ОБОСНОВАНИЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАСЧЕТА
Общая характеристика ОАО ”Промтехмонтах” г. Гродно
ОАО ”Промтехмонтах” города Гродно является грузовым автотранспортным предприятием, осуществляющим грузовые перевозки, как в городе, так и за его пределом. Подвижной состав ОАО ”Промтехмонтах” города Гродно довольно разнообразен. Автомобильный парк составляют как отечественные автомобили, так и автомобили иностранного производства. Достаточно разнообразны и типы подвижного состава: бортовые грузовые автомобили, автобусы, автомобили самосвалы, и седельные тягачи с полуприцепами. Такое разнообразие подвижного состава позволяет удовлетворять потребностям и требованиям предприятия, обеспечивать перевозку грузов различного рода.
Под парком подвижного состава понимают все транспортные средства автотранспортного предприятия. Состав парка ОАО ”Промтехмонтах” города Гродно на 01.07.2016г. находится в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Список подвижного состава ОАО ”Промтехмонтах” города Гродно
Марка т/с | Тип кузова | Количество |
VW Passat | Легковая | |
VW Caravelle | - | |
Газ 32023 | Грузо-пассаж. | |
Газ А22R22 | - | |
Газ 331043 | - | |
Пежо Партнер ПГП27 | - | |
VW Caddy | - | |
VW T5 | - | |
Маз 533605 | Бортовой | |
Марка т/с | Тип кузова | Количество |
Газ 53 | - | |
Газ 3307 | - | |
КАМАЗ 65117 | - | |
МАЗ 437041 | - | |
МАЗ 54328 | Тягач | |
МАЗ 6430А8 | - | |
КАМАЗ 5410 | - | |
МАЗ 5337 | КС3579 | |
КАМАЗ 6540 | КС 55729 | |
МАЗ 6303А3 | КС 55713-6К | |
МЗКТ 700600 | КС 65721-2 |
Продолжение табл. 1.1
МАЗ 6303А3 | КС 55713-6К | |
МАЗ 5334 | Автовышка ПМС-328 | |
ГАЗ 32213 | Автобус | |
ГАЗ А63R42 | - | |
ПАЗ 3204 | - | |
Неман 52012-060 | - | |
Неман 420224-11 | - | |
Львов 40414 | Автопогрузчики | |
Амкодор 211 | - | |
Manitou MRT 2540 | - | |
Итого: | - |
Однако около половины подвижного состава ОАО ”Промтехмонтах” города Гродно по возрасту превышает 10 лет, что увеличивает затраты и время на проведение ТО и ТР автомобилей, а так же уменьшает общий объем перевозок, что негативно сказывается на работе всего предприятия.
Характеристика подвижного состава ОАО ”Промтехмонтах” города Гродно по возрасту приведена в таблице 1.2.
Таблица 1.2 - Возрастная характеристика подвижного состава ОАО ”Промтехмонтах” города Гродно
Возраст автомобиля | Количество |
До 3 лет | |
От 3 до 5 лет | |
От 5 до 8 лет | |
От 8 до 10 лет | |
Свыше 10 лет |
Причины модернизации ОАО ”Промтехмонтаж” г. Гродно
В результате анализа состояния производственно-технической базы ОАО ”Промтехмонтаж” г. Гродно был выявлен ряд недостатков:
- низок уровень механизации технологических процессов технического обслуживания и ремонта;
- недостаточный технический уровень проведения работ по ТО и ТР;
- применение устаревших технологических процессов и оборудования;
- невысокая степень использования имеющейся производственно-технической базы;
- большая доля используемого подвижного состава возрастом старше 10 лет;
Анализ данных недостатков позволяет говорить о необходимости модернизации ОАО ”Промтехмонтаж” г. Гродно с целью успешного развития автотранспортного предприятия, и получения им стабильной прибыли.
Прогнозирование количества автомобилей
Для обоснования объема перевозок на перспективу проектирования проведен анализ работы ОАО ”Промтехмонтаж” г. Гродно за 5 последних лет. Результаты анализа представлены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 - анализ работы ОАО ”Промтехмонтаж” г. Гродно
Наименование показателя | Год | ||||
Чистая прибыль, тыс. р. | |||||
Расходы, тыс. р. | |||||
Затраты на ТО и ТР, тыс. р. | |||||
Объем перевозок, тыс. т.км. | 2050,5 | 4579,2 | 5689,9 | 6708,4 | 8287,2 |
Средняя зарплата, р. | |||||
Коэффициент использования пробега | 0,54 | 0,56 | 0,55 | 0,56 | 0,58 |
Коэффициент использования грузо-подъемности | 0,78 | 0,76 | 0,8 | 0,78 | 0,82 |
Коэффициент технической готовности | 0,82 | 0,82 | 0,84 | 0,86 | 0,84 |
Средне-суточный пробег, км. | 216,4 | 220,2 | 222,5 | 226,4 | 223,1 |
Средняя продолжи-тельность рабочего дня, ч. | 6,9 | 7,4 | 7,2 | 7,8 | 6,4 |
Из таблицы 1.3 видно, что объем перевозок, имеет тенденцию с каждым годом увеличиваться. Поэтому расчёт на перспективу 5 лет до 2022 года будет производиться с использованием методов математического моделирования.
Для этого изменение объема перевозок представляется в виде графика, представленного на рисунке 1.1, где по оси абсцисс откладывается значение анализируемого года, а по оси ординат - соответствующий объем перевозок.
Рисунок 1.1 - Изменение объема перевозок ОАО ”Промтехмонтаж” г. Гродно за период с 2012 по 2016 год
По характеру получившейся кривой видно, что объем перевозок, начиная с 2012 года, с каждым годом увеличивается. Форма кривой близка к линейной, поэтому принимается решение использовать прогнозирующую функцию регрессии линейного вида.
y=a0+a1·t, (1.1)
где a0 и a1 - эмпирические параметры, которые находятся методом наименьших квадратов по формулам:
, (1.2)
, (1.3)
Данные, необходимые для вычисления эмпирических параметров математической модели прогнозируемого изменения объема перевозок, представлены в таблице 1.4.
Таблица 1.4 - Корреляционная таблица
xi | yi, (объем перевозок, тыс. т.км.) | xiyi | xi2 | yi 2 | |
Кален-дарный год | Условный год | ||||
2050,5 | 2050,5 | ||||
4579,2 | 9158,4 | ||||
5689,9 | 17069,7 | ||||
6708,4 | 26833,6 | ||||
8287,2 | |||||
Подставляя в формулы (1.2) и (1.3) составляющие из таблицы 1.5 рассчитываются параметры:
,
.
Математическая модель для прогнозирования имеет следующий вид:
Qг=1082,26+1460,26t, (1.4)
где Qг - объем перевозок;
t - прогнозируемый период, лет.
Рассчитывается прогнозируемый годовой объем перевозок грузов на 2022 год (10-ый условный год):
Qг = 1082,26+1460,26 · 10 = 15684,86 тыс. т.км.
Производится корреляционный анализ, для того, чтобы ответить на вопрос, существует ли зависимость между х и у. Для оценки тесноты связи между х и y рассчитывается коэффициент парной корреляции:
, (1.5)
где - расчетное значение показателя по полученной модели;
- среднее значение показателя в экспериментальном временном ряду.
Расчетные данные для оценки коэффициента корреляции приведены в таблице 1.5.
Таблица 1.5-Расчетные данные для оценки коэффициента корреляции
, (объем перевозок, тыс. т.км.) | ||||
2050,5 | 1995,1 | 11645156,3 | 12026330,0 | 3069,16 |
4579,2 | 4720,1 | 781102,4 | 551900,0 | 19852,81 |
5689,9 | 5463,0 | 51483,6 | 51483,61 | |
6708,4 | 6570,0 | 1551021,2 | 1551021,0 | 19154,56 |
8287,2 | 8494,0 | 7976105,6 | 29844369,0 | 42766,24 |
=5463,0 | =22004864,1 | =43973620,0 | =136326,4 |
Коэффициент парной корреляции:
.
Значение R близко к единице, что говорит о наличии между х и у линейной функциональной зависимости.
Проверяется значимость R, для этого рассчитывается критерий Стьюдента:
, (1.6)
.
Табличное значение критерия Стьюдента tтабл. = 1,48. Так как tрасч. > tтабл., то можно судить о линейной зависимости между х и у.
Для оценки адекватности регрессионной математической модели применяется дисперсионный анализ. Основная его идея заключается в разбиении полной суммы квадратов:
, (1.7)
на два слагаемых:
, (1.8)
, (1.9)
где B - сумма квадратов регрессии, характеризует рассеивание значений Y, которое определяется изменением значения параметра Х;
C - остаточная сумма квадратов, которая характеризует неустранимое рассеивание Y относительно теоретической линии регрессии.
Критерий дисперсионного анализа (Фишера) основывается на сравнении B и C и сравнении его с теоретическим значением:
, (1.10)
где d - число коэффициентов регрессии в разработанной математической модели, в нашем случае d=2:
.
Табличное значение критерия Фишера Fтабл. = 3,5. Так как Fрасч. > Fтабл., то принятая математическая модель адекватна.
В связи с тем, что в Республике Беларусь имеется свой производитель грузовых автомобилей в лице предприятия МАЗ, которое в состоянии обеспечить всю республику автомобилями, то подвижной ОАО ”Промтехмонтаж” г. Гродно предполагается обновить седельными тягачами, бортовыми и самосвалами за счет поступления автомобилей МАЗ. Для перевозки грузов в черте города предполагается принять автомобили меньшей грузоподъемности, чем те, которые выпускаются предприятием МАЗ.
Годовой грузооборот разделяется по моделям грузовых автомобилей в зависимости от объема перевозок и перевозимого груза. Выбранные модели грузовых автомобилей и процентное распределение годового объема перевозок представлены в таблице 1.6.
Таблица 1.6 - Тип грузовых автомобилей и процентное распределение годового грузооборота между ними на 2022 год
Тип автомобиля | Марка автомобиля | Процент перевозок, % | Объем перевозок на 2017 год, тыс. т.км. |
Бортовые | МАЗ 533605 | 2632,2 | |
Седельные тягачи с полуприцепами | МАЗ-6430А8 с п/п МАЗ-81141 | 3524,9 | |
Самосвалы | МАЗ -5551 | 1958,5 |
Количество грузовых автомобилей каждого типа рассчитывается по формуле:
, (1.11)
где - годовой грузооборот всех автомобилей данного типа;
где - годовой грузооборот одного автомобиля данного типа.
Количество грузовых автомобилей каждого типа рассчитывается по формуле:
, (1.12)
где q - грузоподъемность автомобиля, тонн;
g - коэффициент использования грузоподъемности;
b - коэффициент использования пробега;
lcc - среднесуточный пробег;
Др.г. - число рабочих дней в году (Др.г.=255 дня);
aт - коэффициент технической готовности.
Коэффициенты g, b, aт и lcc принимаются по среднестатистическим данным, и планируется на перспективу.
Результаты расчетов сводятся в таблицу 1.7.
Таблица 1.7 - Количество грузовых автомобилей на 2022 год ОАО ”Промтехмонтаж” г. Гродно
Тип автомобиля | Марка автомобиля | q, тонн | g | b | lcc, км | at | Аи |
Бортовые | МАЗ 533605 | 4.5 | 0,82 | 0,55 | 0,9 | ||
Седельные тягачи с полуприцепами | МАЗ-6430А8 с п/п МАЗ-81141 | 0,82 | 0,56 | 0,92 | |||
Самосвалы | МАЗ -5551 | 0,84 | 0,58 | 0,88 |