Доктор Фредерик Баедекер




ЧЕЛОВЕК, ПОСЛАННЫЙ ОТ БОГА

Была середина девятнадцатого века, и Господин Жатвы искал человека для путешествия на обшир­ный Азиатский континент и в различные регионы Европы в качестве посланника надежды. В то время как многие в Западном мире стремились стать пас­торами ради денег, Бог слышал воздыхания узников, доносившиеся из Сибири, Кавказа и других мест. Кому-то должно было “принести жертву живую” для того, чтобы Святой Дух Господа Иисуса смог прийти и напитать человеческие души в темницах, и слу­жить тем, кто находился “в узах”. Вознесенный Гос­подь, Который был помазан Духом Божьим пропо­ведовать избавление пленникам, желал продолжить Свое служение среди мужчин и женщин земли. Гос­подин Жатвы знал сердечные устремления жажду­щих насыщения чистым Евангелием. Кто будет послан от Его имени? Где человек, готовый лицом к лицу столкнуться с непредсказуемостью кочевой жизни?

Если бы комитеты и комиссии выбирали кого-то для этой трудной задачи, то, конечно же они выбра­ли бы человека, наделенного физической силой, кото­рый легко смог бы переносить суровый климат и многочисленные опасности.

Кого же избирает Бог? Почти за столетие до опи­сываемых событий Он избрал Стивена Греллета, ква­кера небольшого роста, который никогда не боялся неудобств и неустроенности, неблагоприятного кли­мата и бесстрашно входил в тюрьмы, где годами то­мились люди, не знавшие участливого взгляда или заботливого сердца. Он также призвал Джона Говар­да, который много сделал для облегчения условий содержания узников тюрем. Невозможно забыть и квакера Элизабет Фрай, которая, будучи информиро­вана Стивеном Греллетом об ужасных условиях со­держания женщин в Ньюгейтской тюрьме, не ко­леблясь, вошла в тяжелые тюремные ворота, само приближение к которым уже вызывало ужас.

Кто же мог быть послан Им сейчас? Никто и не мог подумать, что хрупкого вида немец, неверующий, пришедший на служение в Вестон-Супер-Маре, в Англии, в один памятный вечер будет избран для выполнения такой миссии. Здоровье Фредерика Баедекера было в опасности. У него было больное серд­це, слабость позвоночника и больные легкие. Все счи­тали, что даже короткая прогулка с женой для него суровое испытание. Но Господь Сам помогает в пре­одолении трудностей.

Мы наверняка бы стали искать для исполнения этой миссии посвященного и праведного христиа­нина, но этот человек был неверующим. Бог избрал Фредерика Баедекера, изменил его, и направил для выполнения этой исполненной риска миссии.

К сожалению, нам мало известно о раннем пери­оде его жизни, разве только то, что он родился 3 августа 1823 года в Вестфалии и был одним из шести детей в семье. Его отец был орнитологом и научил своего сына ненавидеть зло и любить добро. Более мы ничего не знаем о мере его посвященности.

Фредерик в свои шестнадцать лет учился ведению бизнеса на фирме в Дортмунде и в двадцать один год был призван в армию. За годы службы его здоро­вье было подорвано, и он был признан непригодным для военной службы. В двадцать восемь лет он же­нился, но со своей молодой женой Фредерик про­жил всего лишь несколько месяцев. Потом в его жизни начался период скитания с одного места на другое. В 1859 году он приехал в Англию. Доктор Баедекер во второй раз был в Британии, где встре­тился с друзьями, и принял решение остаться там. Он занялся учительством в специальной, с ограни­ченным доступом школе, где и встретил свою вто­рую жену, учившуюся у него и вышедшую за него замуж в 1862 году. Теперь мы перейдем к событию, которое предопределило всю его дальнейшую жизнь.

Что же предшествовало его обращению и призва­нию? Если бы кто-то посетил служения, проводи­мые лордом Рэдстоком в прибрежном английском городе Вестон-Супер-Маре, то обратил бы внимание на высокого, худощавого телосложения мужчину, лет примерно сорока пяти, с длинной бородой, похоже­го скорее на иудейского пророка, чем на немецкого атеиста. Какая-то неведомая сила тянула Фредерика Баедекера посещать эти служения. Первые несколь­ко вечеров он избегал общения и контакта с пропо­ведником, старался как можно быстрее покинуть зал, но в третий вечер ему не удалось быстро уйти, так как зал был переполнен.

Лорд Рэдсток, должно быть, почувствовал посред­ством Святого Духа что-то необыкновенное в этом человеке, и направился после служения прямо к док­тору Баедекеру. Он положил ему руку на плечо и произнес: “Дорогой мой человек, Бог сегодня вече­ром передает тебе через меня Свое послание”. С этими словами он увел его в другую комнату.

Мы предоставим биографу доктора Баедекера рас­сказать нам о том, что происходило в дальнейшем. “В присутствии толпы уже скоро оба они стояли на коленях. В течение этих торжественных минут в Баедекере свершилось нечто, что предопределило всю его дальнейшую жизнь. Все его неверие, накапливав­шееся годами, исчезло без следа и навсегда. Он при­знал Бога, доверился Спасителю, и радость освобож­дения вскоре заполнила его душу. Опыт духовного переживания той ночи этот новообращенный выра­зил следующим образом: “Я вошел туда гордым не­мецким атеистом и вышел оттуда смиренным веру­ющим учеником Господа Иисуса Христа. Слава Богу!”

“Его жена, вместе с ним губившая сердце и душу в мирских наслаждениях — музыке и танцах, кото­рые являлись для них любимым развлечением — в продолжение какого-то времени держалась в сторо­не. Но, в конце концов, видя произошедшую пере­мену в своем муже и его решение “держаться твер­до” и “идти вперед”, она сказала: “Возможно, я зря упорствую”. После этого она стала сопровождать его на собрания, вскоре была духовно возрождена и, об­ретя спасение, стала соучастницей “драгоценной веры”. “Сонаследники благодатной жизни”, они от­ныне следовали лишь одной цели — укреплялись любовью Христа, Который отдал Себя за них”.

Но Бог не только спас душу Фредерика Баедекера, он исцелил его тело. Новая жизнь, которая изменила его духовное состояние, оживила его физическое тело настолько, что он мог уже обходиться без лекарств. С этого времени, в течение сорока лет он был в со­стоянии бесконечно путешествовать сквозь холода Сибири, через необитаемые просторы, в которых хищные звери и бродяги постоянно угрожали жиз­ни одинокого странника, и входить в тюрьмы, где его всегда могла поджидать опасность заразиться инфекционной болезнью.

В целях усовершенствования своих медицинских навыков доктор Баедекер переехал в Бристоль, где близко познакомился с Германом Мюллером. И эти двое мужчин нашли в себе много общего. Их объе­диняло немецкое происхождение, общие устремле­ния и многое другое...

Вернувшись к себе на родину для изучения фило­софии в университете, доктор Баедекер обнарркил, что ему неожиданно представилась возможность слу­жения. Лорд Рэдсток, в то время бывший в Берлине с кратковременным визитом, посоветовался со свои­ми христианскими друзьями, и они решили пригла­сить евангелиста из Америки для проведения служе­ний. В связи с этим потребовался переводчик, и са­мой подходящей кандидатурой для этого сочли док­тора Баедекера. Однако вскоре выяснилось, что на служениях, проводимых самим доктором Баедеке- ром, присутствовало какое-то особенное благослове­ние. Так после долгих дискуссий было решено от­клонить идею относительно американского еванге­листа и предоставить доктору Баедекеру самому про­должить дело Рэдстока. Будучи независимым, от ка­ких бы то ни было общественных связей и оков, он приступил к слркению. Вскоре он произнес: “Идея баптистского духовного возрождения является сегодня тем живым саваном, в котором покоится вся хрис­тианская жизнь Германии”.

С 1870 года началось духовное пробуждение в Рос­сии. Особенно отчетливо это движение обозначилось среди дворянства, и доктор Баедекер в 1875 году отправился в Санкт-Петербург, где был представлен своим духовным наставником лордом Рэдстоком российской аристократии, которая широко распах­нула двери своих гостиных для евангельских богослу­жений. Спустя два года доктор Баедекер с женой и приемной дочерью поселились в России на несколь­ко лет, чтобы продолжить служение среди немецко-говорящих поселенцев.

Прошло немного времени, и жена Федерика с его приемной дочерью вернулись к себе на родину в Англию, где предпочли терпеть долгую разлуку, что­бы не стать помехой своему дорогому мужу и отцу в исполнении им своего призвания. В скором времени Баедекер отправился в продолжительное путешествие по самым отдаленным местам Российской империи. Его биограф рассказывает о нем как о не ведающем усталости путешественнике: “Трудности Джона Уэсли, который евангелизировал Англию, путешествуя по стране верхом, казались незаметными рядом с путе­шествием доктора Баедекера, который проехал ты­сячи и тысячи миль”. Так он пересек Моравию, Вен­грию, Галицию, Польшу, Швейцарию, Финляндию, Швецию и Норвегию.

Его молитва: “О, если бы тюрьмы могли открыть­ся для меня!” — была услышана на небе. Сказав об этом желании всего лишь одной женщине, занимав­шей высокое положение в обществе, он сумел про­будить среди знати неподдельный интерес к своему стремлению. Благодаря ходатайству этой графини, находившейся в дружбе с императрицей, ему была пожалована “уникальная привилегия свободного до­ступа во все тюрьмы в пределах владений царской империи” — от Варшавы до места поселения ссыль­ных на острове Сахалин и от тюрем-крепостей Кав­каза на юге до самых отдаленных северных острогов заснеженной Сибири.

Его пропуск гласил, что он находится “при испол­нении особого распоряжения посещать тюрьмы Рос­сии и снабжать приговоренных экземплярами Свя­щенного Писания”. Тысячи и тысячи Библий были на этом пути розданы отчаявшимся людям. Одно время доктор Баедекер считал, что его имя “стало в России и Сибири своего рода ключом для тюремных ворот”. Но “когда Бог открывает дверь, ни один че­ловек не в силах затворить ее; и когда Он закрывает дверь, никто не может ее отворить”.

Этот труд не мог не вызвать определенной оппо­зиции. “Противостояние шло не от озверевших пре­ступников, — отмечает его биограф, — и не от насе­ления отдаленных регионов, но от представителей кругов образованных и культурных. И это еще более усложняло его труд”.

Однажды он, по неосторожности нарушив право частной собственности и зайдя на участок, охраняе­мый необычайно злым цепным псом, чудом был спа­сен от тяжелого увечья: собака, рыча, обнюхала его распростертое тело и потом спокойно побежала трус­цой прочь к своей конуре. “Челюсти собаки закрыва­ются так же легко, как у львов”, — рассказывал он. — “Бог держит ветер в Своей руке, и морские волны в Его ладони”. У него было много возможностей испы­тать свою веру, когда приходилось вверять себя ко­раблям на бушующих морских просторах. Однажды он все-таки попал в кораблекрушение. Но чаще всего ветры тех северных краев успокаивались и выносили его целым и невредимым к месту назначения.

Поначалу он сам оплачивал свои дорожные расхо­ды, включающие в себя и стоимость перевозки Биб­лий. Но со временем правительство, узнав его расхо­ды, сделало ему скидку.

Доктор Баедекер обнаружил на острове Сахалин, находящемся к востоку от Сибири, тюрьму, в кото­рой были самые ужасные во всей империи условия содержания заключенных. Там он встретил ожесто­чившихся преступников, головы которых были напо­ловину обриты. На лбу и щеках у них было выжже­но клеймо, а сами они были закованы в кандалы. “Зачем вы приехали к нам? Здесь место, где нет никакой надежды”, — сказал ему один из пригово­ренных. “Если это так, то, пожалуйста, простите меня, что я не приехал к вам в первую очередь. Место, где нет никакой надежды, является как раз тем местом, куда должна быть направлена весть о Божьем спасе­нии”, — ответил ему доктор Баедекер.

Действительно, там находились люди, которые могли сказать: “Ни один человек не печется о моей душе”. Во время посещения христиан, годами томя­щихся в тюрьме из-за своей веры, но нуждающихся в новом голосе, который укрепил бы их веру, доктор Баедекер стал думать о христианах Запада, которые не имели недостатка ни в проповедях, ни в пропо­ведниках, услаждающих их слух. Но давайте вместе поразмышляем над некоторыми его словами, кото­рые можно отнести и к нашему времени. Несколь­ко цитат из его писем приоткрывают нам любящее сердце этого человека и его отношение к обездолен­ным душам.

“Разве Бог проявляет больше заботы о бла­говоспитанном англичанине, чем о любом из этих русских? Драгоценная пища, затоптан­ная ногами в течение одного дня в Англии, была бы достаточна для спасения целой языческой народности от голодной смерти. Греха здесь - в изобилии, но где же благодать Господа в еще большем изобилии? Не слишком ли при­глажено наше Евангелие для праведников, сидя­щих под теплым кровом, в то время как греш­ники продолжают идти в ад без попытки спа­сения”.

Будучи в Одессе, доктор Баедекер писал: “Ду­мая обо всем хорошем, изобилующем у нас на родине, я снова и снова задаю себе вопрос: “Кому это на пользу? Как быть с невозделанной и вопиющей пустыней? Я только что проехал через страну, погрязшую в несправедливости. 14 там едва ли найдется свидетельство об Истине... Я вижу огромные английские кораб­ли, нагруженные пшеницей, но, кажется, никого не заботят души работающих на них моря­ков”.

Из Оренбурга он сообщает: “Англия не нуж­дается во мне. Там имеется достаточно про­поведников и учителей. Когда живая вода не течет, она делается стоячей. Здесь я вижу об­ширные поля для евангелизации народов. Не­давно мне встретилась огромная ярмарка в Сибири, где ведется широкая торговля. Туда съез­жаются бухарские, татарские, калмыцкие, кир­гизские и других народностей купцы со свои­ми товарами и верблюдами, готовыми к лю­бому переходу. Миновав проход через Урал, ко­торый является мостом из Европы в Азию, мы увидели обширные азиатские степные просто­ры, раскинувшиеся перед нами вплоть до линии горизонта. При переходе время идет быс­тро. О, нашлись бы люди, готовые выполнить работу по евангелизации этих мест. В моем сердце все более и более укрепляется желание дать пищу тем, кто в ней нуждается’.

“Молитва о возрастании числа тружени­ков на полях возложена на нас Господином Жатвы. Разве не послана вся Церковь в мир, если даже Сам Господь был послан в мир? Посмотрите на Евангелие от Иоанна 17:18 и 20:21. Какими же будут долги, не оплаченные христианами? ”

“Мое тело принадлежит Господу! Оно со­здано для Его служения! Он дает мне доста­точно силы. Прошлой ночью и этим утром труба издала чистый звук... Я взирал на Госпо­да и Его жатву. В этом видении мне откры­лось, что сто пятьдесят три рыбы, находящи­еся внутри сети, не являются достаточным условием для успеха в евангелизации. Эти рыбы должны оставаться в сети до тех пор, пока она не будет вытянута наружу, и Учитель со своими учениками сядут вокруг нее”.

Доктор Баедекер нес весть Евангелия не только для заключенных в тюрьмах, как это видно из от­рывка, взятого из его письма домой.

“Прошлым вечером я проповедовал в хими­ческой лаборатории университета в Германии; этим утромв Методистском Холле, с пе­реводом на шведский язык; в пять часов попо­лудни — у мисс Салберг, с переводом с немец­кого на шведский. Завтра меня попросили по­сетить Дом для бедных падших женщин и за­тем нанести визит в немецкую школу для де­вочек. Многие студенты университета реши­ли принять Христа на этих собраниях... Гос­подь наделил Слово силой. Оно побеждает, раня людей в самое сердце; причем через эти раны приходит и Его исцеление”.

Во время поездки в Финляндию доктор Баедекер познакомился с баронессой Матильдой Вреде, кото­рая в молодые годы была призвана к работе в тюрь­мах. Ее любовь к заключенным открылась ему благо­даря одному исключительному случаю. В одной из тюрем речь доктора Баедекера переводил универси­тетский преподаватель, и чувствовалось, что заклю­ченные были холодны и невосприимчивы к пропо­веди. Позже, когда за перевод взялась баронесса, Ба­едекер обратил внимание, как изменилось поведе­ние мужчин. Когда он осведомился о причине этого, ему объяснили, что, когда он обращался к мужчи­нам: “Мои возлюбленные братья”, — из уст пере­водчика звучали эпитеты “мужчины” и “заключен­ные”. Однако Матильда Вреде обращалась к ним “мои возлюбленные братья”, передавая чувство любви про­поведника к слушателям. Поскольку мы намерены включить очерк о баронессе Вреде в эту книгу, мы еще вернемся к ее служению.

В письме доктора Баедекера, написанном из Фин­ляндии, мы обращаем внимание на ясность и остро­ту этого послания:

“Прошлым вечером я говорил о грехе, указы­вая на нужду человека, совершающего грех... Порой грех принимает настолько хитрые об­личья, что люди знают слишком мало о нем. Аегко сказать: “Все согрешили и лишены сла­вы Божьей”. Разве не кажется это насмешкой - когда ужасная тирания греха порабощает людей, а они держат в руках дорогостоящие, красивые молитвенники произнося: “Мы не­счастные преступники, у нас нет здоровья”. Как могут держать они эту книгу? Как могут они произносить нараспев эти слова, положен­ные на приятную музыку? Есть что-то со­вершенно неверное в наших формах поклоне­ния, если они лишены силы воздействия...” “Это прекрасный город; и именно сейчас в его зимнем белом одеянии, в великолепном сол­нечном сиянии, он выглядит невероятно ярко. В тоже время его жители считают, что имен­но летом видна вся красота этого края. Одна­ко мне трудно восхищаться его внешним ве­ликолепием, когда дьявол держит здесь челове­ческие души такой крепкой хваткой. Нетро­нутые нивы ожидают нас! Да благословит вас Господь, мои дорогие, и да сохранит ваше по­мазание и ваши сердца исполненными радос­ти, поскольку вам дано высочайшее позволение на самоотречение ради Его имени и славы Еван­гелия!”

В другом письме он дает прямой совет: “Назы­вайте грешников их настоящим именем, иначе они никогда не станут христианами”.

Этого неутомимого доктора можно было встре­тить в самых невероятных местах! Люди трудились под землей и жили там, в шахтах, где и рождались их дети. Они редко видели дневной свет и не чувствова­ли солнечного тепла. Божий страж направлялся и туда, чтобы передать им Евангелие.

С борта парохода, плывущего по сибирской реке, он писал:

“Зрелище пяти тысяч мужнин, закованных в цепи, может вызвать в нас слезы жалости, но чего будут стоить эти слезы? “Ничего, кроме крови Иисуса”. Для этих людей с разрушенны­ми душами можно было сделать только одно - проповедовать им “Христа и притом рас­пятого”. Видели бы вы, какой жадностью они слушали! Никаких оправданий, никакой само- праведности; никаких насмешек!”

“Мои дни всецело заняты счастливым и ра­достным служением. Я нуждаюсь в присут­ствии Господа и его благословении, следующем день за днем. Сегодня мне предстоит встреча с царицей, чтобы передать ей весть от Царя царей”.

Доктор Баедекер всегда ожидал призыва от Гос­подина Жатвы, и немедленно повиновался ему, когда такой призыв приходил.

“Одного посланника недостаточно,гово­рил он,если речь не идет о какой-то особой миссии от Господа. Я просто нуждаюсь в брат­стве Божьих посланников, и верю, что многие хотели бы просить меня молиться о помаза­нии Святого Духа для этого служения”.

В нашем распоряжении имеются некоторые днев­никовые записи, которые рассказывают нам о лич­ной молитвенной жизни доктора Баедекера. Он слы­шал зов, покорялся и был верным слугой Бога на протяжении сорока лет напряженной деятельности. Слабый от рождения, он просто дышал физической энергией. Воистину, этот посланник укреплялся Свя­тым Духом, той самой оживляющей силой, которая воскресила Иисуса из мертвых.

Последние дни доктора на земле и его переход в лучший мир описаны его биографом, Р.С. Латимером: “Господь позвал его, когда он находился на кон­ференции в Клифтоне, Бристоле. Простуда перешла в пневмонию; он отправился домой через несколько дней с радостью в душе. Одно чувство владело им:

“Я иду, чтобы увидеть Царя в Его славе!”

Человек, который на земле общался с принцами, дворянами и проповедовал Евангелие в личных апар­таментах монархов, находился, наконец, на пути к истинно великому Царю. С ложа смерти доктор вос­ходил в Небесное Царство. Те, кто видел это восхож­дение, были охвачены трепетом и взволнованы ре­альностью вечности. Смерть его была столь же вели­чественна, как и жизнь.

“Придите благословенные Отца Моего, наследуй­те Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; я в темнице был, и вы пришли ко Мне”. Эти строки были знакомы верному Божьему страннику. В слу­жении земным беднякам и нуждающимся он тру­дился для Того, Кто сидит на Престоле. Какой же радостью было для него услышать: “Приди благосло­венный Отца Моего, наследуй царство, уготованное для тебя!”

 

ФРЭНК КРОССЛЕЙ

БОЖИЙ ФИНАНСИСТ

Была среда, шло вечернее служение, и члены церкви в респектабельном пригороде английского города Ман­честера были удивлены, услышав, как дьякон их церк­ви, который в тот вечер вел собрание, произнес: “Да­вайте склоним колени и помолимся Богу о нас самих и о погибающих душах.... Склонитесь на колени и моли­тесь; молитесь и узнайте, что Бог может сделать для вас, и что вы можете сделать для Него”. Члены церкви не привыкли к таким наставлениям, и наступившая ти­шина была нарушена следующим заявлением: “Для некоторых из вас это место тишины, чистоты и покоя является святым. Вы любите его. Но что касается меня, то я все это ненавижу. Давайте оставим это респекта­бельное соседство и двинемся туда, где живут самые бесправные члены нашего общества; мы начнем слу­жить бедным. У них тоже должна быть церковь”.

Это были не праздные эмоции. Мысль пойти туда, где действительно была нужда, и быть готовым по­жертвовать всем пробудила умиротворенный ум Фрэнка Кросслея. Перед своей женитьбой он делил­ся с невестой своими необычными идеями, и своей заботой о нуждающихся бедняках, окружавших их. Но молодой человек еще не осознавал, во что выль­ются эти убеждения, если до конца следовать им.

Когда Фрэнку Кросслею было уже сорок семь лет, он познакомился с Бутами и Армией Спасения; пос­ледовавшие успехи в делах воодушевили его, и он решил начать жизнь самоотречения. Фрэнк видел по­священие членов Армии Спасения, видел огонь в их лицах, и это сильно притягивало его. Но продолжим дальше нашу историю. Какую подготовку получил Фрэнк Кросслей для своей миссии?

Майор Кросслей и его жена, жившие в Гленбурге в Северной Ирландии, были несказанно рады, когда у них 29 ноября 1839 года появился первый ребе­нок. Однако когда Фрэнк подрос, стало ясно, что это был своевольный, вспыльчивый и мужественный па­рень, которым трудно было управлять.

Когда мальчику было семь лет, майор Кросслей скончался. Семья переехала в дом его матери в Аннаголу, графство Армай, около границы между Эйре и Северной Ирландией, где они жили вместе с че­тырьмя тетушками, сестрами матери. Там у детей было достаточно места для прогулок и игр. Но когда пришло время отдать Фрэнка в школу, мальчику было слишком трудно расстаться с полюбившимся ему ме­стом.

С ранних лет Фрэнк мечтал стать инженером. К Шестнадцати годам его желание стало настолько оп­ределенным, что он настоял, чтобы ему разрешили оставить школу. Его послали прислуживать в качестве подмастерья в инженерные мастерские Роберта Стивенсона, которые находились в Ньюкасле. Даль­нейшее обучение проходило в Ливерпуле, недалеко от места его будущего плодотворного служения.

Полное одиночество во время его жизни вне дома привело к тому, что его единственным Другом стал Тот, Кто, как Фрэнк был уверен, всегда был способен ему помочь. Результатом же этого стало истинное обращение Фрэнка к Господу в возрасте двадцати одного года. Это обращение полностью изменило его характер. Когда он вернулся к себе домой, все сразу же обратили внимание на произошедшую во Фрэн­ке перемену. Уже не было больше того озорства и проделок, которыми он славился прежде. Действи­тельно, он стал новым творением во Христе Иисусе.

Его тетушка Мария, одна из четырех сестер, была инвалидом. Она руководила всеми из своей комна­ты, которая стала центром ведения всего домашнего хозяйства. Она способствовала обращению майора Кросслея, и это ее молитвы и влияние помогли Фрэнку обрести почтение к Богу уже в раннем возрасте.

Уилл, брат Фрэнка, также закончил четырехгодич­ный курс обучения в инженерной фирме сэра Уиль­яма Армстронга. Теперь оба брата могли начать свое дело в городе. Получив заем у своих тетушек (впос­ледствии заем был возвращен со щедрым вознаграж­дением) и помощь от своего дяди, они выкупили фирму, специализировавшуюся на производстве ре­зины. Затем они приобрели патенты на бензиновые двигатели немецкого производства. Всемирно извес­тные двигатели “Отто” Кросслей Гэс Инджайн ста­ли их успешно продаваемым продуктом. Не следует забывать, что этому бизнесу предшествовала усилен­ная молитва, поскольку братья знали, что в таком деле им необходима помощь Бога.

Бизнес определенно стал успешным. Фрэнк, кото­рый был “гением” в искусстве механики и проекти­рования, революционизировал производство резины, и его патент на резиновые жгуты из индийского ка­учука был принят всеми производителями страны. Еще одним удивительным изобретением стал при­меняемый ныне во всем мире двигатель внутреннего сгорания.

На протяжении пяти лет братья жили в Боудоне, недалеко от Манчестера. Они приняли решение по­сещать Юнион Чэпел, где проповедовал широко из­вестный Александр Макларен. Эта церковь обычно была так переполнена, что посетители и впервые пришедшие должны были ждать в проходах и смот­реть, не освободится ли где-нибудь место на скамье. Однажды в воскресенье, когда Фрэнк стоял в ожида­нии, его открытое и ясное лицо привлекло внимание молодого двоюродного брата проповедника, пригла­сившего Фрэнка сесть на скамью, где сидела их се­мья. Это знакомство, в конце концов, привело к бра­ку сестры Фрэнка Эммелины с молодым Александ­ром Маклареном. В свою очередь, это дало возмож­ность Фрэнку быть представленным Эмили Керр, впоследствии ставшей спутницей его жизни. Ее се­мья уехала из Лондона после смерти отца.

Когда Эмили и Фрэнк встретились, они сразу же по­чувствовали взаимное влечение друг к другу. В возрасте тридцати двух лет Фрэнк переехал в Боудон, где стал посещать англиканскую церковь, поскольку его прежняя община находилась слишком далеко. Но новая церковь его не устроила, и поэтому вскоре он присоединился к конгрегационалистам. Именно в их церкви и произош­ло то событие, описанием которого начинается этот очерк: брат-служитель сделал такое радикальное предложение, которое буквально шокировало присутствовавших.

Мысль о Божественном руководстве занимала ум Фрэнка Кросслея. Он знал, что ему необходима муд­рость свыше, для того, чтобы распределить свои до­ходы и помочь нуждающимся. Он любил дискутиро­вать по поводу познания Божьей воли. Один еванге­лист однажды спросил у него: “Как сможем мы раз­личить голос Бога?” На это Фрэнк Кросслей ответил: “Приблизьтесь к Богу, если вы действительно хотите различать Его голос”.

Чтобы дать понять, насколько серьезно Фрэнк от­носился к этой сфере, мы приводим цитату из бро­шюры, опубликованной им позднее.

“Является ли Бог вашим Руководителем или Он только удерживает вас от греха? Осозна­ете ли вы, лично, огромную разницу между эти­ми двумя различными аспектами духовных пе­реживаний? Хорошо быть хранимым от греха сомнения. Но радость освящает человека толь­ко тогда, когда он с помощью Бога делает вы­бор, и разрешает свои сомнения”.

“Не существует подлинной святости без каж­додневного Божьего руководства. В тоже вре­мя, святость не обусловлена одними лишь зап­ретами и ограничениями. Наша совесть рож­дается вместе с нами. Мы обладаем ею, неза­висимо от нашего собственного выбора. Она является ответственной за то, чтобы ошибки определяли границы наших человеческих воз­можностей. Но Бог предназначил нас к тому, чтобы мы познали Его, обладая при этом воз­можностью свободного выбора. Причем позна­ли намного ближе, чем те законы, которые за­писаны в нашем сердце помимо нашей воли. Законы нашего сердца мы имеем наравне с языч­никами. Они оперируют лишь нашими стра­хами. Тогда как Божье Руководство взывает к нашей вере...”

“Существует состояние духовной реши­тельности, которое вселяет в нас Бог, когда мы Его в самом деле ищем. Это происходит в нас без потери нашего “я”. Такое состояние, посланное Богом, является редкостью, но все же ключ к тому, чтобы обрести это, не явля­ется секретом. Условие его обретения являет­ся в высшей степени простым — это дей­ствительное предпочтение Божьей воли и при­ближение к Нему через нашего Господа Иисуса Христа”.

“Врожденный или унаследованный, грех яв­ляется следствием нашего собственного вы­бора. Настоящий грех происходит из этого выбора в практической жизни. Святость же приходит в нашу жизнь с “рождением свыше”, или предпочтением воли Божьей на свою жизнь. Когда Божья воля таким образом предпочита­ется и принимается, для греха в нас уже не остается места. Грешник молится: “Не Твоя воля, а моя да будет”. Иисус, наш Руководитель, и Его народ молится: “Не как я хочу, но как Ты хочешь”. Как прекрасна такая перемена воли! Это является ничем иным, как той смертью своего “я” или своеволия, о котором мы так много слышим”.

Восприимчивость к Святому Духу пробудилась у многих благодаря Фрэнку Кросслею — этому Богом ведомому человеку. К примеру, был случай, когда се­мья С.Т. Стадда в Китае на себе испытала силу Бо­жьего руководства в жизни Фрэнка. Финансовые средства этой семьи подошли к концу, и у них уже не было никакой надежды на чью-либо помощь. Жена

Стадда была беременна. И если бы почтальон не принес им доброго известия в тот вечер, то все их семья оказалась бы обреченной на голодную смерть. Поэтому супруги вместе склонили колени, чтобы провести очередную ночь в молитве, но через двад­цать минут после начала молитвы они почувствовали, что сказали Богу все необходимое.

Когда пришла следующая почта, они боялись открыть ящик. Вначале им показалось, что ящик был пуст. Тогда Стадд подошел к этому деревянному коробу и еще раз с силой тряхнул его. Из него выпало одно письмо, но почерк на конверте был им незнаком. “Мы стали другими, — рассказывает Стадд, — после чтения того письма, и я думаю, что наша жизнь с тех пор полностью переменилась. Вначале я посмотрел на под­пись, которая была мне совершенно незнакома. А по­том прочитал письмо: “По неизвестной мне причине я получил от Бога указание, и высылаю вам чек на двести фунтов стерлингов (по курсу доллара США того вре­мени эта сумма равнялась пятистам долларам). Я с вами никогда не встречался, а только слышал о вас, и то нечасто, но Господь лишил меня сна прошлой ночью, и я все время думал о вас. Почему Он Приказал мне так поступить, я не знаю — вы, должно быть, знаете это лучше меня. Как бы там ни было, вот эти деньги, и я надеюсь, что они послужат вам”.

Письмо было подписано: “Фрэнк Кросслей”. Этого человека они никогда не видели и никогда с ним не переписывались. Это письмо должно было быть от­правлено по почте за месяцы до этого, чтобы прийти к Стадду в самое трудное для его семьи время. Это было чудом. И когда их малышка появилась на свет, они назвали ее Эдит Кросслей Стадд!

Еще один, более поздний случай, подтверждает по­слушание Кросслея Святому Духу. Об этом расска­зал хорошо известный английский проповедник, ко­торый, ожидая на одной английской железнодорож­ной станции свой поезд, стал свидетелем удивитель­ного случая великодушия Фрэнка Кросслея и Божье­го руководства в его жизни.

“Однажды поздним вечером я возвращался из Лон­дона в Харроугейт и обнаружил, что мне придется целый час ждать поезд на станции в Лидсе. Поэтому я прошел в зал ожидания, надеясь провести это время там. Когда я вошел, то увидел мужчину, который стоял около огня, опираясь рукой на полочку над камином. Его глаза казались заплаканными, поэтому я обратился к нему с вопросом, не случилось ли с ним какой беды...”

“Когда я спросил его о причине его горя, он отве­тил: “Я встретил сегодня человека, который отнесся ко мне так, как отнесся бы Иисус Христос”.

“Я спросил о подробностях, и он рассказал мне примерно следующее: “Два или три года тому назад я и мой брат решили начать заниматься бизнесом на свой страх и риск. Мы купили фабрику и приобрели оборудование в фирме Кросслея. Но после того, как установили приобретенный там мотор, выяснилось, что для нашей работы нужен был более мощный двига­тель. И, вместо того, чтобы получать прибыль с наше­го предприятия, мы только теряли деньги. Дела наши шли все хуже и хрке, пока несколько недель назад брат не сказал мне, что мы стали банкротами. Он настаивал, чтобы мы сразу подписали наше заявление и привели в порядок все дела, но я сказал: “Подумай, какой это будет позор! Мы оба являемся членами цер­кви и учителями воскресной школы, и для меня не­выносима мысль о том, что я опозорю Божье дело”.

“Прежде, чем мы приведем в исполнение наше решение, я решил проконсультироваться на фирме

Кросслея по этому вопросу. Мой брат возразил: “Ка­кая от этого будет польза? Это не вина Кросслеев, что мотор вышел из строя. Мы должны были приоб­рести более мощный мотор”.

“Тем не менее, в конце концов, он согласился, чтобы я съездил в Манчестер. Я был там сегодня и сейчас возвращаюсь домой. Когда я приехал в мастерские, мистера Кросслея там не было. Я поговорил с одним из управляющих, и он мне сказал, что ничем нам помочь не может. В отчаянии я повернулся, чтобы уйти прочь, но тут как раз вошел мистер Кросслей и спросил, в чем дело. Он пригласил меня в свой офис, и я рассказал ему всю историю. Он сказал: “Я очень сожалею о случившемся, и сделаю все, что в моих силах, чтобы помочь вам. Возвращайтесь домой и скажите своему брату, что я поставлю вам более мощ­ный мотор, а старый заберу назад. Эта замена не будет стоить вам ни единого пенни. “ И еще доба­вил: “Узнайте у вашего брата, какую сумму вы поте­ряли с тех пор, как начали свой бизнес. Если он со­общит мне, я вышлю вам чек на эту сумму”.

“Этот человек не знал, — продолжил мистер Кук, рассказывавший об этом случае, — известно ли мне что-либо о мистере Кросслее, когда он излагал мне детали этого происшествия. С какой же гордостью мне пришлось ему признаться, что Фрэнк был од­ним из моих близких друзей”.

Знаменательным поворотным моментом в жизни этого финансиста — служителя, стала его встреча с Уильямом и Кэтрин Бутами. Несомненно, что ни он, ни чета Бутов не сознавали, каким будет исход этой встречи.

Объявление о служениях “Два дня с Богом” пер­вым делом привлекло внимание Кросслея. В Манче­стер прибыли Уильям и Кэтрин Бут с большим шта­том своих служителей для проведения специальной кампании. Фрэнк Кросслей присутствовал там и был сразу же покорен их храбростью, проникновеннос­тью и сияющими лицами. Он пригласил Бутов к себе домой. Здесь они могли найти себе пристанище, ког­да приезжали в Манчестер.

В них было самоотречение и рвение, которое все больше привлекало Фрэнка Кросслея. Хотя он воз­рос в благодати, и благодать преобладала во всей его жизни, он жаждал большего. Если бы кто-нибудь смог показать ему более высокий путь, он последовал бы за ним. Кросслей финансировал проведение собра­ний в своем районе и пригласил миссис Бут высту­пить на них. Она прекрасно выступила перед пере­полненной аудиторией. Кросслей с дочерью даже доехали за ней до Парижа, чтобы присутствовать там на Марешальских служениях, и сами принимали в них участие.

Скоро пришло время, когда Фрэнк Кросслей ис­кренне захотел стать солдатом Армии Спасения и даже купил себе униформу. Но Богу было угодно иное. В день, когда он собирался отправиться в Лон­дон, чтобы присоединиться к Армии Спасения, став одним из ее солдат, он вместо этого тяжело заболел. Лежа в пост<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: