ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ




Во всех случаях ГЭЭ выступает как процедура оценивания достаточности экологического обоснования проектов. При этом экспертная комиссия исходит как из формальных признаков, так и из содержательного сопоставления существующей экологической ситуации и той обстановки, которая сложится при создании и эксплуатации планируемого объекта

К формальным признакам относятся:

наличие всех необходимых материалов, предусмотренных законом

достоверность содержащихся в них сведений;

адекватность применявшихся методов сбора, исследования и обработки информации применительно к задачам проекта;

наличие всех необходимых согласований властных и надзорных структур соответствующего уровня;

соблюдение санитарно-гигиенических нормативов, технологических норм использования сырья и энергии, нормативов, технологических норм использования территории и других природных ресурсов, корректность расчетов санитарных и защитных зон.

учет результатов общественных слушаний интересов всех заинтересованных сторон

содержательный анализ опирается на оценки существующих техногенных нагрузок на компоненты окружающей среды и проверку приемлемости рассчитанного уровня экологического риска. Этот анализ призван подтвердить допустимость появления новых воздействий (по составу и по количеству) в уже существующей (или возникшей) природно-технической системе, а также справедливость обоснования географического размещения объекта и отдельных частей его инфраструктуры с точки зрения минимизации (оптимизации) вредного влияния их на экосистемы и население. Косвенно при этом должен рассматриваться и ожидаемый положительный социально-экономический эффект (без которого решение о допустимости планируемой деятельности вообще невозможно)

перечисленные аспекты подробно рассматривались выше, при обсуждении процедуры, методов и приемов разработки экологического обоснования проектов и проведении оценки воздействия на окружающую среду (включая альтернативы размещения объекта, использования технологий, предложения по программе мониторинга, компенсационным мерам) Иными словами, экологическая экспертиза – это процесс проверки экологического обоснования или результатов оценки воздействия, аналогичный им по цели и применяемым методам.

При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры, соответствующие законодательству.

В целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, включающие лесопарковые зоны и иные, изъятые из интенсивного хозяйственного использования территории с ограниченным режимом природопользования.

Основным градостроительным документом является генеральный план города, определяющий условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития городских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологического и санитарного благополучия.

В 1998 г. введен в действие Градостроительный кодекс Российской Федерации, регулирующий отношения в области системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства городских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения.

Согласно Градостроительному кодексу РФ при разработке градостроительной документации создают схемы зонирования территорий, являющиеся основой для реализации требований охраны окружающей среды.

Зонирование территорий направлено на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности и на защиту от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предотвращение чрезвычайной концентрации населения и производства загрязнения окружающей среды, охрану и использование особо охраняемых природных территорий, в том числе природных ландшафтов и историко-культурных объектов.

Территориальные зоны могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами.

Жилые зоны предназначены для застройки многоэтажными многоквартирными домами, жилыми домами малой и средней этажности, индивидуальными домами с приусадебными земельными участками. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, зданий культурного назначения, стоянок автомобильного транспорта, промышленных, коммунальных и складских объектов, для которых не требуется установления санитарно-защитных зон и деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду (шум, вибрация, магнитные поля, радиация, загрязнение воздуха, воды, почвы и др.).

Селитебная зона располагается, как правило, с наветренной стороны выше по течению рек по отношению к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям. В ней должны быть зеленые насаждения общего пользования: бульвары, скверы, парки, сады (до 15 м2 на человека).

Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, а также учреждений среднего и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, строений и сооружений, стоянок автомобильного транспорта, центров деловой, финансовой, общественной активности.

Производственные (промышленные) зоны предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающих функционирование производственной и коммунально-складской зоны. Располагается производственная зона с подветренной стороны и вниз по течению рек относительно жилой зоны. Ее удаленность от жилой зоны зависит от характера выпускаемой продукции и природоохранных требований.

В санитарно-защитных зонах промышленных, коммунальных и складских объектов не допускается размещение жилых домов, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и отдыха, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, садоводческих, дачных и огороднических кооперативов. Размер (ширина) санитарно-защитных зон варьирует от 1 ООО до 50 м и зависит от класса воздействия предприятия на окружающую среду (от 1 до V). Зеленые насаждения в ней должны занимать не менее 40 % территории.

Зоны инженерной и транспортной инфраструктуры предназначены для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования. Для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования должны соблюдаться необходимые расстояния от таких объектов до территорий жилых, общественно-деловых и рекреационных зон и другие требования в соответствии с государственными градостроительными нормативами и правилами.

Рекреационные зоны предназначены для организации мест отдыха населения и включают в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи и иные объекты. В них могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты. На территориях рекреационных зон не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.

Зоны специального назначения выделяются для размещения кладбищ, крематориев, свалок бытовых отходов и иных объектов, использование которых несовместимо с использованием других видов территориальных зон городских поселений.

Зоны военных объектов и иные зоны режимных территорий предназначены для размещения объектов с особым режимом.

Санитарно-защитные зоны. Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 16) предусмотрено, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ) предприятий и организаций. Размеры таких СЗЗ определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Гигиенические требования к размеру СЗЗ в зависимости от санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, требования к их организации и благоустройству, основания к пересмотру этих размеров, а также порядок определения СЗЗ с учетом физических факторов воздействия на население изложены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 мая 2001 г. Расчет выполняется для каждого сооружения, являющегося источником загрязнения атмосферного воздуха.

Расчеты размеров СЗЗ обычно выполняют для следующих поллютантов: взвешенные вещества (пыль), оксиды серы, оксиды азота, оксиды углерода, специфические загрязняющие вещества. По результатам расчётов максимальные разовые приземные концентрации загрязняющих веществ на границе объединенной СЗЗ предприятия и в жилой застройке не должны превышать установленной максимальной разовой ПДКМ р.

Размер СЗЗ до границы жилой застройки устанавливают:

• для предприятий с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха вредными и неприятно пахнущими веществами — непосредственно от крайних источников загрязнения атмосферы сосредоточенными (через трубы, шахты и т.д.) или рассредоточенными (через фонари зданий, двери, окна и т.д.) выбросами, а также от мест загрузки сырья (открытых складов, бункеров, свалок и т.д.);

• предприятий с технологическими процессами, являющимися источниками шума, вибрации, электромагнитных волн, радиочастот и других вредных факторов, поступающих во внешнюю среду, — от зданий, сооружений и площадок, где установлено производственное оборудование (агрегаты, механизмы), создающие эти вредные факторы;

тепловых электрических станций, производственных и отопительных котельных — от дымовых труб.

Территория СЗЗ должна быть благоустроена и озеленена по проекту благоустройства, разрабатываемому одновременно с проектом реконструкции или строительства предприятия.

Перечень загрязняющих веществ, периодичность и точки отбора должны согласовываться с органами санитарно-эпидемиологического надзора. Стационарные посты наблюдений за загрязнением атмосферы в районах жилой застройки оборудуют в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01 — 86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов». Число постов и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта, рельефа местности и других условий.

При нарушении требований нормативов качества атмосферного воздуха (установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ) выброс вредных веществ может быть ограничен, приостановлен или прекращен вплоть до приостановления, прекращения деятельности предприятия, цехов, установок по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора

Водоохранные зоны. Важнейшая роль в улучшении состояния водных источников принадлежит водоохранным зонам, поскольку одновременно с продолжающимся загрязнением водных объектов, осуществляемым промышленными предприятиями, коммунальными объектами, происходит интенсивное загрязнение с водосбора водного источника. Поэтому для сохранения водных ресурсов необходимо ограничивать хозяйственную деятельность в пределах прибрежных зон водоемов.

В целях поддержания водных объектов в состоянии» соответствующем экологическим требованиям, обеспечения охраны и рационального использования водных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации Водным кодексом РФ, принятым в 1995 г., и постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1404 «О утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» предусматривается у становление водоохранных зон и прибрежных защитных полос на все водных объектах страны.

Именно благодаря установлению водоохранных зон и прибрежных защитных полос и специального режима хозяйственной и иной деятельности и их пределах обеспечиваются охрана и восстановление поверхностных водных объектов, улучшение их гидрологического режима. Эти зоны и полосы устанавливаются для рек, озер, водохранилищ, болот, а также магистральных и межхозяйственных каналов. В частных случаях водоохранная зона совмещается с лесозащитной нерестоохранной полосой. При установлении на водных объектах зон санитарной охраны (водозаборы, места купания и т.п.) размеры и режим хозяйственной деятельности водоохранных зон определяются СНиП.

Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания животного и растительного мира. Соблюдение специального режима на территории водоохранных зон является составной частью комплекса природоохранных мер.

Особенно важными являются такие заказники, которые оказывают определяющее влияние на поддержание гидрологического и климатического баланса экосистем.

К наиболее эффективным формам охраны природных экосистем относится государственная система особо охраняемых природных территорий. К категории таких территорий относятся государственные природные заказники, национальные парки, природные парки, государственные природные заповедники; дендрологические парки ботанические сады, памятники природы.

В настоящий момент в Самарской области сформирована уникальная сеть различных особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Ее основу составляют ООПТ федерального значения: Жигулевский государственный заповедник им. И.И. Спрыгина (23,157 т. гектар), Национальный парк «Самарская Лука» (127,186 т. гектар), Национальный парк «Бузулукский бор» (51,288 т. гектар).

Памятники природы – это самая многочисленная категория ООПТ. Памятники природы располагаются во всех районах самарской области. Наибольшее их число находится в Ставропольском, Волжском, Сызранском, Алексеевском, Кинельском, Кинельском, Шигонском, Камышлинском районах.

В 1932 г в Самаре в составе научно-исследовательского института по изучению и охране природы Средневолжского края был основан Ботанический сад. С 99 года он имеет статус особо охраняемой территории. Расположен Ботанический сад вблизи географического центра Самары, площадью 40 га.

В самарской области статус ООПТ имеет курорт «Сергиевские минеральные воды». Главным лечебным средством курорта является 4 минеральных источника и иловая грязь на дне Серного озера.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Современная экологическая ситуация в стране требует ужесточения действующих и разработки новых экологических норм и правил с закреплением их в государственных стандартах и экологических паспортов предприятий. Актуальным является проведение экологической паспортизации не только отдельных предприятий, но и всей территории города. Это позволит дать интегральную оценку экологического состояния всего города, или любой территории, выявлять экологически опасные участки, оценить их влияния на жизнедеятельность населения.

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

ОБУЧАЮЩАЯ ЗАДАЧА
Определить выброс загрязняющих веществ за год автомобильным транспортом. Если учесть, что схема работы автотранспорта в течение рабочего дня следующая: запуск и прогрев двигателя → холостой ход → пробег → холостой ход при возвращении на стоянку.

Исходные данные: N — количество автомобилей, шт.; ТД — тип двигателей (К — карбюраторные, Д — дизельные); L, — суточный пробег автомобилей, км; Т1, Т2 — соответственно, продолжительность холодного и теплого периода года, да.; Т3, и Т4 — соответственно, время прогрева двигателя и работы автомобиля на холостом ходу, мин.

N 24
ТД Д
L 115
Т1 145
Т2 220
Т3 15
Т4 10

 

Решение задачи:
Рассчитать выброс i-го вещества автомобилем за один рабочий день отдельно для теплого и холодного периода года, г/день:
Мi = m1Т3 + 2(m2Т4) + m3L = 14,89*15 + 2(3,24*10) +27,9*115 = 3496,65г
где m1, m2 и m3 – удельные выбросы загрязняющих веществ, г/мин. и г/км.

Выброс всеми автомобилями
М = N Мi = 25 * 3496,65 = 87416,25
Следовательно, для холодного периода:
Тi1 = М Т1 = 87,416 * 145 = 12675
для теплого периода:
Тi2 = М Т2 = 87,416 * 220 = 19231
За год выброс = М (год) = Т1 + Т2 = 12675+19231=31906

 

ТРЕНИРУЮЩАЯ ЗАДАЧА

2. Сравните величины выброса СО2, СхНу, NOх при установившемся движении со скоростью 60 км/ч автомобиля ГАЗ-2410 и автобуса ЛИАЗ-667М

решение. Вычисляем удельные выбросы загрязняющих веществ q(г/км) по уравнениям для ГАЗ-2410

qco= 0,001471*60 – 0,239 * 60 + 14,751 = 5,7

qCxHy= 0?0001631*602 – 0?018 * 60 + 0743 = 0?253

qNOx= 0,00006925*60 + 0,411 = 0,493

Вычисляем удельные выбросы загрязняющих веществ по уравнениям для автобуса ЛИАЗ-667М

qco=0,037*602- 3,364*60 + 86,563= 17,92

qCxHy= 0,00257*602 – 0,256*60 + 8,686 = 2,3

qNOx=0,012*602 – 0,742*60 + 13,352 = 12,02

Выбросы загрязняющих веществ при установившемся движении у автобусов ЛИАЗ-667М выше, чем у автомобиля ГАЗ-2410

-оксида углерода (II) в 3.14 (17,92: 5,7) раза;

-углевородов в 9 (2,3: 0,253) раз;

-оксидов азота в 24,9 (12,3: 0,493) раза.

 

 

3. В помещении площадью 25 м2 и высотой потолка 3 м установлен копировальный аппарат, выделяющий 45 мкг озона на копию. В среднем делается 50 копий в час. Помещение оборудовано вентиляцией, обеспечивающей кратность воздухообмена 3 час-1. Обеспечивает ли вентиляция в помещении концентрацию озона менее ПДК = 0,001 мг/м3?

 

4. По данным таблицы 2.4. определить расход гидроокиси кальция для нейтрализации 12000 м3/сут сточных вод, содержащих 1,5 г/дм3 цинка, 0,85 г/дм3 никеля и 1,37 г/дм3 меди.

 

 

Таблица 2.4.

Количество щелочного реагента (кг), необходимое для нейтрализации металлов, содержащихся в сточных водах (кг)

 

Металлы Количество реагента на 1 кг металла
CaO Ca(OH)2 Na2CO3 NaOH
Цинк 0,85 1,13 1,60 1,22
Никель 0,95 1,26 1,80 1,36
Медь 0,88 1,16 1,66 1,26
Железо 1,00 1,32 1,90 1,43
Свинец 0,27 0,36 0,51 0,38

 

КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ЗАДАЧИ

5. Для очистки 80 м3/час сточной воды от взвешенных веществ (80г/л) предлагаются два метода: флотация и осаждение. При флотации образующийся осадок имеет влажность 92%, при осаждении – 97%. Сколько осадка (кг/час) образуется и в том, и в другом случае?

 

6. Котельная потребляет 175 т угля в сутки. Уголь содержит 3% серы и 12% зольного остатка. 1/3 зольного остатка превращается в шлак, остальное – в золу. Газоочистка позволяет уловить 99% золы. Сколько золы в г/с поступает в атмосферу?

 

7. Котельная потребляет 180т угля в сутки. Уголь содержит 3% серы и 12% зольного остатка. Сколько диоксида серы выбрасывает котельная (г/с), если вся сера, содержащаяся в угле, превращается в диоксид, а устройством по его улавливанию котельная не оборудована?

 

ГЛОССАРИЙ

 

10. ПЛАН РАБОТЫВ ЛАБОРАТОРИИ.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.

Название этапа Описание этапа Цель этапа Время (мин)
1.Организационный момент Отметка присутствующих Мобилизация внимания студентов  
2. Вводное слово преподавателя Определение: - темы занятия - цели занятия Создание мотивации значимости контроля знаний студентов по вопросам медицинской экологии  
3.Контроль исходного уровня знаний. Проведение тестового контроля.   Оценка уровня подготовки студентов к проведению итогового занятия по теме.      
4. Индивидуаль-ный опрос студентов по вопросам контролирующих заданий.      
5. Заключение. Подведение итогов занятия. Оценка степени усвоения материала по теме  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: