Районный тур олимпиады по литературному чтению
Уч.год
Фамилия, имя________________________________
Школа______________________________________
Дорогой друг!
Ты – участник олимпиады и можешь показать успешно все те знания и умения, которые ты получил на уроках математики. Организаторы олимпиады желают тебе успехов. Будь терпелив и настойчив. Внимательно читай каждое задание. Выполнять задания можно в любом порядке. Желаем успехов!
Установи соответствия и соедини стрелкой фамилию и жанр, в котором работал этот автор.
Иван Андреевич Крылов Исторические рассказы
Павел Петрович Бажов Басни
Самуил Яковлевич Маршак Рассказы о животных
Евгений Иванович Чарушин Стихи для детей
Николай Николаевич Носов Детские забавные рассказы
Сергей Петрович Алексеев Сказы
Прочитай произведение, созданное писателем Феликсом Кривиным.
В магазине электроприборов люстра пользовалась большим уважением.
- Ей бы только добраться до своего потолка,- говорили настольные лампы.- Тогда в мире сразу станет светлее.
И долго еще, уже заняв свои места на рабочих столах, настольные лампы вспоминали о своей знаменитой землячке, которая теперь, ого!- стала большим светилом. А Люстра между тем дни и ночи проводила в ресторане. Устроилась она неплохо, в самом центре потолка, и, ослепленная собственным блеском, прожигала за вечер столько, сколько настольным лампам хватило бы на всю жизнь. Но от этого в мире не стало светлее.
1) Определи жанр этого произведения:
рассказ басня сказка небылица
Озаглавь текст
________________________________________________________________________
3) Подчеркни в тексте слова, которые помогают лучше понять характер Люстры.
4) Объясните лексическое значение слов и выражений
Землячка___________________________________________________________
Стала большим светилом______________________________________________
5) Найдите в тексте и выпишите примеры (2-3 примера)
Олицетворение______________________________________________________
6) Напиши, как относится к ней автор. Ответ обоснуй. Какой ты ее себе представляешь? (4 – 6 предложений)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Крылатые выражения
Вам предстоит соотнести фразеологизмы с их значением.
Ответ записывай цифрой и буквой. Например: 1Ж,
1. Ахиллесова пята | А. Что-то крайне необходимое, спасительное; проявление милости свыше |
2. Битый час | Б. Совершенно неисследованная территория |
3. Белое пятно | В. Мелкие интриги, недостойные дела |
4. Манна небесная | Г. Единственное или самое уязвимое место |
5. Мышиная возня | Д. Последнее высшее достижение, последнее проявление таланта, способностей |
6.Краеугольный камень | Е. Неоправданно долго и безрезультатно |
7. Лебединая песня | Ж. Основа, основной принцип, главная идея, суть |
_____________________________________________________________________
Прочитай текст. Закончи рассказ подходящей пословицей, отражающей главную мысль истории.
«Надоела Волку Зима холодная, лютая. Топнул он лапой, ударил хвостом, заскрипел зубами: «Пойди, Зима, прочь!» Проснулся Медведь, вылез из берлоги. Протёр глаза, лапой Зиме пригрозил: «Уходи, Зима, подобру-поздорову!» А Зима, знай себе, снегом сыплет, ветрами свищет. Выкатилось из-за тучи Солнце. Смотрит – на полянке, в лесу, появился из-под снега нежный белый цветок. Маленький, чуть видно его, и еле-еле слышным голоском песенку поёт: «Солнышко ясное, веселее грей! А ты, Зима, постылая, уходи скорей!» Ни Волка, ни Медведя Зима не испугалась, а увидела нежные лепесточки Подснежника, побросала наспех в мешок ветры, да снегопады, метели да бураны, и кинулась наутёк!»
Подчеркни нужную пословицу:
а) У страха глаза велики.
б) Один день весны год кормит.
в) Зима Весну пугает, а всё равно – тает.
г) Один в поле не воин.
д) Весна да лето – пройдёт и это.
5. «Найди» произведениям их авторов.Выпиши произведение и автора.
А. Платонов | «Серебряное копытце» | |
П.П. Ершов | «Сказка о попе и работнике его Балде» | |
П.П. Бажов | «Свинопас» | |
А.С. Пушкин | «Конек - горбунок» | |
В. Гауф | «Сказка о потерянном времени» | |
Е. Шварц | «Волшебное кольцо» | |
В. Жуковский | «Спящая царевна» | |
Г.Х. Андерсен | «Калиф – аист» |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Соедини линиями названия жанров и их признаки:
А) Цель – подразнить; обидное указание на недостатки внешности, характера, поведения; короткие рифмованные фразы Б) Предмет не назван, специально скрыт; перечислены лишь важнейшие признаки. В) Говорится очень быстро; трудное сочетание звуков; цель – выработать ясную, чёткую речь. Г) Изображаются переживания, чувства; стихотворная форма; небольшой объём. Д) Повествовательность; небольшой объём; небольшое число героев; описание одного эпизода | Рассказ Стихотворение Дразнилка Загадка Скороговорка |
Запиши, под какими буквами написаны сравнения, а под какими – эпитеты. Примеры какого литературного приема остались? Напиши.
а) глядел из печки огонек ________________________
б) лес, точно терем расписной ________________________
в) буре плач его подобен _________________________
г) белоснежная лебедушка _________________________
д) уж небо осенью дышало _________________________
е) седые моря _________________________