по предмету Теория Межкультурных Коммуникаций




Полевое исследование №1

Студентки 2 курса

Факультета Межкультурных Коммуникаций

Группы 203

Андреенковой Юлии

Преподаватель –

Татьяна Ивановна Свистун

 

Произведения, выбранные для анализа:

Эллис Брет Истон «Американский психопат».

Брингсвярд Тур Оге «Бумеранг».

Нил Гейман «Специальное предложение».

 

В настоящее время между людьми наблюдается тенденция активизации взаимодействия между людьми совершенно разных ценностей, убеждений и верований. Все больше контактов устанавливается между представителями разных культур. Одновременно с этим на почве различий возникают недоразумения и конфликты.

Говоря о методах сравнения межкультурных исследований ценностей мы сталкиваемся с тремя проблемами. Одной из них является задача выбора оснований сравнения при межкультурном изучении ценностей. Следующая проблема, которая стоит перед исследователем — это выбор основного метода исследования. Ещё одна важная проблема, которая касается не только исследований ценностей, связана с обеспечением адекватной передачи смысла теста, написанного человеком с другими моральными устоями и нормами.

Итак, я решила сравнивать выбранные мною произведения по следующим двум типам культурных ценностей:

1) Витальные.

«Американский психопат» — роман американского писателя Брета Истона Эллиса, в котором повествование ведется от лица богатого жителя Манхеттена Патрика Бэйтмена, одновременно являющимся крайне жестоким маньяком-убийцей. Роман был опубликован в 1991 году.

Действие романа описывает примерно два года жизни главного героя, базовую часть сюжета составляет описание преступлений Бэйтмена, а также описание в утомительных подробностях различных предметов одежды, вплоть до мелочей, таких как ручки, визитки и носки. Главный герой тщательно следит за модой и частенько дает советы друзьям о выборе того или иного аксессуара. Бэйтмен тщательно заботится о своем здоровье, регулярно посещает спортзал, он яростный противник курения, но в то же время это не мешает ему принимать наркотики и употреблять алкоголь.

«Ему двадцать четыре года, и у него отвратительно много денег».

«Моя платиновая карточка American Express прошла через такое количество кокаина, что саморазрушилась, переломилась пополам за одним из ужинов».

Сущность характера Бэйтмена в его чудовищном двуличии — хорошеньком образе для других и самовосприятии совершенно обратном, исключительно в черных красках.

Вот что он говорит сам о себе: «Я обладал всеми свойствами человеческого существа — плотью, кровью, кожей, волосами, — но разрушение моей личности зашло так далеко, что способность к обычному состраданию исчезла, — я намеренно уничтожил её. Я был просто подделкой, грубой копией человеческого существа, функционировал лишь слабый кусочек моего мозга. Происходило что-то ужасное, но я не мог понять, что именно и почему происходит».

«Бумеранг» Тура Оге Брингсвярда. Каково быть негром в Америке середины ХХ века? Роберт Флеминг, коренной белый американец, испытал это на собственной шкуре. Начинается повествование описанием возвращения Флеминга домой после очередной расправы над негром в центре города. Рассказ посвящен ку-клукс-клану и подпольными методами негров борьбы с ним. Жизнь «низшего» по тогдашним меркам слоя общества подана очень жестко и реалистично.

«Мы позволяли издеваться над собой. Годами терпели. <…> Но от этого лучше не стало. Наше терпение толковалось как трусость. Вы думали, что мы боимся. А чего нам бояться? Разве нам есть что терять?»

Ни о каком благосостоянии и безопасности цветного населения в той Америке не могло идти и речи. С ними беспощадно расправлялись, устраивая из этого целое шоу:

«Они привязали его за машиной на длинной веревке. И поехали. А чтобы другие водители слышали, что машина что-то тащит за собой, прицепили ему к ногам пустые жестянки».

«Специальное предложение» Нила Геймана. Рассказ может датироваться абсолютно любой эпохой, т.к. в нем нет конкретных отсылок к определенному развитию наук либо культуры. Во все времена существовали ничем не примечательные служащие, а также ростовщики, которые всегда могут предложить скидку. На определенных условиях.

Любовь и ревность толкнули Питера Пинтера на убийство. Косвенно, конечно. Т.к. во всех отношениях Пинтер был весьма умеренным человеком.

«Не пускался в авантюры. Речь у него была пристойной и сдержанной; он очень редко переедал; выпивал для компании, но не более того; был далеко не богат, но отнюдь не беден. Любил людей, и люди любили его».

Трудно представить такого человека настолько ослепленным ревностью, чтобы он решился на убийство своего конкурента.

«Однако любовь может творить странные вещи с мужчиной — даже с таким бесцветным, как Питер Пинтер».

Слабостью Питера были выгодные покупки, всевозможные распродажи и специальные предложения. И исполнитель его заказа из компании «Кетч-Хэр-Бютче-Кетч» не преминул этим воспользоваться. И Питер, из человека, желающего всего лишь убрать своего соперника, превратился в самого настоящего монстра, который в своих желаниях дошел до того, что решился избавиться от вообще всех людей на планете. В целях экономии.

«Начать? Прямо сразу. Сейчас. Мы давно были к этому готовы. Но нас должны были попросить, мистер Пинтер».

2) Моральные.

Говоря о главном герое «Американского психопата», ни о каких моральных нормах речи не идет. В его убийствах нет никакой логики или плана. Он просто пытает и убивает людей самыми разными способами. Жадность, зависть и ненависть — вот главные чувства Бэйтмена наряду с яростью и садистским удовольствием насилия. Он проявляет слабые признаки человечности, когда рассуждает о любви. В конце книги показывается, что даже убийство уже не способно вызвать у Бэйтмена никаких эмоций.

«Вот география моей действительности: у меня никогда не было и в мыслях, что люди — хорошие, что человек способен измениться, или что мир можно сделать лучше, если получать удовольствие от чувств, взглядов и жестов, от любви и доброты другого человека. Не было ничего положительного, термин «великодушие» ничего не значил…»

Бэйтмена и его друзей автор описывает как беспринципных, низких, пресыщенных светской жизнью существ, готовых на все ради собственных удовольствия и выгоды. Вся их жизнь крутится около того, как же они выглядят в глазах других людей.

Вместе с тем, нельзя говорить о полной моральной деградации Бэйтмена, хотя бы потому, что в романе очень много его фантазий, и иногда их невозможно отличить от настоящих преступлений. Вместе с тем к концу романа появляются серьезные намеки на то, что Бэйтмен и вовсе не убивал, а всего лишь фантазировал об этом. Впрочем, каждый читатель по-своему интерпретирует эти намеки.

Ирония состоит в том, что как бы ни пытались герои романа подчеркнуть свою индивидуальность, они в итоге становятся ещё больше похожи друг на друга и практически неотличимы.

«Когда у тебя все друзья — бараны, то что будет, если ты вышибешь им мозги «магнумом» тридцать восьмого калибра: уголовное преступление, просто проступок или Божественное провидение?»

Что касается главного героя «Бумеранга», Роберта Теодора Флеминга, его моральные устои тоже весьма и весьма условны. С одной стороны — это любовь к своей семье, с другой — невероятная жестокость по отношению к неграм. Рассказ полностью переворачивает устои и нормы этики, которые гласят не платить злом на зло и не поступать так, как ты бы не хотел, чтобы поступили с тобой. В «Бумеранге» ку-клукс-клановцу Флемингу воздается сполна.

Преследователи в шкуре преследуемых. Это и есть самое ужасное наказание, ведь претворять приговор в жизнь будут бывшие единомышленники и соратники со всей истовостью толпы.

«Вдруг его осенило, и разбитые губы скривились в истерической улыбке.

Он вспомнил вчерашний суд Линча, как «негр» строил гримасы, словно пытался им что-то сказать, но не мог.

«Они нас истребят! — сказал он сам себе. — Будут ловить по одному, переделывать в чернокожих и предоставлять нашим же расправляться с нами. Мы сами себя истребим!»

И, наконец, моральные ценности главного героя «Специального предложения» Геймана. Сразу хочу сказать, что героев в этом рассказе всего лишь двое – заказчик и исполнитель, остальные описаны в той или иной мере косвенно.

Но исполнитель остается в тени, читатель не знает ни кто он, ни какова его миссия в нашем мире. А вот Питер Пинтер, по словам автора, старался жить по принципу «избегать беспокойства — это величайшее из достижимых благ». И до поры до времени ему это удавалось. Он совершенно безлик. Даже его любовь к Мисс Гвэндолин Троп подается как сухой факт, а покупку кольца Пинтер вмещает в пятнадцать минут. Глубоко в Пинтере скрыта порочность, алчность и жестокость, и фирма «Кетч-Хэр-Бютче-Кетч» с легкостью её выявляет, предлагая именно то, что нужно Питеру.

«— Простите, что так поздно, но я интересуюсь… Сколько бы стоило убрать всех? Всех на Земле?

— Всех людей?

— Да. Я о том, что для такого заказа вы должны давать какую-то большую скидку. Сколько это может стоить?»

Выводы:

1) Сравнивая витальные ценности, можно сказать, что даже у людей разных эпох они примерно одинаковы. Впрочем, определенные ценности и потребности могут быть характерны только для одной эпохи, и в то же время противоречить культурному духу другой.

2) Сравнивая моральные устои и ценности, можно сказать, что отклонение от каких-либо моральных норм свойственно людям из разных социальных слоев, разного происхождения и разного темперамента.

3) Культурные и коммуникативные различия формируются под влиянием множества факторов, существенным из которых являются отношение к другим людям, уважение их свобод, прав и отличий друг от друга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: