УТВЕРЖДАЮ
Ректор учреждения образования
Федерации профсоюзов Беларуси
«Международный университет «МИТСО»
_________________С.Н. Князев
__________20____
Регистрационный № УД-__________/баз.
ПРОГРАММА
Аналитической практики |
(название практики)
для специальности
1 -26 02 03 маркетинг |
(код специальности) (наименование специальности)
направления специальности
1- 26 02 03 маркетинг |
(код специальности) (наименование специальности)
специализации
1-26 02 03 01 Рекламная деятельность |
(код специальности) (наименование специальности)
Составители:
Н.О. Вербицкая, старший преподаватель кафедры логистики и маркетинга |
(инициалы, фамилия, должность, ученая степень, ученое звание) |
Л.П. Хлюст, старший преподаватель кафедры логистика и маркетинга |
(инициалы, фамилия, должность, ученая степень, ученое звание) |
(инициалы, фамилия, должность, ученая степень, ученое звание) |
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой логистики и маркетинга Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»
(протокол № 10 от 17.06.2017)
Научно-методическим советом Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО» (протокол № 9 от 27.06.2017)
Пояснительная записка
Цель и задачи аналитической практики
Практика является важным этапом подготовки студентов к самостоятельной работе, получения прочных знаний, качественных умений и устойчивых навыков по своей специальности.
Цель практики:
Дать студентам реальное представление о современном состоянии развития маркетинга в Республике Беларусь и практические навыки работы в этой области на конкретном предприятии, которое занимается производственно-коммерческой деятельностью.
Задачи практики:
Основными задачами прохождения практики студентами являются:
- закрепление теоретических знаний полученных при изучении экономических и маркетинговых дисциплин;
- приобретение навыков и опыта самостоятельной работы по выбранной специальности;
- ознакомление с организацией управления предприятием (фирмой) в целом;
- приобретения навыков ведения аналитической работы
- изучение функций и значения маркетинговой службы в системе управления предприятием (организацией);
- ознакомление с маркетинговой деятельностью предприятий и фирм.
1.2 Организационные вопросы практики
Общее методическое и организационное руководство практикой осуществляется кафедрой. Для непосредственного руководства практикой за каждым студентом закрепляется преподаватель кафедры. Он уточняет программу с учетом особенностей работы предприятия, контролирует прохождение студентами практики и консультирует студентов по не ясным для них вопросам.
Продолжительность практики – 2 недели.
Содержание практики
Содержание отчета по аналитической практике
Отчет должен содержать все пункты, перечисленные далее, но с учетом специфики предприятия, на котором студент проходит практику:
- Титульный лист (Приложение А)
- СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)
1.1 История создания и развития предприятия. Организационная структура управления предприятием. Направления специализации.
1.2 Изучение ассортиментной политики предприятия
1.3 Анализ финансово-экономических и производственных показателей деятельности предприятия
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ОРГАНИЗАЦИИ)
2.1 Служба маркетинга на предприятии (организационная структура управления отделом маркетинга и его взаимосвязь с другими подразделениями на предприятии, функциональные обязанности сотрудников (а) отдела)
2.2 Микросреда деятельности предприятия: изучение и оценка основных поставщиков, потребителей, посредников и конкурентов
2.3 Информационная база и источники получения маркетинговой информации
2.4 Изучение ценовой политики предприятия (порядок формирования цены, используемые документы)
2.5 Изучение сбытовой политики предприятия
2.6 Изучение коммуникационной политики предприятия
ГЛАВА 3 ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ (Тема индивидуального задания – выдается руководителем практики каждому студенту )
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ (используемые документы предприятия)
- ПРИЛОЖЕНИЯ
Содержание практики
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)
1.1 Дайте краткую характеристику объекта прохождения практики: полное наименование предприятия, месторасположение, организационная форма, форма собственности, сфера деятельности
Составьте схему организационной структуры предприятия
Изучите Устав предприятия. Сформулируйте цели и задачи, которые предприятие ставит перед собой.
Дайте краткое описание технологического процесса, осуществляемого на предприятии; оцените его уровень.
1.2 Охарактеризуйте номенклатуру и ассортимент продукции предприятия (фирмы).
1.3 Изучите ассортимент выпускаемой (реализуемой) продукции с точки зрения производственных мощностей предприятия и применяемой маркетинговой концепции. Проведите сравнительный анализ по выпускаемому (реализуемому) ассортименту продукции
1.4 Проанализируйте основные финансово-экономические показатели, деятельности предприятия используя такие приемы экономического анализа как:
— табличный (пример представлен в таблице 1);
Таблица 1 – Финансово-экономические показатели за 20…-20…. гг.
Показатели финансово-экономической деятельности | 20.. | 20… | 20… | Темп роста, % | |
20.. к 20.. | 20… к 20.. | ||||
Выручка от реализации, млн.руб. | |||||
Себестоимость реализованной продукции, млн.руб. | |||||
Налоги и отчисления из выручки, млн.руб. | |||||
Валовая прибыль, млн.руб. | |||||
Налоги из прибыли, млн.руб. | |||||
Чистая прибыль, всего, млн.руб. | |||||
Среднесписочная численность, чел. | |||||
Средняя заработная плата одного работающего, тыс.руб. | |||||
Рентабельность продукции, % | |||||
Рентабельность продаж, % | |||||
Прибыль на 1 раб., млн.руб/чел | |||||
Запасы готовой продукции на конец периода, млн.руб. | |||||
Средний остаток оборотных средств, млн.руб. | |||||
Основные фонды предприятия на начало периода, всего, млн. руб. |
Примечание – Примерная форма и содержание таблицы.
— графический – посредством построения графика отражающего динамику по некоторым, наиболее важным показателям опираясь на выданное индивидуальное задание;
— сравнительный – на основании выданного индивидуального задания проведите анализ по годам, предприятиям, потребителям и пр.
— приемы анализа.
Проанализируйте показатели ликвидности и финансовой устойчивости предприятия: коэффициентов текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, обеспеченности финансовых обязательств активами, абсолютной ликвидности так же с использованием выше указанных приемов анализа.
Сделайте выводы об эффективности экономического развития предприятия на основании представленных в таблицах данных.
Аналитическая работа должна выполняться исключительно на основании практических данных предприятия (организации) Все приведенные табличных и иные приемы анализа должны подкрепляться выводами и заключениями.
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ОРГАНИЗАЦИИ)
2.1. Опираясь на схему организационной структуры предприятия представленной в п.1.1 выделите службы, выполняющие маркетинговые функции. Охарактеризуйте взаимосвязь отдела маркетинга с другими подразделениями. Рассмотрите кратко функциональные обязанности сотрудников отдела маркетинга.
2.2. Проведите анализ микросреды. Проанализируйте покупателей предприятия. Сегментируйте рынок по различным, актуальным для предприятия признакам (по географическому, по объёму и периодичности закупок, предприятия-производители, конечные потребители и т.д.). Приведите примеры покупателей, входящих в те или иные рыночные сегменты, и охарактеризуйте основные особенности работы с ними.
Изучите и оцените основных конкурентов предприятия (на национальном рынке, за рубежом). Оцените положение субъекта исследования среди конкурентов, по каким позициям предприятие проигрывает и выигрывает у конкурентов
2.2. Оцените рациональность и эффективность сбора и обработки маркетинговой информации и документопотоков, порядка принятия маркетинговых решений.
2.3 Рассмотрите порядок формирования цен на предприятии (с приведением расчетов) опираясь на используемое на предприятии законодательство, а так же используемые маркетинговые ценовые стратегии.
ГЛАВА 3 ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ (Тема индивидуального задания)
Индивидуальное задание выдается студенту руководителем практики от университета в зависимости от места прохождения практики и по перечню тем предусмотренных программой практики. Индивидуальное задание содержит более глубокое изучение отдельных элементов комплекса маркетинговых коммуникаций. Индивидуальное задание выполняется студентом на конкретном цифровом материале базы практики с приложением пакета документов.
Темы индивидуальных заданий:
1. Система маркетинговых коммуникаций на предприятии
2. Коммуникационная политика предприятия
3. Использование интегрированных маркетинговых коммуникаций в деятельности предприятия
4. Выбор каналов маркетинговых коммуникаций (личные и неличные каналы) на предприятии
5. Разработка бюджета комплекса маркетинговых коммуникаций на предприятии
6. Оценка эффективности применяемых элементов комплекса маркетинговых коммуникаций на предприятии
7. Разработка и управление рекламной программой на предприятии
8. Виды и средства рекламы в маркетинговой деятельности предприятия
9. Оценка эффективности рекламной кампании предприятия (анализ коммуникативной и экономической эффективности рекламной кампании; оценка качества рекламного материала)
10. Стимулирование сбыта как вид маркетинговой коммуникации в деятельности предприятия
11. Критерии выбора формы стимулирования сбыта в маркетинговой деятельности предприятия. Формы стимулирования продаж
12. Основные приемы стимулирования потребителей. Приемы стимулирования предприятий розничной торговли.
13. Оценка эффективности применяемых в организации мероприятий по стимулированию сбыта
14. Выставки и ярмарки как способ коммуникационного воздействия на целевую аудиторию в маркетинговой деятельности организации
15. Организация участия предприятия в выставочной деятельности. Этапы участия организации в работе выставки
16. Определение целей участия в работе выставки. Определение концепции и объема участия предприятия в работе выставки (ярмарки)
17. Каналы прямого маркетинга - прямая почтовая рассылка, факс-рассылка, электронная рассылка, телефонный маркетинг – в деятельности организации
18. Одноступенчатые и многоступенчатые ДМ-кампании в маркетинговой деятельности предприятия. Кампании для потенциальных и постоянных клиентов
19. Разработка ДМ-кампании организации, схема проведения. Оценка результатов ДМ-кампании.
20. Роль связей с общественностью в коммуникационном взаимодействии организации с целевой аудиторией
21. Особенности коммуникаций при формировании имиджа компании .Корпоративные PR-документы компании
22. План PR-кампании - оценка текущей ситуации, постановка целей, выбор целевых аудиторий, выбор методов реализации, калькуляция издержек, оценка результатов. Оценка эффективности PR-мероприятий
23. Интернет как средство коммуникации предприятия с целевой аудиторией
24. Интернет как источник маркетинговой и рекламной информации. Оценка эффективности коммуникаций в сети Интернет
25. Особенности комплекса маркетинга в торговле. Виды маркетинговых коммуникаций в местах продаж
26. Инструменты мерчендайзинга, применяемые в маркетинговой деятельности предприятия
27. Назначение и роль рекламных материалов в торговой точке (POSM)
28. Комплекс продвижения товаров в местах продажи. Методы оценки эффективности маркетинговых коммуникаций в местах продаж
29. Эффективное представление предприятием продвигаемых товаров. Презентация товара. Комплекс продвижения товаров в местах продаж
30. Организация мерчендайзинга в компании и система оценки мерчендайзинговой активности
Информационно-методическая часть
3.1 Календарно-тематический план прохождения практики
Таблица 1 – Календарно-тематический план прохождения аналитической практики на предприятии
№ | Тема | Количество дней |
1. | Оформление на предприятии. Общая характеристика предприятия (организации) | |
2. | Изучение маркетинговой деятельности на предприятии (организации) | |
3. | Индивидуальное задание | |
4. | Оформление отчёта по практике | |
ИТОГО: | 10 рабочих дней = 2 недели |