ЧЕЛОВЕК, ПОСЛАННЫЙ ОТ БОГА
Была середина девятнадцатого века, и Господин Жатвы искал человека для путешествия на обширный Азиатский континент и в различные регионы Европы в качестве посланника надежды. В то время как многие в Западном мире стремились стать пасторами ради денег, Бог слышал воздыхания узников, доносившиеся из Сибири, Кавказа и других мест. Кому-то должно было “принести жертву живую” для того, чтобы Святой Дух Господа Иисуса смог прийти и напитать человеческие души в темницах, и служить тем, кто находился “в узах”. Вознесенный Господь, Который был помазан Духом Божьим проповедовать избавление пленникам, желал продолжить Свое служение среди мужчин и женщин земли. Господин Жатвы знал сердечные устремления жаждущих насыщения чистым Евангелием. Кто будет послан от Его имени? Где человек, готовый лицом к лицу столкнуться с непредсказуемостью кочевой жизни?
Если бы комитеты и комиссии выбирали кого-то для этой трудной задачи, то, конечно же они выбрали бы человека, наделенного физической силой, который легко смог бы переносить суровый климат и многочисленные опасности.
Кого же избирает Бог? Почти за столетие до описываемых событий Он избрал Стивена Греллета, квакера небольшого роста, который никогда не боялся неудобств и неустроенности, неблагоприятного климата и бесстрашно входил в тюрьмы, где годами томились люди, не знавшие участливого взгляда или заботливого сердца. Он также призвал Джона Говарда, который много сделал для облегчения условий содержания узников тюрем. Невозможно забыть и квакера Элизабет Фрай, которая, будучи информирована Стивеном Греллетом об ужасных условиях содержания женщин в Ньюгейтской тюрьме, не колеблясь, вошла в тяжелые тюремные ворота, само приближение к которым уже вызывало ужас.
Кто же мог быть послан Им сейчас? Никто и не мог подумать, что хрупкого вида немец, неверующий, пришедший на служение в Вестон-Супер-Маре, в Англии, в один памятный вечер будет избран для выполнения такой миссии. Здоровье Фредерика Баедекера было в опасности. У него было больное сердце, слабость позвоночника и больные легкие. Все считали, что даже короткая прогулка с женой для него суровое испытание. Но Господь Сам помогает в преодолении трудностей.
Мы наверняка бы стали искать для исполнения этой миссии посвященного и праведного христианина, но этот человек был неверующим. Бог избрал Фредерика Баедекера, изменил его, и направил для выполнения этой исполненной риска миссии.
К сожалению, нам мало известно о раннем периоде его жизни, разве только то, что он родился 3 августа 1823 года в Вестфалии и был одним из шести детей в семье. Его отец был орнитологом и научил своего сына ненавидеть зло и любить добро. Более мы ничего не знаем о мере его посвященности.
Фредерик в свои шестнадцать лет учился ведению бизнеса на фирме в Дортмунде и в двадцать один год был призван в армию. За годы службы его здоровье было подорвано, и он был признан непригодным для военной службы. В двадцать восемь лет он женился, но со своей молодой женой Фредерик прожил всего лишь несколько месяцев. Потом в его жизни начался период скитания с одного места на другое. В 1859 году он приехал в Англию. Доктор Баедекер во второй раз был в Британии, где встретился с друзьями, и принял решение остаться там. Он занялся учительством в специальной, с ограниченным доступом школе, где и встретил свою вторую жену, учившуюся у него и вышедшую за него замуж в 1862 году. Теперь мы перейдем к событию, которое предопределило всю его дальнейшую жизнь.
Что же предшествовало его обращению и призванию? Если бы кто-то посетил служения, проводимые лордом Рэдстоком в прибрежном английском городе Вестон-Супер-Маре, то обратил бы внимание на высокого, худощавого телосложения мужчину, лет примерно сорока пяти, с длинной бородой, похожего скорее на иудейского пророка, чем на немецкого атеиста. Какая-то неведомая сила тянула Фредерика Баедекера посещать эти служения. Первые несколько вечеров он избегал общения и контакта с проповедником, старался как можно быстрее покинуть зал, но в третий вечер ему не удалось быстро уйти, так как зал был переполнен.
Лорд Рэдсток, должно быть, почувствовал посредством Святого Духа что-то необыкновенное в этом человеке, и направился после служения прямо к доктору Баедекеру. Он положил ему руку на плечо и произнес: “Дорогой мой человек, Бог сегодня вечером передает тебе через меня Свое послание”. С этими словами он увел его в другую комнату.
Мы предоставим биографу доктора Баедекера рассказать нам о том, что происходило в дальнейшем. “В присутствии толпы уже скоро оба они стояли на коленях. В течение этих торжественных минут в Баедекере свершилось нечто, что предопределило всю его дальнейшую жизнь. Все его неверие, накапливавшееся годами, исчезло без следа и навсегда. Он признал Бога, доверился Спасителю, и радость освобождения вскоре заполнила его душу. Опыт духовного переживания той ночи этот новообращенный выразил следующим образом: “Я вошел туда гордым немецким атеистом и вышел оттуда смиренным верующим учеником Господа Иисуса Христа. Слава Богу!”
“Его жена, вместе с ним губившая сердце и душу в мирских наслаждениях — музыке и танцах, которые являлись для них любимым развлечением — в продолжение какого-то времени держалась в стороне. Но, в конце концов, видя произошедшую перемену в своем муже и его решение “держаться твердо” и “идти вперед”, она сказала: “Возможно, я зря упорствую”. После этого она стала сопровождать его на собрания, вскоре была духовно возрождена и, обретя спасение, стала соучастницей “драгоценной веры”. “Сонаследники благодатной жизни”, они отныне следовали лишь одной цели — укреплялись любовью Христа, Который отдал Себя за них”.
Но Бог не только спас душу Фредерика Баедекера, он исцелил его тело. Новая жизнь, которая изменила его духовное состояние, оживила его физическое тело настолько, что он мог уже обходиться без лекарств. С этого времени, в течение сорока лет он был в состоянии бесконечно путешествовать сквозь холода Сибири, через необитаемые просторы, в которых хищные звери и бродяги постоянно угрожали жизни одинокого странника, и входить в тюрьмы, где его всегда могла поджидать опасность заразиться инфекционной болезнью.
В целях усовершенствования своих медицинских навыков доктор Баедекер переехал в Бристоль, где близко познакомился с Германом Мюллером. И эти двое мужчин нашли в себе много общего. Их объединяло немецкое происхождение, общие устремления и многое другое...
Вернувшись к себе на родину для изучения философии в университете, доктор Баедекер обнарркил, что ему неожиданно представилась возможность служения. Лорд Рэдсток, в то время бывший в Берлине с кратковременным визитом, посоветовался со своими христианскими друзьями, и они решили пригласить евангелиста из Америки для проведения служений. В связи с этим потребовался переводчик, и самой подходящей кандидатурой для этого сочли доктора Баедекера. Однако вскоре выяснилось, что на служениях, проводимых самим доктором Баедеке- ром, присутствовало какое-то особенное благословение. Так после долгих дискуссий было решено отклонить идею относительно американского евангелиста и предоставить доктору Баедекеру самому продолжить дело Рэдстока. Будучи независимым, от каких бы то ни было общественных связей и оков, он приступил к слркению. Вскоре он произнес: “Идея баптистского духовного возрождения является сегодня тем живым саваном, в котором покоится вся христианская жизнь Германии”.
С 1870 года началось духовное пробуждение в России. Особенно отчетливо это движение обозначилось среди дворянства, и доктор Баедекер в 1875 году отправился в Санкт-Петербург, где был представлен своим духовным наставником лордом Рэдстоком российской аристократии, которая широко распахнула двери своих гостиных для евангельских богослужений. Спустя два года доктор Баедекер с женой и приемной дочерью поселились в России на несколько лет, чтобы продолжить служение среди немецко-говорящих поселенцев.
Прошло немного времени, и жена Федерика с его приемной дочерью вернулись к себе на родину в Англию, где предпочли терпеть долгую разлуку, чтобы не стать помехой своему дорогому мужу и отцу в исполнении им своего призвания. В скором времени Баедекер отправился в продолжительное путешествие по самым отдаленным местам Российской империи. Его биограф рассказывает о нем как о не ведающем усталости путешественнике: “Трудности Джона Уэсли, который евангелизировал Англию, путешествуя по стране верхом, казались незаметными рядом с путешествием доктора Баедекера, который проехал тысячи и тысячи миль”. Так он пересек Моравию, Венгрию, Галицию, Польшу, Швейцарию, Финляндию, Швецию и Норвегию.
Его молитва: “О, если бы тюрьмы могли открыться для меня!” — была услышана на небе. Сказав об этом желании всего лишь одной женщине, занимавшей высокое положение в обществе, он сумел пробудить среди знати неподдельный интерес к своему стремлению. Благодаря ходатайству этой графини, находившейся в дружбе с императрицей, ему была пожалована “уникальная привилегия свободного доступа во все тюрьмы в пределах владений царской империи” — от Варшавы до места поселения ссыльных на острове Сахалин и от тюрем-крепостей Кавказа на юге до самых отдаленных северных острогов заснеженной Сибири.
Его пропуск гласил, что он находится “при исполнении особого распоряжения посещать тюрьмы России и снабжать приговоренных экземплярами Священного Писания”. Тысячи и тысячи Библий были на этом пути розданы отчаявшимся людям. Одно время доктор Баедекер считал, что его имя “стало в России и Сибири своего рода ключом для тюремных ворот”. Но “когда Бог открывает дверь, ни один человек не в силах затворить ее; и когда Он закрывает дверь, никто не может ее отворить”.
Этот труд не мог не вызвать определенной оппозиции. “Противостояние шло не от озверевших преступников, — отмечает его биограф, — и не от населения отдаленных регионов, но от представителей кругов образованных и культурных. И это еще более усложняло его труд”.
Однажды он, по неосторожности нарушив право частной собственности и зайдя на участок, охраняемый необычайно злым цепным псом, чудом был спасен от тяжелого увечья: собака, рыча, обнюхала его распростертое тело и потом спокойно побежала трусцой прочь к своей конуре. “Челюсти собаки закрываются так же легко, как у львов”, — рассказывал он. — “Бог держит ветер в Своей руке, и морские волны в Его ладони”. У него было много возможностей испытать свою веру, когда приходилось вверять себя кораблям на бушующих морских просторах. Однажды он все-таки попал в кораблекрушение. Но чаще всего ветры тех северных краев успокаивались и выносили его целым и невредимым к месту назначения.
Поначалу он сам оплачивал свои дорожные расходы, включающие в себя и стоимость перевозки Библий. Но со временем правительство, узнав его расходы, сделало ему скидку.
Доктор Баедекер обнаружил на острове Сахалин, находящемся к востоку от Сибири, тюрьму, в которой были самые ужасные во всей империи условия содержания заключенных. Там он встретил ожесточившихся преступников, головы которых были наполовину обриты. На лбу и щеках у них было выжжено клеймо, а сами они были закованы в кандалы. “Зачем вы приехали к нам? Здесь место, где нет никакой надежды”, — сказал ему один из приговоренных. “Если это так, то, пожалуйста, простите меня, что я не приехал к вам в первую очередь. Место, где нет никакой надежды, является как раз тем местом, куда должна быть направлена весть о Божьем спасении”, — ответил ему доктор Баедекер.
Действительно, там находились люди, которые могли сказать: “Ни один человек не печется о моей душе”. Во время посещения христиан, годами томящихся в тюрьме из-за своей веры, но нуждающихся в новом голосе, который укрепил бы их веру, доктор Баедекер стал думать о христианах Запада, которые не имели недостатка ни в проповедях, ни в проповедниках, услаждающих их слух. Но давайте вместе поразмышляем над некоторыми его словами, которые можно отнести и к нашему времени. Несколько цитат из его писем приоткрывают нам любящее сердце этого человека и его отношение к обездоленным душам.
“Разве Бог проявляет больше заботы о благовоспитанном англичанине, чем о любом из этих русских? Драгоценная пища, затоптанная ногами в течение одного дня в Англии, была бы достаточна для спасения целой языческой народности от голодной смерти. Греха здесь - в изобилии, но где же благодать Господа в еще большем изобилии? Не слишком ли приглажено наше Евангелие для праведников, сидящих под теплым кровом, в то время как грешники продолжают идти в ад без попытки спасения”.
Будучи в Одессе, доктор Баедекер писал: “Думая обо всем хорошем, изобилующем у нас на родине, я снова и снова задаю себе вопрос: “Кому это на пользу? Как быть с невозделанной и вопиющей пустыней? Я только что проехал через страну, погрязшую в несправедливости. 14 там едва ли найдется свидетельство об Истине... Я вижу огромные английские корабли, нагруженные пшеницей, но, кажется, никого не заботят души работающих на них моряков”.
Из Оренбурга он сообщает: “Англия не нуждается во мне. Там имеется достаточно проповедников и учителей. Когда живая вода не течет, она делается стоячей. Здесь я вижу обширные поля для евангелизации народов. Недавно мне встретилась огромная ярмарка в Сибири, где ведется широкая торговля. Туда съезжаются бухарские, татарские, калмыцкие, киргизские и других народностей купцы со своими товарами и верблюдами, готовыми к любому переходу. Миновав проход через Урал, который является мостом из Европы в Азию, мы увидели обширные азиатские степные просторы, раскинувшиеся перед нами вплоть до линии горизонта. При переходе время идет быстро. О, нашлись бы люди, готовые выполнить работу по евангелизации этих мест. В моем сердце все более и более укрепляется желание дать пищу тем, кто в ней нуждается’.
“Молитва о возрастании числа тружеников на полях возложена на нас Господином Жатвы. Разве не послана вся Церковь в мир, если даже Сам Господь был послан в мир? Посмотрите на Евангелие от Иоанна 17:18 и 20:21. Какими же будут долги, не оплаченные христианами? ”
“Мое тело принадлежит Господу! Оно создано для Его служения! Он дает мне достаточно силы. Прошлой ночью и этим утром труба издала чистый звук... Я взирал на Господа и Его жатву. В этом видении мне открылось, что сто пятьдесят три рыбы, находящиеся внутри сети, не являются достаточным условием для успеха в евангелизации. Эти рыбы должны оставаться в сети до тех пор, пока она не будет вытянута наружу, и Учитель со своими учениками сядут вокруг нее”.
Доктор Баедекер нес весть Евангелия не только для заключенных в тюрьмах, как это видно из отрывка, взятого из его письма домой.
“Прошлым вечером я проповедовал в химической лаборатории университета в Германии; этим утром — в Методистском Холле, с переводом на шведский язык; в пять часов пополудни — у мисс Салберг, с переводом с немецкого на шведский. Завтра меня попросили посетить Дом для бедных падших женщин и затем нанести визит в немецкую школу для девочек. Многие студенты университета решили принять Христа на этих собраниях... Господь наделил Слово силой. Оно побеждает, раня людей в самое сердце; причем через эти раны приходит и Его исцеление”.
Во время поездки в Финляндию доктор Баедекер познакомился с баронессой Матильдой Вреде, которая в молодые годы была призвана к работе в тюрьмах. Ее любовь к заключенным открылась ему благодаря одному исключительному случаю. В одной из тюрем речь доктора Баедекера переводил университетский преподаватель, и чувствовалось, что заключенные были холодны и невосприимчивы к проповеди. Позже, когда за перевод взялась баронесса, Баедекер обратил внимание, как изменилось поведение мужчин. Когда он осведомился о причине этого, ему объяснили, что, когда он обращался к мужчинам: “Мои возлюбленные братья”, — из уст переводчика звучали эпитеты “мужчины” и “заключенные”. Однако Матильда Вреде обращалась к ним “мои возлюбленные братья”, передавая чувство любви проповедника к слушателям. Поскольку мы намерены включить очерк о баронессе Вреде в эту книгу, мы еще вернемся к ее служению.
В письме доктора Баедекера, написанном из Финляндии, мы обращаем внимание на ясность и остроту этого послания:
“Прошлым вечером я говорил о грехе, указывая на нужду человека, совершающего грех... Порой грех принимает настолько хитрые обличья, что люди знают слишком мало о нем. Аегко сказать: “Все согрешили и лишены славы Божьей”. Разве не кажется это насмешкой - когда ужасная тирания греха порабощает людей, а они держат в руках дорогостоящие, красивые молитвенники произнося: “Мы несчастные преступники, у нас нет здоровья”. Как могут держать они эту книгу? Как могут они произносить нараспев эти слова, положенные на приятную музыку? Есть что-то совершенно неверное в наших формах поклонения, если они лишены силы воздействия...” “Это прекрасный город; и именно сейчас в его зимнем белом одеянии, в великолепном солнечном сиянии, он выглядит невероятно ярко. В тоже время его жители считают, что именно летом видна вся красота этого края. Однако мне трудно восхищаться его внешним великолепием, когда дьявол держит здесь человеческие души такой крепкой хваткой. Нетронутые нивы ожидают нас! Да благословит вас Господь, мои дорогие, и да сохранит ваше помазание и ваши сердца исполненными радости, поскольку вам дано высочайшее позволение на самоотречение ради Его имени и славы Евангелия!”
В другом письме он дает прямой совет: “Называйте грешников их настоящим именем, иначе они никогда не станут христианами”.
Этого неутомимого доктора можно было встретить в самых невероятных местах! Люди трудились под землей и жили там, в шахтах, где и рождались их дети. Они редко видели дневной свет и не чувствовали солнечного тепла. Божий страж направлялся и туда, чтобы передать им Евангелие.
С борта парохода, плывущего по сибирской реке, он писал:
“Зрелище пяти тысяч мужнин, закованных в цепи, может вызвать в нас слезы жалости, но чего будут стоить эти слезы? “Ничего, кроме крови Иисуса”. Для этих людей с разрушенными душами можно было сделать только одно - проповедовать им “Христа и притом распятого”. Видели бы вы, какой жадностью они слушали! Никаких оправданий, никакой само- праведности; никаких насмешек!”
“Мои дни всецело заняты счастливым и радостным служением. Я нуждаюсь в присутствии Господа и его благословении, следующем день за днем. Сегодня мне предстоит встреча с царицей, чтобы передать ей весть от Царя царей”.
Доктор Баедекер всегда ожидал призыва от Господина Жатвы, и немедленно повиновался ему, когда такой призыв приходил.
“Одного посланника недостаточно, — говорил он, — если речь не идет о какой-то особой миссии от Господа. Я просто нуждаюсь в братстве Божьих посланников, и верю, что многие хотели бы просить меня молиться о помазании Святого Духа для этого служения”.
В нашем распоряжении имеются некоторые дневниковые записи, которые рассказывают нам о личной молитвенной жизни доктора Баедекера. Он слышал зов, покорялся и был верным слугой Бога на протяжении сорока лет напряженной деятельности. Слабый от рождения, он просто дышал физической энергией. Воистину, этот посланник укреплялся Святым Духом, той самой оживляющей силой, которая воскресила Иисуса из мертвых.
Последние дни доктора на земле и его переход в лучший мир описаны его биографом, Р.С. Латимером: “Господь позвал его, когда он находился на конференции в Клифтоне, Бристоле. Простуда перешла в пневмонию; он отправился домой через несколько дней с радостью в душе. Одно чувство владело им:
“Я иду, чтобы увидеть Царя в Его славе!”
Человек, который на земле общался с принцами, дворянами и проповедовал Евангелие в личных апартаментах монархов, находился, наконец, на пути к истинно великому Царю. С ложа смерти доктор восходил в Небесное Царство. Те, кто видел это восхождение, были охвачены трепетом и взволнованы реальностью вечности. Смерть его была столь же величественна, как и жизнь.
“Придите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; я в темнице был, и вы пришли ко Мне”. Эти строки были знакомы верному Божьему страннику. В служении земным беднякам и нуждающимся он трудился для Того, Кто сидит на Престоле. Какой же радостью было для него услышать: “Приди благословенный Отца Моего, наследуй царство, уготованное для тебя!”
ФРЭНК КРОССЛЕЙ
БОЖИЙ ФИНАНСИСТ
Была среда, шло вечернее служение, и члены церкви в респектабельном пригороде английского города Манчестера были удивлены, услышав, как дьякон их церкви, который в тот вечер вел собрание, произнес: “Давайте склоним колени и помолимся Богу о нас самих и о погибающих душах.... Склонитесь на колени и молитесь; молитесь и узнайте, что Бог может сделать для вас, и что вы можете сделать для Него”. Члены церкви не привыкли к таким наставлениям, и наступившая тишина была нарушена следующим заявлением: “Для некоторых из вас это место тишины, чистоты и покоя является святым. Вы любите его. Но что касается меня, то я все это ненавижу. Давайте оставим это респектабельное соседство и двинемся туда, где живут самые бесправные члены нашего общества; мы начнем служить бедным. У них тоже должна быть церковь”.
Это были не праздные эмоции. Мысль пойти туда, где действительно была нужда, и быть готовым пожертвовать всем пробудила умиротворенный ум Фрэнка Кросслея. Перед своей женитьбой он делился с невестой своими необычными идеями, и своей заботой о нуждающихся бедняках, окружавших их. Но молодой человек еще не осознавал, во что выльются эти убеждения, если до конца следовать им.
Когда Фрэнку Кросслею было уже сорок семь лет, он познакомился с Бутами и Армией Спасения; последовавшие успехи в делах воодушевили его, и он решил начать жизнь самоотречения. Фрэнк видел посвящение членов Армии Спасения, видел огонь в их лицах, и это сильно притягивало его. Но продолжим дальше нашу историю. Какую подготовку получил Фрэнк Кросслей для своей миссии?
Майор Кросслей и его жена, жившие в Гленбурге в Северной Ирландии, были несказанно рады, когда у них 29 ноября 1839 года появился первый ребенок. Однако когда Фрэнк подрос, стало ясно, что это был своевольный, вспыльчивый и мужественный парень, которым трудно было управлять.
Когда мальчику было семь лет, майор Кросслей скончался. Семья переехала в дом его матери в Аннаголу, графство Армай, около границы между Эйре и Северной Ирландией, где они жили вместе с четырьмя тетушками, сестрами матери. Там у детей было достаточно места для прогулок и игр. Но когда пришло время отдать Фрэнка в школу, мальчику было слишком трудно расстаться с полюбившимся ему местом.
С ранних лет Фрэнк мечтал стать инженером. К Шестнадцати годам его желание стало настолько определенным, что он настоял, чтобы ему разрешили оставить школу. Его послали прислуживать в качестве подмастерья в инженерные мастерские Роберта Стивенсона, которые находились в Ньюкасле. Дальнейшее обучение проходило в Ливерпуле, недалеко от места его будущего плодотворного служения.
Полное одиночество во время его жизни вне дома привело к тому, что его единственным Другом стал Тот, Кто, как Фрэнк был уверен, всегда был способен ему помочь. Результатом же этого стало истинное обращение Фрэнка к Господу в возрасте двадцати одного года. Это обращение полностью изменило его характер. Когда он вернулся к себе домой, все сразу же обратили внимание на произошедшую во Фрэнке перемену. Уже не было больше того озорства и проделок, которыми он славился прежде. Действительно, он стал новым творением во Христе Иисусе.
Его тетушка Мария, одна из четырех сестер, была инвалидом. Она руководила всеми из своей комнаты, которая стала центром ведения всего домашнего хозяйства. Она способствовала обращению майора Кросслея, и это ее молитвы и влияние помогли Фрэнку обрести почтение к Богу уже в раннем возрасте.
Уилл, брат Фрэнка, также закончил четырехгодичный курс обучения в инженерной фирме сэра Уильяма Армстронга. Теперь оба брата могли начать свое дело в городе. Получив заем у своих тетушек (впоследствии заем был возвращен со щедрым вознаграждением) и помощь от своего дяди, они выкупили фирму, специализировавшуюся на производстве резины. Затем они приобрели патенты на бензиновые двигатели немецкого производства. Всемирно известные двигатели “Отто” Кросслей Гэс Инджайн стали их успешно продаваемым продуктом. Не следует забывать, что этому бизнесу предшествовала усиленная молитва, поскольку братья знали, что в таком деле им необходима помощь Бога.
Бизнес определенно стал успешным. Фрэнк, который был “гением” в искусстве механики и проектирования, революционизировал производство резины, и его патент на резиновые жгуты из индийского каучука был принят всеми производителями страны. Еще одним удивительным изобретением стал применяемый ныне во всем мире двигатель внутреннего сгорания.
На протяжении пяти лет братья жили в Боудоне, недалеко от Манчестера. Они приняли решение посещать Юнион Чэпел, где проповедовал широко известный Александр Макларен. Эта церковь обычно была так переполнена, что посетители и впервые пришедшие должны были ждать в проходах и смотреть, не освободится ли где-нибудь место на скамье. Однажды в воскресенье, когда Фрэнк стоял в ожидании, его открытое и ясное лицо привлекло внимание молодого двоюродного брата проповедника, пригласившего Фрэнка сесть на скамью, где сидела их семья. Это знакомство, в конце концов, привело к браку сестры Фрэнка Эммелины с молодым Александром Маклареном. В свою очередь, это дало возможность Фрэнку быть представленным Эмили Керр, впоследствии ставшей спутницей его жизни. Ее семья уехала из Лондона после смерти отца.
Когда Эмили и Фрэнк встретились, они сразу же почувствовали взаимное влечение друг к другу. В возрасте тридцати двух лет Фрэнк переехал в Боудон, где стал посещать англиканскую церковь, поскольку его прежняя община находилась слишком далеко. Но новая церковь его не устроила, и поэтому вскоре он присоединился к конгрегационалистам. Именно в их церкви и произошло то событие, описанием которого начинается этот очерк: брат-служитель сделал такое радикальное предложение, которое буквально шокировало присутствовавших.
Мысль о Божественном руководстве занимала ум Фрэнка Кросслея. Он знал, что ему необходима мудрость свыше, для того, чтобы распределить свои доходы и помочь нуждающимся. Он любил дискутировать по поводу познания Божьей воли. Один евангелист однажды спросил у него: “Как сможем мы различить голос Бога?” На это Фрэнк Кросслей ответил: “Приблизьтесь к Богу, если вы действительно хотите различать Его голос”.
Чтобы дать понять, насколько серьезно Фрэнк относился к этой сфере, мы приводим цитату из брошюры, опубликованной им позднее.
“Является ли Бог вашим Руководителем или Он только удерживает вас от греха? Осознаете ли вы, лично, огромную разницу между этими двумя различными аспектами духовных переживаний? Хорошо быть хранимым от греха сомнения. Но радость освящает человека только тогда, когда он с помощью Бога делает выбор, и разрешает свои сомнения”.
“Не существует подлинной святости без каждодневного Божьего руководства. В тоже время, святость не обусловлена одними лишь запретами и ограничениями. Наша совесть рождается вместе с нами. Мы обладаем ею, независимо от нашего собственного выбора. Она является ответственной за то, чтобы ошибки определяли границы наших человеческих возможностей. Но Бог предназначил нас к тому, чтобы мы познали Его, обладая при этом возможностью свободного выбора. Причем познали намного ближе, чем те законы, которые записаны в нашем сердце помимо нашей воли. Законы нашего сердца мы имеем наравне с язычниками. Они оперируют лишь нашими страхами. Тогда как Божье Руководство взывает к нашей вере...”
“Существует состояние духовной решительности, которое вселяет в нас Бог, когда мы Его в самом деле ищем. Это происходит в нас без потери нашего “я”. Такое состояние, посланное Богом, является редкостью, но все же ключ к тому, чтобы обрести это, не является секретом. Условие его обретения является в высшей степени простым — это действительное предпочтение Божьей воли и приближение к Нему через нашего Господа Иисуса Христа”.
“Врожденный или унаследованный, грех является следствием нашего собственного выбора. Настоящий грех происходит из этого выбора в практической жизни. Святость же приходит в нашу жизнь с “рождением свыше”, или предпочтением воли Божьей на свою жизнь. Когда Божья воля таким образом предпочитается и принимается, для греха в нас уже не остается места. Грешник молится: “Не Твоя воля, а моя да будет”. Иисус, наш Руководитель, и Его народ молится: “Не как я хочу, но как Ты хочешь”. Как прекрасна такая перемена воли! Это является ничем иным, как той смертью своего “я” или своеволия, о котором мы так много слышим”.
Восприимчивость к Святому Духу пробудилась у многих благодаря Фрэнку Кросслею — этому Богом ведомому человеку. К примеру, был случай, когда семья С.Т. Стадда в Китае на себе испытала силу Божьего руководства в жизни Фрэнка. Финансовые средства этой семьи подошли к концу, и у них уже не было никакой надежды на чью-либо помощь. Жена
Стадда была беременна. И если бы почтальон не принес им доброго известия в тот вечер, то все их семья оказалась бы обреченной на голодную смерть. Поэтому супруги вместе склонили колени, чтобы провести очередную ночь в молитве, но через двадцать минут после начала молитвы они почувствовали, что сказали Богу все необходимое.
Когда пришла следующая почта, они боялись открыть ящик. Вначале им показалось, что ящик был пуст. Тогда Стадд подошел к этому деревянному коробу и еще раз с силой тряхнул его. Из него выпало одно письмо, но почерк на конверте был им незнаком. “Мы стали другими, — рассказывает Стадд, — после чтения того письма, и я думаю, что наша жизнь с тех пор полностью переменилась. Вначале я посмотрел на подпись, которая была мне совершенно незнакома. А потом прочитал письмо: “По неизвестной мне причине я получил от Бога указание, и высылаю вам чек на двести фунтов стерлингов (по курсу доллара США того времени эта сумма равнялась пятистам долларам). Я с вами никогда не встречался, а только слышал о вас, и то нечасто, но Господь лишил меня сна прошлой ночью, и я все время думал о вас. Почему Он Приказал мне так поступить, я не знаю — вы, должно быть, знаете это лучше меня. Как бы там ни было, вот эти деньги, и я надеюсь, что они послужат вам”.
Письмо было подписано: “Фрэнк Кросслей”. Этого человека они никогда не видели и никогда с ним не переписывались. Это письмо должно было быть отправлено по почте за месяцы до этого, чтобы прийти к Стадду в самое трудное для его семьи время. Это было чудом. И когда их малышка появилась на свет, они назвали ее Эдит Кросслей Стадд!
Еще один, более поздний случай, подтверждает послушание Кросслея Святому Духу. Об этом рассказал хорошо известный английский проповедник, который, ожидая на одной английской железнодорожной станции свой поезд, стал свидетелем удивительного случая великодушия Фрэнка Кросслея и Божьего руководства в его жизни.
“Однажды поздним вечером я возвращался из Лондона в Харроугейт и обнаружил, что мне придется целый час ждать поезд на станции в Лидсе. Поэтому я прошел в зал ожидания, надеясь провести это время там. Когда я вошел, то увидел мужчину, который стоял около огня, опираясь рукой на полочку над камином. Его глаза казались заплаканными, поэтому я обратился к нему с вопросом, не случилось ли с ним какой беды...”
“Когда я спросил его о причине его горя, он ответил: “Я встретил сегодня человека, который отнесся ко мне так, как отнесся бы Иисус Христос”.
“Я спросил о подробностях, и он рассказал мне примерно следующее: “Два или три года тому назад я и мой брат решили начать заниматься бизнесом на свой страх и риск. Мы купили фабрику и приобрели оборудование в фирме Кросслея. Но после того, как установили приобретенный там мотор, выяснилось, что для нашей работы нужен был более мощный двигатель. И, вместо того, чтобы получать прибыль с нашего предприятия, мы только теряли деньги. Дела наши шли все хуже и хрке, пока несколько недель назад брат не сказал мне, что мы стали банкротами. Он настаивал, чтобы мы сразу подписали наше заявление и привели в порядок все дела, но я сказал: “Подумай, какой это будет позор! Мы оба являемся членами церкви и учителями воскресной школы, и для меня невыносима мысль о том, что я опозорю Божье дело”.
“Прежде, чем мы приведем в исполнение наше решение, я решил проконсультироваться на фирме
Кросслея по этому вопросу. Мой брат возразил: “Какая от этого будет польза? Это не вина Кросслеев, что мотор вышел из строя. Мы должны были приобрести более мощный мотор”.
“Тем не менее, в конце концов, он согласился, чтобы я съездил в Манчестер. Я был там сегодня и сейчас возвращаюсь домой. Когда я приехал в мастерские, мистера Кросслея там не было. Я поговорил с одним из управляющих, и он мне сказал, что ничем нам помочь не может. В отчаянии я повернулся, чтобы уйти прочь, но тут как раз вошел мистер Кросслей и спросил, в чем дело. Он пригласил меня в свой офис, и я рассказал ему всю историю. Он сказал: “Я очень сожалею о случившемся, и сделаю все, что в моих силах, чтобы помочь вам. Возвращайтесь домой и скажите своему брату, что я поставлю вам более мощный мотор, а старый заберу назад. Эта замена не будет стоить вам ни единого пенни. “ И еще добавил: “Узнайте у вашего брата, какую сумму вы потеряли с тех пор, как начали свой бизнес. Если он сообщит мне, я вышлю вам чек на эту сумму”.
“Этот человек не знал, — продолжил мистер Кук, рассказывавший об этом случае, — известно ли мне что-либо о мистере Кросслее, когда он излагал мне детали этого происшествия. С какой же гордостью мне пришлось ему признаться, что Фрэнк был одним из моих близких друзей”.
Знаменательным поворотным моментом в жизни этого финансиста — служителя, стала его встреча с Уильямом и Кэтрин Бутами. Несомненно, что ни он, ни чета Бутов не сознавали, каким будет исход этой встречи.
Объявление о служениях “Два дня с Богом” первым делом привлекло внимание Кросслея. В Манчестер прибыли Уильям и Кэтрин Бут с большим штатом своих служителей для проведения специальной кампании. Фрэнк Кросслей присутствовал там и был сразу же покорен их храбростью, проникновенностью и сияющими лицами. Он пригласил Бутов к себе домой. Здесь они могли найти себе пристанище, когда приезжали в Манчестер.
В них было самоотречение и рвение, которое все больше привлекало Фрэнка Кросслея. Хотя он возрос в благодати, и благодать преобладала во всей его жизни, он жаждал большего. Если бы кто-нибудь смог показать ему более высокий путь, он последовал бы за ним. Кросслей финансировал проведение собраний в своем районе и пригласил миссис Бут выступить на них. Она прекрасно выступила перед переполненной аудиторией. Кросслей с дочерью даже доехали за ней до Парижа, чтобы присутствовать там на Марешальских служениях, и сами принимали в них участие.
Скоро пришло время, когда Фрэнк Кросслей искренне захотел стать солдатом Армии Спасения и даже купил себе униформу. Но Богу было угодно иное. В день, когда он собирался отправиться в Лондон, чтобы присоединиться к Армии Спасения, став одним из ее солдат, он вместо этого тяжело заболел. Лежа в пост<