Примеры международных финансовых организаций




1. Международный банк реконструкции и развития — основная организация, входящая в Группу Всемирного банка

2. Международный валютный фонд

3. Международная финансовая корпорация — член группы Всемирного банка

4. Международная ассоциация развития (МАР)- член группы Всемирного банка

5. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) -член группы Всемирного банка

6. Банк международных расчётов

7. Международный банк экономического сотрудничества

8. Европейский банк реконструкции и развития

9. Европейский инвестиционный банк

10. Азиатский банк развития

11. Африканский банк развития

И др.

15. идея свободной торговли смита-рикардо

Был приверженцем концепции экономического либерализма, не допускающей никакого государственного вмешательства в экономику и предполагающей свободное предпринимательство и свободную торговлю.

Ключевые моменты экономической теории по Рикардо:

1. Существуют три основных класса и соответствующие им три вида доходов:

· владельцы земли — рента;

· собственники денег и капитала, необходимого для обработки этой земли — прибыль;

· рабочие, обрабатывающие эту землю — заработная плата.

2. Главная задача политической экономии — определить законы, управляющие распределением доходов.

3. Государство не должно вмешиваться ни в производство, ни в обмен, ни в распределение. Государственная политика должна строиться на экономических принципах, а основной способ взаимодействия государства с населением сводится к налогообложению. Но налоги не должны быть высокими, ибо если весомая часть капитала изымается из оборота, то результатом становится нищета большей части населения, так как единственным источником роста богатства нации является именно накопление. «Лучший налог — меньший налог». Рост доходов капиталистов обязательно ведет к снижению доходов рабочих, и наоборот.

16.Теория Хекшера-Олина


В 30-е годы шведские ученые Э.Хекшер и Б. Олин развили доктрину Д.Рикардо.

Основные положения их теории сводились к следующему:

1. В странах наблюдается тенденция экспортировать товары, для изготовления которых используются имеющиеся в избытке факторы производства и, наоборот, импортировать товары, для производства которых необходимы относительно редкие факторы.

2. В международной торговле, при соответствующих условиях, прослеживается тенденция к выравниванию «факторных цен».

3. Экспорт товаров может быть заменен перемещением факторов производства.

Э.Хекшер и Б.Олин, являясь последователями Д.Рикардо, негативно оценивали различные ограничения, затрудняющие межстрановое перемещение как товаров, так и факторов производства.

Концепция Хекшера — Олина включает ряд положений, касавшихся особенностей функционирования факторов.

В соответствии с первым положением допускается постепенное уменьшение величины предельной полезности каждого из дополнительно включаемых в производство факторов. Это означает, что при увеличении, например, численности рабочих, занимающихся производством картофеля на 10%, объем выпуска продукта увеличится на меньшую величину. Дальнейшее увеличение численности рабочих будет вести к меньшему росту объема производимых товаров.

Среди экономистов нет единого мнения относительно того, в каком направлении изменяется предельная полезность дополнительно вовлекаемых факторов. Д.Рикардо исходил из постоянной величины предельной полезности; многие же его последователи утверждали, что в ряде случаев, особенно при организации массового производства, предельная полезность возрастает.

Второе положение характеризует особенности потребления товаров. В обеих странах предполагаются одинаковыми структура потребления, вкусы, привычки населения. Все производители находятся в равных условиях, имеют аналогичные производственные возможности. Практически не изменяются тарифы, транспортные расходы и другие издержки производства.

Теория факторов производства исходит из того, что производство товаров есть результат использования первичных элементов — факторов производства. Классическая экономическая теория выделяет три основных фактора: труд, землю, капитал.

Под ценой фактора подразумевается вознаграждение, которое получает владелец фактора за его использование. Для труда — это заработная плата, для капитала — процентная ставка, для земли — рента.

Третье положение констатирует возможность страны расширить производство товаров, использующих значительное количество имеющихся в избытке факторов. В стране-производителе такие факторы будут расходоваться во все возрастающих объемах, а их цена повышается по мере снижения предельной полезности каждого нового фактора. В стране-импортере, где потребность в данном факторе заменятся потреблением соответствующего товара, цена фактора будет уменьшаться.

17.Теория жизненного цикла продукта.Теория Линдера.

Цикл жизни продукта охватывает четыре этапа — внедрение, рост, зрелость и упадок.

На первом этапе происходит разработка новой продукции в ответ, как правило, на возникшую потребность внутри страны. Поэтому на данном этапе производство нового продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производитель занимает почти монопольное положение, и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

На этапе роста спрос на продукт растет, его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны. Продукт становится более стандартизованным, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется его экспорт.

На этапе зрелости преобладает крупносерийное производство, в конкурентной борьбе доминирующим становится ценовой фактор, и но мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не обладает конкурентными преимуществами. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованных производственных процессах.

По мере того как жизненный цикл продукта переходит в этап упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится чистым импортером

Теории мировой торговли. Теория представительного спроса Линдера

Теория представительного спроса Линдера (1961 год). Он положил в основу анализа объем обмена однородными товарами между странами с сопоставимым уровнем развития, поставив под сомнение теорию Хекшера-Олина. Его теория базировалась на трех принципах:

1. условия производства зависят от условий спроса, чем больше спрос, тем выше эффективность производства.

2. условия отечественного производства зависят преимущественно от внутреннего спроса, который является необходимым, но недостаточным условием экспортирования товаров.

3. внешний рынок – это продолжение внутреннего, а международный обмен — продолжение межрегионального.

Вывод Линдера: чем ближе страны друг к другу по уровню развития, тем в большей мере спектр экспорта идентичен спектру импорта. Обмен между одинаковыми по уровню развития странами осуществляется, прежде всего, по однородным и взаимозаменяемым товарам. Близость стран по уровню развития предполагает сопоставимость качества их товаров, а бесконечное многообразие товаров делает возможным успешную торговлю в целом одинаковыми продуктами. Линдер считал, что теория Хекшера-Олина объясняет только торговлю между совершенно разными по уровню развития странами, например, развивающимися и развитыми. В то же самое время Линдер объяснил механизм перекрестного обмена между одинаково развитыми странами со схожей структурой спроса и схожими требованиями к качественным характеристикам товаров.

18. Свободная торговля и протекционизм

Сторонники протекционизма считают необходимым осуществление государственной защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что международная торговля должна развиваться на основе рыночных сил спроса и предложения, т.е. структуру экспорта и импорта должен формировать рынок. Сочетание этих двух подходов в той или иной пропорции в разные периоды формирует внешнеэкономическую политику государств.

В пользу протекционизма обычно выдвигаются как социально-политические, так и экономические аргументы.

Социально-политические преимущества протекционизма:

1. поддержание государственной безопасности страны;

2. защита более высокого уровня жизни и заработной платы в стране (защита богатых стран от наплыва дешевой рабочей силы и наплыва товаров, произведенных дешевой рабочей силой);

3. сохранение некоторых традиционных видов деятельности (национальные промыслы);

4. достижение определенных политических целей в отношениях с другими государствами.

Экономические аргументы в защиту протекционистских мер:

1. с помощью импортных пошлин страна может достичь улучшения условий торговли и увеличения экономического выигрыша;

2. поддержка национальной промышленности на этапе ее зарождения и становления;

3. повышение уровня занятости национальных ресурсов;

4. смягчение кризиса в отраслях, испытывающих экономические трудности;

5. ограждение национальной экономики от мировых кризисов. Реакцией на протекционистские меры государства в разные периоды развития национальной экономики стало появление и дальнейшее совершенствование принципа свободной торговли.

Критика протекционизма:

1. в долгосрочном периоде протекционизм подрывает основы национального производства, поскольку ослабляет конкурентное давление со стороны мирового рынка:

2. снижает благосостояние потребителей, поскольку из-за введения протекционистских мер происходит рост цен на товары;

3. усиливает международное соперничество государств и создает угрозу стабильности и безопасности мирового хозяйства.

Преимущества свободной торговли:

1. свободная торговля позволяет улучшить благосостояние торгующих наций в результате применения международной специализации производства и обменана основе принципа сравнительных преимуществ;

2. способствует повышению качества выпускаемой продукции вследствие роста международной конкуренции;

3. оптимизирует процесс распределения производственных ресурсов;

4. способствует международной концентрации производства и массовому выпуску товаров.

19.Таможенные пошлины. Виды

Тамо́женная по́шлина — обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации Таможенная граница[1][2][3]. Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела —Федеральную таможенную службу.

В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:

· Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространённый как в мировой практике, так и в России вид пошлин;

· Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти), ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;

· Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара. При этом они делятся на:

· Базовые ставки, которые применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;

· Максимальные ставки, которые применяются к государствам, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режима наибольшего благоприятствования (составляют 200 % от указанных в Таможенном тарифе);

· Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесённых к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых.

В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам.

В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на[4]:

· Адвалорные (от лат. ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.

· Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объёма, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм;

· Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

Особые виды таможенных пошлин:

· Специальные — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;

· Антидемпинговые — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортёра, чем страны-импортёра;

· Компенсационные — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров;

· Сезонные — могут устанавливаться для товаров, объёмы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

20.Тарифные барьеры

Торговые барьеры — ограничение свободного обмена товарами и услугами между странами через механизмы тарифного и нетарифного регулирования. Торговые барьеры могут принимать разнообразные формы:

· Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности

· Лицензии на импорт

· Лицензии на экспорт

· Импортные квоты

· Торговые субсидии

· Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности

· Добровольные экспортные ограничения

· Эмбарго

Тарифные барьеры- ограничение импорта товаров, связанное с применением высоких тарифов на ввоз продукции. Многие международные организации, целью деятельности которых является упрощение и развитие международной торговли, разрабатывают международные соглашения, частично или полностью снимающие тарифные и нетарифные барьеры, что способствует развитию свободной торговли между странами и беспрепятственному обмену товарами.

Протекционизм, при котором страны продвигают интересы отечественных производителей путем введения ограничений для импортеров, распространен во многих странах.

21.Парадокс мецлера.

Парадокс Мецлера состоит в том, что поставщик, опасаясь потерять привлекательный рынок сбыта, может пойти на снижение цены, превышающее величину вводимой импортной пошлины.

22.Нетарифные барьеры.

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности — совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

К мерам прямого ограничения относятся лицензирование и квотирование.

23.Современный мировой рынок.

Современный мировой рынок представляет из себя сферу устойчивых товарно-денежных отношений по обмену произведённых национальных продуктов. Субъектами этих отношений могут выступать государство, отдельные организации и предприятия, а также частные лица. Также как и внутри страны, в структуре мирового рынка можно выделить рынки товаров и услуг, рынки труда, капитала и, кроме того, рынки достижений науки и техники. В составе последних всё большее значение в современных условиях приобретают информационные рынки. Кроме того, можно выделить и отдельные рынки по региональному признаку – европейский, азиатский, южно-американский, дальневосточный и другие.

Для того чтобы страна могла торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, т.е. запасы конкурентно-способных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, валютные средства, или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру, например, транспортные средства, складские помещения, средства связи. Расчёты по внешнеторговым операциям производятся банковскими организациями, а страховой бизнес страны осуществляет страхование перевозок и грузов. Конечно, при необходимости можно воспользоваться услугами инфраструктурами других стран, но, как правило, это очень дорогие услуги, и каждая страна, задействованная на мировом рынке, стремиться создать собственную инфраструктуру.

Два потока встречных товаров и услуг образуют экспорт и импорт каждой страны.

экспорт – продажа и вывоз товаров за границу

импорт – покупка и ввоз товаров из-за рубежа.

Разность стоимостных оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а сумма этих оценок является внешнеторговым оборотом.

24. свободные экономические зоны

Осо́бая, cвобо́дная или специа́льная экономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: