Письменная нумерация. Система счета. Хар-ка десятичной системы счета.




Хар-ка методики формир - я элемен-х математических представлений у детей.

Методика ФЭМП не является самостоятельной наукой, она входит в дошк. педагогику как ее составная часть, но обладает всеми признаками науки: наличие цели; задачи; предмет изучения; свои методы; связана с другими науками (педагогикой – опирается на разработанные дошк. пед-й и дидакт. задачи обучения и умственного воспитания; с частными методиками – разв. речи, теор. и мотод. физ. вос-я; связь с методикой обучения математике в нач-й школе; психологией-псих-е особенности и закономерности восприятия реб-м мн-ва предметов, числа, пространства, времени, анатомии и физиологии). Цель методики – повышение эффективности предматематической подготовки. Предметом методики явл. закономерности развития ЭМП у дош-в и условия, обеспечивающие эффективность этого процесса. Задачи: 1) изучить закономерности развития у дош-в ЭМП. 2) разработать оптимальное содержание (что дать детям?) ФЭМП. 3) разработать эффективные методы и приемы, средства и способы организации (как дать материал?) пед. процесса. 4) разработать сод-е, формы и методы диагностики компетентности дош-в в области предматематики. 5) разработать содержание, формы и методы осуществления преемственности д/с и школы и взаимодействие д/с и семьи в области предматематической подготовки.

Мет. обучения ориен. в 2х мерн. пространстве (на листе).

Программная задача ориентир-ся на листе бумаги начин. с гр. Мал. (6 позиций: середина, 4 угла, вверху, внизу). В «Пралеске» в гр «Ф» опред. задача: содействовать разв-ю ориентировки в 2х мерном простр. (на листе бумаги); учить ориентир-ся на листе бумаги по 9 точкам (4 угла, 4 стороны – пр, лев, верх, нижн, середина листа). 1. Прежде всего необх. объяснить значение выражений в центре, справа, слева, левый(правый) верхний угол и др. 2. Затем предложить ряд практических заданий на закрепление этих знаний. Один из эффект. приемов – воспроизвести по памяти композицию орнамента из г.фиг. или создают орнамент под диктовку воспитателя. Самостоят-но создать орнамент из готовых г.ф., а затем рассказать, скол. каких фигур они брали и как их разместили. 3. Детей учат выделять лист, страницу, верхнюю и нижнюю части страницы, проводить линии сверху вниз. На бумаге в клетку дети под диктовку воспит. проводят отрезки, отсчитывая опред-е кол-во клеток в указанном направлении. На листе бумаги можно расположить цифры. Наиболее сложные задания связаны с «чтением» графических изображений пространственных отношений и их моделированием детьми в виде рисунка, чертежа, плана, схемы и т.д. Н-р, обставить кукле комнату, как на рисунке. «Путешествие в сказку». Процесс ориентирования будет более интересен, если будет использовано худ-е слово. Так постепенно дети учатся ориентир-ся в пространстве, анализировать размещение в нем предметов.

Элементар-е понятия теории множ-ва.

Теория множеств изучает св-ва множеств и операции над ими, отвлекаясь от способа задания множеств и природы элементов множеств. Была разработана в 19 в. Георг Контор- основоположник этой теории (до 19 в была теория чисел). Множество – относится к категории неопределяемых понятий. В матем. слово множ-во использ. для обозн. совокупности объектов, рассматриваемых как единое целое. Бытовая хар-ка множ-ва- это много. Все, что нас окружает, представлено множеством. Задать мн-во можно 2 способами: 1. назвать характеристический признак (выделить 1 призн. хар-й для всех мн-в) – понятийный; 2. перечислить элементы из того же мн-ва – перечисление. Элемент – объект любой природы, входящий во мно-во. Мн-во обознач. «А», а элемент – маленькой латинской буквой «а» А= (а,в,с,д). Часть мн-ва наз-ся подмножеством. Виды мн-в: а) конечное –это мн-во, элементы к-го можно пересчитать. б) бесконечное –его невозможно исчерпать, отнимая по 1 элементу; в) единичное – содер-т только 1 элемент; г) пустое – не сод-т ни одного элемента.

Мет. ознак. с понят. год.

Знание о годе, как мере исчисления времени, начинают формировать на основе повторения детьми знаний о порах (временах) года, хар-х признаках каждого сезона. Такая задача стоит в группе «Ф». Уже с гр. «П» мы формируем у детей представления о порах года, их последовательности, хар-х проявлениях в природе и деят-ти детей и взрослых в разные поры года. В гр. «Ф» мы знакомим детей с тем, что каждая пора года продолжается определенный отрезок времени, и времена года повторяются. Знакомство с временами года идет также попарно: зима и лето, весна и осень.- Какое время года сейчас? Какие вы еще знаете времена года? Сколько их всего? Использ. модель года- круг, разделенный на 4 части. Каждая часть разного цвета. Условно сравнивают каждую часть круга с опред. временем года. Знания закр-ся в дид-й игре «Какое время года?» Именно это ритмичное повторение и привело людей к мысли взять общую продолжительность зимы, весны, лета и осени вместе за меру для обозначения больших промежутков времени. Назвали эту меру год. Год содержит много дней, -их столько, сколько листочков в этом (отрывном) календаре. Внимание обращают на то, что годами измеряются большие промежутки времени (истор-е события, возраст человека). Используя изобр. наглядность и опыт детей, восп-ль поясняет им, что обозначают опред-е слова: мальчик, юноша, мужчина, дедушка; девочка, девушка, женщина, бабушка. Детям поясняют, что для удобства люди разделили год на 12 меньших отрезков, к-е назвали месяцами. А какой сейчас месяц? Что вы можете рассказать об этом месяце? Наблюдения за явлениями в природе и деятельности людей создают нужные ассоциации о каждом месяце (январь – елочка, март – березка, сентябрь - школа). Чтобы закрепить сведения о том, что год делится на 4 сезона, а в каждом из них по 3 месяца, можно прочитать сказку «12 месяцев» С.Я.Маршака. Дети запоминают названия месяцев по порядку и для каждого сезона: зимние, весенние, летние, осенние. Воспитатель поясняет, что по календарю каждый новый год начинается с января – зимой, а заканчивается тоже зимой в декабре. Чтобы дети лучше запомнили декабрь, используются загадки типа: какой месяц заканчивает год, а зиму начинает? (Декабрь).

Письменная нумерация. Система счета. Хар-ка десятичной системы счета.

Цель всякой нумерации – изображение любого натурального числа с помощью небольшого кол-ва индивид-х знаков. С развитием чел-го общества увелич-ся знания людей и все больше становится потребность считать и записывать рез-ты счета довольно больших мн-в, измерения больших величин. Система счисления – язык для наименования, записи чисел и вып-я действий над ними: двоичная (считал при помощи рук, счет парами); пятеричная, десятеричная (пальцевый счет); Двенадцатеричная ( счет дюжинами )- вавилоняне, римляне; шести-десятеричная (при измерении времени, счет группами по 60). Все системы делятся на позиционные и непозиционные. Позиционные системы- это системы, в к-й значение знака зависит от его места в числе. Позиц-е системы счисления удобны тем, что они дают возможность записывать большие числа с помощью сравнительно небольшого кол-ва знаков. Важное преимущество поз. систем – простота и легкость выполнения арифметических операций над числами, записанными в этих системах Непозиционные – значение знака не зависит от его места в числе. Для записи чисел разные народы изобретали различные знаки. Так, до наших дней дошли такие виды записи: Виды нумераций: Вавилонская – клинописная, Египетская – иероглифическая, Система записи чисел племенами цивилизации майя, Римская – 12 ричная система, Арабская нумерация – сейчас ей польз. постоянно. Десятичная система счисления. В ней имеется 10 цифр для обозначения каждого из девяти первых натуральных чисел и нуль (для обощзначения отсутствия единиц): 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0. Систему счисления основанную на обозначении всех натуральных чисел десятью знаками – цифрами, впервые развил в 9 в гениальный сын узбекского народа Магомед. Труд его был написан на арабском языке. В основу его труда была положена практика некоторых вычислителей Индии. В европе познакомились с этим произ-м лишь в 12 в и знаки – цифры стали называть арабскими или индусскими. Из арабского языка было заимствовано слово цифра. Десятичная сист счисления – это строго позиционная система. Она позволяет выразить очень большие числа с помощью небольшого кол-ва слов, цифр. Является самой распространенной из-за большого удобства в пользовании ею.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: