МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВУ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………… …3

1. Методические рекомендации по организации и руководству сюжетно – ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста…………………8

2. Конспекты сюжетно – ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………12

Воздушное путешествие. Аэропорт………………………………………..12

Туристическое агентство. Путешествие в Москву..……………………...21

Телевидение. Выпуск новостей…………………………………………….29

Съемка фильма «Курочка Ряба»……………………………………………35

Телепередача «Шоу «Лучше всех»………………………………………....40

Банк (отделение)……………………………………………………………..45

Салон сотовой связи «Улыбка»……………………………………………..54

Фитнес – клуб «Крепыши»…………………………………………………. 62

Дом моды «Каприз»………………………………………………………….70

Редакция газеты. Праздничный выпуск………………………………….....78

Список использованных источников………………………………………..85

 

ВВЕДЕНИЕ

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский

Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками. Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах с взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения.

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д.Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Игра является для детей средством коммуникации, прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Игра – главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.

При этом, как отмечают многие педагоги-практики, в настоящее время у большинства детей старшего дошкольного возраста имеются значительные трудности в общении с окружающими их людьми, в частности, со сверстниками.

Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга.

Проблема общения является одной из центральных проблем психологии. Усиление интереса в проблеме общения на современном этапе развития общества обусловлено происходящими в мире социальными и психологическими изменениями.

Исходя из этого, перед педагогами встает необходимость поиска наиболее эффективных средств развития навыков общения старших дошкольников. В ФГОС дошкольного образования игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации. Сюжетно-ролевая игра считается наиболее эффективным средством социализации дошкольников, так как является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

Сюжетно-ролевая игра предоставляет старшим дошкольникам возможности для установления ролевых и реальных отношений, которые выступают основой для развития их общения.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях.

Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон, Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Внутри игры начинает складываться и учебная деятельность. Дошкольник начинает учиться, играя. К учению он относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает элементарными учебными действиями.

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. К сожалению, с каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «войну», прыгали на скакалках. Сейчас редко увидишь детей играющих вместе. Современное поколение предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные.

Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми, кружками и секциями. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считают игру самым любим видом деятельности. Существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости». У дошкольников XXI века появились новые игровые роли (банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер и т.д.) и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Агентство недвижимости», «Банк», «Макдональдс» и т.д. Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых - «Бизнесмен», «Телезвезда», «Модель».

Современный ребенок дошкольного возраста стремиться отражать в сюжетно- ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх. А это означает, что тематика сюжетно- ролевых игр должна меняться с изменением социума.

Учитывая требования и тенденции развития современного общества, в данном сборнике представлены сюжетно – ролевые игры, направленные на развитие общения детей старшего дошкольного возраста, общей целью которых является решение проблемы социализации детей старшего дошкольного возраста в контексте развития общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

Цель создания данного методического пособия – оказание помощи воспитателям дошкольных образовательных организаций в решении практической проблемы развития общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

В сборнике представлены методические рекомендации по организации и проведению сюжетно – ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВУ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Организация сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее. Но сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, и педагог не может заранее предвидеть все приемы руководства ею, как это делается при подготовке к проведению занятий, игр с правилами.

Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте ещё более усложняется. Содержанием детских игр становится не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой.

Содержание игры дает возможность ребенку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо способствовать расширению тематики детских игр, развитию их содержания на основе углубления знаний.

Говоря о методике организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста, следует учитывать особенности сюжетов этих игр.

Педагог должен помогать детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги и т. д. Отношения между воспитателем и детьми постепенно становятся партнерские, равноправные. Игровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущение, что их «обучают» в игре.

В старших группах не может быть единого способа распределения ролей. Он зависит прежде всего от содержания игры, от состава играющих детей. Это может быть и коллективное осуждение с участием воспитателя, и избрание организатора (с общего согласия детей), который назначает, кем будет каждый участник.

При организации сюжетно- ролевых игр необходимо осуществлять педагогическое сопровождение игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Прямые приемы руководства (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих и т. д.

Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д., т. е. без непосредственного вмешательства в игру. Важна «игровая позиция воспитателя ». Она включает в себя:

- ярко выраженный интерес педагога к играм детей;

- рефлексию, как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;

- инфантилизацию (способность на время превратится в ребенка), как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими;

- эмпатию, как способность чувствовать игровые состояния других людей;

- креативность, как способность находить нестандартные пути достижения цели.

Воспитатель может быть и участником игры. В первых длительных играх выполнение ведущей роли даёт возможность направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению, руководить в игровой форме их поведением.

При организации сюжетно -ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста нужна педагогическая разработка плана игры, ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка, распределение ролей, начало игры, сохранение игровой ситуации.

Планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений. Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.

Уровень детской игры находится в прямой зависимости от руководства игровой деятельностью со стороны воспитателя, который передают детям свой нравственный опыт, приобщает их к социальной жизни взрослых людей.

Воспитателям необходимо помнить, что руководство игрой, как и любая деятельность, имеет свою структуру:

1. Выбор игры. Воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, а также использовать темы игр, отражающих общественные события и явления, окружающую бытовую жизнь людей.

2. План игры. Воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению игры интересным содержанием, способным увлечь ребенка, и определить предполагаемые роли и средства игровой организации.

3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. Воспитатель должен так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

4. Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно -ролевые игры с наделения окружающих предметов переноснымизначениями: стулья - поезд, кубики - корабль. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным.

5. Распределение ролей. Воспитателю необходимо стремиться удовлетворить игровые потребности детей, то есть каждому предложить желаемую роль, а также установить очередность разыгрывания ролей разной степени активности, искать возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.

6. Начало игры. Воспитателю необходимо создать интересную игровую ситуацию. Для этого можно использовать некоторые методические приемы. Например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода; в начале игры распределить главные роли между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением.

7. Сохранение игровой ситуации. В развернутой сюжетно- ролевой игре игровой сюжет естественно и непринужденно развивают сами играющие дети. Воспитатель помогает этому с помощью некоторых приемов: в общении с детьми употребляет условную игровую терминологию, старается обыграть любое дело детского коллектива, все меры педагогического воздействия (требования, поощрения, наказания) осуществляет в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.

8. Завершение игры. Воспитателю необходимо позаботится о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.

В режиме детского дня для сюжетно-ролевых игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: