ПЛАН
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ 1 ВЗВОДА 8 УЧЕБНОЙ РОТЫ
Тема №6: Система охлаждения и подогрева двигателей
Занятие №1: Общее устройство системы охлаждения и размещение составных частей на машине. Наивыгоднейший тепловой режим работы двигателя. Назначение, устройство и работа водяного насоса, отсека системы охлаждения, радиатора, водяной рубашки блока цилиндров и головки блока, вентилятора (эжектора), расширительного бачка, системы управления жалюзи и заслонки. Охлаждающие жидкости (вода, антифриз) и требования безопасности при обращении с ними.
Цель занятия: 1. Довести до л/с общее устройство системы охлаждения и размещение составных частей на машине. Изучить назначение, устройство и работу водяного насоса, отсека системы охлаждения, радиатора, водяной рубашки блока цилиндров и головки блока, вентилятора (эжектора), расширительного бачка, системы управления жалюзи и заслонки.
Привить л/с любовь к технике, повысить техническую грамотность, научить правильно, изъясняться техническим языком.
Время: 1 час (50 мин.)
Место: КТО №604
Материальное обеспечение: Тетради и ручки на каждого, плакаты, схемы, разрезные узлы и агрегаты, оборудование учебных мест, УТК, ведомости, секундомеры, указки.
Литература: МДК-3 стр. 35-37; методическая разработка по теме №6.
I. Вводная часть 5 минут
1. Проверяю наличие личного состава.
2. Проверяю готовность личного состава к занятиям.
3. Довожу до л/с требования безопасности.
4. Объявляю тему занятия и учебные вопросы.
II. Основная часть 40 минут
Организация и порядок проведения занятия
1. Личный состав рассажен по местам.
2. Провожу письменный или устный опрос личного состава (не менее 30 %). 5 – 10 мин.
3. Рассказываю теоретическую часть по новой теме, показываю на материальной части.
4. Кратко даю под запись материал по новой теме.
5. Отвечаю на возникшие вопросы личного состава
№ п./п. | Учебные вопросы | Время | Краткое содержание учебных вопросов и методика их отработки |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Провожу опрос по ранее пройденному материалу. Общее устройство системы охлаждения и размещение составных частей на машине. Наивыгоднейший тепловой режим работы двигателя. Назначение, устройство и работа водяного насоса, отсека системы охлаждения, радиатора, водяной рубашки блока цилиндров и головки блока, вентилятора (эжектора), расширительного бачка, системы управления жалюзи и заслонки. Охлаждающие жидкости (вода, антифриз) и требования безопасности при обращении с ними. Назначение, устройство и работа систем суфлирования двигателя, вентиляция моторно-трансмиссионного отделения (МТО) и охлаждения генератора. | ___ мин . ___ мин . ___ мин . ___ мин . ___ мин. ___ мин. | Метод и форма проведения: рассказ, показ. Довести основные положения под запись: Системы охлаждения и подогрева двигателя предназначены для поддержания температурного режима работы двигателя и подогрева его перед пуском при низких температурах. Система охлаждения работает следующим образом. При работе двигателя охлаждающая жидкость под напором, создаваемым насосом 26 (рис. 1), прокачивается через водяные полости блоков и головок цилиндров двигателя. Затем подогретая охлаждающая жидкость поступает в радиаторы 1, 2 и 17. В радиаторах охлаждающая жидкость охлаждается воздухом, просасываемым через радиаторы эжекционной системой. Из радиаторов охлаждающая жидкость поступает на вход в водяной насос. Часть охлаждающей жидкости по трубам 9, 13, 18 а 36 прокачивается через компенсационные бачки 21 и 34 и возвращается на вход в насос. Этот поток охлаждающей жидкости уносит из системы пар и воздух в бачки и поддерживает температуру: охлаждающей жидкости и воздуха в бачках, равную температуре охлаждающей жидкости на выходе из двигателя, в результате чего в компенсационных бачках поддерживается давление насыщенных паров и воздуха, обеспечивающее кавитационный запас в системе охлаждения. Предельно допустимое давление и разрежение в системе охлаждения регулируют паровоздушные клапаны 19 и 35. Указатель термометра (РК1) с приемником 16 (ВК12) показывает температуру жидкости, выходящей из двигателя (при отпущенной кнопке ВОДА КОТЛА). Контроль предельных температур осуществляется с помощью датчиков 14 (SK1) и 15 (SK2) и сигнальной лампы (ЕЛ42). Датчик 14 сигнализирует о предельной температуре охлаждающей жидкости в летний период, датчик 15 — в зимний период, при этом переключатель ЗИМА — ЛЕТО, расположенный на щите электроприборов, должен быть установлен в положение, соответствующее сезону. Датчики 14 и 15 установлены на трубе, отводящей охлаждающую жидкость из правого блока двигателя, сигнальная лампа — на щите электроприборов. Система подогрева работает в такой последовательности. Насосный узел прокачивает охлаждающую жидкость через теплообменник и нагнетает в камеру сгорания воздух. Топливоподкачивающий насос БЦН, работающий при повышенной частоте вращения, подает топливо через фильтр 36 (рис. 5) к электроклапану 37, который открывается после нагрева свечи 33. При работе на дизельном топливе оно по трубопроводам через змеевик, приваренный к камере сгорания, поступает к форсунке, которая впрыскивает его в распыленном виде в камеру 32 сгорания. Смешанное с воздухом топливо образует горючую смесь, которая воспламеняется от свечи. Горячие газы, проходя через блок котла, подогревают охлаждающую жидкость, циркулирующую в системе охлаждения, и, выйдя из котла, проходят по жаровой трубе масляных баков и нагревают в них масло. Нагретая в подогревателе охлаждающая жидкость по трубам 32 (рис. 1) и 10 поступает в двигатель и радиаторы, нагревает их и по трубам 25 и 27 возвращается в котел. |
6. Далее организую занятие на учебных местах с целью отработки практических вопросов и повторения пройденного материала.
7.Смена учебных мест по моей команде по часовой стрелке.
8.Организую контроль за отработкой учебных вопросов на местах или провожу занятие на одном из учебных мест.
Учебное место № 1 ________________________________________________
Время: __________
Метод. Практическая работа, упражнения.
Материальное обеспечение: ____________________
Руководитель занятия: _________________________
Учебное место № 2 ___________________________________________________
Время: __________
Метод. Практическая работа, упражнения.
Материальное обеспечение: ____________________
Руководитель занятия: _________________________
Учебное место № 3 ___________________________________________________
Время: __________
Метод. Практическая работа, упражнения.
Материальное обеспечение: ____________________
Руководитель занятия: _________________________
III Заключительная часть 5 минут
1. Отвечаю на вопросы курсантов
2. Подвожу итоги занятия, отмечаю лучших и худших на занятиях.
«10» февраля 2015г. Руководитель: капитан А.Кулинич