональное состояние в общении со взрослым - побуждать ребенка включаться в диалог с помощью доступных средств (вокализаций, движений, мимики, жестов, слов); - учить первичным способам усвоения общественного опыта     -учить откликаться на своё имя - учить находиться рядом с детьми, - формировать потребность эмоционально личностного контакта со взрослым;   - учить показывать части своего тела: голова, шея, туловище, живот, спина, руки, ноги, пальцы;     -учить узнавать себя в зеркале, на фотографии -проявлять непосредственный интерес к игрушкам, предметами действиям с ними; -испытывать эмоциональное удовольствие от красивой игрушки, от качества материала (пушистый, мягкий, теплый, гладкий); создавать эмоциональное отношение к игре и игрушке   -эмоционально реагировать на мелодичную музыку, ритмический рисунок мелодии, природные звуки. - Учить определять простейшие функции организма: ноги ходят; руки берут, делают; глаза смотрят; уши слушают - Учить детей наблюдать за действиями другого ребенка и игрой нескольких сверстников. - Учить эмоционально положительно реагировать на сверст​ника и включаться в совместные действия с ним. - Учить различать основные эмоции: радость, грусть, злость.     - побуждать вступать со взрослым в общение, эмоционально вызывая ребенка повторять фонемы; (все специалисты на занятиях, воспитатель - в повседневной деятельности).   - вводить в восприятие ребенка названия окружающих предметов быта, мебели, игрушек, одежды; продолжать развивать понимание речи;   - учить узнавать и называть (при помощи лепетных слов, звукоподражаний) изображение знакомого предмета на картинках;   - побуждать ребенка включаться в диалог с помощью доступных средств (вокализаций, движений, мимики, жестов, слов);   - побуждать выполнять несложные поручения (дай, принеси, покажи, возьми);   - стимулировать подражание речи за взрослым человеком;   - учить отвечать на вопросы одним словом («Кто?», «Что?», «Что делает?»); - пополнять активный словарь словами, как правило, состоящими из двух одинаковых слогов.   В словарь входят: - названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей предметов; - названия некоторых трудовых действий и собственных действий; - имена близких людей, имена детей группы.     -« На что похоже ?» ( квадрат? Круг)? -Пальчиковые игры: изобрази квадрат, круг… пальцами. - Втыкалочки. - Найди такую же фигуру (как у меня). - Игра «Почтовый ящик» ; - доски Сенега. - Игра «Лото» - Найди круг, квадрат и т. д. -Раскрась круг одним цветом, квадрат – другим; … большие (широкие, высокие) - одним цветом, маленькие (узкие, низкие) - другим цветом. «Чей коврик лучше?»: заполнить коврик квадратной формы другими геометрическими фигурами и т.п. – Задание на узнавание фигур ( фигуры изображены наложением одна на другую) - «Наши пальчики играют»:   -Шарик катится, кубик стоит, не катится, большой домик для большой матрешки, маленький – для маленькой.     - Собери все красные фигуры… все большие.., все круги и т.д.     Изображение (мяч) разрезается на симметричные части   На прогулке, экскурсии обращать внимание на величину объектов окружающего мира, сравнивать их: что выше, ниже, шире, уже, острее и пр., предложить родителям закреплять данные знания в повседневной деятельности    
Пальчиковые игры Самомассаж пальцев и кистей рук. СУ-ДЖОК-терапия. «Пластилинография». «Собираем бусы». «Собери картинку» (игры с прищепками). «Нарисуй пятнышки на жирафе». «Нарисуй для коровушки много травки». «Дорисуй котятам усы». «Нарисуй ежику иголки». «Помоги гномикам нарисовать узоры». – шнуровки; нанизывание колец на тесьму;– игры с мозаикой; – сортировка мозаики по ячейкам;– игры с конструктором; – перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).   «Запомни звуки» «Послушай и запомни, кто что делает?» «Чего не стало? (с игрушками), пуговицами. Усложнение – с картинками, схемами «Дорисуй картинку» «На что похожи эти фигурки» «Что держит в руках каждый из детей» Что звенит?» Игра «Найди свое место» «Не зевай!» «Съедобное– несъедобное». Игра «Волшебное слово», «Что изменилось?» «Помнишь ли ты?».«Кто летает?» «Найди игрушку» (по описанию). «Кто позвал?». Задания из тетради «Грамотейка» для 2-3 летних, 3-4 летних.   в совместных действиях ребёнка со взрослыми в предметной и предметно-игровой ситуациях, подражание действиям взрослого, другого ребенка;     Игра «Имена», «Скажи как я». «Волны шепчут имя» - в разных учебно-игровых ситуациях;- при выполнении разных режимных моментов.   Ритуал встречи, прощания, в играх. Игра «Ветер дует на..», «Птички». Игры: «Зеркало» «Прятки», «Обезьянка»  

Игра «Солнышко», «Мишка и кукла». Потешки с движениями.

 

 

Упражнения, игры через сопоставление отражения в зеркале и фотографии. Упражнение «Отражение в зеркале»

Игра «Найди свою игрушку»

 

 

Игра-упражнение «Возьми игрушку» «Угадай, что в мешочке». Рисование любимой игрушки (в совместной с взрослым деятельности).

Покорми птичку (кукольный театр)

 

 

Игры с детскими музыкальными инструментами. Слушание природных звуков (дождя, ручья, птиц, ветра и др. в записях).

 

Рассматривая картинки во время чтения детских книг. Подвижные и ролевые игры.

 

В совместной деятельности, во время самостоятельной деятельности и прогулки.

 

 

Коммуникативные игры (по ситуации)

 

В играх, рассматривании изображений животных, лиц детей. Упражнение «Зеркало».

Этюд «Король Боровик». Рисование весёлого солнышка. Тренинговые упражнения: изобразить грусть, радость.

 

 

Наблюдения детей за живыми объектами и движущимся транспортом.

 

Игры-занятия по рассматриванию предметов, игрушек, картинок («Чудесный мешочек», «Кто в домике живет?», «Чей малыш?», «Чья мама?», «Кто приехал на машине?»).

1) одноименные действия выполняются разными игрушками;

2) одна и та же игрушка действует многообразными способами.

 

.

 

...





Читайте также:
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...
Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия...
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.022 с.