(музейные предложения о коллекции)
1. " Литературный гербарий" и коллекция метафорических запахов.
2. «Ворох» (венок) ассоциаций, множество (гора) ощущений.
Многие образы в исследуемом стихотворении построены на ассоциациях, поэтому подростки могут прочитать другие стихи Ахматовой через призму собственных ассоциаций. С этим заданием сопрягается также восприятие любого стихотворения через первое ощущение от чтения его вслух. Это ощущение учащийся может не только зафиксировать в слове, но и в предмете, музейном или не музейном.
3. Вещи, голоса, запахи, спрятавшие эмоции, создающие образ времени (перо задело верх экипажа) и т.д. Форма: старая пластинка, сумочка-мифка Ахматовой, муфта, в которой «спрятаны» эмоции.
4. «Тайнопись времени». Попытка словаря / коллекция литературных аллюзий: коллекция книг, иллюстраций и т.п., аллюзии //намеки на содержание которых позволяли говорить правду о времени)
5. Вырванные страницы истории / чемодан (у Ахматовой – «Мой Магедан»), бювар, где дети смогут поместить фотографии, листки из дневника, из «сожженной тетради»: «неотправленные» письма и истории людей, пострадавших от репрессий (Гумилева, Пильняка, Мандельштама, Ахматовой, Мейерхольда, Цветаевой, Булгакова), истории своих семей, пострадавших каким-либо образом в то время.
Рекомендуемая литература:
Л. К. Чуковская. Записки об Анне Ахматовой: В 3 т. М.: Время, 2013
Анна Ахматова. Первый бег времени. Реконструкция замысла. – СПб.: Издательская группа «Лениздат», 2013, Комментарии Н. Крайневой.
Н. И. Попова, О. Е. Рубинчик. Анна Ахматова и Фонтанный Дом. – СПб. Невский диалект, 2012
Варианты работы по проекту:
Кроме этого занятия, проектная группа может посетить другие музейные мастерские.
|
"Я научилась просто, мудро жить"
Мастерская медленного чтения. 13+
Как так случилось, что застенчивая, хрупкая красавица с горькой судьбой «стала всех сильней на свете»? Как «научилась просто, мудро жить»? В чем находила она утешение, что её радовало, что давало силы снова обретать смысл жизни в дни суровых испытаний?
Шереметевский сад, Фонтанный Дом, музейные предметы хранят память и о радостных, и о трагических событиях ее горькой жизни. А стихи, написанные здесь, расскажут о том, как Ахматова умела обиды и беды переплавлять в торжество жизни и поэзии.
Приглашаем подростков в Дом Поэта, чтобы читать стихи вместе, читать медленно, говорить о стихах свободно, чтобы почувствовать и свою жизнь в поэтическом измерении.
Подробности в методической папке по этому занятию.
Сундук Шереметевского чердака. На этом интерактивном занятии участники проекта смогут проработать 2-ю и 3-ю идеи багажа.
Участники занятия находят в старом сундуке предметы быта столетней давности, аксессуары, фотографии, книги, газеты, работают с историческими документами, фрагментами воспоминаний, дневниковыми записями, стихами Анны Ахматовой и пробуют создать собственный вариант музея. Занятие строится по-разному, в зависимости от возраста участников.
Из чего растут стихи? (По стихам Анны Ахматовой, написанным в Фонтанном Доме). Для учащихся 8-11 классов. Медленное чтение. На этом занятии они познакомятся с другими стихами Ахматовой, особенностями ее поэтики, реалиями жизни, времени, пополнят коллекцию литературных иллюзий.
|
Из чего растут стихи? Ведь, казалось бы, поэт работает теми же словами, какими люди зовут друг друга чай пить. Что же такое поэзия? Зачем она нужна? Как жизнь поэта отражается в его стихах? Какое отношение эти стихи имеют к твоей собственной жизни? Мы приглашаем подростков в Фонтанный Дом – читать стихи, вслушиваться в стихи и говорить о стихах. Атмосфера дома, где писала стихи Анна Ахматова, поможет понять, из чего прорастает поэтическое слово и почему в стихах всё «не так, как у людей». Мы посмотрим на жизнь Ахматовой сквозь призму её стихов, а среди музейных предметов будем искать экспонаты «про любовь, верность, свободу, страх».
Художественные фильмы: «Завтра была война», по повести Бориса Васильева, режиссер Юрий Кара, 1987 г., «Защитник Седов», по повести Ильи Зверева, режиссер Евгений Цымбал, 1988 г., «Софья Петровна», по повести Лидии Чуковской, режиссер Аркадий Сиренко, 1989 г.