Начинаем заниматься с детьми




О программе

Итак, мы в детском доме. И, предположим, решили заниматься с детьми не танцами, не икэбаной с элементами фен-шуй, и не изготовлением фигур из кусков мыла, а – православием. Потому что и развитое эстетическое чувство, и четкая координация мелкой моторики, и быстрое чтение, и способность работы в группе, и все то многочисленное, что пытаются развивать в детях, приведет их – если жизнь их не будет устремлена ко Христу – в лучшем случае к росту самомнения и гордыня. Вспомним, что еще замечательный педагог К.Д. Ушинский отмечал, что «педагогика без Христа – безголовый урод», и будем вместе с нашими питомцами искать, «прежде Царства Божия», а уже все остальное – как приложение к нему (ср. Мф. 6:33).

Итак, уроки православия – но как?

Первый вопрос – нужна ли программа занятий? Опыт показывает, что да, нужна. Хотя бы в виде последовательного перечня тем, которые бы будем открывать детям. Это – минимум, к которому желательно продумать наперед и содержание уроков, и домашние задания, и вопросы к детям, и наглядные пособия, и – самое главное: как нам преподать детям ту или иную часть Закона Божьего так, чтобы он была для них живой и интересной. Составление программы займет некоторое время, но без нее наши уроки, как показывает практика, превращаются в бессистемные беседы, дающие детям, в лучшем случае, россыпь несвязанных между собой знаний. Не ощущая целостности, связи между занятиями, дети зачастую просто теряют к ним интерес.

Что должно входить в программу? Понятно, что основные православные представления о видимом и невидимом мире (о Боге, о собственной душе, о происхождении и предназначении людей, о падении людей и появлении зла в мире, о домостроительстве спасения, о подвиге Христа Спасителя). О Церкви Христовой и о примерах святых. Нужно также понимание того, зачем мы ходим в церковь, что происходит во время богослужения и совершения таинств, в чем смысл Великих праздниках. Очень важно не просто создать у ребят отвлеченно представление о Боге, но научить общаться с Живым Богом посредством молитвы и чтения Слова Божия.

Действительно, наши занятия посвящены и обращены к Богу, и потому естественно начинать и

завершать их именно молитвой. Возможно, дети поначалу не захотят молиться с нами.

Может быть, они будут шуметь, возиться, смеяться. Не будем смущаться – ведь даже нам

молитва дается порой нелегко, мысли отвлекаются. Детям еще не понятны все слова

молитвы и сам ее священный смысл, поэтому они могут легко отвлекаться. Пройдет

время – навыкнут. Начинать лучше с коротких, понятных молитв – «Слава Богу», «Господи,

благослови», «Господи помилуй». Если в начале занятий мы читаем молитвы «Царю

небесный» или «Отче наш», важно постепенно объяснить детям их смысл – лучше не все

сразу, а в течение нескольких занятий, слово за словом. Если получится, можно просить

читать молитву кого-то из ребят. Можно не читать, а петь – пение привлекательнее для

слуха детей. Лучше, пояснив, к Кому мы обращаемся подбодрить детей, чтобы во время

молитвы они встали, а не сидели,развалясь на диванах. А вот во время урока дети, скорее

всего, сидеть устанут, и тогда их можно поднять на молитву еще раз, в середине урока.

Еще одной неотъемлемой частью наших занятий должно стать регулярное чтение Св. Евангелия (по крайней мере, в его переложении для детей, хотя данный вопрос – читать сам богодухновенный текст или его переложение для детей, является спорным). Мы не сможем передать детям учение Христа лучше, чем Писание. И мы не сможем найти более святой источник воспитания нравственности, сострадания, любви, чем Евангелие. Чтение Евангелия – один из способов богообщения, и мы должны открыть его детям.

Заметим, однако, что детям нелегко бывает воспринимать чтение на слух, поэтому полезно будет показывать изображения, иконы, иллюстрации. При этом рисунки, выполненные в стиле православной иконописи несравненно лучше, чем зачастую аляповатые и слишком приземленные изображения Христа, которыми нередко пестрят детские Библии. Иконописные изображения имеются почти для всех воскресных чтений, их легко найти в Интернете. Если есть возможность, можно заказать в Российском библейском обществе «Библию в коротких рассказах», иллюстрации которой (а их множество) приближены к иконописным. Что касается видеоматериалов, лучше всего пользоваться пособием Детской миссии. Немало полезного можно найти на порталах www.predanie.ru и www.tvspas.ru. А вот, например, западные мультфильмы, рассказывающие о библейских событиях, но мы их отвергли, сочтя карикатурой на Христа.

Самостоятельно разработать полноценную программу преподавания вероучительных дисциплин детям, тем более детдомовцам, - непросто. Но мы имеем замечательные возможности ознакомиться с богатым опытом коллег, то есть обратиться к уже готовым пособиям и разработкам.

Первое из таких пособий – «Основы православия», составленное сотрудниками «Детской миссии» для подготовки занятий с воспитанниками детских домов. Написанное на высоком богословском уровне, это пособие содержит глубокие и многосторонние знания основ православия, а также предлагает красочные, трогательные видеоматериалы, наглядно отображающие то, о чем мы рассказываем детям. Ценно и то, что при создании пособия учитывались возрастные особенности воспитанников и разный уровень их исходных знаний. Тем не менее, как подчеркивается в предисловии, «данное пособие предназначено не для детей, а исключительно для преподавателей, чтобы дать им материал, необходимый для подготовки занятий с детьми».

Поэтому нам могут существенно помочь методики, авторы которых вот уже много лет работают в общеобразовательных и воскресных школах. Называясь по-разному («Основы православной культуры» прот. Виктора Дорофеева и О.Л. Янушкявичене, «Духовно-нравственная культура О.О. Осадчей, «Добрые уроки-наставления» иер. Алексия Мороза и Т.А. Берсеневой, «Мироведение» Л.В. Суровой, «Основы православного мировоззрения» О.В. Силантьевой и иер. Максима Шиткина, «Основы православной культуры» о. Андрея Кураева и другие), эти методики, успешно опробованные на практике, представляют собой целостную, взаимосвязанную программу уроков, рассчитанных на несколько лет. К ним прилагается необходимый методический материал – структурированный план и содержание урока, рассказы к обсуждению, наглядные пособия, раскраски, домашние задания, игры. Особенно ценны методики, состоящие из учебника для детей, рабочей тетради и методического пособия для педагога. Важно и то, что методики рассчитаны, как правило, на несколько лет занятий.

Где взять эти учебники? Лучше всего прийти на консультацию в методический кабинет уже упомянутого нами Епархиального отдела по религиозному образованию и духовному просвещению, где можно ознакомиться со лучшими из учебников. Можно обратиться к нам по адресу olemovch@gmail.com, и, если материалы будут отсканированы, можно будет их получить.

Нам особенно нравится учебники прот. Виктора Дорофеева и О.Л. Янушкявичене «Основы православной культуры». Этот курс рассчитан на семь лет, содержит много наглядного материала, вопросов к обсуждению, раскрасок, поделок, ненавязчивых домашних заданий, направленных как на усвоение материала, так и на нравственный рост. Кроме самого учебника, есть рабочая тетрадь и методичка для педагога. Можно тоже написать нам и получить их в отсканированном виде.

Что касается программ, уже выложенных в сети в готовом виде, можно посоветовать ознакомиться с материалами, выложенными на сайтах Отдела религиозного образования и катехизации
РПЦ https://media.otdelro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=182&Itemid=131 и https://www.prokimen.ru/cat_index_28.html (несколько программ для разных возрастов). Интересная программа для воцерковления ребят есть на сайте Воскресной школы Спасо-Парголовского храма. Может быть полезно ознакомиться с опытом коллег на сайте https://katechio.narod.ru/ и https://kids.trinity-church.ru/.

Из программ, по которым волонтеры «Детской миссии» уже проводят с ребятами занятия, можно посоветовать, например, программу Любови Соломахи (вот программа, а вот приложение к ней).

Основная цель наших занятий – не сообщить ребятам набор знаний о Боге, но научить их знать Бога, что достигается чистотой жизни и борьбой со своими страстями. Наша задача - разъяснить детям, что есть грех, и в чем состоит его губительность, привить им навык противостояния греховным побуждениям, призывания Господа в искушениях, доброделания и взращиванию прекрасного сада своей души в конкретных условиях их детдомовской жизни. Без этого наши занятия станут сводом сведений, которые дети не будут уметь применять в жизни.

Важно, чтобы в наших занятиях с детьми делался упор на нравственную составляющую православной культуры. Занятия должны действенно сказываться на поведении детей. Знания, передаваемые нами, должны выражаться в поступке, а не только «нагружать» детей сводом сухих сведений. Недостаточно, чтобы дети просто знали о Боге, - важно, чтобы они знали Бога, познали опыт соприкосновения с Ним, приобретаемый благодаря борьбе с грехами, исправлению себя, покаянию – на том уровне, на котором это доступно ребенку. Наши занятия призваны к тому, чтобы пробудить совесть, привить навык видеть своего «внутреннего человека», понимать внутренние причины своих поступков и пресекать внутренние побуждения ко злу. Мы трудимся, чтобы дети научились отличать добро от зла и выбирать в своем поведении добро.

 

Чаще всего надежда на улучшение поведение детей – важный, если не главный повод, побуждающий администрацию детдомов пускать нас к детям. Детский дом – и мы тоже – хотим, чтобы дети не просто знали о православных праздниках и умели перекрестить себя, но чтобы они не обзывались, не оскорбляли друг друга, не дрались, не сквернословили, не врали, не курили, были более послушными, отзывчивыми, сострадательными, делали добрые дела. Если мы обсудим с администрацией и воспитателями, как мы могли бы помочь детдому практически исправить неблагополучные виды поведения детей, то это упрочит наш союз и соработничество с детдомом.

 

Может показаться, что часа наших занятий в неделю может быть мало, чтобы основательно повлиять на поведение ребят. Однако воспитатели часто утверждают противоположное, подчеркивая, что к сотрудникам детдома дети привыкают уже настолько, что пропускают их наставления мимо ушей или даже явно противостоят им. В отличие от этого, наши занятия – особенно если на них царит особый дух благоговения, радости, праздника, любви, и мы, при всех наших немощах, подаем детям, с помощью Божией, добрый пример – могут существенно повлиять на детей и запечатлеться в их памяти. Это же порой отмечают и дети – так, один подросток сказал нам «Мы становимся лучше, когда вы приходите».

 

Тем не менее, подчеркнем, что нам важнее, не чтобы дети становились паиньками (скорее всего, они ими не станут), но чтобы они, приобретя опыт борьбы со своими грехами, ощутили свою немощь и научились прибегать к Богу, когда их душами овладевает душевная буря.

 

Как мы можем помочь развить в детях навыки доброго поведения? Церковь учит нас, что главное – личный пример. А вот морализаторский монолог и даже пылкая проповедь о том, «как надо и не надо делать» вряд ли достигнет ожидаемой цели. Более действенными будут беседа, обсуждение на ту или иную тему, когда мы с помощью продуманных вопросов можем подвести ребят к верным выводам. При беседе интереснее не морализаторствовать, но подумать с ребенком вместе так, чтобы искомый ответ родился у него самого.

 

Полезно чтение историй и просмотр фильмов с последующим обсуждением. Однако дети часто умеют правильно отличать добрый поступок от злого и говорить, как следует поступить в той или иной ситуации, но при этом вести себя противоположным образом. То есть ребенок знает, что врать плохо, но врет. Поэтому нам очень помогут игры, в том числе ролевые, в которых навыки доброго поведения закрепляются практически. Некоторые из них есть в пособии Детской миссии. Сотни игр и материалов для обсуждений содержится в книгах по нравственному воспитанию А. Лопатиной и М. Скребцовой. Игры и методики обсуждений можно найти также, набрав в поисковике слова «классный час». Мы получим десятки подробно подготовленных уроков на любые темы – дружба, взаимопонимание, благодарность, честность, заботливость, мужество и т.д. Заметим, однако, что все эти методики – светские, то есть нам придется скорректировать их.

 

С пробным примером «нравственной части» программы, введенной по инициативе дирекции 10 детского дома, можно ознакомиться здесь.

 

Ясно, что ключевое значение для духовно-нравственного возрастания детей имеют Таинства. Ребенку нужно понимать, зачем вообще следует становиться лучше, для чего нужно исправляться. Чувствуя мир, радость, любовь, воцаряющиеся в душе после исповеди и причастия, при молитве, доброделании и противостоянию своим грехам – а подвиг этот доступен уже и малым – душа ребенка может усвоить себе это благодатное ощущение присутствия Божия и желать не расставаться с ним, не променивать его на леденящее или сжигающее душу действие страстей.

 

Не забудем и то, что дети есть дети. Ребята любят играть, двигаться, рисовать, творить, смотреть фильмы и другие наглядные материалы, которые легко показывать с ноутбука. Им трудно будет воспринимать материал, если урок будет построен в форме монотонного рассказа. На уроках лучше задавать детям побольше вопросов. Церковные педагоги советуют перемежать наши вероучительные наставления (не более 10-15 минут) с творческими заданиями (поделки, рисунки, раскраски). Детям может быть трудно долго сидеть на месте, из-за чего они могут просто встать и покинуть занятия. Поэтому нам лучше самим дать ребятам возможность подвигаться – встать и помолиться, или поиграть в одну из «нравственных игр». Однако если дети будут сидеть перед нами, развалясь на диванах, то это вряд ли создаст плодотворную рабочую атмосферу. Может быть полезнее посадить их за стол или за парты – попробовать, как лучше. Очень важен телесный контакт с детьми – погладить по головке, взять за ручку, прижать к себе, посмотреть внимательно и долго в глаза.

 

Что еще важно? Вероятно, домашние задания. Хорошо под конец урока предложить детям рисунок, раскраску, поделку, или даже фильм, который они могли бы просмотреть. Это – отличная связка с последующим уроком, который полезно начинать с повторения предыдущей темы.

 

Не забудем и о доброделании. Душа очищается и возрастает добрыми делами, и мы всегда сможем найти для них повод и возможность. Нарисовать открытку для именинника или для товарища в больнице, сделать что-нибудь приятное кому-нибудь из ребят или воспитателей, соорудить кормушку, или (скорее для старших ребят) посетить блокадников, насельников богадельни, приют для бездомных, детскую больницу – в этом воспитатели могут пойти нам навстречу.

 

И дети, и воспитатели очень любят поездки и экскурсии. Они сплотят нас и позволят нам поделиться с ребятами множеством полезных знаний. Мы можем посещать не только храмы, но и музеи, и дельфинарий, и планетарий – все, что может свидетельствовать нам о красоте Божьего мира и праведности наших православных соотечественников. Программу поездок можно посмотреть здесь.

 

Важно обращаться за советом и помощью к воспитателям. Они знают детей много лучше, чем мы. Очень накануне или перед занятиям согласовывать его с воспитателем, т.е. рассказать, чем мы будем заниматься. Необходимо заранее попросить воспитателя собрать детей перед занятием. В противном случае может быть так, что мы придем и оторвем детей от интересной игры или телевизора, дети будут слушать нас неохотно, и занятие может просто сорваться. После урока можно попросить воспитателя оценить его, сделать свои замечания. Это, кроме всего прочего, создает и дружелюбный, доверительный дух соработничества с воспитателем.

 

 

Заметим, что с воспитателем и уж тем более с дирекцией лучше не спорить и их не поучать. Предлагая свою точку зрения, важно уметь вовремя остановиться. Воспитатели – люди разные, не обязательно воцерковленные, и на первых порах лучше «немощного в вере принимать без споров о мнениях» (Рим. 14:1). Если у нас установятся добрые, долгосрочные отношения, то воспитатели сами будут обращаться к нам с вопросами о вере, и мы – и дети, и детоводители – сможем идти к Господу вместе.

 

Помоги нам в этом, Господи!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: