Информационно-методическая часть.




Для специальности

__1-23 01 04___________ _психология______________________;

(код специальности)

Специализации

____ 1-23 01 04 12_____ _ юридическая психология ___________

(код специализации)

2011г.

СОСТАВИТЕЛИ:

Григальчик Е.К. ст. преподаватель кафедры психологии _____________

(И.О.Фамилия, должность, учена степень, ученое звание)

__________________________________________________________________

(И.О.Фамилия, должность, учена степень, ученое звание)

__________________________________________________________________

(И.О.Фамилия, должность, учена степень, ученое звание)

РАСМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой__________________________________________________________

(название кафедры – разработчика программы)

(протокол №___ от__________)

Заведующий кафедрой

___________ __________

(подпись) (И.О.Фамилия)

 

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом факультета_________________________________________________

(название учреждения высшего образования)

(протокол №___ от__________)

 

Председатель

Совета факультета

___________ __________

(подпись) (И.О.Фамилия)

Пояснительная записка

Практика является важнейшей частью профессиональной подготовки студента-психолога. В данной программе раскрывается содержание психодиагностической практики, которая проводится в 6 семестре в течение 4 недель в учреждениях различного профиля: специальные учреждения, школа, интернаты, СУЗ, ВУЗ, учебно-производственный комбинат, психологические реабилитационные центры, центры социально-психологической работы с молодежью, внешкольной работы, центры социальной и психологической помощи, оздоровительные лагеря, студенческие строительные отряды и др.

Психодиагностическая практика готовит студентов третьего курса к переходу от учебно-профессиональной деятельности к квази-профессиональной и профессиональной. Практика способствует закреплению усвоенных теоретических знаний, развитию потребности в профессиональном самосовершенствовании, формирует когнитивные потребности личности, а также обеспечивает овладения общими навыками психодиагностических исследований

Программа психодиагностической практики охватывает одно из основных направлений деятельности будущего психолога по специальности «психология», описывает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам, которые приобретаются студентами во время прохождения практики, определяет ее объем и содержание. Программа позволяет создать условия для успешного прохождения психодиагностической практики.

Структура программы практики. Программа состоит из пояснительной записки, описания основного содержания практики, информационно-методической части, которая содержит требования к содержанию и оформлению индивидуального задания и отчета по практике, календарно-тематический план прохождения практики, методические указания для студентов и руководителей практики, обязанности студента во время прохождения практики, и приложения.

Целью психодиагностической практики является развитие профессиональных умений и навыков осуществления психодиагностики в разных типах учебно-воспитательных учреждений, а также формирование профессиональных качеств личности будущего психолога.

Основными задачами психодиагностической практики являются:

1. Закрепление на практике теоретических сведений, полученных в процессе изучения психологических дисциплин.

2. Ознакомление с организацией психодиагностической работы психолога.

3. Формирование умений и навыков:

· разработкипрограммы психодиагностического исследования с учетом его целей и разновидностей;

· самостоятельного определения наиболее эффективных методов психодиагностического исследования;

· анализа результатов психодиагностического исследования;

· составления психологическое заключение по данным исследования;

· разработки на основе результатов психодиагностических исследований рекомендаций;

· консультирования клиентов по результатам психодиагностического исследования.

 

Содержание практики.

Психодиагностическая практика состоит из трех этапов.

На первом этапе продолжительностью в один день (шесть часов) проводятся:

· знакомство студентов с календарным планом прохождения практики;

· инструктаж по соблюдению условий безопасной работы и документальное оформление инструктажей по технике безопасности;

· ознакомление студентов с порядком прохождения психодиагностической практики и ее содержанием;

· знакомства с требованиями по составлению отчета и аттестацией студентов.

Как правило, инструктивные занятия проводятся групповым руководителем (руководителями) практики.

На втором этапе продолжительностью3,5 недели студент выполняет следующие виды деятельности:

· знакомство с психологической службой (цели, задачи, структура, основные направления деятельности, особенности) по месту прохождения практики;

· изучение содержания психодиагностического направления деятельности психолога;

· присутствие на психодиагностических мероприятиях, проводимых психологом (разработка психодиагностических программа, психодиагностическое исследование; работа с конкретным психодиагностическим инструментарием; обработка результатов психодиагностического исследования; интерпретация полученных данных; разработка рекомендаций по результатом психодиагностического исследования; индивидуальное и групповое консультирование по результатам психодиагностического исследования);

· разработка совместно с психологом психодиагностических программ; проведение совместно с психологом психодиагностических исследований. студент выполняет исследование:

а) изучает индивидуально-психологических свойства личности, развитие познавательной, эмоциональной, волевой, нравственной сфер личности испытуемых с целью написания психологической характеристики личности;

б) изучает основные показатели развития малой группы (группы по месту
предполагаемой работы, школьного класса, студенческой группы, отряда в
лагере труда и отдыха, рабочею коллектива и т.п.) с целью написания
психологической характеристики этой группы;

в) организует, изучает и анализирует деятельность группы людей и возможно
отдельной личности в определенной деятельности с целью психологического
анализа воспитательного мероприятия (или деятельности малой группы).
Важным элементом учебной практики является интроспекция (рефлексия
своего поведения, своих мыслей и переживаний);

· самостоятельное проведение студентов психодиагностического исследования в рамках плана работы психолога;

· выполнение индивидуального задания, полученного от руководителя психодиагностической практики от института.

Второй этап учебной практики, как правило, проводится на определенных базах (специальные учреждения, интернаты, психологические центры, школы, оздоровительные лагеря, студенческие строительные отряды, студенческие группы, инспекции по делам несовершеннолетних и т.п.). Студент также может пройти практику в учебно – практической лаборатории «Психологическая клиника» Частного учреждения образования «БИП - институт правоведения».

Третий этап предполагает подготовку отчетной документации к аттестации и участие студентов в заключительной конференции по итогам практики. Представление отчетной документации производиться не позднее трех дней после второго этапа учебной практики.

 

Информационно-методическая часть.

В ходе практики студенты могут проводить:

1. Психодиагностическое исследование, которое включено план работы психолога учреждения, на базе которого они проходят практику (в этом случае в раздел «Индивидуальное задание» Дневника практики записывается содержание психодиагностического исследования, включенного в план работы психолога учреждения и согласуется с руководителем практики от института.

2. Психодиагностическое исследование в соотвествии с заданием, полученным непосредственно от руководителя практики от института.

Примерный перечень индивидуальных заданий, которые студент может выполнить на выбор в процессе прохождения практики:

А. Диагностики психологических характеристик развития личности. Психологическая характеристика развития личности включает следующие данные, получаемые научными методами:

1. Общие сведения о личности, имя и фамилия, дата рождения,
домашний адрес, место рождения, итоги медицинского осмотра и
антропологические данные: рост, вес, острота зрения, слуха, общее состояние здоровья, особенности физического развития и состояния здоровья. Условия развития личности в семье, вид семьи (полная, полная сложная, неполная). Количество детей в семье, их пол и возраст. Сведения о родителях, их возрасте,
образовании, месте работы, материальных жилищных условиях.
Характеристика отношений в семье: между родителями и между родителями и
детьми. (Теплые, внимательные, сдержанные, безразличные, холодные,
враждебные и т.д.). Доминирующий стиль лидерства в семье: авторитарный,
демократический, либеральный, попустительский. Отношение родителей к
детскому саду, школе, в которых развиваются их дети; проявление интереса
родителей к занятиям детей.

2. Психическое и личностное развитие человека. Характеристика «Я -концепции»: соотношение реального и идеального «Я». Будущее «Я». Уровень развития самосознания личности. Отношение личности к сверстникам и старшим, близким людям и окружающим, к подчиненным и старшим по возрасту и статусу. Отношение личности к политическим общественным событиям. Национальное самосознание и отношение к родному языку и культуре. Отношение личности к животным и растениям. Мир увлечений личности. Самооценка и уровень притязаний личности.

Характеристика мотивационно-потребностной сферы личности. Доминирующие потребности и иерархия мотивов. Интересы, стремления, мечты, ценностные ориентации личности.

Характеристика развития познавательной сферы личности. Свойства и особенности внимания человека. Особенности сенсорно-перцептивного развития: показатели уровня развития ощущений, свойства восприятия, наличие наблюдательности. (обратить внимание на особенности восприятия учебного материала).

Показатели и качественные характеристики развития памяти и возможные отклонения в мнемической деятельности личности,

Характеристика процессов мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, классификации, абстрагирования. Уровень развития содержательных характеристик мышления: понятий, суждений и умозаключений. Познавательная активность личности и уровень ее умственных действий. Уровень развития речи: словарный запас, особенности фонетической, грамматической и синтаксическое сторон речи. Возможные отклонения в речевом развитии личности.

Характеристика развития представлений и воображения личности. Соотношение репродуктивного и творческого воображения, фантазии и их характеристика.

Характеристика развития эмоционально-волевой сферы личности. Модальность и устойчивость настроения, а также характеристики эмоциональных состояний личности. Соотношение конструктивных и деструктивных переживаний личности. Поведение личности в стрессовой ситуации. Выраженные эмоциональные и волевые качества личности. Произвольность в поведении личности.

Индивидуально-психологические особенности личности. Особенности ВИД и темперамент человека. Проявление темперамента в поведении и деятельности. Общие сведения о характере личности. Наиболее выраженные черты характера личности. Характеристика способности личности: проявление специфических способностей и склонностей.

Характеристика интеллекта личности: направленность и структура. Эрудиция личности.

3. Развитие личности в малой группе. Особенности общения личности в малой группе (семье). Направленность общения. Содержательные характеристики общения личности, Характеристика межличностных отношений личности в группе: социометрический статус, благополучие и оптимальность отношений. Мотивация социометрических выборов. Осознание личностью своего положения в системе отношений. Личность в структуре лидерства. Тип лидерства. Конформность личности.

4. Развитие личности в деятельности. Доминирующий вид деятельности. Ведущий вид деятельности в психическом и личностном развитии. Мотивация деятельности. Уровень развития определенных действий. Самоконтроль и самооценка личности в деятельности, Особенности развития личности в других видах деятельности (игровой, учебной, общении, учебно-профессиональной,трудовой, творческой,музыкальной, художественной, конструкторской,
работой с компьютерами и т.д.).
Успехи личности в определенном виде
деятельности. Место деятельности в социальной ситуации психического и
личностного развития. Развитие мотивационно-потребностной, познавательной, эмоционально-волевой и нравственной сфер личности в деятельности. Особенности развития и проявление психических и личностных новообразований возраста.

5. Психолого-педагогические выводы. Общая характеристика психического и личностного развития человека.. Перспективы развития. Психолого-педагогические рекомендации по развитию личности.

Б. Диагностика психологических характеристик развития малой группы. Психологическая характеристика развития малой группы
включает следующие данные:

1. Общие сведения о группе. Время существования группы. Количественный состав группы. Количества лиц женского и мужского пола. Возрастные характеристики членов группы. Социальный состав группы. По возможности и другие количественные характеристики членов группы. Официальная структура группы.

2. Межличностное отношение в группе. Активность личности в группе. Направленность общения. Содержательные характеристики общения в группе: мотивация, нравственность, преобладающие стиль и уровень общения. Структурные характеристики общения. Статус в системе общения: лидер, активный, пассивный, изолированный. Показатели благополучия и оптимальности общения в группе.

3. Характеристика совместной деятельности в группе. Виды деятельности, преобладающие в группе. Уровень и форма организации совместной деятельности. Руководство деятельностью и его стили. Преобладающие социальные роли участников совместной деятельности: генераторы идей, критики, исполнители, эрудиты, коммуникаторы, организаторы и т.д. Лидерство и профессионализм в деятельности. Преобладающие мотивы деятельности. Нравственная направленность деятельности. Организация взаимопомощи в совместной деятельности. Место и роль руководителя в совместной "деятельности. Эффективность совместной деятельности.

4. Межличностные отношения в малой группе. Дифференциация группы в системе межличностных отношений: звезды, предпочитаемые, принятые, непринятые, изолированные. Благополучие, оптимальность межличностных отношений. Показатели звездности и изолированности группы. Сплоченность группы, единство ценностных ориентации в группе. Мотивация межличностных отношений. Мотивационное ядро выборов. Осознание и переживание межличностных отношений членами группы (показатели социальной перцепции и рефлексии в группе). Уровень развития механизмов социализации в группе (идентификация, подражание, конформность, внушение, социальная фасилитация). Референтность в межличностных отношениях. Влияние руководителя на межличностные отношения в группе.

5.Общий анализ межличностного взаимодействия в группе. Соотношение официальной структуры группы со структурами в системе общения, отношений, совместной деятельности, лидерства и ролевой структуры. Уровень развития группы. Влияние взаимодействия в группе на развитие отдельной личности (анализ примера с жизни малой группы). Влияние отдельной личности на взаимодействие в малой группе (анализ конкретного примера влияния отдельной личности на группу). Актив группы и его краткая психологическая характеристика. Роль актива группы. Коллективное мнение в группе и его развитие.

6. Психолого-педагогические выводы. Общая характеристика развития группы. Перспективы разлития группы. Психолого-педагогические рекомендации по развитию группы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: