Основные элементы правового механизма налога на доходы физических лиц





Плательщик налога на доходы физических лиц.

 

Налогообложение доходов физических лиц получило наибольшее распространение после Первой мировой войны. В разных странах правовой механизм налога с доходов физических лиц существенно отличается и имеет свои особенности, предопределенные историческими, политическими, экономическими и другими факторами.

Понятие «плательщик налога с доходов физических лиц» регламентировано в ст. 162 Налогового кодекса Украины, в соответствии с которой плательщиками налога с доходов физических лиц являются:

· резиденты, которые получают доходы как с источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы;

· нерезиденты, которые получают доходы из источника их происхождения в Украине;

· налоговые агенты. В отличие от Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» законодатель включил в ст. 162 Налогового кодекса Украины как плательщиков налоговых агентов.

 

Таким образом, налог с доходов физических лиц основан на принципе деления плательщиков на резидентов и нерезидентов.

Такой подход относительно классификации плательщиков является традиционным и используется во многих странах.

 

Не является плательщиком налога нерезидент, который получает доходы с источника их происхождения в Украине и имеет дипломатические привилегии и иммунитет, установленные действующим международным договором Украины, относительно доходов, которые он получает непосредственно от осуществления дипломатической или приравненной к ней таким международным договором деятельности.

 

Следует обратить внимание на то, что до принятия Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» под плательщиком подоходного налога с граждан нужно было понимать граждан Украины, иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом наличие постоянного места жительства в Украине не имело значения для отнесения плательщиков к той или другой категории, а основным критерием для этого был статус гражданства.

 

Однако, переход от принципа деления плательщиков на граждан и иностранцев до принципа выделения налоговых резидентов и нерезидентов является аргументированным и в большей степени отвечает современным реалиям развития Украины. Как уже отмечалось, обязанность по уплате налогов закреплена на конституционном уровне. Статья 67 Конституции Украины обязывает каждого платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Учитывая это, кажется позитивным изменение названия закона, который регулирует основы налогообложения доходов физических лиц, из «...налога с граждан» на «...налог с физических лиц». Такое изменение более точно отображает сущность этого налога, не суживая при этом круг плательщиков.

 

В теории налогового права можно выделить два критерия, которые определяют налоговую обязанность плательщика, - принцип резидентства и принцип территориальности.

Оба принципа тесно взаимосвязаны и в зависимости от конкретного налога могут или вместе выполнять функцию определения принадлежности лица к категории плательщиков данного вида налога, или отдельно.

 

Так, в случае действия принципа территориальности на лица, которые имеют имущество (имущественные налоги, например, налог на землю) или получают доходы из определенной территории, возлагается обязанность из уплаты налога независимо от их места обитания, гражданства или национальной принадлежности, то есть основным критерием для отнесения лица до категории плательщиков является объект налогообложения, его территориальное пребывание.

Рассматривая принцип территориальности, следует обратить внимание на особенности его действия. Важно различать его действие:

· с одной стороны, относительно лиц, которые находятся на данной территории, и касается правового регулирования плательщика.

· со второй - относительно доходов, которые получаются на этой территории и касается правового регулирования оъекта налогообложения.

 

С целью недопущения проявлений дискриминации относительно граждан при налогообложении в разных странах 18 октября в 1961 г. была принята Европейская социальная хартия.

Настоящий документ вступил в силу из 1965 г., регламентировав право граждан каждой из договорных сторон заниматься деятельностью, которая приносит доход, на территории других договорных сторон на принципах равенства с их гражданами.

Другими словами, дифференциация граждан не может быть основанием для увеличения налогового груза нерезидентов путем установления для них других ставок, использования системы налоговых льгот или других механизмов, направленных на увеличение налогового груза.





Рекомендуемые страницы:


©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!