Умения и навыки, которые должен приобрести студент в ходе изучения курса




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Филологический факультет

Кафедра русской и зарубежной литературы

УТВЕРЖДЕНО

На заседании Учебно-методической комиссии

Факультета «_____»______________2009 года

Протокол № _________________

Председатель УМК __________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины «История зарубежной литературы. Античная литература»

Блок дисциплин – ОПД. Федеральный компонент

Специальность – журналистика

Факультет – филологический

Форма обучения – дневная

Семестр – 1

Всего учебных занятий – 68 часов

В том числе:

Аудиторных – 34 часа, из них:

Лекций – 34 часа, практических – 0

Самостоятельная работа – 34 часа

Итоговый контроль – зачет (экзамен)

Сыктывкар - 2009

Пояснительная записка

 

Курс «История античной литературы» является первой частью дисциплины общеобразовательного цикла «История зарубежной литературы», изучаемого студентами специальности «Журналистика» на протяжении семи семестров. Общие задачи дисциплины, решаемые на протяжении всего периода изучения:

- методологическая: научить студентов историко-теоретическому рассмотрению мирового литературного процесса;

- познавательная: сформировать представления о специфике изучаемых этапов литературного развития Европы (от Античности до 18 века), Европы и США (в 19 и 20 веках), выборочно – Латинской Америки и Азии в 20 веке;

- практическая: обучить основам анализа произведений зарубежных писателей на разных уровнях (проблемно-тематическом, структурно-композиционном, жанрово-стилевом); сформировать навыки работы с научной литературой, учебными пособиями и справочниками.

Материал дисциплины предназначен продемонстрировать специфику меняющегося мироощущения человека на протяжении разных этапов более чем двухтысячелетнего развития мировой литературы. В ходе лекций и практических занятий характеризуются литературные направления и жанры литературы как художественные системы разных эпох культурного развития.

В процессе изучения дисциплины ставится задача сочетания системности с характеристикой национальной специфики литературы и особенностями протекания реального литературного процесса рассматриваемой эпохи.

Важная задача дисциплины – проследить, как уже на ранних стадиях развития литературы (Античность, Средневековье, 17 столетие) происходит становление литературных родов и жанровых разновидностей, возникают элементы художественного мышления последующих эпох, формируются и меняются категории мифологизма и историзма, литературного героя и предметного мира, принципы типотворчества и психологизма.

Основная задача курса «История античной литературы» - ознакомить студентов с развитием историко-литературного процесса в Древней Греции и Древнем Риме. Цель курса – раскрыть эстетическую значимость и неповторимость античной литературы как явления исторически и художественно обусловленного.

Греческая литература – древнейшая из литератур Европы и единственная, развивавшаяся самостоятельно, не опираясь на опыт других литератур. Поэтому проблемы становления литературных родов и жанров, вопросы поэтики, стиля и художественного метода впервые в истории возникают именно в литературе Древней Греции. Литература Древнего Рима, развивавшаяся значительно позже греческой, использовала опыт и достижения предшественницы, решая и новые задачи, возникавшие на более позднем этапе развития античной цивилизации. Поэтому проблема традиций и новаторства, тема преемственности и развития становятся ведущими в изучении курса.

Результатом изучения курса должно стать четкое представление об истории античной литературы как о закономерном, исторически и культурно обусловленном процессе развития, понимание существенных черт, важнейших направлений и особенностей этого процесса.

 

Умения и навыки, которые должен приобрести студент в ходе изучения курса

Уметь рассматривать литературный процесс в культурно-историческом контексте античной эпохи.

Уметь раскрывать идейное содержание программных произведений, понимать особенности их художественной формы, определять их место в историко-литературном процессе.

Усвоить хронологию основных фактов развития античной литературы, время жизни и деятельности отдельных авторов (с точностью в пределах четверти или половины века в отдельных случаях).

Освоить основные теоретические понятия и литературоведческие термины, научиться их использовать при анализе художественных произведений и литературного процесса.

Научиться пользоваться научной и справочной литературой, приобрести навыки ее реферирования и конспектирования при подготовке к практическим занятиям.

Уметь дать грамотно построенный, развернутый устный ответ в ходе проведения зачета или экзамена по курсу.

Уметь самостоятельно подготовить к зачету (экзамену) ряд вопросов, не освещенных в лекционном курсе.

Основные понятия, которые должен усвоить студент по изучении курса

Агон, александрийская поэзия, алкеева строфа, анналы, ателлана, аттикизм, аэды, басня, буколика, гипорхема, гексаметр, гомеровский вопрос, дидактический эпос, диатриба, дифирамб, идиллия, историография, кантики, катарсис, киклические поэмы, киники, койнэ, комедия (древнеаттическая и новоаттическая), коммос, контаминация, котурны, красноречие (греческое и римское), лирика, логографы, мелика, мимесис, мим, миф, мора, неотерики, ода, орхестра, паллиата, парабаса, параскении, парод, парфений, перипатетики, перипетия, полиметры, полис, претекстата, проскений, протагонист, пэан, рапсоды, рецитация, сапфическая строфа, сатирова драма, сатура, сатурнов стих, скена, скептики, софисты, спондей, стасим, стоики, теогония, тетралогия, тогата, трагическая ирония, транспозиция, трен, трохей, фаллические песни, фесценнины, филология, холиямб, хоревты, хорег, эккиклема, эклога, эксод, элегия, элегический дистих, эллинизм, энкомий, эпиграмма, эпиллий, эпиникий, эпический повтор, эписодий, эпиталамий, эпитафия, эпод, эпос, ямб (жанр), ямбический триметр

 

4.Тематический план курса

 

п/п   Наименование разделов, тем Кол-во часов по учебному плану  
Максим. нагрузка студентов (часов) Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Всего В том числе
Лекции   Практ. занятия
1. Античное общество и литература            
2. Архаический период греческой литературы          
  1)Греческая мифология 2)Греческий эпос 3)Ранняя греческая лирика          
3. Классический период греческой литературы          
  1)Греческий театр и драма 2)Греческая проза          
4. Эллинистический период греческой литературы          
5. Греческая литература пер-да римского господства          
6. Ранняя римская лит-ра          
7. Литература последнего века римской республики          
8. Литература эпохи принципата и империи          
9. Поздняя римская литература          
  Итого:          

 

 

Рабочая программа курса

Введение. Термин и понятие «античная литература», ее исторические, хронологические и локальные границы. Периодизация истории античной литературы.

Античная литература – первая и древнейшая литература Европы. Проблема сохранности текстов, писчий материал (папирус и пергамент, свитки и кодексы, палимпсесты).

Античное рабовладельческое общество и его культура. Греческий полис и рабовладельческая демократия.

Греческая литература

1.Архаический период (8 – сер.6 в. до н.э.). Мифотворчество и мифология как попытка постижения мира на раннем этапе истории общества. Крито-микенская культура и ее роль в греческой мифологии. Аэды и рапсоды. Гомеровский вопрос. Мифы о троянской войне. Гомеровский эпос. «Илиада» - военно-героическая эпопея. Содержание и особенности композиции. «Одиссея» - героическая поэма странствий. Содержание и композиция. Художественные особенности гомеровского эпоса. Особенности античного стихосложения. Гекзаметр. Место гомеровских поэм в античном обществе.

Генеалогический и дидактический эпос Гесиода. «Теогония» как попытка систематизации мифологии. Оптимистическое миропонимание Гесиода. «Труды и дни» - дидактическая поэма. Пессимистический взгляд на историю человечества.

Мифологическая тематика киклических поэм.

Ранняя греческая лирика. Виды архаической поэзии (элегия, ямб, мелика, эпиграмма). Основные мотивы творчества Архилоха. Переоценка гомеровских этических ценностей. Военно-патриотические элегии Каллина и Тиртея. Застольная тематика элегий Мимнерма. Политическая деятельность и поэтическое творчество Солона. Общественный пессимизм в элегиях Феогнида. Поэтические размеры (элегический дистих, ямбический триметр, трохеический тетраметр).

Греческая мелика. Своеобразие лирики Алкея и Сапфо. Творчество Анакреонта и позднейшая анакреонтика в европейской поэзии. Основные жанры хоровой мелики. Миф и моралистические суждения в поэзии Алкмана. Эпическая тематика в творчестве Стесихора. Триада Стесихора. Симонид Кеосский и эпиграмматическая традиция. Жанр эпиникия в творчестве Пиндара. Драматизация мифа в дифирамбах Вакхилида.

2.Классический период (5 – 4 вв. до н.э.). Происхождение драмы и ее основные виды (трагедия, комедия, сатировская драма). Структура греческой драмы. Афинский театр и организация театральных представлений. Эсхил - «отец трагедии» и поэт становления демократии. Проблематика и драматическая структура трагедий («Прометей Прикованный», «Семеро против Фив»). Интерпретация мифа об Атридах в трилогии «Орестея». Художественные особенности трагедий Эсхила.

«Век Перикла» - эпоха расцвета греческой культуры. Драматургические новшества Софокла. Нормативность героических характеров и принципов общественного поведения («Антигона», «Царь Эдип»). Художественные приемы Софокла (перипетия, трагическая ирония, ретардация). Стиль трагедий Софокла.

Кризис полисной идеологии и деятельность софистов. Переосмысление мифологической традиции в драмах Еврипида. Отход от нормативности в изображении героев, приближение к быту, психологизация образов («Медея», «Ипполит»). Снижение роли хора и появление интриги в трагедиях Еврипида («Ион»). Влияние Еврипида на позднейшую европейскую драму.

Древняя аттическая комедия. Фольклорные истоки и обрядовый элемент в комедии. Социально-политическая тематика комедий Аристофана («Всадники», «Мир», «Птицы»). Этический и эстетический традиционализм Аристофана («Облака», «Лягушки»). Эволюция древнеаттической комедии.

Греческая проза 5 – 4 вв. до н.э. Ранняя философская и историко-географическая проза (логографы). Виды ранней греческой прозы: историография, красноречие, философия. Повествовательный и научный стиль в «Истории» Геродота. Художественные и научные принципы Фукидида. Мемуарно-исторические сочинения Ксенофонта. Судебное, политическое и эпидейктическое красноречие в Греции. Лисий и «аттикизм» в красноречии. Риторическая школа Исократа. Демосфен – политический деятель и оратор. «Филиппики» Демосфена. Греческая философская проза. Ранняя натурфилософия (Левкипп, Демокрит). Теория идей Платона и его взгляды на общество и искусство. Связь с искусством драмы в диалогах Платона. Учение о мимесисе. Критика платоновских идей Аристотелем. Вопросы теории литературы и поэтики в произведениях Аристотеля («Поэтика», «Риторика»). Учение о катарсисе. Историческое значение трудов Платона и Аристотеля.

3.Эллинистический период (3 – 1 вв. до н.э.). Сущность понятия «эллинизм». Военные походы Александра Македонского и возникновение новых государств и культурных центров. Размежевание науки и литературы, рождение филологии как науки о текстах, единый греческий язык (койнэ). Новые философские учения (эпикурейцы, киники, стоики, скептики). Новая аттическая комедия Менандра. Первый образ мизантропа в мировой литературе («Брюзга»). Бытовые сюжеты и типы в комедиях Менандра. Мимиямбы Герода.

Новые литературные формы в эллинистической поэзии. Эпиллии Каллимаха, идиллии Феокрита, эпиграммы Асклепиада и Леонида Тарентского. Новые тенденции в эпической поэзии («Аргонавтика» Аполлония Родосского).

4.Период римского господства (1 – 5 вв. н.э.). Повествовательная и описательная проза. «География» Страбона. Поздняя историография (Иосиф Флавий, Аппиан). Жизнеописания и моральные трактаты Плутарха. Философско-сатирические диалоги Лукиана. Рождение жанра романа в поздней греческой прозе. Любовно-авантюрные сюжеты романов Харитона, Лонга, Гелиодора.

Римская литература

1.Ранний период (середина 3 – середина 2 вв. до н.э.). Население и языки Древней Италии. Особенности римской мифологии.

Первые римские поэты (Ливий Андроник, Гней Невий). Ориентация на греческие образцы. Римский эпос и театр. Римская трагедия и комедия (тогата, паллиата, претекстата). Демократические ориентации творчества Плавта. Типические герои-маски и буффонада в комедиях Плавта («Псевдол», «Хвастливый воин», «Два Менехма»). Первый образ скупца в комедии Плавта «Горшок» («Клад»). Квинт Энний и его школа. Создание латинского гексаметра. Гуманизм в комедиях Теренция («Свекровь», «Братья»).

2.Последний век республики (середина 2 – середина 1 вв. до н.э.). Становление римской сатиры (сатуры) как нового жанра. Тематика сатир Гая Луцилия. Цицерон и его роль в развитии литературы. Ораторское искусство, философские трактаты и письма Цицерона. Азианизм и аттикизм в римском красноречии. Политическая и литературная деятельность Юлия Цезаря. Жанр «записок» (комментарии) в исторических сочинениях Цезаря. Гай Саллюстий и жанр исторической монографии. Философский эпос Тита Лукреция «О природе вещей». Основные идеи, композиция и стиль поэмы Лукреция. Поэты-неотерики и лирика Гая Валерия Катулла. Любовная тема и персональная сатира в поэзии Катулла.

3 .Литература эпохи принципата и империи (втор..пол.1 в.до н.э.- нач. 1 в.).

Принципат Октавиана Августа и римская культура. Идейные и художественные особенности исторического труда Тита Ливия «От основания города». Жизнь и творчество Публия Вергилия. Буколическая тематика и прославление земледельческого труда («Буколики», «Георгики»). Мифическая и реальная история в «Энеиде». Греческие образцы и их преображение в поэзии Вергилия. Литературная судьба Вергилия.

Жизнь и философские взгляды Квинта Горация. Темы и жанры поэзии Горация («Эподы», «Сатиры», «Оды», «Послания»). «Наука поэзии» Горация и «Поэтика» Аристотеля.

Жанр элегии в римской поэзии (Альбий Тибулл, Секст Проперций). Любовные элегии Публия Овидия. Псевдодидактические поэмы о любви. Психологизация мифа в «Метаморфозах» Овидия. Философская концепция и художественный стиль «Метаморфоз». Овидий в изгнании. Последние книги стихов («Скорбные элегии», «Письма с Понта»). Пушкин и Овидий.

4 .Поздняя римская литература (втор..пол.1 в. – 2 в. н.э.). «Новый стиль» в римской литературе. Луций Анней Сенека – философ и драматург. Стоическая философия и патетический стиль поэмы Лукана «Фарсалия». Авантюрно-бытовой роман Петрония «Сатирикон». Римская действительность в эпиграммах Марциала. Бытовые и морально-философские темы в сатирах Ювенала.

Поздняя римская историография. «История» и «Анналы» Тацита. «Жизнеописание цезарей» Светония. Влияние второй софистики на римскую литературу. Роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел». Основной сюжет, вставные новеллы и сказка. Идейно-философская концепция романа Апулея и отношение к греческим образцам.

Христианство и античное литературное наследие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: