социально-экономического развития РБ.




1. Органы прогнозирования и планирования, их задачи и функции.

2. Основные виды и классификация экономических прогнозов.

3. Система планов.

4. Сущность и классификация целевых программ.

 

 

При определении состава органов управления, прогнозирования и планирования, их взаимодействия между собой соблюдаются принципы и подходы, которые приняты в других государствах.

Национальное собрание обеспечивает нормативно-правовую базу, рассматривает планы-прогнозы экономического и социального развития, программы, утверждает бюджет государства.

Руководство по организации разработки государственных планов-прогнозов экономического и социального развития и контроль за их исполнением осуществляется Советом Министров.

Процесс непосредственного прогнозирования и планирования на макроуровне, на уровне отраслей, регионов, предприятий и организаций осуществляется специализированными органами в составе центральных органов управления, аппарата соответствующих министерств, ведомств, исполнительных комитетов, органов управления предприятий и организаций.

К центральным экономическим органам относятся: Министерство экономики; Министерство финансов; Министерство труда; Министерство статистики и анализа; Министерство предпринимательства и инвестиций; Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации.

Планирующим и координирующим центром является Министерство экономики. Его роль в современных условиях возрастает в связи с повышением значимости прогнозов в системе управления народным хозяйством.

Министерство экономики подчиняется Совету Министров и в своей деятельности руководствуется законодательством республики и положением, которым определены его задачи и функции.

Основными задачами Министерства экономики являются:

— разработка государственной экономической политики;

— координация деятельности в сферах бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной, ценовой и социальной политики;

— создание условий для формирования экономической среды, способствующей активизации инновационной и инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования, повышению конкурентоспособности продукции и услуг;

Важнейшие функции Министерства экономики:

— анализ и оценка социально-экономического состояния страны;

— разработка и реализация стратегии социально-экономического развития;

—методическое обеспечение прогнозных расчетов;

— разработка концепций, экономического и социального развития;

— формирование механизма государственного регулирования экономики;

— методическое и научное обеспечение проведения экономических реформ;

— разработка принципов функционирования рыночной системы хозяйствования;

— проведение экономических экспертиз проектов решений, соглашений, инвестиционных проектов, намечаемых иностранных кредитов;

— разработка методологии формирования издержек производства и обращения, амортизационной и денежно-кредитной политики;

— комплексный анализ и оценка социально-экономического состояния регионов с выделением ключевых проблем и выработкой путей их решения;

— проработка и методическое обеспечение формирования заказа на поставку продукции и выполнение работ для государственных нужд;

— разработка прогнозов и программ развития внешнеэкономической деятельности;

— экономический анализ состояния отраслей, выработка направлений их структурных преобразований и развития;

— разработка мер но обеспечению отраслей экономики стратегически важными энергетическими и материальными ресурсами;

— формирование инвестиционной политики и др.

Важным центральным экономическим органом является Министерство финансов. Его основная задача заключается в мобилизации денежных средств и планировании направлений их эффективного использования.

Министерство труда формирует тарифную систему, разрабатывает и утверждает минимальный потребительский бюджет, решает проблемы обеспечения эффективной занятости трудоспособного населения.

Министерство статистики и анализа обеспечивает плановые и другие органы управления необходимой статистической информацией, осуществляет анализ, дает оценку конъюнктуры рынка, уровня жизни народа и т.д. Главной его задачей является повышение степени достоверности информации, комплексности и оперативности ее представления.

Важное место в системе органов управления и планирования отводится Министерству иностранных дел. Оно производит прогнозные расчеты экспорта и импорта, разрабатывает торговый баланс, совместно с Министерством экономики осуществляет прогнозирование платежного баланса, решает вопросы квотирования, лицензирования и валютного регулирования.

Отраслевое прогнозирование и планирование обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами.

Региональные органы планирования и управления решают проблемы социально-экономического развития регионов.

Порядок и сроки разработки планов-прогнозов экономического и социального развития определяются правительством.

Основой разработки годовых планов-прогнозов являются: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития; Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу; Программы и решения президента и правительства но важнейшим направлениям экономического развития, межгосударственные соглашения.

В этих документах обосновываются главные цели, задачи преобразования экономики, сформирована ее перспективная модель.

Всю работу по составлению плана-прогноза можно подразделить на ряд этапов:

I. Аналитическая, научно-исследовательская и организационно-методическая работа;

II. Разработка Концепции прогноза социально-экономического развития;

III. Разработка проекта плана-прогноза;

IV. Рассмотрение проекта плаца-прогноза в Совете Министров, на комиссиях Национального Собрания, его уточнение и утверждение важнейших параметров социально-экономического развития.

На первом этапе аналитическая работа предполагает проведение комплексного анализа экономических и социальных процессов и явлений, оценку сложившейся социально-экономической ситуации, определение уровня развития и результатов реформирования экономики.

На втором этане Министерством экономики при взаимодействии с другими органами управления разрабатывается Концепция прогноза социально-экономического развития. В ней дается оценка социально-экономической ситуации, определение основных целей, представляются сценарии развития экономики и предложения по корректировке экономической политики и системы государственных регуляторов.

Расчеты к Концепции прогноза носят ориентирующий характер и осуществляются в нескольких вариантах по узкому кругу важнейших макроэкономических показателей.

Основные положения Концепции прогноза социально-экономического развития сообщаются Министерству финансов, Национальному банку, Министерству труда, Министерству внешнеэкономических связей, Государственному таможенному комитету и другим республиканским и территориальным органам управления.

Третий этап связан с разработкой проекта плана-прогноза на соответствующий год. План-прогноз разрабатывается Министерством экономики исходя из основных положений Концепции прогноза, нормативов, задающих и ориентирующих показателей, а также предложений министерств и региональных органов управления.

В самом начале осуществляются расчеты прогнозных индексов цен, обменного курса, макроэкономических показателей и важнейших пропорций, уточняются социальные и экологические нормативы.

Возможны два подхода к оценке и обоснованию экономических показателей. При первом используются прогнозно-аналитические расчеты, и только корректировка показателей осуществляется с учетом намерений субъектов хозяйствования. Такой подход обеспечивает для производителей возможность определения своего социально-экономического развития с учетом заранее заданных экономических условий. Второй подход базируется на показателях намерений субъектов хозяйствования. Первый подход используется преимущественно на этапе подготовки Концепции годового прогноза, а второй — при формировании развернутого варианта плана-прогноза.

Правовой основой разработки планов-прогнозов являются законодательные и нормативные акты. В них содержатся принципиальная схема и порядок разработки системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны.

На четвертом этане подготовленный Министерством экономики план-прогноз социально-экономического развития представляется в Совет Министров для рассмотрения, затем после обсуждения и уточнения отдельных параметров направляется на рассмотрение Президенту и Национальному Собранию. Одновременно рассматриваются Государственный бюджет и Основные направления кредитно-денежной политики. При необходимости документы дорабатываются.

После уточнения отдельных показателей принимается (утверждается) Государственный бюджет, одобряется план-прогноз экономического и социального развития страны на соответствующий год, Президентом утверждаются важнейшие параметры развития экономики. До исполнителей доводятся целевые ориентиры социально-экономического развития, заказ на поставку продукции для государственных нужд, лимиты ресурсов и нормативы.

С целью обеспечения выполнения плана-прогноза и бюджета Совет Министров и другие органы управления осуществляют контроль и принимают соответствующие меры.

 

 

На схеме дана примерная классификация основных видов прогнозов.

Каждый вид прогнозов может быть в свою очередь дифференцирован по следующим основным направлениям: масштабности объекта прогнозирования; времени осуществления; цели прогнозирования; способу представления информации; характеру прогнозирования.

В свою очередь внутри каждого направления выделяются отдельные группы прогнозов. Так, в направлении дифференциации прогнозов по масштабности объекта прогнозирования можно выделить прогнозы:

Глобальные прогнозы рассматривают наиболее общие тенденции и закономерности экономики в мировом масштабе, макропрогнозы служат для прогнозирования общих тенденций на уровне страны в целом, структурные — для предсказания развития комплексов народного хозяйства в разрезе республик, регионов, их »отдельных социальных и производственных сфер, региональные — Предсказывают развитие отдельных регионов страны.

Прогнозирование народнохозяйственных комплексов — это предвидение их технической, технологической и организационной взаимосвязи.

Составляются также прогнозы по отраслям народного хозяйства (отраслевые) и по предприятиям, видам продуктов (микропрогнозы).

По времени учреждения можно выделить следующие группы прогнозов: долгосрочные (5—15 лет), среднесрочные (1— 5 лет ), краткосрочные (от одного месяца до года), оперативные (до одного месяца).

 

. О

 

 


Снов

 

По времени осуществления различают:

· Прогнозирование в реальном масштабе времени проводится относительно объектов, которые быстро меняют свои характеристики, вследствие чего необходимо не допустить выхода объекта из области управляемых или допустимых состояний с вероятностью не менее заданной.

· Этапный прогноз предполагает принятие прогнозных решений в течение одного этапа жизненного цикла, а реализацию — в течение другого этапа.

· Прогнозы, неограниченные по времени принятия решения, со­ставляются без указания конкретного срока. Например, прогнозы поворота северных рек в России обсуждались в 30-х и 80-х гг. текущего столетия.

По цели прогнозирования можно выделить прогнозы:

· Прогнозирование на основе творческого видения будущего базируется на «утопическом» или «антиутопическом» описании будущего это, как правило, в большей степени качественный прогноз, основанный на прогрессивных научных теориях.

· Поисковое прогнозирование имеет в своей основе объективный анализ исторических закономерностей; в нем закладывается принцип развития от настоящего к будущему. Это прогнозирование основывается на экстраполяции существующих тенденций и является базой для стратегического планирования.

· Нормативное прогнозирование предполагает проведение исследований от будущего состояния к настоящему. К нормативному прогнозированию прибегают тогда, когда невозможно использовать поисковое прогнозирование, т.е. эти виды прогнозирования осуществляются в основном с применением качественных показателей.

· Может быть проведено и так называемое комбинированное прогнозирование с использованием поисковых и нормативных приемов.

По способу представления информации прогнозы подразделяются на:

· Точечный прогноз предполагает единственное наиболее вероятное значение прогнозируемого показателя. Например, в следующем году розничные цены на хлебобулочные изделия снизятся на 10%.

· Интервальный прогноз предсказывает величину показателя в определенном интервале. Например, розничные цены на хлебобулочные изделия в следующем году снизятся на 5—10%.

По характеру прогнозирования различают:

· Пассивный прогноз предполагает, что регион, предприятие не могут активно воздействовать на свое будущее, т.е. у предприятий, регионов нет возможностей воздействовать на внешнюю среду.

· Активный прогноз, наоборот — самые активные воздействия предприятия, региона на внешнюю среду.

· Вариантный прогноз связан с неопределенностью внешней среды, а поэтому предполагает разработку нескольких вариантов развития предприятия, региона.

· Инвариантный прогноз разрабатывается в одном варианте, т.е. он рассчитан на достаточно высокую степень определенности внешней среды.

Кроме того, прогнозы при дифференциации их по характеру прогнозирования могут быть частными и обобщающими, пессимистическими и оптимистическими.

При классификации по степени формализации условий методы прогнозирования могут подразделяться с учетом степени знания объекта на интуитивные и предметные. Интуитивные знания существуют на уровне предчувствий, а предметные могут быть формализованы с помощью формул, при этом выделяют три степени формализации условий: высокую, среднюю, низкую.

Прогнозы могут быть построены на информации, полученной из официальных источников, на основе экономических исследований и информации, полученной из случайных источников. Кроме того, прогнозисту может быть предоставлена умышленно искаженная информация. В условиях рыночных отношений присутствуют все три вида информации. Только искусство прогнозиста позволяет объективно оценивать ее.

Экономические прогнозы всех видов являются научной базой для разработки программ и планов социально-экономического развития Республики Беларусь. Экономическое прогнозирование выполняет функции научного, вероятностного предвидения будущего с учетом максимального учета экономических и социальных факторов развития общества.

 

 

С целью обеспечения скользящего планирования и взаимодействия макро- и микроуровней должна разрабатываться система планов, включающая планы по уровням управления экономикой и планы временного аспекта.

На макроуровне должны разрабатываться планы, программы экономического и социального развития страны, на региональном уровне – планы развития регионов (областей, районов, городов). Развитие отдельных отраслей должно отражаться в отраслевых планах. На микроуровне разрабатываются планы развития предприятий.

Система планов временного аспекта включает долгосрочные планы (на период 15 – 20 лет), среднесрочные (3 – 5 лет), краткосрочные (до года) и оперативные (сутки, неделя, декада).

Долгосрочный план должен отражать стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения. Стратегия развития отдельных предприятий (фирм) отражается в бизнес-планах.

В среднесрочных планах должны конкретизироваться основные направления стратегий. Их целесообразно разрабатывать сроком на 3 –5 лет. Наиболее оптимальным сроком считается пятилетний период, поскольку в течении 5-ти лет можно осуществить строительство и ввод в действие крупных объектов, провести техническую реконструкцию предприятий, подготовить кадры специалистов.

Годовые планы формируются на основе пятилетних планов. В то же время учитываются изменения условий в соответствующем году и вносятся коррективы. Одновременно корректируется и пятилетний план.

Составной частью планов должны быть целевые комплексные программы, направленные на решение важнейших социально-экономических, научно-технических и экологических проблем.

Рассмотрим систему планов-программ, разрабатываемых в Республике Беларусь при переходе к рыночным отношениям.

В 1991 г. была разработана Концепция экономического и социального развития до 2010 г., которая считалась главным стратегическим документом, содержащим общий замысел развития страны в перспективе.

В 1996 г. сформированы Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 гг. В них обос6нованы приоритеты и представлены сценарии реформирования экономики.

В 1997 –1998 гг. разработаны Национальная стратегия устойчивого развития, Концепция и Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998 – 2015 гг. Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г.

В национальной стратегии устойчивого развития определены направления эффективного использования трудового, природного производственного и инновационного потенциала страны.

В Концепции и Программе развития промышленного комплекса респлики дана оценка современного состояния промышленности, определены приоритеты и основные этапы развития промышленного комплекса. Приоритет будет отдаваться развитию наукоемких производств, основанных на ресурсо- и энергосберегающих, экологически безопасных технологиях.

Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. содержит долгосрочные тенденции мирового развития. В ней показано место республики в мире, ее ресурсный и производственный потенциал, определены долгосрочные ориентиры социально-экономического развития.

Ежегодно разрабатывается прогноз экономического и социального развития республики (на год).

В 1998 г. был принят закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». Он определяет цели и содержание системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны, а также порядок их разработки. Государственные прогнозы и программы используются при принятии государственными органами управления решений в области социально-экономической политики. Законом предусмотрено разрабатывать Национальную стратегию устойчивого развития на 15 лет, основные направления социально-экономического развития на 10-летний период, программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Программа является основой разработки прогноза социально-экономического развития на год.

 

 

Целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития страны.

Целевая программа является своеобразным плановым документом, В отличие от прогнозов целевые программы носят комплексный характер, в них отражаются основные этапы реализации поставленных целей, дается их экономическая оценка.

В новых экономических условиях хозяйствования разработке целевых программ придается особое внимание, так как этот подход к планированию может быть использован для решения самых сложных задач, которые возникли перед народным хозяйством.

В настоящее время вся совокупность целевых программ может быть условно классифицирована по нескольким направлениям. Внутри каждого направления можно выделить отдельные группы программ

 

 


На современном этапе разрабатывается множество целевых программ, но они трудно реализуются. Главные причины – недостаточная обоснованность их с точки зрения намечаемых мероприятий для их реализации и необеспеченность ресурсами. В качестве подтверждения может служить проблема реализации программы структурной перестройки промышленности и всей экономики РБ. Трудно реализуется программа «Чернобыль». В стадии реализации находятся программы «Сахар», «Зерно», «Растительное масло».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: