ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. М. КОЗЫБАЕВА
СИЛЛАБУС
«ПСИХОЛОГИЯ»
Для специальностей магистратуры
Количество кредитов 2
г. Петропавловск
2014 г.
Общие сведения
Силлабус по дисциплине «Психология» для специальностей магистратуры.
Разработан на кафедре «Психология»
Кабинет: 414/10
Телефон: 49-32-02 (доб. 11-57)
1.1 Цель и задачи курса:
Цель курса: обучение магистрантов основам психологии высшей школы, расширение их профессиональных возможностей в плане применения психологических знаний в педагогической деятельности.
Задачи курса: раскрыть психолого-педагогическую сущность образовательного процесса в высшей школе;
- дать магистрантам целостное представление о наиболее значимых теоретических концепциях, эмпирических исследованиях и основных приложениях общей, социальной, возрастной и педагогической психологии применительно к курсу «Психология»;
- рассмотреть основные тенденции развития высшей школы на современном этапе;
- развить психолого-педагогическое мышление магистрантов.
1.2 Пререквизиты: Изучение курса «Психология» основывается на знаниях, полученных на предшествующих дисциплинах бакалавриата: философия, социология, культурология, политология, экономика, юриспруденция.
1.3Постреквизиты: все последующие гуманитарные дисциплины, являющиеся практической сферой приложения психологических знаний и расширяющие возможности профессиональной подготовки специалиста: педагогика, основы экономики и права, методика преподавания спец. дисциплин, инновационные технологии обучения
Содержание дисциплины
Таблица 1
Содержание дисциплины | Кол-во часов | Форма обучения | Кол-во часов по видам занятий/работ | |||||
Л | Пр | Лб/ | СРМП | СРМ | ||||
ст | ||||||||
Тема 1: Образование как глобальный объект психологии высшей школы. | ДО | + | + | + | + | |||
Тема 2: Психологическое образование в вузе. | ДО | + | + | + | + | |||
Тема 3: Психологическая структура процесса обучения. | ДО | + | + | + | + | |||
Тема 4: Психология познавательной деятельности. | ДО | + | + | + | + | |||
Тема 5: Психологические методы и средства повышения эффективности и качества обучения в современных условиях. | ДО | + | + | + | + | |||
Тема 6: Психология личности и студенческого коллектива. | ДО | + | + | + | + | |||
Тема 7: Проблемы воспитания в высшей школе. | ДО | + | + | + | + | |||
Тема 8: Воспитание и становление профессионального самосознания. | ДО | + | + | + | + | |||
Тема 9: Психодиагностика в высшей школе. | ДО | + | + | + | + | |||
Тема 10: Психологическая характеристика педагогической деятельности преподавателя высшей школы. | ДО | + | + | + | + | |||
Тема 11: Управление процессом обучения. | ДО | + | + | + | + | |||
Тема 12: Обучающийся как субъект учебной деятельности. | ДО | + | + | + | + | |||
Тема 13: Психолого-педагогическое общение. | ДО | + | + | + | + | |||
Тема14: Психология педагогического воздействия. | ДО | + | + | + | + | |||
Тема 15: Основные психологические проблемы в педагогической деятельности. | ДО | + | + | + | + | |||
ИТОГО | ДО | + | + | + | + |
Задания для самостоятельной работы магистранта
Для своевременного выполнения заданий по дисциплинам следующего семестра студент должен, после окончания учебно-экзаменационной сессии, обратиться на кафедру, которая ведет дисциплину, для получения силлабуса и материалов для СРС.
Таблица 2
№ задания | Задание | Объем | Кол-во часов | |
очное | Заочное | |||
Аналитический обзор «Прикладные проблемы современной психологии высшей школы» | 3-5 стр. | - | ||
Эссе: «Я – преподаватель высшей школы» | 3-5 стр. | - | ||
Психологические основы современного учебного процесса в вузе | 5-7 стр. | - | ||
Психологические основы современного воспитательного процесса в вузе | 3-5 стр. | - | ||
Психологические особенности: чему может научиться преподаватель у ученика | 5-7 стр. | - | ||
Роль психологического образования в подготовке современного педагога | 3-5 стр | - | ||
Социально-психологическая компетентность педагога | 3-5 стр. | - | ||
Подготовка к рубежному контролю | По темам 1-7 | - | ||
Структура социально-психологического знания на современном этапе развития общества | 3-5 стр. | - | ||
Анализ литературы. Основные источники, движущие силы и факторы развития личности | 3-5 стр. | - | ||
Социально-психологические особенности личности в условиях рынка | 7-10 стр | - | ||
Специфика управления процессом обучения и воспитания по сравнению с управлением в технических системах | 3-5 стр. | - | ||
Аналитический обзор. Различия категории «деятельность» в философии и психологии; образовательная деятельность в высшей школе | 5-7 стр. | - | ||
Познавательная деятельность в процессе обучения | 3-5 стр. | - | ||
Подготовка к рубежному контролю | По темам 8-15 | - | ||
Итого: | - |
Расписание консультаций
Консультации проводятся в соответствии с графиком самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя, который находится на стенде кафедры «Педагогика».
График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
Таблица 3
№ недели, на которой проводится контроль | Вид занятия, на котором проводится контроль | № задания | Виды и формы контроля оценки знаний, умений, навыков и компетенций обучающихся по балльно - рейтинговой системе |
Очное | |||
СРСП 2 | СРС 1 | Сдача материала в письменном виде, заслушивание сообщений | |
СРСП 4 | СРС 2 | Заслушивание сообщений, участие в дискуссии. | |
СРСП 6 | СРС 3 | Заслушивание сообщений, участие в дискуссии. | |
СРСП 8 | СРС 4 | Сдача материала в письменном виде, заслушивание сообщений | |
СРСП 10 | СРС 5 | Сдача материала в письменном виде, заслушивание сообщений | |
СРСП 12 | СРС 6 | Сдача материала в письменном виде, заслушивание сообщений | |
СРСП 14 | СРС 7 | Рубежный контроль | |
СРСП 16 | СРС 8 | Итоги 1 рубежного контроля | |
СРСП 18 | СРС 9 | Заслушивание сообщений, участие в дискуссии. | |
СРСП 20 | СРС 10 | Заслушивание сообщений, участие в дискуссии. | |
СРСП 22 | СРС 11 | Заслушивание сообщений, участие в дискуссии. | |
СРСП 24 | СРС 12 | Заслушивание сообщений, участие в дискуссии. | |
СРСП 26 | СРС 13 | Сдача материала в письменном виде, заслушивание сообщений | |
СРСП 28 | СРС 14 | Рубежный контроль | |
СРСП 30 | СРС 15 | Итоги 2 рубежного контроля | |
Примечание: Текущий контроль успеваемости студентов заочной формы обучения осуществляется как до начала, так и в период учебно-экзаменационной сессии, который проводится в соответствии с академическим календарем. При этом студент заочной формы обучения до начала учебно-экзаменационной сессии сдает все виды контрольных и расчетно-графических работ, курсовых работ (проектов), а также отдельные виды домашних заданий, СРС, рубежного контроля в соответствии с учебной программой дисциплины. |
6. Права и обязанности студента на СРСП:
1. Активно воспринимать информацию преподавателя, полученную в период установочных занятий по учебной дисциплине.
2. Самостоятельно, на основании рекомендаций преподавателя, изучать учебно-методические пособия, литературные источники, выполнять домашние задания, контрольные и курсовые работы и т.д.
3. Анализировать и систематизировать свои затруднительные ситуации, выявлять причины затруднений в понимании и усвоении учебного материала, выполнении других учебных действий. Уметь перевести неразрешимые затруднения в систему вопросов для преподавателя (ранжировать их, упорядочивать, оформлять), построить собственные версии ответов на эти вопросы.
4. Право обращаться к преподавателю за соответствующими разъяснениями, советами, консультациями.