Й студент (Яковлев)
Ах, лето жаркое, пора духовной лени.
Прочь, классы с их учёбою, каникулы пришли.
2-й студент (Чудинов)
Теперь настало время наслаждений
В родимом доме, ярких впечатлений
Вольготной жизни, праздника души.
Студенты:
(ЧУдинов)Одних ждут родители, хутор, бахча,
(Яковлев)Другой - репетитор детей богача,
(Мозжерин)Кто пляшет, играет, кто песни поет:
(Чудинов)Безделья не любит наш тощий живот.
А лучше всего мы колядки поем,
(Все вместе)Когда колядуем - ох, сытно живем.
Украинская песня (студентка)
Халява: (Галкин)
Да, вольная стая снялась, улетая,
Растаяла, стихла в дали.
Тиберий (……)
У врат городских остаемся мы трое:
Грамматик один и философов двое –
Тиберий, Халява, Хома,
Втроём будет легче осилить дорогу,
Друг друга поддержим, друг другу поможем,
Опасность в пути не страшна…
Халява: (Галкин)
«Ось ты, Хома, что будешь делать?
Хома: (Доронин)
«Куда пойдешь, Халява, ты?»
Халява: (Галкин)
«Куда глаза глядят.
Тиберий, идешь ты с нами, иль в кусты?»
Горобец (……..)
«Я с вами, с вами, господа.
Единый в поле - слабый воин…»
Все трое:
«Ну что ж, друзья, идём вперед,
Дорога дальняя нас ждёт».
Музыка
Горобец (……)
Бредем по Киевскому шляху.
Сгустилась ночь.
На нас она нагнала страху,
У нас нет сил, идти невмочь.
Халява (Галкин)
Вон огонёк мелькнул,Вперед
Горобец (……..):
Вон посмотрите, стоит хата,
Большой сарай в углу двора,
Конец, конец ночному страху,
Еда и отдых ждут… Ура!
Все трое:
Откройте, люди добрые, пустите ночевать…
Старуха (Булгакова)
«Не можно. Тесно, места нет: ни сесть, ни лечь, ни спать».
Все трое:
«Нам только крыша и нужна.
Нас дальняя дорога совсем до ручки довела,
Пустите, ради Бога».
Старуха: (Булгакова)
«Ну, будь по-вашему, но только, всех расселю по одному:
Один в избу, другой в пристройку,
а третьего – в сарай, спать, на полу».
Старуха Халяву с Горобцом пропускает в хату,а
Хому, цепко ухватив за локоть,с крыльца свела, пошла показывать сарай.
Через минуту возвратилась в залитый бледным светом двор,
К луне простерла руки…
Старуха: (Булгакова)
«Душа моя, ты где: вверху, над облаками,
Или внизу, во тьме общаешься с чертями,
Кто я – любимица отца, завидная невеста,
Иль ведьма c помелом, которой на погосте место.
Днём – панночка, дочь сотника, хозяйка дома,
А ночью казака запрячь готова
И ну скакать до самого утра,,,
Да, доля горькая моя быть между небом и землёю…
Пора, пора определиться: я – или ведьма, иль девица
Старуха пошла к размытой тени старого сарая и, чуть помедлив,
Отворила дверь…
Хома: (Доронин)
«Кто там? А, это ты...
Послушай-ка, бабуся,
Ты что, несёшь мне четверть гуся?
В желудке пустота,
Ни крошки нету. Ужинать пора».
Как ворон, с распростёртыми крылами, подпрыгивая скачет по земле,
Старуха двинулась к Хоме…
Хома:
«Но-но...не надо...молод я
И ты мне даром не нужна...
Иди-ка в хату - спать пора
Тебе на печке до утра...»
Ой, что со мной?... я как конь...
А ноги просятся бежать... нет-нет,
скакать, скакать... скакать,
Я не хочу, я не хочу... Скачу...скачу…»
Ведущий (Вакутина): Хома чувствовал какое-то томительное, неприятное и вместе сладкое чувство, подступавшее к его сердцу. Он опустил голову вниз и видел, что трава, бывшая почти под ногами его, казалось, росла глубоко и далеко и что сверх ее находилась прозрачная, как горный ключ, вода, и трава казалась дном какого-то светлого, прозрачного до самой глубины моря.
Он видел, как вместо месяца светило там какое-то солнце; он слышал, как голубые колокольчики, наклоняя свои головки, звенели. Он видел, как из-за осоки выплывали русалки…
Читают стихи и танцуют
Песня русалок
1-я (Евсина)
«Мы лёгкие тени,
Речные мы феи,
Как только погаснет закат.
И месяц на небе
И звёзды на небе
Во мраке ночном заблестят,
2-я:
Выходим на берег,
Выходим на берег
Резвиться, и петь, и плясать.
И в песнях и танцах.
И в песнях и танцах
О жизни своей вспоминать.
3-я:
Мы молоды были.
Мы девами были,
Сердца будоражила кровь,
Ах, как мы любили,
И как нас любили,
Мы верили: вечна любовь.
4-я:
Но что-то случалось,
Но что-то ломалось
И жизнь наша шла под откос:
И вот мы русалки.
Теперь мы русалки.
Приют нам - нехоженый плес.
5-я:
Сквозь воду мы смотрим,
Сквозь воду мы видим,
Как жизнь протекает без нас.
Она бесконечна,
Она продолжается –
Жизни закат не погас».
Голос Хомы (микрофон):
«От ведьма, от змея, от вражья сила...
Найду управу на тебя, куда б ты ни носила.
Ну, брат Хома, себя спасай –
Молитву «Отче наш» читай...
(Читает молитву, после слов: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь...» – короткая пауза)
Голос Хомы:
«Я чувствую, она слабеет, и высота уже не та...»
(Читает):
«И остави нам долги наша, яко же и мы
Оставляем должником нашим...»
Хома:
«Земля, земля, родная мать...
Читать, читать, читать, читать...
«И не введи нас во искушение,
но избави нас от лукавого».
Старуха:
Молитву одолеть мне невозможно,
Я падаю.
Хома:
«Ну, ведьма, всё, конец тебе,
Сейчас уж ты в моей узде,
Я покатаюсь всласть, вперёд!
Быстрей скачи, бесовский род...»
Старуха:
«Устала я...»
Хома:
«Ах, ты устала...
А колдовать ты перестала?!
Из хлопцев кровь сосать, из баб, детей,
Убью тебя…
Старуха:
«Не бей меня, не бей..
Хома:
Не дрогнет моя рука..
Старая колдунья …О Боже, Красавица, которая
Являлась мне, лежит передо мной и умирает…
Хома в ужасе. Он узнает незнакомку
Ведущий:
И снова Киев-град, и снова бурса, снова ректор.
Хома отозван был назад, он вскоре должен
Появиться, здесь, в кабинете. Ректор ждёт…
Ректор: (Фельдшаров)
«Вот горе, вот беда стряслась:
Дочь сотника убита. Нас
Известие о том ошеломило –
В семнадцать лет её могила
Уж забрала.
Отец просил отпеть ее, и срочно,
На хуторе своём, а не заочно
Философа Хому, об этом, мол, она
Пред смертию просила.
Но почему бурсак Хома,
Её обязан отпевать –
Никак я не могу понять.
Он вскоре должен появиться
Его заставлю объясниться....»:
Негромкий робкий стук. Взволнованный философ
Ступает чрез порог.
Ректор: (Фельдшаров)
«Здоровым буди, пан философ...»
Хома:
«И вы, пан ректор, будьте здрав...»
Ректор:
«Езжай немедля в Потылицу-
Село вёрст пятьдесят от нас,
Там отпоёшь одну девицу -
Её наказ и мой приказ…
Ну, езжай, мои слова не забывай.
Кибитка во дворе, а в ней
Пять казаков. Ступай скорей».
Уходят.
Сотник (Радаев)
«Кто ты? Кто твой отец и мать?
И как сподобился узнать
Ты дочь мою?
Да ведь до Киева отсюда
Вёрст этак пятьдесят скакать?!»
Хома:
«Я, пан, студент. Я, пан, философ.
Родителей своих не знал,
Рос сиротой. Отец Клеософ
Меня заметил, подобрал.
А вашу дочь в глаза не видел,
Ей-ей, Господь не даст соврать.
Я в жизни мухи не обидел,
А уж девицу?! Не стоять
На этом самом месте мне-
Гореть на медленном огне...»
Сотник:
«Так почему же дочь моя
Просила отпевать тебя?»
Хома:
«Не ведаю, пан сотник, я...»
Сотник:
«Быть может ласточка моя
Прослышала, что ты, Хома
Большой охотник отпевать,
Молитвы скорбные читать,
Старинные обряды знаешь
И с точностию исполняешь...»
Хома:
«Но, пане...»
Сотник:
«А ещё Хома,
Ты, видно, святостью известен,
Не пьёшь вина, постишься, честен...»
Хома:
«Но, пане...»
Сотник:
«Как настанет вечер,
Тебя проводят в церковь, свечи
И книги нужные найдешь,
Там гроб с покойницей, начнёшь
Читать молитвы чин по чину...»
Хома:
«Но, пане...»
Сотник:
«За её кончину
Я отомщу...
(короткая пауза)
«О, господи, какое горе,
Как тяжела, как горька доля
Родителей. Терять детей -
Нет в жизни ничего страшней,
Чем гибель дочери, иль сына...
Ах, как любил я дочь мою.
Я без остатка жизнь свою
Ей отдавал. Смерть забрала её, а с ней
Взяла и жизнь души моей.
Голубка, ласточка, вот – вот
Пробьёт мой смертный час,
Недолго быть тебе одной,
Мы скоро встретимся с тобой.,
Хома:
«Мне страшно...»
Сотник:
«Э..э… эй, Спирид, философа с собой возьми,
(кричит в дверь):
Сведи на хату, накорми,
Спать уложи, чтоб свежим был,
Всю ночь молитвы бы творил,
И чтобы Господа просил
Грехи с моей голубки снять
И в руки Ангела отдать.
Идите с Богом...»
Спирид и Хома уходят.
Хома (Спириду):
«Здесь говорят, что панночка зналась
С нечистой силою...»
Спирид
«Зналась, да еще как.
Она на мне всю ночь носилась
Верхом до самого утра...»
Хома:
«Врёшь, быть того не может,
Чтоб ведьма средь людей жила,
Ходила в церковь и крестилась...»
Спирид (Виноградов)
«То днём, а ночью проносилась
На помеле.Да вот и Настя, и Фома тебе расскажут про псаря
Настя: (Соловьева)
Да, помнят все псаря Микитку…
Вот это был псарям всем - псарь,
Верхом, с собакою догонит
И подстрелит любую тварь...»
Хома:
«А дальше, дальше что...»
Спирид:
«А то, что в панночку влюбился.
Бывало, целый день возился
С собаками и лошадьми,
Как будто с малыми детьми,
Фома:
А тут с панёнки глаз не сводит,
Вокруг неё кругами ходит
И услужить ей норовит:
То сесть на лошадь пособит
То луговых цветов нарвёт
Да ей в подарок принесёт.
То в жаркий день подаст водицы.
Спирид:
Короче говоря, девица
Им овладела до того,
Что он забыл, как звать его...
Не вру, ей Богу, слухай дале.
Фома:
В одночасье
Псаря подстерегло несчастье.
Приходит панночка к нему и просит лошадь покататься,
В ответ Микита: «А на мне
Ты не изволишь прогуляться?»
И спину подставляет ей.
Та скок на спину и скорей
Прочь со двора...
Спирид:
Их не было до самого утра,
А утром он приполз живой едва
И на глазах у всех сгорел дотла.
Зола осталась от псаря Микиты,
Что ведьма сотворила с ним - все шито-крыто.
Казак: (Францев)
«И кровь она пила...
Ночами колдовала...
Колдунья, ведьма, сатана ей друг,
Какого страху нагнала вокруг,
Её не токмо отпевать -
Ей кол осиновый вогнать
В могилу...»
Хома:
«Боже мой…
Схватиться с самым сатаной,
С нечистой силою бороться
Мне ночью в церкови придётся.
Господь, спаси и сохрани
Меня на подвиг подыми...»
Спирид:
«Ну что, философ, не пора
Идти нам в церковь со двора.
Останешься в ней ночевать,
Молитвы нужные читать,
Грехи усопшей отпевать...
Пойдем...»
Казак: (Францев)
Казаки, лбы перекрестивши,
старинным поклонившись образам,
оставим мы Хому внутри,
Дверь мы запрем снаружи.
Что будет с ним, с Хомой, подумать страшно…
Хома:
«Как здесь темно и мрачно,
И тихо, как в лесу,
Свечей я вижу пачку,
Возьму их, принесу,
Зажгу — светлее станет,
Их свет прогонит страх,
И лик святых восстанет
В старинных образах.
На аналое книжка,
Чернея, гроб стоит,
Его открыта крышка,
В нём панночка лежит.
Страх к горлу подступает:
Хочу увидеть я
Лик той, что отпеваю,
Что выбрала меня.
Шаг... Ну еще... Смелее,
Глаза не отводи…
О Боже, леденею...
Гляди, гляди, гляди...
А-а-а-а-а, мама...
Старуха… ведьма... чур...
Дверь — заперта...
Решётка на окошке… караул!
В молитвах мне спасенье,
Предчувствие сбылось:
Так вот к чему видение
Явилось — все сошлось.
Круг очертить мне надо
Вокруг себя, сам чёрт,
Вся нечисть, силы ада
Круг не пересечёт.
Хома, не падай духом
И к службе приступай,
Ну, ни пера, ни пуха,
Молиться начинай.
Хома:
Алиллуия, алиллуия, алиллуия.
Глубиною мудрости человеколюбно
Вся строяй и полезныя всем
Подаваяй, Едине Содетелю.
Упокой, Господи, душу рабы Твоея...»
«О… Господи… встаёт, встаёт в гробу...
Спаси и сохрани… сейчас с ума сойду...»
(Хватает книгу и читает):
«Тя бо упование возложиша,
Творца и Зиждителя
И Бога нашего...»(раздается крик петуха)
Настя: Ну что с Хомой?
Спирид:
Да,весь день философ приходил в себя.
Обильная еда, горилки кварта
Ему добавили азарта
И духа крепости. Ведь он, Хома, казак…
Казак:
Всё было б хорошо
Да только день прошёл,
Вторая ночь настала.
Хома:
Все та же стража, та же дверь,
Вновь черный гроб, и ведьма вновь восстала.
Читать,читать, не поднимая взора,
И ведьма в поисках меня весь храм обходит снова.
И снова круг не одолеть нечистой силе,
Ещё немного потерпеть и… ей лежать в могиле.
Ещё немного потерпеть,
Чтобы востоку заалеть,
И громко петуху пропеть. Крик петуха
Я, слава богу, всё перетерпел,
Вторую ночь я одолел.
Спирид казаку:
Хома -то головою поседел,
И расплатился сединой
За свой с нечистой силой бой
Казак:
А вот и третья ночь настала,
И как же выдержать Хоме.
Панночка:
«Он здесь, пришёл, его я слышу,
Я чувствую: он часто дышит
И заикается, холодный пот
Прошиб его до пят –
Он ужасом объят...»
Хома продолжает читать.
Хома:
«Упокой, Господи, рабу Твою
И учини ю в раи...»
Панночка (в ярости):
«В раи… Он – мой земной палач,
Он бил меня, мой слыша плач,
Рука не дрогнула его
Бить девушку...»
Хома (читает):
«Покой, Спасе наш,
С праведными рабу Твою...»
Панночка, расставив руки, идёт на голос Хомы.
Панночка:
«Сюда пришёл живым -
Уйдёшь отсюда мёртвым
И прямо в ад.
Там каждый будет рад
Терзать тебя...»
Доходит до круга, но не может переступить черту.
Хома:
«Всесвятая Богородице,
Во время живота моего
Не остави мене...»
Панночка:
«Тебя мне несподручно сразу убивать,
Хочу с тобой как кошка с мышкой поиграть...»
Хома:
«Господи, Иисусе Христе,
Сыне Божий, помилуй мя, грешного...»
Панночка (идя по кругу, и хватая руками воздух):
«Хома, тебя не вижу,
Куда ты спрятался?
Я всё равно найду,
Когтями горло разорву
И к ране жадно припаду,
Пить кровь горячую твою...»
Панночка кричит:
«Хома, ты где,
Хома, откройся мне, Хома, дай мне тебя убить…»
(Хома в это время читает)
Хома:
«Господи и Владыко живота моего, дух
Праздности, уныния, любоначалия и
Празднословия не даждь ми...
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
Терпения и любви даруй ми,
Рабу Твоему...
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети
Моя прегрешения и не осуждати брата
Моего, яко благословен еси во веки веков.
Аминь...»
Панночка:
«Все силы тьмы, все силы ада,
Сюда, ко мне, спешите, надо
Найти, убить и растерзать
Врага и моего убийцу.
Эй, вы, вампиры-кровопийцы,
Скорей сюда на пир горой
Со всею дьявольской ордой,
Эй, черти, оборотни, гномы,
Кикиморы болотные, знакомо
Исполнить вам: живую душу
Свести с ума от страха,
Убить и съесть, не оставляя праха...»
Панночка:
«Ищите же, ищите,
Поймайте, приведите...»
Хома (читает):
«Богородице, Дева, радуйся,
Благодатная Мария, Господь с Тобою,
Благословенна Ты в женах
И благословен плод чрева Твоего,
Яко Спаса родила еси душ наших...»
Панночка:
«Нашли, нашли, он здесь?
Я слышу его голос...»
Нечистая сила:
«Мы слышим, но не видим,
Он здесь, однако, нет его...»
Панночка:
«Вий, приведите Вия...
Хома:
«Отче наш, иже еси на небесах...»
В оркестре изображается тяжёлая поступь и в двери появляется Вий.
Панночка:
«О, наконец-то, Вий...
Ты видишь то, что на земле
Сокрыто для других...
Мне помоги убийцу увидать.
Я так хочу его поймать и наказать
За то, что он убил меня в той жизни...»
Вий:
«Мне веки подымите...»
Хома:
«Читай, читай, не подымая глаз,
На Вия не гляди...»
Не уступай нечистой силе,
Будь твёрдым в вере до конца,
Ослабнет дух – и ты в могиле,
Дух выстоит – ты у Творца…
Вий:
«Не вижу я его...»
Хома:
«Все, нету больше сил...
Вий:
«Вот он...»
Микрофон: Раздался петуший крик. Это был уже второй крик; первый прослышали гномы. Испуганные духи бросились, кто как попало, в окна и двери, чтобы поскорее вылететь, но не тут-то было: так и остались они там, завязнувши в дверях и окнах.
Егор: Как жалко Хому. Я вообще сегодня спать не буду, страшно.
Катя: Хома погиб, но нечисть тоже погибла.
Егор: Получается, он ценой собственной жизни спас людей от всяких виев?
Заходит Полина.
Полина: Ну и где вы, ребята? Ищу вас, ищу. Я вас хотела позвать на спектакль, называется «Тиха украинская ночь..» Пойдете?
Егор: Опять украинская ночь? Я скоро точно начну в чудеса верить.
Полина: А что такое?
Егор: Сегодня какая –то мистика. У нас сегодня с этой украинской ночью такое на уроке было.
Полина: Что такое, расскажи.
Егор: Представьте, начало урока. Я и Мишка играем в морской бой.
Заходит преподаватель.
Кораблев: Елизавета Николаевна, а у нас сейчас литература, а не география.
Е.Н.: Раиса Ивановна заболела, и я её буду замещать.
— Кораблев, к доске! Расскажи-ка мне, что вы сейчас проходите по литературе.
— Мы «Полтаву» проходим, Елизавета Николаевна, — сказал я.
- Ну, скажи-ка, а ты какой-нибудь отрывок из этой поэмы выучил?
— Конечно, — сказал я,
— Какой же ты выучил? — спросила Елизавета Николаевна.
— «Тиха украинская ночь...»
— Прекрасно, — сказала Елизавета Николаевна и прямо расцвела от удовольствия. — «Тиха украинская ночь...» — это как раз одно из моих любимых мест! Читай, Кораблев.
Кораблев;...Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой церковью сияет...
— Стоп, стоп, довольно! — перебила меня Елизавета Николаевна. — Да, велик Пушкин, огромен! Ну-ка, Кораблев, теперь скажи-ка мне, что ты понял из этих стихов?
— Что? Кто? Я?
— Да, ты. Ну-ка, что ты понял?
— Все, — сказал я. — Я понял все. Луна. Церковь. Тополя. Все спят.
— Ну... — недовольно протянула Елизавета Николаевна, — это ты немножко поверхностно понял... Надо глубже понимать. Не маленький. Ведь это Пушкин...
— А как, — спросил я, — как надо Пушкина понимать? — И я сделал недотепанное лицо.
— Ну давай по фразам, — с досадой сказала она. — Раз уж ты такой. «Тиха украинская ночь...» Как ты это понял?
— Я понял, что тихая ночь.
— Нет, — сказала Елизавета Николаевна. — Пойми же ты, что в словах «Тиха украинская ночь» удивительно тонко подмечено, что Украина находится в стороне от центра перемещения континентальных масс воздуха. Вот что тебе нужно понимать и знать, Кораблев! Договорились? Читай дальше!
— «Прозрачно небо», — сказал я, — небо, значит, прозрачное. Ясное. Прозрачное небо. Так и написано: «Небо прозрачно».
— Эх, Кораблев, Кораблев, — грустно и как-то безнадежно сказала Елизавета Николаевна. — Ну что ты, как попка, затвердил: «Прозрачно небо, прозрачно небо». Заладил. А ведь в этих двух словах скрыто огромное содержание. В этих двух, как бы ничего не значащих словах Пушкин рассказал нам, что количество выпадающих осадков в этом районе весьма незначительно, благодаря чему мы и можем наблюдать безоблачное небо. Теперь ты понимаешь, какова сила пушкинского таланта? Давай дальше.
Кораблев наскоро пробормотал:
...Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух...
— А почему? — оживилась Елизавета Николаевна.
— Что почему? — сказал я.
— Почему он не хочет? — повторила она.
— Что не хочет?
— Дремоты превозмочь.
— Кто?
— Воздух.
— Какой?
— Как какой — украинский! Ты ведь сам только сейчас говорил: «Своей дремоты превозмочь не хочет воздух...» Так почему же он не хочет?
— Не хочет, и все, — сказал я с сердцем. — Просыпаться не хочет! Хочет дремать, и все дела!
— Ну нет, — рассердилась Елизавета Николаевна и поводила перед моим носом указательным пальцем из стороны в сторону. Получалось, как будто она хочет сказать: «Эти номера у вашего воздуха не пройдут». — Ну нет, — повторила она. — Здесь дело в том, что Пушкин намекает на тот факт, что на Украине находится небольшой циклонический центр с давлением около семисот сорока миллиметров. А как известно, воздух в циклоне движется от краев к середине. И именно это явление и вдохновило поэта на бессмертные строки: «Чуть трепещут, м-м-м... м-м-м, каких-то тополей листы!» Понял, Кораблев? Усвоил! Садись!
Звонок. Елизавета Николаена уходит.
А после урока Мишка вдруг отвернулся от меня, покраснел и сказал:
— А мое любимое — про сосну: «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна...» Знаешь?
— Знаю, конечно, — сказал я. — Как не знать?
Я выдал ему «научное» лицо.
— «На севере диком» — этими словами Лермонтов сообщил нам, что сосна, как ни крути, а все-таки довольно морозоустойчивое растение. А фраза «стоит на голой вершине» дополняет, что сосна к тому же обладает сверхмощным стержневым корнем...
Полина: Да, веселый был у вас урок.
Катя: Ну, пойдем мы на спектакль или нет?
Егор: Если страшный, то не пойдем.
Полина: Нет, это по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Микрофон: «Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем весело было колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принарядившихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег.»
Слышатся песни гуляющих, лай собак, кудахтанье кур.
1-я сплетница: Ну скажи на милость, разве Вакула ей пара?
2-я Оксане? Конечно, пара. Они так хорошо смотрятся!
1-я Ой, чую не к добру их дружба!
2-я Накаркай, давай. Вот увидишь, на свадьбе их еще погуляем!
1-я А я тебе говорю, не выйдет ничего.
2-я На Новый год, да перед Рождеством все сбывается!
1 -я Ну, тогда пусть кузнец желание вовремя загадает, тогда может и получится.
2-я Получится! Оксана – красавица, да и кузнец хорош собой, мне бы самой сгодился.
1-я Тебе? Старая перечница!
2-я Мне! А ты ведьма, тьфу на тебя!
1-я Это на тебя тьфу! Чтоб ты лопнула!
2-я Ах, так! Ну, я тебя сейчас!